ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1969 от 13.10.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-1969

13 октября 2016 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания: Филипповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ямало-Ненецком автономном округе в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" о признании действий незаконными, прекращении этих действий и возложении обязанности поставлять холодную воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" о признании действий незаконными, прекращении этих действий и возложении обязанности поставлять холодную воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

В обоснование иска указал, что в адрес истца поступило заявление гражданина ФИО2, проживающего в <адрес>, из которого следует, что ответчик поставляет и реализует воду населению не соответствующую требованиям санитарного законодательства Российской Федерации: вода имеет неприятный запах, оттенок коричнево-желтого цвета. Действия ответчика нарушают личные неимущественные и имущественные права неопределенного круга потребителей, в связи с чем, истец просит признать действия ответчика по предоставлению холодного водоснабжения противоправными, возложить обязанность прекратить эти действия, обязать ответчика предоставлять холодную воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в указанную силу через средства массовой информации, а именно общественно-политическую газету "Красный Север".

Определением судьи от 07 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Белоярское.

В судебном заседании представители истца С.С. Спешилов, Д.Е. Дереганов, действующие на основании доверенности, поддержали требования и доводы иска.

Представитель ответчика Е.Ю. Сеыцевич, действующая на основании доверенности, требования иска не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск.

Представитель третьего лица, извещенного судом о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании считал заявленные требования подлежащими удовлетворению судом в полном объеме.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно действующей редакции Устава АО "Ямалкоммунэнерго" осуществляет регулируемые государством виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, добыча и распределение воды, централизованный сбор и утилизацию сточных отходов.

В силу п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В судебном заседании установлено, что ответчик АО "Ямалкоммунэнерго" является организацией, поставляющей воду населению с. Белоярск.

Из материалов дела следует, что для достижения уставных целей ответчик использует на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ использует имущество: насос консольный, насос моноблочный 380 Вольт, насос моноблочный 400 Вольт, частотный преобразователь. Водоочистные сооружения с. Белоярск Прируальского района в комплекс арендуемого имущества не входит.

Как пояснили представители истца в судебном заседании, на основании поступившего заявления ФИО2, истцом были проведены лабораторные исследования качестве воды, подаваемой системой централизованного холодного водоснабжения.

Согласно протоколов лабораторных исследований, взятых ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" №150, 151 от 25.01.2016 года, взятых в всех точках отбора воды, холодная вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", поскольку имеет цветность, мутность, марганец, наличие колиформных бактерий.

Из ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическим и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 11 вышеуказанного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В силу ч.1 ст. 23 Федерального закона от 07.1.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст. 8 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из проведенных истцом исследований, подаваемая жителям с. Белоярск холодная вода не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, не является безопасной и безвредной для организма человека.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из вышеуказанных норм права, в соответствии с которыми на границе эксплуатационной ответственности, перед подачей воды в распределительную сеть, за качество холодной воды отвечает ответчик, который обязан подавать абонентам холодную воду, соответствующую установленным требованиям.

Доводы представителя ответчика несоблюдении третьим лицом требований о разработке технического задания и инвестиционной программы, а равно как и отсутствия водоочистных сооружений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ответчик, взяв на себя ответственность по эксплуатации централизованных систем водоснабжения, обязался обеспечить соответствие качества подаваемой потребителям холодной воды санитарным нормам, что не исключает исполнение надлежащими органами требований ч.7 Федерального закона от 07.1.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" о разработке плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, согласовании с органом исполнительной власти и включении плана мероприятий в состав инвестиционных программ.

Несоблюдение органом местного самоуправления требований закона ов несении изменений в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не освобождает ответчика от обязанности подавать потребителям воду надлежащего качества в соответствии с нормами действующего законодательства.

В силу ч.5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 года № 2300-1, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителя товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий эти требованиям.

Статьей 7 вышеуказанного закона также предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар, (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Согласно ч.2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 года № 2300-1,орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять в суд иски о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, и при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Законная сила судебного решения в защиту неопределенного круга лиц распространяется на истцов-потерпевших, не участвующих в деле, соответственно, суд должен возложить на ответчика обязанность довести решение до сведения материальных истцов через средства массовой информации- определенную общественно-политическую газету "Красный Север", доступную населению, устанавливает определенный им срок, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Таким образом, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ямало-Ненецком автономном округе в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" о признании действий незаконными, прекращении этих действий и возложении обязанности поставлять холодную воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам удовлетворить.

Признать действия Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" по предоставлению услуг холодного водоснабжения в отношении неопределенного круга лиц незаконными.

Обязать Акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" прекратить эти действия.

Обязать Акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" поставлять холодную воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Обязать Акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации- общественно-политическую газету "Красный Север" довести до сведения потребителей решение суда.

Взыскать с Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Судья О.В.Богомягкова