ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1969/2014 от 09.07.2014 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело №2-1969/2014                                        

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

     09 июля 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

     председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

     при секретаре Братчиковой Ю.А.,

     с участием истца Коробкина В.Ю., представителя ответчика ООО «УК «ДСТ» -Литевской Р.Г., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица ООО «ЖилСтандарт-П» - Шадрина В.В., действующего на основании устава,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробкина В. Ю. к ООО «УК «ДСТ» об обязании подключить услугу водоотведения, произвести перерасчет, возмещении морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л:

     Коробкин В.Ю. обратился в суд с иском к ООО «УК «ДСТ» о возложении обязанности по подключению услуги водоотведения, обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение, исключив из квитанций суммы, начисляемые за пользование канализацией, горячей и холодной водой с Дата., компенсации морального вреда в размере ... рублей.

     В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: Адрес Управление дом Адрес осуществляет ООО «УК «ДСТ», которая Дата перекрыла доступ к водоотведению в связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг. Уведомление об отключении водоотведения не получал. Обратившись в ООО «УК «ДСТ» Дата (т.к. Дата и Дата были выходными днями), узнал, что услугу подключат после погашения задолженности. Заняв нужную сумму, он полность погасил долг в размере ... рублей, но и после этого ООО «УК «ДСТ» отказало в подключении услуги, мотивировав это тем, что за подключение услуги необходимо заплатить ... рублей. Из-за отсутствия услуги водоотведения, его семья была выбита из привычного ритма жизни, т.к. существовать без воды и канализации почти целый месяц было невозможно. Малолетнего сына, которому ... лет, приходилось водить в туалет к соседям, невозможно было постирать белье, помыться. У сына погибли аквариумные рыбки, т.к. вовремя не поменяли воду, из-за случившегося он долго плакал. При обращении в ООО «УК «ДСТ» сотрудники разговаривали с ним по хамски, говорили, что он может жаловаться куда угодно, но они не подключат услугу до оплаты ... рублей.

     В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Показал, что у него действительно имелась задолженность перед ООО «УК «ДСТ», но он всегда платил по мере возможности, так из образовавшейся задолженности им в Дата было оплачено .... Ответчиком в нарушение Постановления правительства уведомление о приостановлении услуги под роспись не вручалось ни за ... дней, ни за 3дня до отключения. После оплаты долга в полном объеме, ответчик вымогал у него еще ... рублей якобы за подключение услуги, отказал в подключении водоотведения. Услуга по водоотведению была подключена Дата. В период с Дата. до Дата он не мог пользоваться услугами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в связи с чем просит обязать ответчика произвести перерасчет за указанный период. Моральный вред мотивирует тем, что длительный период испытывал неудобства, дискомфорт, не мог справлять естественные нужды, в квартире стоял жуткий запах, его семья не могла нормально питаться, принимать гигиенические процедуры. Сначала вода действительно уходила, но когда отверстия в заглушке забились твердыми бытовыми отходами, перестала уходить совсем. Услуга холодного и горячего водоснабжения ему предоставлялась, но семья не могла в полной мере пользоваться водой, т.к. канализация была забита.

     Представитель ответчика ООО «УК « ДСТ» исковые требования не признала и показала, что уведомление о приостановлении оказании коммунальных услуг напечатано на оборотной стороне квитанции за Дата в котором указано, что должникам задолженность за ЖКУ которых превышает ... месяца, с Дата. производится ограничение предоставления услуг горячего водоснабжения и отвода бытовых стоков. Между ООО «УК «ДСТ» и ООО «Жилстандарт-П» заключен договор от Дата согласно которому заказчик ООО «УК «ДСТ» поручает, а исполнитель обязуется в соответствии с п.114 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 в связи с наличием у Потребителя задолженности по оплате коммунальных услуг, временно ограничить, уменьшить потребителю объем (количество) коммунальной услуги по отводу бытовых стоков из жилого помещения должника. В обязанности исполнителя входило и извещение должника об ограничении услуги в соответствии с правилами № 354. Коробкину В.Ю. направлялось заказное письмо с уведомлением о вручении, которое вернулось в адрес ООО «Жилстандарт-П» за истечением срока хранения. От получения письменного уведомления за ... дня до введения ограничения услуги водоотведения Корбкин В.Ю. отказался, дверь квартиры не открыл. Услуга водоотведения после предъявления квитанций истцом Дата. не была подключена, т.к. истец оплатил ее не в полном объеме и не оплатил стоимость услуги по ограничению водоотведения и ее демонтажу. Услуга водоотведения была подключена истцу Дата В период ограничения водоотведения истец мог пользоваться данной услугой, вода могла уходить через специальные отверстия в заглушке, установленной на канализационный отвод, если в канализацию не попадали бы твердые отходы. Услуга по холодному и горячему водоснабжению истцу не ограничивалась, он мог пользоваться водой. Требования истца считает не обоснованными.

     Представитель третьего лица ООО «Жилстандарт-П» исковые требования не признал, поддержал доводы изложенные представителем ответчика. Показал, что истец Коробкин В.Ю. уклонялся от надлежащего извещения об ограничении водоотведения. За ... дня до введения ограничения сотрудники ООО «Жилстандарт-П» выходили по месту жительства истца с уведомлением об ограничении услуги водоотведения, Коробкин В.Ю. находился дома, но дверь не открыл, о чем был составлен акт. Пригласить соседей для составления акта не смогли, т.к. их не было дома. Уведомление было вставлено в дверь квартиры истца и произведена фотосъемка. Считает, что истец был надлежащим образом извещен о предстоящем ограничении услуги по водоотведению.

     Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

     Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом Адрес находится в управлении управляющей организации ООО «УК «ДСТ», о чем свидетельствует договор управления многоквартирным домом от Дата

     Собственником жилого помещения по адресу: Адрес является истец Коробкин В.Ю. (л.д. 20)

     Дата истцу, ввиду наличия задолженности по оплате коммунальных услуг была ограничена услуга по водоотведению путем установления заглушки на канализационный отвод.

     Дата истцом задолженность была погашена в полном объеме, согласно представленным квитанциям.

 Дата услуга по водоотведению возобновлена.

 Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

     В силу п. 114 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 17.02.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

 При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

 В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

 В соответствии с п. 116 Правил в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 115 настоящих Правил, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

 Как следует из п.117 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

 а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

 Положениями п. 118 указанных Правил установлено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

 В соответствии с п. 119 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

 исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

 при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

 П.120 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

 Между ответчиком и ООО «Жилстандарт-П» заключен договор от Дата согласно которому заказчик ООО «УК «ДСТ» поручает, а исполнитель обязуется в соответствии с п.114 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 в связи с наличием у Потребителя задолженности по оплате коммунальных услуг, временно ограничить, уменьшить потребителю объем (количество) коммунальной услуги по отводу бытовых стоков из жилого помещения должника. В обязанности исполнителя входило и извещение должника об ограничении услуги в соответствии с правилами № 354.

 Как следует из материалов дела ООО «Жилстандарт-П» Дата направило истцу заказное письмо с уведомлением, которое возвращено за истечением срока хранения Дата Опись вложения, как это установлено п. 119 Правил № 354 отсутствует, в связи с чем, установить содержание вложения в конверт не представляется возможным. Надлежащих доказательств, что это было предупреждение, ответчиком не представлено, как и не представлено относимых и допустимых доказательств вручения истцу извещения под расписку за 3-е суток до введения ограничения предоставления коммунальной услуги по водоотведению.

 Кроме вышеизложенного, ответчик в нарушение Постановления правительства № 354 об утверждении правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а именно п. 120, не возобновил предоставление услуги водоотведения в установленный срок, после погашения истцом задолженности. Задолженность была погашена Коробкиным В.Ю. в полном объеме Дата ответчик, несмотря на неоднократные обращения истца с просьбами возобновить услугу водоотведения, возобновил ее лишь Дата т.е. за пределами установленного законом срока (л.д. 27).

 Ссылку ответчика на размещение на дверях подъезда объявления о введении ограничения водоотведения в квартирах должников, оставлении конверта с извещением в дверях квартиры истца суд находит не состоятельной. Представленные ответчиком и третьим лицом фотоматериалы не соответствуют принципу относимости и допустимости, поскольку невозможно установить время размещения объявления и уведомления, кроме того, такое извещение должника не соответствует требованиям Правил № 354.

 Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вручения истцу под расписку уведомлений о приостановлении или ограничении коммунальной услуги по водоотведению. Нарушение прав истца ответчиком выразилось так же в несвоевременном подключении услуги водоотведения после погашения им задолженности. Постановление Правительства № 354 не содержит условий о том, что должник обязан оплатить стоимость ограничения и дальнейшего подключения коммунальной услуги. Единственным условием для возобновления предоставления коммунальной услуги, согласно п. 120 Правил является оплата задолженности или заключение соглашения о порядке погашения задолженности.

 Положения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставляя исполнителю право ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги абоненту устанавливают определенный порядок для реализации такого права. В рассматриваемом деле существенное значение имеет не вопрос обоснованности произведенного ограничения, а вопрос соблюдения исполнителем, в данном случае ООО «УК «ДСТ» установленного порядка извещения абонента, согласно требованиям пункта 117 вышеуказанного постановления. Не соблюдение данного порядка влечет признание незаконными действий по ограничению услуги.

 Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 В соответствии с п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

 Суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме ... руб., при этом учитываются обстоятельства причинения вреда, связанные с нарушением прав потребителя, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости. В остальной части иска о возмещении морального вреда следует отказать.

 Требования истца о подключении услуги водоотведения удовлетворению не подлежат, поскольку удовлетворены ответчиком в добровольном порядке.

 Истцом так же заявлены требования об обязании ООО «УК ДСТ» произвести перерасчет за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, поскольку в период с Дата до Дата его семья не могла пользоваться указанными услугами.

 Разрешая указанные требования Коробкина В.Ю. суд считает их подлежащими удовлетворению в части обязания ответчика произвести перерасчет платы за услугу водоотведения в период с Дата. до Дата Услуга холодного и горячего водоснабжения истцу не огранивалась, была предоставлена в полном объеме..

 В соответствии с п.98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

 В силу положений ч.6 ст. 13 ФЗ « О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 Суд не находит оснований для взыскания с ООО «УК «ДСТ» штрафа. С претензией, содержащей требования истца, сформулированные в исковом заявлении, в части возмещения морального вреда, Коробкин В.Ю. к ООО «УК «ДСТ» не обращался.

 В силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

     Взыскать с ООО «УК «ДСТ» в пользу Коробкина В. Ю. в счет возмещения морального вреда ... рублей, в возврат госпошлины ... рублей.

     Обязать ООО «УК «ДСТ» произвести перерасчет платы за услугу водоотведения в период с Дата до Дата

     В удовлетворении оставшейся части исковых требований Коробкину В. Ю. - отказать.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья                                 Д.В.Новоселова