ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/18 от 08.02.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №2-196/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 8 февраля 2018 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Поповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуНиколаевой Т.С. к Министерству имущественных отношений Омской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка по встречному Министерства имущественных отношений Омской области к Николаевой Т.С. об урегулировании разногласий при подписании проекта договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Николаева Т.С. обратилась в суд с названным выше иском, мотивируя свои требования тем, что на основании договора аренды от 27.08.2010 с учетом дополнительного соглашения к нему от 23.08.2013 являлась арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на земельном участке произвела строительство объекта недвижимости. В связи с истечением срока договора аренды она обратилась с заявлением о его продлении 20.12.2016. Письмом от 20.01.2017 Министерство имущественных отношений Омской области (далее министерство) уведомило истца об отказе в предоставлении ей в аренду земельного участка. Решением Центрального районного суда г.Омска от 27.04.2017 отказ в заключении договора аренды признан незаконным, возложена обязанность заключить данный договор. Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 02.10.2017 решение районного суда изменено, на Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение <адрес>, а также направить проект договора для подписания в адрес Николаевой Т.С. Во исполнение судебного акта подготовлен проект договора аренды земельного участка, который получен истцом. Проект договора подписан с протоколом разногласий, в досудебном порядке условия договора аренды с ответчиком не согласованы. Просит урегулировать разногласия при заключении договора аренды земельного участка. С учетом в письменной форме исковых требований окончательно просила урегулировать разногласия при заключении договора аренды №АЗ-36-013-2017 земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Омской области, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, между Министерством имущественных отношений Омской Области и Николаевой Т.С. следующим образом:

Вводную часть изложить в следующей редакции: «Субъект Российской Федерации - Омская область, представляемая Министерством имущественных отношений Омской области, именуемая в дальнейшем «Арендодатель», в лице первого заместителя Министра имущественных отношений Омской области Ш.И.Г., действующего на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 25 сентября 2014 года №38-п «О распределении обязанностей между руководителями Министерства имущественных отношений Омской области», с одной стороны и Николаева Т.С., именуемая в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», на основании заявления Николаевой Т.С. от 20.12.2016 г., решения Центрального районного суда г. Омска от 27 апреля 2017 года по делу №2а-1890/2017, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 04 октября 2017 года по делу №ЗЗа-4630/2017, заключили настоящий договор о нижеследующем:»

Пункт 1.3 изложить в следующей редакции: «Земельный участок передан Арендатору по акту приема-передачи, являющемуся приложением к дополнительному соглашению № 2 от 23 августа 2013 г. к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области, №АЗ-36-037-2010 от 27 августа 2010 г., после прекращения действия указанного договора аренды не возвращен, до настоящего времени находится во владении и пользовании у Арендатора».

Пункт 2.1 изложить в следующей редакции: «Арендная плата определяется согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемым приложением к настоящему договору (приложение № 2), в размере: 3 610 рублей в месяц (без НДС).».

Подпункт 4 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «не осуществлять на Участке работы, для проведения которых требуется лицензия, решение, либо соответствующее разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласия Арендодателя, если получение такого согласия Арендодателя предусмотрено действующим законодательством.».

Подпункт 14 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «По требованию Арендодателя освободить Участок от незаконно возведенных временных и (или) самовольно возведенных в течение срока действия договора зданий, сооружений за свой счет.»

Подпункт 4 пункта 4.2 изложить в следующей редакции: «осуществить мероприятия по государственной регистрации настоящего договора в течение пяти дней с момента подписания Сторонами настоящего договора.».

Пункт 5.3 изложить в следующей редакции: «В случае несвоевременного возврата Участка Арендатор обязан уплатить сумму арендной платы за период использования Участка после прекращения настоящего Договора, а также пеню в размере 0,1 процента от суммы задолженности по арендной плате за период использования Участка за каждый день просрочки возврата Участка».

Приложение № 2 к Договору аренды изложить в следующей редакции: «Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (далее -порядок) в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года N 108-п".

В соответствии с пунктом 5 Порядка арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и коэффициента, выраженного в процентах и устанавливаемого в зависимости от видов разрешенного использования земельного участка, по следующей формуле:

А = С х К, где:

А - годовая арендная плата;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;

К - коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

А/год = 1 140 000 руб. х 3,8% = 43 320 рублей,

А/мес. = 43 320 руб./12 мес. = 3610 рублей, где:

1 140 000 руб. - рыночная стоимость земельного участка согласно отчету от 13.07.2017 г. №139.

3,8 % - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка «иные земельные участки», установленный в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года 108-п».

В судебном заседании представителем Министерства имущественных отношений Омской области К.В.А. предъявлено встречное исковое заявление об урегулировании разногласий с Николаевой Т.С., в котором заявитель сослался на неурегулированные разногласия с Николаевой Т.С. относительно конкретных условий договора аренды, указал на необходимость определения условий договора судом в порядке разрешения преддоговорного спора. Истец по встречному иску с учетом уточненных в письменной форме исковых требований окончательно просил урегулировать разногласия, возникшие между Николаевой Т.С. и Министерством имущественных отношений Омской области при подписании проекта договора аренды №АЗ-36-013-2017 земельного участка, находящегося в государственной собственности Омской области.

Вводную часть договора аренды изложить в следующей редакции: «Субъект Российской Федерации - Омская область, представляемая Министерством имущественных отношений Омской области, именуемая в дальнейшем «Арендодатель», в лице первого заместителя Министра имущественных отношений Омской области Ш.И.Г., действующего на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 25 сентября 2014 года №38-п «О распределении обязанностей между руководителями Министерства имущественных отношений Омской области», с одной стороны и Николаева Т.С., именуемая в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 27 апреля 2017 года по делу №2а-1890/2017, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 04 октября 2017 года по делу №33а-4630/2017, заключили настоящий договор о нижеследующем:».

Пункт 1.3 изложить в следующей редакции: «Земельный участок передан Арендатору по акту приема-передачи, являющемуся приложением к дополнительному соглашению № 2 от 23 августа 2013 г. к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области, №АЗ-36-037-2010 от 27 августа 2010 г., после прекращения действия указанного договора аренды не возвращен, до настоящего времени находится во владении и пользовании у Арендатора».

Пункт 2.1 изложить в следующей редакции: «Арендная плата определяется согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемым приложением к настоящему договору (приложение № 2), в размере: 3 610 рублей в месяц (без НДС).».

Подпункт 4 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «не осуществлять на Участке работы, для проведения которых требуется лицензия, решение, либо соответствующее разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласия Арендодателя.».

Подпункт 12 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «в случае досрочного расторжения настоящего договора, возвратить Арендодателю Участок по акту приема-передачи не позднее следующего рабочего дня после заключения соглашения о расторжении настоящего договора в состоянии, пригодном для дальнейшего использования (при этом состояние Участка должно быть не хуже, чем при предоставлении его в аренду) в целях, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего договора.».

Подпункт 14 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «По требованию Арендодателя освободить Участок от незаконно возведенных временных и (или) самовольно возведенных в течение срока действия договора зданий, сооружений за свой счет.».

Подпункт 4 пункта 4.2 изложить в следующей редакции: «осуществить мероприятия по государственной регистрации настоящего договора в течение пяти дней с момента подписания Сторонами настоящего договора.».

Подпункт 5.3 изложить в следующей редакции: «В случае несвоевременного возврата Участка Арендатор обязан уплатить сумму арендной платы за период использования Участка после прекращения действия настоящего договора, а также пеню в размере 0,1 процента от суммы годовой арендной платы за каждый день просрочки возврата Участка.».

Приложение № 2 к Договору аренды изложить в следующей редакции: «Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года N 108-п") (далее-Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и коэффициента, выраженного в процентах и устанавливаемого в зависимости от видов разрешенного использования земельного участка, по следующей формуле:

А = С х К, где:

А - годовая арендная плата;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;

К - коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

А/год = 1 140 000 х 3,8% = 43 320 рублей,

А/мес. = 43 320 /12 = 3610 рублей, где:

1 140 000 руб. - рыночная стоимость земельного участка согласно отчету от 12.01.2018 г. № 002.

3,8 % - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка «иные земельные участки», установленный в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года № 108-п»).»

В судебном заседании Николаева Т.С. не участвовала, извещена надлежаще, ее представитель Д.А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указала на отсутствие оснований для удовлетворения встречного иска и отсутствие оснований для его принятия судом, поскольку в случае отказа в изложении спорных условий в предложенной Николаевой Т.С. редакции, спорные условию излагаются в соответствии с проектом договора аренды.

В судебном заседании представители Министерства имущественных отношений Омской области К.В.А., а после перерыва Д.Н.В., действующие на основании доверенности, поддержали позицию, изложенную во встречном иске.

Исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность исковых требований на основе анализа представленных сторонами доказательств, заслушав процессуальные позиции участников процесса, суд находит первоначальные и встречные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Разрешая спор, суд с учетом правилач.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные в ходе административного разбирательства по делу № 2а-1890/2017 по иску Николаевой Т.С. к Министерству имущественных отношений Омской области об обжаловании решения, возложении обязанности.

В ходе данного административного дела установлено, что 27.08.2010 между Омской областью в лице Министерства имущественных отношений Омской области НП «Поддержка омского хоккея» был заключен договор аренды № АЗ-36-037-2010, по условиям которого Омская область передала арендатору в аренду на 3 года (по 26.08.2013) земельный участок, площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> для строительства профилактория.23.08.2013 к названному выше договору было заключено дополнительное соглашение, по условиям которого арендатор по договору был заменен на административного истца Николаева Т.С.ДД.ММ.ГГГГНиколаева Т.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей того же земельного участка для завершения строительства. По итогам рассмотрения данного заявления Министерством имущественных отношений Омской области было отказано в предоставлении земельного участка.

Решением Центрального районного суда г.Омска от 27.04.2017 данный отказ Министерства имущественных отношений Омской области был признан незаконным, на Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о заключении с Николаевой Т.С. договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на новый срок.

Определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда изменено, на Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Во исполнение данных судебных актом Министерством имущественных отношений Омской области был подготовлен проект договора аренды №АЗ-36-013-2017 земельного участка, находящегося в государственной собственности Омской области (л.д.11-22), который был подписан Николаевой Т.С. с протоколом разногласий (л.д.23-31).

Министерство имущественных отношений Омской области письмом от 12.12.2017 уведомило Н.И.С. о несогласии с представленным протоколом разногласий, а также о намерении обратиться в суд с целью урегулирования разногласий, возникших при заключении договора аренды.

Разрешая спор, суд руководствуется следующим.

Согласно ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу части 4 статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Из системного толкования приведенных положений Гражданского кодекса применительно к спорным правоотношениям следует, что неподписание предложенного Министерством имущественных отношений Омской области проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и направления в предусмотренные законом сроки протокола разногласий к проекту договора, который является новой офертой, его отклонение Министерством имущественных отношений Омской области повлекло возникновение у сторон права передать разногласия, возникшие между ними при заключении договора, на рассмотрение суда.

Доводы представителя Николаевой Т.С. о процессуальной неприемлемости встречного иска Министерства имущественных отношений Омской области состоятельными не могут быть признаны.

Закрепленное в п.2 ст.445 ГК РФ право стороны, направившей протокол разногласий, передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, не влияет на процессуальное право второй стороны договора прибегнуть к судебном защите по такому иску путем предъявления встречного искового заявления.

Суд отмечает, что окончательная формулировка договорных положений будет определена судом, в связи с чем, доводы исковой и ответной стороны о конкретных положениях договора подлежат правовой оценке, независимо от того, что предложенные Министерством имущественных отношений Омской области формулировки в части основаны или воспроизводят положения проекта договора. Кроме того, частично условия проекта договора аренды были изменены Министерством имущественных отношений Омской области после обсуждения в судебном заседании 17.01.2018 спорных условий, что привело к фактическому согласованию сторонами большинства условий договора.

Таким образом, возникший между сторонами спор является преддоговорным спором об условиях договора аренды №АЗ-36-013-2017 земельного участка, находящегося в государственной собственности Омской области.

С учетом проведенных в ходе судебного разбирательства обсуждений относительно спорных условий договора аренды, фактически стороны достигли согласия относительно следующих условий договора с их изложением в соответствующих редакциях.

Пункт 1.3 в следующей редакции: «Земельный участок передан Арендатору по акту приема-передачи, являющемуся приложением к дополнительному соглашению № 2 от 23 августа 2013 г. к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области, №АЗ-36-037-2010 от 27 августа 2010 г., после прекращения действия указанного договора аренды не возвращен, до настоящего времени находится во владении и пользовании у Арендатора».

Пункт 2.1 в следующей редакции: «Арендная плата определяется согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемым приложением к настоящему договору (приложение № 2), в размере: 3 610 рублей в месяц (без НДС).».

Подпункт 12 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «в случае досрочного расторжения настоящего договора, возвратить Арендодателю Участок по акту приема-передачи не позднее следующего рабочего дня после заключения соглашения о расторжении настоящего договора в состоянии, пригодном для дальнейшего использования (при этом состояние Участка должно быть не хуже, чем при предоставлении его в аренду) в целях, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего договора.».

Подпункт 14 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «По требованию Арендодателя освободить Участок от незаконно возведенных временных и (или) самовольно возведенных в течение срока действия договора зданий, сооружений за свой счет.».

Подпункт 4 пункта 4.2 изложить в следующей редакции: «осуществить мероприятия по государственной регистрации настоящего договора в течение пяти дней с момента подписания Сторонами настоящего договора.».

Подпункт 5.3 изложить в следующей редакции: «В случае несвоевременного возврата Участка Арендатор обязан уплатить сумму арендной платы за период использования Участка после прекращения действия настоящего договора, а также пеню в размере 0,1 процента от суммы годовой арендной платы за каждый день просрочки возврата Участка.».

Приложение № 2 к Договору аренды изложить в следующей редакции: «Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года N 108-п") (далее-Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и коэффициента, выраженного в процентах и устанавливаемого в зависимости от видов разрешенного использования земельного участка, по следующей формуле:

А = С х К, где:

А - годовая арендная плата;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;

К - коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

А/год = 1 140 000 х 3,8% = 43 320 рублей,

А/мес. = 43 320 /12 = 3610 рублей, где:

1 140 000 руб. - рыночная стоимость земельного участка согласно отчету от 12.01.2018 г. № 002.

3,8 % - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка «иные земельные участки», установленный в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года № 108-п»).».

В судебном заседании процессуальные представители сторон подтвердили отсутствие спора по данным условиям договора аренды.

Оценивая правомерность изложения указанных условий договора, суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Проанализировав положения договора аренды, относительно которых у сторон спор отсутствует, на предмет соответствия их нормативным требованиям суд признает изложение данных условий допустимым и не противоречащим нормативным требованиям, не превышающим допустимые пределы договорного регулирования.

Помимо приведенных условий договора аренды, стороны не пришли к согласию по следующим условиям договора.

Вводная часть договора аренды в проекте договора содержит указание на его заключение на основании решения Центрального районного суда г.Омска от 27.04.2017 и определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 04.10.2017.

Николаева Т.С., выражает несогласие с таким изложением вводной части и считает необходимым указать в основании заключения договора аренды помимо судебных актов ее заявление. В обоснование подобной трактовки вводной части Николаева Т.С. ссылается на положения ст.39.17 Земельного кодекса РФ о том, что основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка является заявление.

Суд отмечает, что в рассматриваемой ситуации определяющими являются юридические факты (фактический состав), с которыми связано возникновение правоотношений между Николаевой Т.С. и Министерством имущественных отношений Омской области.

Действительно, процесс предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст.39.17 Земельного кодекса РФ, связан с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Однако, обращение 20.12.2016Николаевой Т.С. в Министерство имущественных отношений Омской области с подобным обращением возникновение правоотношений сторон не повлекло, поскольку письмом от 20.01.2017 Министерство имущественных отношений Омской областиуведомило об отказе в предоставлении земельного участка.

Данные действия повлекли возникновение иного правоотношения по защите Николаевой Т.С. права на предоставление земельного участка в аренду.

Прибегнув к судебной защите как к способу восстановления нарушения своих прав, Николаева Т.С. ссылалась на наличие оснований для предоставления земельного участка. Наличие таких оснований установлено судебными актами.

Указанными судебными постановлениями подтверждено право Николаевой Т.С. на заключение договора аренды в порядке, предусмотренном ст.39.17 Земельного кодекса РФ. Причем, в основе возникновения данного права лежит не заявление как таковое от 20.12.2016, а соответствие Николаевой Т.С. установленным в законе условиям для предоставления земельного участка находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.

Следовательно, само по себе заявление Николаевой Т.С. не повлекло возникновение правоотношения по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.По своим последствиям, данное заявление только инициирует процесс рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка и свидетельствует о соблюдении заявительного порядка.

При изложенных обстоятельствах, отсутствие во вводной части проекта договора аренды указания на то, что договор заключается,в том числе на основании заявления Николаевой Т.С.от 20.12.2016 права Николаевой Т.С. не нарушает и нормативным требованиям не противоречит.

Не достигнуто сторонами соглашения относительно подпункта 4 пункта 3.2 договора в следующей редакции проекта договора: «не осуществлять на Участке работы, для проведения которых требуется лицензия, решение, либо соответствующее разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласия Арендодателя.».

Николаева Т.С. полагает, что изложение данного условия в предложенном контексте приведет к нарушению прав арендатора, который получив соответствующие разрешительные документы от контрольно-надзорных органов будет вынужден обращаться к Министерству имущественных отношений Омской области для получения дополнительного согласия. В связи с чем, истцом по первоначальному иску данное условие договора предлагает дополнить указанием на получение такого согласия, если получение такого согласия Арендодателя предусмотрено действующим законодательством.

В судебном заседании 17.01.2018 судом было предложено представителю Министерства имущественных отношений Омской области пояснить процедуру реализации данного пункта, значение данного согласия, поскольку в самом договоре данная процедура не прописана.

Из пояснений представителя Министерства имущественных отношений Омской области, данных в судебном заседании 07.02.2018 следует, что после получения разрешений, лицензий и иных разрешительных документов от контрольно-разрешительных органов с данными документами арендатор должен обратиться вМинистерство имущественных отношений Омской области для получения согласия на те виды работ, на которые выданы соответствующие разрешительные документы.

Дать четкое и мотивированное обоснование тому, какую цель преследует подобное согласие и возможен ли отказ арендодателя в согласовании тех или иных действий, в отношений которых компетентными органами уже выданы соответствующие разрешения, представитель Министерства имущественных отношений Омской области затруднился, сославшись на необходимость защиты интересов арендодателя от нецелевого использования земельного участка.

Проанализировав предложенное в проекте договора условие подпункта 4 пункта 3.2 в совокупности с пояснениями представителя Министерства имущественных отношений Омской области, суд полагает, что данное условие договора является излишним, фактически повлечет необоснованное возложение на Николаеву Т.С. обязанности получения дополнительного разрешения от арендодателя в тех случаях, когда соответствующие разрешительные документы выдаются исключительно компетентными субъектами и в строго определенных действующим законодательством случаях. Более того, по существу не определен вопрос о порядке реализации Министерством имущественных отношений Омской области такого согласия, поскольку правовая возможность согласования Министерством имущественных отношений Омской области действий, разрешение на совершение которых относится к исключительной компетенции контрольно-надзорных органов, исключена.

С учетом приведенного представителем Министерства имущественных отношений Омской областиобоснования необходимости данного пункта суд полагает, что по условиям договора, по которым отсутствует спор, арендодатель наделен широким объем полномочий по контролю за соблюдением арендатором условий владения и пользования земельным участком, в том числе его целевым использованием (.

Учитывая приведенное, суд считает возможным изложить подпункт 4 пункта 3.2 в следующей редакции: «не осуществлять на Участке работы, для проведения которых требуется лицензия, решение, либо соответствующее разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласия Арендодателя, если получение такого согласия Арендодателя предусмотрено действующим законодательством.».

Также Николаева Т.С. выражает несогласие с подпункт 5.3 в следующей редакции: «В случае несвоевременного возврата Участка Арендатор обязан уплатить сумму арендной платы за период использования Участка после прекращения действия настоящего договора, а также пеню в размере 0,1 процента от суммы годовой арендной платы за каждый день просрочки возврата Участка.».

Истец по встречному иску предлагает изложить указанный пункт в следующей редакции: «В случае несвоевременного возврата Участка Арендатор обязан уплатить сумму арендной платы за период использования Участка после прекращения настоящего Договора, а также пеню в размере 0,1 процента от суммы задолженности по арендной плате за период использования Участка за каждый день просрочки возврата Участка».

Суд отмечает, что предусмотренное в пункте 5.3. условие является имущественной санкцией по отношению к арендатору.

По общему правилу ч.1 ст.330 ГК РФ неустойка (штраф, пеня) может быть определена законом или договором. Основанием для уплаты должником данной неустойки является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе просрочка исполнения.

Таким образом, вопрос о конкретном размере неустойки может быть разрешен в договоре, если обязательный размер неустойки не предписан законом.

В рассматриваемой ситуации подобный размен пени нормативно не предписан.

Специальным правилом ч. 2 ст.330 ГК РФ предусмотрено, что кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Заявляя о несогласии с указанным размером пени, процессуальный представитель Николаевой Т.С. сослалась по существу на несоразмерность данного условия последствия нарушения обязательства. При этом, мотивированных доводов о том, в чем конкретно выражена несоразмерность размера пени, а равно чем обусловлено несогласие с установленным в договоре размером пени представителем Николаевой Т.С. приведено не было.

Исходя из достигнутого сторонами согласия относительно порядка определения размера арендной платы, годовая арендная плата за земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 43 320 рублей, месячная арендная плата – 3160 рублей.

Суд отмечает, что после обсуждения спорного условия в судебном заседании 17.01.2018 спорное условие было откорректировано истцом по встречному иску, уточнено, что обязанность арендатора уплатить пеню в размере 0,1 процента от суммы годовой арендной платы наступает в случае продолжения пользования земельным участком после прекращения действия настоящего договора.

Суд полагает, что данный размер имущественной санкции соразмерен нарушению, за которое размер ответственности установлен, поскольку после прекращения действия договора аренды нахождение земельного участка во владении и пользовании бывшего арендатора, является неправомерным.

В случае несогласия с размером ответственности в конкретном случае, заинтересованная сторона не лишена права ссылаться на наличие оснований, поименованных в ч. 2 ст.330 ГК РФ, а также заявлять о несоразмерность пени в порядке ст.333 ГК РФ с мотивированным обоснованием подобной несоразмерности применительно к конкретной правовой ситуации.

При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для изложения пункта 5.3 в предложенной Николаевой Т.С. редакции, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевой Т.С., встречные исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворить частично.

Урегулировать разногласия, возникшие между Николаевой Т.С. и Министерством имущественных отношений Омской области при подписании проекта договора аренды №АЗ-36-013-2017 земельного участка, находящегося в государственной собственности Омской области.

Вводную часть договора аренды изложить в следующей редакции: «Субъект Российской Федерации - Омская область, представляемая Министерством имущественных отношений Омской области, именуемая в дальнейшем «Арендодатель», в лице первого заместителя Министра имущественных отношений Омской области Ш.И.Г., действующего на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 25 сентября 2014 года №38-п «О распределении обязанностей между руководителями Министерства имущественных отношений Омской области», с одной стороны и Николаева Татьяна Сергеевна, именуемая в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 27 апреля 2017 года по делу №2а-1890/2017, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 04 октября 2017 года по делу №33а-4630/2017, заключили настоящий договор о нижеследующем:».

Пункт 1.3 изложить в следующей редакции: «Земельный участок передан Арендатору по акту приема-передачи, являющемуся приложением к дополнительному соглашению № 2 от 23 августа 2013 г. к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области, №АЗ-36-037-2010 от 27 августа 2010 г., после прекращения действия указанного договора аренды не возвращен, до настоящего времени находится во владении и пользовании у Арендатора».

Пункт 2.1 изложить в следующей редакции: «Арендная плата определяется согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемым приложением к настоящему договору (приложение № 2), в размере: 3 610 рублей в месяц (без НДС).».

Подпункт 4 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «не осуществлять на Участке работы, для проведения которых требуется лицензия, решение, либо соответствующее разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласия Арендодателя, если получение такого согласия Арендодателя предусмотрено действующим законодательством.».

Подпункт 12 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «в случае досрочного расторжения настоящего договора, возвратить Арендодателю Участок по акту приема-передачи не позднее следующего рабочего дня после заключения соглашения о расторжении настоящего договора в состоянии, пригодном для дальнейшего использования (при этом состояние Участка должно быть не хуже, чем при предоставлении его в аренду) в целях, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего договора.».

Подпункт 14 пункта 3.2 изложить в следующей редакции: «По требованию Арендодателя освободить Участок от незаконно возведенных временных и (или) самовольно возведенных в течение срока действия договора зданий, сооружений за свой счет.».

Подпункт 4 пункта 4.2 изложить в следующей редакции: «осуществить мероприятия по государственной регистрации настоящего договора в течение пяти дней с момента подписания Сторонами настоящего договора.».

Подпункт 5.3 изложить в следующей редакции: «В случае несвоевременного возврата Участка Арендатор обязан уплатить сумму арендной платы за период использования Участка после прекращения действия настоящего договора, а также пеню в размере 0,1 процента от суммы годовой арендной платы за каждый день просрочки возврата Участка.».

Приложение № 2 к Договору аренды изложить в следующей редакции: «Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года N 108-п") (далее-Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и коэффициента, выраженного в процентах и устанавливаемого в зависимости от видов разрешенного использования земельного участка, по следующей формуле:

А = С х К, где:

А - годовая арендная плата;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;

К - коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

А/год = 1 140 000 х 3,8% = 43 320 рублей,

А/мес. = 43 320 /12 = 3610 рублей, где:

1 140 000 руб. - рыночная стоимость земельного участка согласно отчету от 12.01.2018 г. № 002.

3,8 % - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка «иные земельные участки», установленный в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. № 108-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года № 108-п»).»

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредствам подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 12.02.2018 года