ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/19 от 20.02.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

дело №2-196/2019

24RS0040-02-2019-000033-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2019 год город Норильск район Талнах

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Пустохиной В.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев гражданское дело №2-196/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края о перерасчете размера страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику – Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края (далее – УПФР в г.Норильске Красноярского края, ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с даты назначения пенсии, а именно с 03 января 2018 года по 01 сентября 2018 года, в обоснование своих требований указав, что в связи с наличием права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, истец обратилась к ответчику с заявлением, к которому приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы, в соответствии с требованиями пенсионного законодательства РФ. Однако расчетный размер пенсии определен пенсионным органом без учета среднемесячного заработка истца за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на территории Республики Украина, в то время, как истец достоверно располагала сведениями, что такой запрос был сделан специалистами УПФР в г.Норильске Красноярского края, и была уверена, что все основания, для назначения увеличенной пенсии имеются. 05 апреля 2018 года истец была информирована пенсионным органом о необходимости самостоятельного истребования и предоставления справки о заработной плате за 60 месяцев трудовой деятельности в Республике Украина, и поскольку не смогла получить таких сведений, 08 июня 2018 года была вынуждена обратиться к ответчику с просьбой направить повторный запрос. 20 августа 2018 года истец узнала о поступлении справки, и с сентября 2018 года перерасчет пенсии был произведен. По мнению истца, ввиду виновного бездействия ответчика, несвоевременно направившего запрос в Республику Украина, с даты назначения пенсии 03 января 2018 года по 01 сентября 2018 года имело место быть нарушение пенсионных прав, недоплата пенсионного обеспечения составила 33050,40 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, дополнительно сообщила, что о нарушении своих прав узнала впервые получив пенсию в размере менее ожидаемого, об отсутствии необходимых документов достоверно была информирована лишь в апреле 2018 года.

Представитель истца ФИО2, выражая позицию доверителя, предлагал учитывать, что обращаясь с заявлением о назначении пенсии, ФИО1 была вправе рассчитывать на добросовестность действий представителей государственного учреждения, и до апреля 2018 года пребывала в неведении об определении размера своей пенсии без учета повышающих факторов. Истец предпринимала меры по самостоятельному получению требуемой справки, но с учетом политических особенностей Республики Украина, не имела такой возможности, в то время, как при должной внимательности ответственных лиц, пенсионные права истца не были бы нарушены.

Представитель ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края ФИО3, чьи полномочия на участие в деле подтверждены доверенностью, по заявленным требованиям привела возражения, в которых предложено учесть, что при оценке пенсионных прав ФИО1, расчетный размер пенсии определялся в соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, без учета заработка за 60 месяцев до 01.01.2002 г., так как подтверждающие документы отсутствовали. При этом действительно, в интересах заявителя УПФР в г.Норильске Красноярского края 21 ноября 2017 года заблаговременно был направлен запрос о предоставлении справок за 60 месяцев работы в ГУПФ Украины в Луганской области, которые были получены 02 августа 2018 года. Поскольку до этой даты требуемые сведения отсутствовали и заявителем в своих интересах представлены не были, перерасчет пенсии ФИО1 по ее личному заявлению был произведен с 01 сентября 2018 года, что согласуется с требованиями подп.2 п.1, п.2 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ознакомившись с позицией сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ (действующего в момент возникновения спорных правоотношений) страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 данного Закона - мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией…, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1). Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Если указанное заявление пересылается по почте, либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного липа мог определяться по выбору застрахованного липа либо в порядке, установленном п.З настоящей статьи, либо в порядке, установленном п.4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п.6 настоящей статьи.

При определении расчетного размера трудовой пенсии в порядке, предусмотренном п.З ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного липа к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), учитываемое в размере не свыше 1.2. В соответствии с п.З ст.30 Закона право на отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1.4. 1.7. 1,9) независимо от места жительства за пределами районов Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностей (МПКС) предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в РКС не менее 15 календарных лет. либо не менее 20 календарных лез в МПКС и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Для применения повышенного отношения заработков требования к северному и страховому стажу должны быть соблюдены на 01.01.2002 года.

При этом в соответствии с положениями п.З ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ учет в повышенном размере отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абз.З п.З ст.30 Закона (за 2000 -2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года), включающие периоды работы в РКС и (или) МПКС. Повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том РКС и МПКС, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 20 ноября 2017 года бесконтактным способом приема документов обратилась в УПФР в г.Норильске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив к заявлению электронные образы следующих документов: паспорта гражданина РФ, трудовой книжки, СНИЛС, диплома об образовании, справки о работе, свидетельства о рождении ребенка, СНИЛС ребенка.

Заявление принято пенсионным органом 20 ноября 2017 года, в подтверждение чего ФИО1 направлена расписка, в которой предложено дополнительно представить: справку о заработной плате за 05 лет (60 месяцев) (запрос направлен), свидетельство о браке, справку об отвлечениях с 16.01.2006 по 10.08.2009 (запрос направлен, ответ есть), справку об отвлечениях с 25.02.2014 по 03.01.2018 (л.д.7).

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края ФИО1 назначена досрочная страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 января 2018 года, при этом учтен стаж работы истца в период с 01.01.1995 года по 25.10.2000 года в Лутугинском районном узле электросвязи Луганской области Республики Украина.

Расчетный размер пенсии определялся в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, без учета сведений о заработной плате ФИО1 за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года, поскольку такие данные, на дату назначения пенсии (03 января 2018 года) заявителем представлены не были, а направленный пенсионным органом соответствующий запрос – не исполнен.

Для возможного увеличения пенсии ФИО1 предлагалось представить справку о заработке за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года, о чем направлялись уведомления от 03.04.2018 года и 03.07.2018 года, представленные в материалы дела.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о перерасчете страховой пенсии с даты ее назначения (03 января 2018 года), суд исходит из того, что расчет пенсии ФИО1 при ее назначении впервые был произведен ответчиком на основании представленных истцом документов.

Пенсионный орган не правомочен самостоятельно определять порядок расчета пенсии, а в своей деятельности обязан руководствоваться правовыми нормами, действующими на момент рассмотрения поступающих к нему заявлений.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 2 статьи 23 указанного Федерального закона).

Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.

Перерасчет размера назначенной ФИО1 страховой пенсии с 01 сентября 2018 года произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало обращение – 20 августа 2018 года.

Материалы дела не содержат сведений о предоставлении истцом ответчику при обращении с заявлением о назначении пенсии по старости всех необходимых документов, подтверждающих трудовую деятельность.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и материалов дела достоверно установлено, что сведения по запросу УПФР в г.Норильске Красноярского края от 21 ноября 2017 года в отношении периодов работы ФИО1 направлены Управлением Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в Ленинском районе города Луганска 17 мая 2018 года, и фактически поступили 02 августа 2018 года, после чего, на основании заявления ФИО1 от 20 августа 2018 года УПФР в г.Норильске Красноярского края произведен перерасчет страховой пенсии с 01 сентября 2018 года.

Считая свои пенсионные права нарушенными, истец указала, что пребывала в неведении относительно отсутствия в пенсионном органе на дату назначения пенсии справок о заработной плате, касающихся периода ее трудовой деятельности в Республике Украина, однако данный довод прямо опровергается содержанием расписки УПФР в г.Норильске Красноярского края о приеме документов ФИО1 от 20 ноября 2018 года, в которой заявителю было предложено дополнительно представить данные документы и нет сведений о том, что ответ на направленный запрос получен.

Направление пенсионным органом запроса об истребовании соответствующих сведений о заработной плате заявителя за 60 месяцев не лишало истца возможности самостоятельно принять меры для получения справок в более короткие сроки и озаботиться вопросом назначения пенсии с повышающим фактором заблаговременно.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства доказательств обращения ФИО1 с заявлением о перерасчете пенсии и представлением всех необходимых документов в пенсионный орган ранее 20 августа 2018 года стороной истца не представлено, виновное бездействие УПФР в г.Норильске Красноярского края, умалившее пенсионные права истца не установлено.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Норильский городской суд Красноярского края в течение месяца с даты изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 25 февраля 2019 года.

Председательствующий: судья Е.В. Шевелева