ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/20 от 28.01.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-196/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе: Председательствующего судьи Кармолина Е.А.

При секретаре Никулиной Е.А.

28 января 2020 года в городе Волжский, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумкова А.М. к акционерному обществу Авиационная Компания «РусЛайн», ООО АК «Сириус-Аэро» о защите прав потребителя, взыскании ущерба, неустойки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шумкова А.М. обратился в суд с иском, дополненным в ходе судебного разбирательства к акционерному обществу Авиационная Компания «РусЛайн», ООО АК «Сириус-Аэро» о защите прав потребителя, взыскании ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что в сентябре 2018 года по семейным обстоятельствам он и его жена С.Е. приехали в <адрес>. Для выезда домой в Волжский им были приобретены билеты для себя и жены в авиакомпании РусЛайн на рейс 7R-3610 Усть-Кут - Красноярск дата вылета "дата" в 16 ч. 50 мин. стоимость билетов 6725 рублей и 5945 рублей, стоимость двух билетов 12670 рублей. По прилете в Красноярск они должны были вылететь рейсом Y7-118 Красноярск - Москва дата вылета "дата" 19 ч. 30 мин. стоимость одного билета 6198 рублей, стоимость двух билетов 12396 рублей. Данные билеты он купил в авиакомпании Nord Star. Когда они с женой прибыли в аэропорт Усть-Кута, то узнали, что рейс 7R-3610 Усть-Кут - Красноярск отменен на неопределенный срок из-за неисправности самолета. Они были вынуждены отказаться от услуг авиакомпании РусЛайн и приобрести другие билеты на другие рейсы. Так они из Усть-Кута были вынуждены лететь в Иркутск рейсом IO 160 авиакомпании Ираэро дата вылета "дата", 16.40, так как никаких других рейсов из Усть-Кута в этот день не было, а РусЛайн ничего не сообщила о дате готовности ее самолета, который был неисправен. Стоимость одного билета составила 8035 рублей, стоимость двух билетов 16070 рублей. В Иркутске им пришлось ночевать, так как "дата" рейсов на Москву в Иркутске не было. Стоимость проживания в гостинице составила 3500 рублей, стоимость ужина и завтрака в Иркутске составила 2690 рублей. "дата" в 7 ч. 35 мин. рейсом U6-106 они вылетели в Москву на самолете авиакомпании «Уральские авиалинии». Стоимость одного билета 16208 рублей, стоимость двух билетов составила 32416 рублей. Отмена рейса произошла из-за неисправности самолета, то есть не по его вине, не по вине третьих лиц, не вследствие непреодолимой силы, а по вине авиакомпании, которая еще "дата" знала о том, что самолет неисправен, но не приняла мер по его ремонту или замене к сроку вылета, чтобы выполнить обязательства по договору перевозки перед своими клиентами. Он обратился с претензией в авиакомпанию РусЛайн с требованием выплатить сумму причиненного ущерба с указанием данных своего расчетного счета (карты). В ответе авиакомпании РусЛайн № И-3165 от "дата" ему сообщили, что его требования удовлетворены не будут. Он обратился с претензией в авиакомпанию РусЛайн с требованием выплатить сумму причиненного ущерба с указанием данных своего расчетного счета (карты). В ответе авиакомпании РусЛайн № И-3165 от "дата" сообщили, что его требования удовлетворены не будут. Ответчик, отказав в возврате провозной стоимости и возмещения убытков на общую сумму 54676 рублей нарушил требование ч. 1 ст. 31 Закона от "дата"№... «О защите прав потребителей», следовательно, с него подлежит взысканию неустойка, рассчитываемая в порядке ст. 28.5 того же закона из расчета 3% за каждый день от общей суммы убытков. В результате отмены рейса 7R-3610 Усть-Кут - Красноярск ему причинены убытки в размере 54 676 руб., которые рассчитаны исходя из суммы стоимости перелетов Усть-Кут-Иркутск, Иркутск-Москва, а также стоимости проживания и питания в Иркутске (16 070+32 416+3 500+2 690=54676) плюс неустойка за несвоевременное выполнение требования потребителя в размере 54676 рублей. Таким образом, цена иска равна сумме убытков плюс сумма неустойки 54 676 + 54 676 = 109352 рублей. В ходе судебного заседания было установлено, что между АО АК «РусЛайн» и ООО АК «Сириус-Аэро» имеются соглашения, согласно которым АО АК «РусЛайн» передает функции фактического перевозчика ООО АК «Сириус-Аэро». Таким образом, ответственность за нарушение условий перевозки должны нести как АО АК «РусЛайн», так и ООО АК «Сириус-Аэро». Кроме того, в результате несостоявшегося рейса он испытал сильный стресс, испытал моральные и нравственные страдания, так как, был вынужден находится в незнакомом, чужом месте неопределенное время. Кроме того, в результате неправомерных действий ответчиков был вынужден изменить время и маршрут дороги домой. Также мне были причинены моральные и нравственные страдания в результате отказа перевозчика возмещать убытки, что вынудило меня обратиться в суд. Уже почти год идет судебное разбирательство, однако, перевозчик даже не пытается как-то урегулировать конфликт, только лишь старается уйти от ответственности, отказывая в выплате денежных средств. Просил суд взыскать солидарно с Акционерного общества Авиационная компания «РусЛайн» (АО АК «РусЛайн») и ООО АК «Сириус-Аэро» в его пользу убытки в результате отмены рейса 7R-3610 Усть-Кут - Красноярск в размере 54676 рублей, неустойку за нарушение срока исполнения требования потребителя о возмещении убытков в размере 54676 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, стоимость двух билетов в размере 12670 рублей.

В судебном заседании ситец Шумкова А.М. и его представитель, действующий на основании доверенности Овчинников В.В. исковые требования поддержали просили удовлетворить их.

Представитель ответчика АО АК «РусЛайн» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. В письменных возражениях на исковое заявление, возражал против удовлетворения требований Шумкова А.М.

Представитель ответчика ООО АК «Сириус-Аэро» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

На основании п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа, а п. 2 ст. 786 ГК РФ установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 2 ст. 105 Воздушного РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

В силу ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации.

Согласно п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.В судебном заседании установлено, что "дата"Ш.А.М. на «OZON.travel» приобретены 2 билета на рейс 7R-3610, валидирующий перевозчик «РусЛайн» Усть-Кут - Красноярск дата вылета "дата" в 16 ч. 50 мин. стоимость билетов 6725 рублей и 5945 рублей (л.д.7, 8).

"дата"Ш.А.М. приобретены 2 билета на рейс Y7-118, АК «Nord Star» Красноярск - Москва дата вылета "дата" 19 ч. 30 мин. стоимость одного билета 6198 рублей (л.д. 11,12).

"дата" рейс 7R-3610 Усть-Кут - Красноярск отменен по технической причине (неисправность воздушного судна) (л.д. 16, 17).

"дата"Ш.А.М. приобретены 2 билета на рейс IO 160 Усть-Кут – Иркутск АО АК «Ираэро» дата вылета "дата", 16.40, стоимостью 8035 рублей каждый и 2 билета на рейс U6-106 Иркутск – Москва АК «Ural Airlines», дата вылета "дата" стоимостью 16208 рублей каждый. (л.д. 9,10, 13, 14).

В Иркутске Шумкова А.М. понес расходы на гостиницу в размере 3500 рублей, завтрак и ужин в размере 2690 рублей (л.д. 15).

Расходы на приобретение билетов, расходы на гостиницу и питание подтверждаются выпиской детализации операций по карте на имя Шумкова А.М. (л.д. 24, 25).

Шумкова А.М., посредством электронной почты обратился в АО АК «РусЛайн» с претензией о возмещении убытков связанных с приобретением билетов по маршруту Усть-Кут – Иркутск, Иркутск – Москва, расходов на гостиницу и питание в размере 54676 рублей.

В ответе на претензию Шумкова А.М., ответчик АО АК «РусЛайн» сообщил о том, что перевозчиком по рейсу 7R-3610 является ООО АК «Сириус-Аэро», разъяснен порядок возврата билетов, и отказано в удовлетворении заявленных требований о возмещении ущерба.

Так же в судебном заседании установлено, что фактическим перевозчиком по рейсу 7R-3610 по маршруту Усть-Кут - Красноярск 1109.2018 является авиакомпания ООО АК «Сириус-Аэро».

Наличие договорных отношений между Ответчиком и фактическим перевозчиком ООО АК «Сириус-Аэро» подтверждаются соглашением №... от 25.04.2018г. о предоставлении Агенту права продажи авиаперевозок. В соответствии с п. 1.1. Данного соглашения, Принципал (ООО Авиакомпания «Сириус-Аэро») предоставляет Агенту (Ответчик) право управлять ресурсом мест Перевозчика (ООО Авиакомпания «Сириус-Аэро») и осуществлять продажу авиаперевозок по маршрутам Перевозчика (ООО Авиакомпания «Сириус-Аэро»). Соглашением №....1 / 04/18-81 от 02.04.2018г. о признании перевозочной документации. Предметом данного соглашения является признание ООО АК «Сириус-Аэро» перевозочной документации Ответчика (TR/РГ, расчетный код ~ 362), при осуществлении перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ). В подпункте 2,1.1. устанавливает наличие полномочий Оформляющей авиакомпании (Ответчик) на оформление и заполнение билетов для перевозки пассажиров, В подпункте 2.2.1 указано: «Перевозящая авиакомпания (ООО АК «Сириус-Аэро») согласна принимать билеты или другие перевозочные документы, выпущенные Оформляющей компанией (Ответчик) настоящего, Соглашения, и перевозить пассажиров и багаж в соответствии с примененными тарифами и условиями настоящего Соглашения».

П. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Распоряжением Правительства РФ от "дата" N 641-р утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, согласно которой, безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам нанесения ущерба снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

П. 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от "дата" N 82 (далее ФАП), установлено право перевозчика отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. п. 226 - 229 ФАП пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в п. 227 или п. 41 ФАП.

Учитывая изложенное, задержка рейса 7R-3610 явилась следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна в целях исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров.

Ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи освобождения перевозчика от ответственности в случае, если просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения гражданского дела в суде, были таковыми, что просрочка доставки пассажиров в пункт назначения в установленное договором перевозки время является следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна, а также исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров.

В соответствии с п. 71 ФАП перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.

Согласно п. 117 ФАП не предусмотрена обязанность перевозчика обеспечивать стыковку рейсов, на которые приобретены разные авиабилеты (билеты разных перевозчиков).

Таким образом, судом установлено, что отмена рейса произошла по не зависящей от перевозчика причине, а именно вследствие возникновения неисправности воздушного судна, угрожавшей жизни и здоровью пассажиров.

При этом истец к ответчику в аэропорту вылета за возвратом денежных средств либо замене авиабилета не обращался, доказательств необходимости несения указанных истцом расходов по приобретению авиабилетов, расходов на гостиницу и питание суду не представлено. Так же судом не установлено и доказательств не предоставлено тому, что истцом оформлялся единый маршрут следования.

В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований Шумкова А.М. к АО АК «РусЛайн», ООО АК «Сириус-Аэро» о взыскании ущерба, неустойки, компенсации морального следует отказать.

Так же не подлежат удовлетворению исковые требования Шумкова А.М. о взыскании стоимости двух билетов в размере 12670 рублей по рейсу 7R-3610, Усть-Кут – Красноярск поскольку истец за обменом или возвратом авиабилетов на рейс 7R-3610 в адрес АО АК «РусЛайн», ООО АК «Сириус-Аэро» не обращался. Доказательств того, что ему было отказано в авиаперевозке по имеющемуся билету, также суду не представлено.

В соответствии с п. 5.7 Договора воздушной перевозки пассажира, груза или почты АО АК «РусЛайн» возврат стоимости перевозки, по общему правилу, за исключением билетов, оформленных на сайте АО АК «РусЛайн», осуществляются по месту оформления перевозки, в данном случае на сайте «OZON.travel».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийй Шумкова А.М. к акционерному обществу Авиационная Компания «РусЛайн», ООО АК «Сириус-Аэро» о защите прав потребителя, взыскании ущерба, неустойки, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Волжский городской суд Волгоградской области.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2020 года.

Судья: