ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/2015 от 05.06.2015 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

дело № 2-196/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ключи Усть – Камчатского района 05 июня 2015 года

Камчатского края

Усть - Камчатский районный суд Камчатского края в составе:

судьи Михайловой И.Г.,

при секретаре Ланской Ю.В.,

с участием представителя заявителя помощника Усть-Камчатского межрайонного прокурора Панкратова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Усть-Камчатского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Козыревского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Козыревского сельского поселения в части непринятия мер к своевременной разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, присуждения исполнения обязанности в натуре,

у с т а н о в и л:

Заместитель Усть-Камчатского межрайонного прокурора предъявил в суд заявление, в котором указал, что Усть-Камчатской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации, регулирующей правоотношения в сфере предоставления жителям сельских поселений, расположенных на поднадзорной территории, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. В ходе проверки выявлено отсутствие системного подхода к регулированию вопроса предоставления указанной категории земельных участков.

Ссылаясь на положения ч.4 ст.2, ст.11, ст.15, ч.11 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.3,28 ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2, ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пп.3,28 ст.7 Устава Козыревского сельского поселения указывает, что проведенной проверкой установлено, что администрацией Козыревского сельского поселения в настоящее время не разработан, а Собранием депутатов поселения не утвержден нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (административный регламент).

Указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на получение земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Козыревского сельского поселения, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а также противоречит проводимой в настоящее время политике Российской Федерации, в соответствии с которой, одним из приоритетных направлений в развитии экономики является поддержка сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства.

Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления –Козыревского сельского поселения в части непринятии мер к своевременной разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Обязать администрацию Козыревского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и предоставить на утверждение Собрания депутатов Козыревского сельского поселения нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Усть-Камчатского межрайонного прокурора ФИО4, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо администрация Козыревского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с заявленными требованиями согласно.

Заинтересованное лицо – Собрание депутатов Козыревского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не направлен.

На основании положений ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1,4 ст.2 Земельного кодекса РФ - земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Пунктом 1 ч.1 ст. 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ - землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 11 статьи.85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

В силу ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ - граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

При этом, в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ - к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктами 3, 28 части 1 ст.14 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Пунктом 1 частью 1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210 предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии со ст.13 указанного закона - разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (ч.15).

В судебном заседании установлено, что администрацией Козыревского сельского поселения порядок приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не регламентирован (л.д.06).

В силу ч.1 с. 249 ГПК РФ – обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение и не оспаривается заинтересованными лицами факт того, что до настоящего времени администрацией Козыревского сельского поселения не исполнены обязательства по разработке порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (административный регламент), а Собранием депутатов поселения не утвержден нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (административный регламент), что является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на получение земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Козыревского сельского поселения, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а также противоречит проводимой в настоящее время политике Российской Федерации, в соответствии с которой, одним из приоритетных направлений в развитии экономики является поддержка сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства. Кроме того, имеет место отсутствие правового регулирования некоторых вопросов – правовые пробелы, являющиеся признаком коррупциогенности, а также и отсутствие системного подхода к регулированию вопроса предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства на территории Козыревского сельского поселения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения представителя заявителя, суд приходит к выводу о том, что срок для исполнения обязанностей по разработке и предоставлению на утверждение собрания депутатов Козыревского сельского поселения нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности 01 сентября 2015 года, с учетом характера и объема работы, которую необходимо произвести, является разумным.

Согласно ч. 1 ст.103 ГПК РФ – издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Прокурор, подавший заявление освобождается от обязанности по уплате государственной пошлины, при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление заместителя Усть-Камчатского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Козыревского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Козыревского сельского поселения в части непринятия мер к своевременной разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, присуждения исполнения обязанности в натуре – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Козыревского сельского поселения в части непринятии мер к своевременной разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Обязать администрацию Козыревского сельского поселения в срок до 01 сентября 2015 года разработать и предоставить на утверждение Собрания депутатов Козыревского сельского поселения нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Усть-Камчатский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 08 июня 2015 года.

Судья И.Г.Михайлова

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2015 года.

Судья И.Г.Михайлова