ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/2017 от 10.01.2017 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-196/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10января 2017

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Бондарева В.В.

при секретаре Латышевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

К. транспортный прокурор обратился в суд с данным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав, что К. транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на объектах железнодорожного транспорта, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в К. дирекции моторвагонного подвижного состава. Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры прокатегорированного ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством железнодорожного транспорта подвижного состава, находящегося в оперативном управлении К. дирекции моторвагонного подвижного состава, которая также является субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии с приказом начальника К. дирекции моторвагонного подвижного состава от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным за организацию работы по обеспечению транспортной безопасности назначен главный инженер дирекции ФИО1, который прошел профессиональную подготовку в сфере транспортной безопасности, что подтверждается удостоверением о повышении квалификации. Однако в нарушение ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», п. 5.13 Приказа Минтранса № 43 должностное лицо ФИО1 до настоящего времени не аттестован в установленном законом порядке. Просит суд обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» в лице К. дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторовагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» направить на аттестацию должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности – ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства, установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании К. транспортный прокурор в лице ФИО2 исковые требования поддержал. Пояснила, что должностное лицо сразу после обучения обязано пройти аттестацию. Аттестация проведена не была. Планирование аттестации стало проводиться после обращения с иском в суд. Просила требования удовлетворить, не возражала установить срок для совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила установить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что в законе нет четкого указания, что аттестация должна быть проведена сразу после обучения.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В пункте 7 части 2 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» указано, что одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года № 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Положению о К. дирекции моторвагонного подвижного состава дирекция является структурным подразделением Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД». Основными задачами дирекции являются предоставление услуг моторвагонного подвижного состава и организация его эксплуатации, содержания, технического обслуживания и ремонта по заказам перевозчиков (п. 1, 9) (л.д. 31-32).

Из материалов гражданского дела установлено, что К. транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности в К. дирекции моторвагонного подвижного состава - структурном подразделении Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД». Проверка проводилась по поручению Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении поручения Президента РФ о проведении дополнительных проверок на всех объектах транспорта, задействованных в подготовке к Чемпионату мира по футболу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

В Перечне объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, задействованных в подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу ДД.ММ.ГГГГ по К. области указана К. дирекция моторвагонного подвижного состава, транспортные средства в количестве <данные изъяты> единиц (л.д. 8). Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Федерального агентства железнодорожного транспорта <данные изъяты> транспортным средствам, указанным в Перечне прокатегорированных ДД.ММ.ГГГГ транспортных средств моторвагонной и локомотивной тяги, принадлежащих Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, присвоена категория по транспортной безопасности с присвоением реестрового номера, в том числе, указана станция приписки <данные изъяты> (л.д. 21- 23).

Приказом К. дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав постоянно действующей рабочей группы по обеспечению транспортной безопасности в Дирекции, назначен ответственным за организацию работы по обеспечению транспортной безопасности К. дирекции моторвагонного подвижного состава главный инженер дирекции ФИО1 (л.д. 16). Согласно Приложению к вышеуказанному приказу ФИО1 входит в состав постоянно действующей рабочей группы К. дирекции моторвагонного подвижного состава по обеспечению транспортной безопасности (л.д. 18).

ФИО1 прошел обучение в Российской академии путей сообщения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе повышения квалификации – "Повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры". Однако до настоящего время указанный работник не аттестован.

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее соответственно - аттестация, аттестуемые лица), а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации. Аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц, личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы (п. 1, 3 Правил).

Из выписки из плана закупок Дирекции моторвагонного подвижного состава следует, что планируемая дата размещения извещения о закупке по заключению договора на аттестацию главного инженера в области транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ, планируемая дата исполнения договора – ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством РФ, ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности К. дирекции моторвагонного подвижного состава такую аттестацию не проходил, отсутствие у ответственного должностного лица такой аттестации угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортных средств, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в транспортных средствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При этом доводы представителя ответчика о том, что в законе не указан промежуток времени, в течение которого аттестация должна быть проведена, не принимаются во внимание, поскольку аттестация является обязательной в силу требований закона.

Исходя из изложенного, суд считает требования К. транспортного прокурора правомерными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того, что для прохождения аттестации требуются временные затраты, суд находит возможным установить ответчику срок для исполнения требований прокурора по данному иску до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании п. п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования К. транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» направить на аттестацию должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности К. дирекции моторвагонного подвижного состава, главного инженера дирекции ФИО1.

Установить срок исполнения исковых требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ответчика ОАО «РЖД» госпошлину в местный бюджет городского округа «Город К.» в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Окончательное решение изготовлено 16 января 2017 года.

Судья: Бондарев В.В.