ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/2018 от 09.06.2018 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Мотивированное решение составлено 09.06.2018

Дело 2-196/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2018 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Вязниковой Н.А.,

при секретаре Харитоновой Т.Н.,

с участием

истца ФИО1,

представителя ответчика, третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной заработной платы за сверхурочные работы, других выплат и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министрества обороны Российской Федерации (далее-ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) о взыскании невыплаченной заработной платы за сверхурочные работы, других выплат и денежной компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что на основании трудового договора, заключенного с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 02.04.2017, работает в качестве ... Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №4 (г.Воронеж) Жилищно –коммунальной службы № 4/6, тепловое хозяйство г.Оленегорск, котельная в/г №102 г.Оленегорск с местом выполнения работы –котельная в/г №102 г.Оленегорск. В соответствии с условиями трудового договора ей установлен суммированный учет рабочего времени при 36 часовой рабочей неделе. Считает, что начиная с апреля по декабрь 2017 года работодателем не оплачены сверхурочные работы, что подтверждается расчетными листками. Исходя из записей оперативных журналов в 2017 году в апреле и мае при норме 144 ч. фактически ею отработано по 180 часов; в июне месяце при норме 151,2 фактически отработано 183 ч., в августа при норме 165,6 ч. отработано 128 ч., в сентябре при норме 151,2 ч. отработано 180 ч., в октябре при норме 158,4 ч. отработано 183 ч., в декабре при норме 151,2 ч. отработано 180 ч. В ноябре месяце был предоставлен очередной отпуск. Указывает, что за указанный период ответчиком не произведена оплата за сверхурочные работы, размер задолженности составляет 34437 руб. 50 коп. Просит взыскать указанную задолженность, а также компенсацию за нарушение срока оплаты сверхурочных работ, начиная с апреля 2017 года в сумме 16000 руб., денежную компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. и расходы, связанные с оказанными услугами адвоката по составлению искового заявления.

В судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив при этом, что с табелями учета рабочего времени её не знакомили и считает, что они не соответствуют фактически отработанному времени в спорные периоды, указанному в оперативных журналах. Подтвердила перечисление ответчиком денежных сумм в уплату доплаты за сверхурочные работы, однако с данным размером она не согласна, как не согласна с ответом Государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области Государственной инспекции труда в Мурманской области ФИО3, указывающим фактически отработанные часы в меньшем размере, чем указывает она.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ исковые требования не признало, представив письменные возражения, и указывая, что во исполнение приказа от 09.01.2018 №1-к начальника ЖЭ(К)О №2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по 12 ГУ «Об оплате переработки при суммированном учете рабочего времени» в результате проведенной проверки была перечислена имеющаяся задолженность в марте 2018 года. В судебном заседании путем использования видеоконференц-связи представитель ответчика и третьего лица ( филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Миобороны России по 12 ГУ МО) ФИО2 пояснил, что для исчисления работникам, в том числе ФИО1, заработной платы при суммированном учете рабочего времени представляются графики работы и табеля учета рабочего времени, при этом фактически отработанное время указывается в расчетных листках, в связи с чем исходя из указанных представленных документов было произведено начисление заработной платы, в том числе сверхурочных работ, в спорный период и в расчетных листках указано фактически отработанное время. Оперативные журналы, на которые ссылается истец, не относятся к документам, на основании которых производится исчисление заработной платы. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку установленное трудовой инспекцией нарушение при оплате сверхурочных работ устранено работодателем еще до обращения истца в суд.

Выслушав объяснение сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства.

Применительно к трудовым отношениям указанные нормы Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как устанавливающие приоритет соблюдения установленных федеральным трудовым законодательством прав работника перед правами работодателя в сфере административных и гражданских правоотношений.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТК РФ) предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в трудовом договоре при его заключении, при этом определены обязательные для включения в трудовой договор условия, к которым отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника).

Согласно статье 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года (часть первая); нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть вторая).

В соответствии с частью первой статьи 99 ТК РФ сверхурочная работа –работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени- сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Оплата сверхурочной работы осуществляется в порядке, установленном статьей 152 ТК РФ. Данная норма носит общий характер, то есть применяется для всех случаев привлечения работников к сверхурочной работе, в том числе при суммированном учете рабочего времени. Данной правовой нормой определено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы –не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

По смыслу приведенных законоположений, в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода. Поскольку при суммированном учете рабочего времени невозможно соблюсти продолжительность рабочего времени в течение дня (смены) или недели, то, соответственно, и невозможно установить продолжительность ежедневной переработки и определить количество часов, из которых два часа подлежат оплате в полуторном размере, а остальные часы –в двойном размере.

При суммированном учете рабочего времени его нормальная продолжительность достигается в течение всего учетного периода, при этом оставшиеся неоплаченными часы, отработанные сверх графика, учитываются в графиках сменности других месяцев учетного периода. Количество сверхурочных работ определяется по истечении учетного периода и составляет разницу между нормальной продолжительностью рабочего времени за учетный период.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 №588н ( далее-Приказ №588н).

Согласно Приказу №588н норма рабочего времени за месяц исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Исходя из продолжительности ежедневной работы (смены).

В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 01.03.2010 №550-6-1, от 18.05.2011 №1353-6-1 норма рабочего времени в случаях освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы должна уменьшаться на количество часов отсутствия работника, приходящихся на его рабочее время. Письмом Минздравсоцразвития России от 13.10.2011 №22-2/377333-782 даны конкретные разъяснения по вопросу уменьшения нормы рабочего времени при суммированном учете рабочего времени работника: норма рабочего времени в случаях освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы должна уменьшаться на количество часов, пропущенных работником по графику его работы.

Судом установлено и как следует из представленных документов, ФИО1 02 апреля 2017 года принята на работу в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в должности ... Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №4 «Воронеж» ЖСК №416, тепловой пункт в/ч №102 г.Оленегорск (по 12 ГУМО) (далее –ФГБЦ «ЦЖКУ»), с ней был заключен письменный трудовой договор №252/в от 02.04.2017 на неопределенный срок. Данные обстоятельства подтверждаются записью в трудовой книжке, трудовым договором.

Установлено, что в дальнейшем к указанному трудовому договору заключались дополнительные соглашения, а именно:

–дополнительное соглашение от 17.06.2017 об изложении п.1.2 трудового договора в редакции « работник переведен с 17.06.2017 на должность ... Жилищно-коммунальной службы №4/6 г.Оленегорск, Тепловое хозяйство, военный городок №102, тепловой пункт 519»; п.6.1 «работнику устанавливается должностной оклад в размере 6090 руб. в месяц»;

-дополнительное соглашение от 01.09.2017 об изложении дополнительного пункта « работник обязуется с 01.09.2017 выполнять работу по должности ... тепловое хозяйство в/ч 62834, военный городок №102, тепловой пункт инв. №519, ЖКС № 2/2 (г.Оленегорск-2, Мурманская обл.), жилищно-эксплуатационный коммунальный отдел №2 (арх.Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) в соответствии с должностной инструкцией, которая является неотъемлемой частью данного соглашения. Раздел 6 «Оплата труда и материальное стимулирование» дополнен пунктами 6.8 ( компенсация расходов на оплату стоимости проезда) и 6.9 (процентная надбавка за выслугу лет). Данное дополнительное соглашение заключено в связи с утверждением Минобороны РФ штатного расписания филиала №6 ФГБУ «ЦЖКУ» на основании приказа начальника филиала №6 о передаче ранее установленным порядком из своего подчинения жилищно-коммунальную службу №4/6 г.Оленегорск-2 в жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел №2 арх. Новая Земля.

В соответствии с приказом начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ №284-л/с от 01.09.2017 ФИО1 переведена ... из теплового хозяйства г.Оленегорк ЖКС №4/6 г.Оленегорск тепловой пункт №519 в/г №102г.Оленегорск в тепловое хозяйство в/ч 62834 ЖКС №2/2 (г.Оленегорск-2, Мурманская область) в/г №102, тепловой пункт №519 с окладом 6090 руб.

Все указанные дополнительные соглашения к трудовому договору подписаны ФИО1 Данные обстоятельства подтверждаются представленными документами.

Согласно пункта 5.2 указанного трудового договора работнику (ФИО1) установлен суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода – 9месяцев. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36 часов в неделю. Работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности, в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. График сменности составляется на каждый учетный период и доводится до сведения работника не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.

Судом установлено, что в Правилах внутреннего трудового распорядка и в Положении о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ №49 от 11.05.2017 отсутствует ссылка на установление учетного периода для исчисления заработной платы при суммированном учете рабочего времени, при этом, как следует из Приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 30 марта 2017 года «О графиках работы на 2017 год» с 01.04.2017 для работников учреждения утверждены основные графики работы на 2017 год, установлен суммированный учет рабочего времени 09 месяцев для работников, работающих в сменном режиме. Приказано начальникам филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ утвердить индивидуальные графики сменности, предусмотрев продолжительность рабочего времени за учетный период с 01.04. 2017 по 31.12.2017 «в соответствии нормальному числу рабочих часов». Как следует из графика работы №2 (Приложения к указанному приказу) в нем указаны кол-во рабочих дней, выходных дней, СУРВ с нач.года.

Судом установлено и как следует из обозренных в судебном заседании материалов административного дела в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, ФИО1, не соглашаясь с размером начисленной заработной платы в период с апреля по сентябрь 2017 г. обратилась в Государственную инспекцию труда в Мурманской области, которой по результатам проверки по состоянию на 30.09.2017г. были выявлены нарушения, в том числе по неоплате сверхурочных работ, отсутствие точного учета продолжительности сверхурочной работы на каждого работника.

Во исполнение Предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области ответчиком на основании Приказа №1-к от 09.01.2018 «Об оплате переработки при суммированном учете рабочего времени» за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 ФИО1 определено к оплате за 47 час.(норма 1022,4, отработано, в т.ч.празд. дни, 1106,2).

Допрошенная в судебном заседании В.В.А., являющаяся в спорный период начальником отдела бухгалтерии, пояснила, что поступающие табели учета рабочего времени проверяются при их принятии к исполнению. В 2017 году норма времени при 36 часовой рабочей неделе составляла 1775,4 час., среднемесячная норма времени 147,95 час. (1775,4:12). Стоимость одного часа (в отношении ФИО1) составила 41,16 час.(6090:147,95). Также пояснила, что в отношении ФИО1 была проведена дополнительная проверка и установлена недоплата за сверхурочные работы за 36,8 час., поэтому доплата была произведена в марте 2018 года.

Из представленных ответчиком расчетов по сверхурочным работам и расчетного листа за март месяц 2018 года видно, что размер доплаты за сверхурочные работы фактически произведен из размера оклада -6334 руб., установленного с 01.01.2018.

Из представленных истцом расчетных листков за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь месяцы 2017 года видно, что для оплаты по часам включены фактически отработанное время соответственно: в апреле -154 ч., в мае-165 ч., в июне- 169 ч., июль-отпуск, в августе-128 (не вошли больничные), в сентябре-159,2 ч, в октябре-154 ч, ноябрь-больничные, в декабре-160ч.

Исходя из установленных судом обстоятельств следует, что основанием для начисления заработной платы ФИО1 при суммированном учете рабочего времени при 36 часов неделе в спорный период являлись установленная на учетный период (9 месяцев норма рабочего времени), табеля учета рабочего времени по каждому отработанному месяцу, из которых видно, что в них имеются сведения о количестве дней выхода и отработанных часах (т.2 л.д.93-106), при этом отработанные часы, указанные в табелях, соответствуют указанным в расчетных листках рабочим часам для оплаты.

Оценивая доводы ФИО1 о том, что в табелях отсутствует количество часов, отработанных сверхурочно, а значит и оплата не произведена за сверхурочные работы, суд считает данные доводы необоснованными, поскольку они сделаны без учета положений ч.1 ст.99 ТК РФ, согласно которой сверхурочная работа –работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Кроме того, суд считает необоснованными доводы истца о том, что для определения и оплаты сверхурочных работ должны приниматься оперативные журналы, поскольку данные журналы не относятся к документам, на основании которых производится исчисление заработной плат, в том числе сверхурочных работ. Оценивая представленный истцом расчет задолженности по сверхурочным работам, суд считает, что данный расчет составлен без учета требований законодательства для исчисления заработной платы, в том числе за сверхурочные работы, при суммированном учете рабочего времени

Из расчетных листков за спорный период следует, что истцу была начислена заработная плата из оклада 6090 руб. в месяц за отработанное время в полном размере. Ответчиком представлены копии табелей учета рабочего времени с апреля по декабрь 2017 года, составленные по унифицированной форме, с расшифровкой подписей, составивших их.

Судом установлено, что ответчиком правомерно при исчислении ФИО1 заработной платы при суммированном учете рабочего времени в спорный период были исключены периоды, в течение которых истец освобождалась от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (отпуска, периоды временной нетрудоспособности).

Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными сторонами документами, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт нарушения работодателем её прав на выплату в полном объеме заработной платы, в том числе наличие задолженности по оплате сверхурочной работы. При таком положении оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика заработной платы за сверхурочную работу в размере 34437 руб. 50 коп. и соответственно производных требований о взыскании процентов за несвоевременную выплату указанных денежных средств в сумме 16000 руб.; компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. и судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по 12 ГУ МО РФ о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, процентов, компенсации морального вреда и судебных расходов –отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий