ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/2022 от 08.07.2022 Каларского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 г. пгт. Новая Чара

Каларский районный суд

в составе:

председательствующего судьи Шагеевой О.В.,

при секретаре Десятова И.В.,

с участием представителя истца ФИО1 (ответчика по встречному исковому заявлению) по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Каларского муниципального округа, Комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа» о признании незаконными решения, изложенного в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить в очереди и жилое помещение в реестре жилых домов, признанных непригодными для проживания, по встречному исковому заявлению администрации Каларского муниципального округак ФИО1, ФИО3 о признании недействительным (ничтожным) договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче в собственность граждан жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности ничтожных сделок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Каларский районный судс вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что с момента признания принадлежащего ему жилого помещения по адресу пгт. Новая Чара 2012 г. ветхим и непригодным для проживания он являлся участником долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории ГП «Новочарское», утвержденной постановлением администрации ГП «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по вопросам реализации муниципальной подпрограммы " Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или)жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа (далее КМО)" вынесла протокол , согласно которому истец исключен из участников программы, а жилое помещение по вышеуказанному адресу исключено из реестра жилых домов, признанных аварийными на территории округа в зоне БАМ, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ Основанием принятия данного решения явилось то, что комиссия пришла к выводу о фиктивном расторжении брака между истцом и ФИО3, и как следствие, наличия у истца права на жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара , которое на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ администрацией ГП «Новочарское» безвозмездно передано в собственность ФИО3 и несовершеннолетних С.С.О., С.М.О. На период заключения указанного договора брак между истцом и ФИО3 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка Каларского судебного района, их фактические брачные отношения прекращены в июне 2010 решение комиссии истец считает незаконным, так как их утверждение, что истец проживает в квартире, принадлежащей бывшей супруги, является надуманным. Истец является отцом несовершеннолетних детей, который имеет право встречаться и общаться с детьми, участвовать в их воспитании. Кроме того, врученный ему протокол от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 20 Положения о Комиссии не подписан председателем комиссии или его заместителем и секретарем, у Комиссии отсутствуют полномочия по пересмотру дел, и списков лиц, ранее признанных участниками программы, исключению граждан из числа участников программы и признания утратившим статуса ветхого и непригодного для проживания жилья. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) утрата жилым помещением статуса ветхого и непригодного для проживания возможно лишь путем реконструкции жилого помещения, которая отсутствовала и не производилась. Указывает на то, что не имеет постоянного места жительства, временное жилье ему не предоставлялось, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение признано ветхим и непригодным для проживания, утрачено в результате пожара, что дает ему право на получение субсидии и участие в программе. Истец с учетом устных уточненных требований под протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ просит суд признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы " Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или)жилых домов, признанных аварийными на территории КМО", изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Каларского муниципального округаР.С.Л. об исключении его из Программы и исключении жилого помещения из реестра жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа в зоне БАМ, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Каларского муниципального округавосстановить его в очереди в качестве участника программы "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа" и жилое помещение в реестре жилых домов, признанных непригодными для проживания, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик администрация Каларского муниципального округаобратилась со встречным иском к ФИО1 о признании недействительными (ничтожными) договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3, договора о передаче в собственность граждан жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, в отношении квартиры по адресу пгт. Новая Чара , применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде признания недействительной записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности ФИО1 на квартиру, снятии его с регистрационного учета. Свои исковые требования администрация округа мотивирует тем, что договор от ДД.ММ.ГГГГ заключен неуполномоченным лицом – главой ГП «Новочарское», так как на момент его заключения полномочия управлять имуществом, находящимся в государственной собственности, имело МУ «Служба заказчика», а также тем, чтообразован с ДД.ММ.ГГГГ, однако в оспариваемом договоре с ФИО3 указан адрес квартирыпгт. Новая Чара , которого не существовало (л.д. ).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по встречному исковому заявлению привлечена ФИО3, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, по делу привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по, ОМВД России «Каларское» в лице миграционного пункта, а также прокурор района в части дачи заключения по встречному исковому заявлению о снятии ФИО1 с регистрационного учета (л.д. ).

В судебном заседании установлено.

Истец ФИО1 (ответчик по встречному исковому заявлению), ответчик по встречному исковому заявлению ФИО3, представитель ответчика администрации Каларского муниципального округа(истца по встречному исковому заявлению), представитель ответчика комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по, ОМВД России «Каларское» в лице миграционного пункта явку в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телефонограммами, расписками и отчетами о доставке судебной корреспонденции на электронные адреса третьих лиц по делу «75_upr@rosreestr.ru 8(302) 232-13-71» и «dch_kalarskii@mvd.ru», причины неявки в суд не предоставили (л.д. ). Извещение о первом судебном заседании по делу получено УФРС поДД.ММ.ГГГГ, ОМВД России «Каларское» в лице миграционного пункта – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. ).

ФИО3 в предоставленных письменных возражениях на встречный иск администрации округа заявляет о пропуске ими срока исковой давности, основывая свои доводы на ч. 1 ст. 167, 181 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), п. 6 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, так как с начала заключения оспариваемых договоров прошло 15 и 11 лет. Также указывает на то, что администрация вводит суд в заблуждение относительно адреса квартиры, указанного в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, предоставила в суд копию данного договора, где предметом договора выступает квартира общей площадью 89,7 кв.м. по адресу 8 (л.д. ).

Представитель администрации Каларского муниципального округав письменных возражениях просит суд в удовлетворении искового заявления ФИО1 отказать, так как фактически с момента предоставления жилого помещения по адресу пгт. Новая Чара семье С-вых истец проживает в указанном жилом помещении, а расторжение брака между супругами носит фиктивный характер с целью приватизировать два жилых помещения и воспользоваться социальной выплатой. Данный факт и вопросы, связанные с законностью заключения договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, послужили основанием для исключения жилого помещения по адресу пгт. Новая Чара из реестра жилых домов, признанных аварийными и непригодными для проживания, а истца из участника программы (л.д. ). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации округа заявила ходатайство о восстановлении срока исковой давности для признания оспариваемых договоров по встречному исковому заявлению недействительными, так как о нарушении их права им стало известно только в 2022 г. при рассмотрении документов на заседании жилищной комиссии, когда С-вых было отказано в участии в программе по переселению из ветхого аварийного жилья. Также указывает на то, что администрация округа, являясь правопреемником администрации ГП «Новочарское», не знало о том какие договора заключались администрацией ГП «Новочарское», поскольку она была самостоятельным юридическим лицом, муниципальным образованием, в деятельность которого администрация МР «» ни в коем случае не вмешивалась.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии пов письменных пояснениях указывает на то, что требования встречного искового заявления о признании недействительной записи в ЕГРН права собственности ФИО1 являются излишнезаявленными, так как в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право на недвижимое имущество, то есть основания его возникновения, а не сама регистрация или запись о регистрации права (л.д. ).

Представитель по доверенности истца ФИО1 (ответчика по встречному исковому заявлению) – ФИО2 поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что истец на момент пожара проживал в квартире по адресу , что подтверждается предоставленной в судебное заседание справкой администрации ГП «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), не имеет в собственности жилых помещений на территории РФ, в связи с чем отвечает всем критериям участника программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа». Закон не содержит таких понятий, как признание расторжения брака фиктивным, представленными в суд документами подтверждается факт того, что после пожара в квартире до июля 2016 г. истец проживал во временном жилье, предоставленном администрацией, по адресу пгт. Новая Чара , в настоящее время он не имеет постоянного места жительства. В удовлетворении встречного искового заявления администрации округа просит отказать в связи с пропуском ими срока исковой давности.

Помощник прокурора Сухомесова И.Ю. полагает, что встречное исковое заявление администрации округа к ФИО1 не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 2 ст. 113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Судом в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных, но не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав пояснение представителя истца ФИО1 (ответчика по встречному исковому заявлению) – ФИО2, заключение помощника прокурора района Сухомесова И.Ю., исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Ранее на территории реализовывались мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 о Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции. Данные акты утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.

Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере определены в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 207-р.

Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1710 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета и устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия,, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно - мероприятия, ветхое и аварийное жилье), и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов указанных субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв. метра для одиноко проживающего гражданина.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа по переселению граждан из аварийного или непригодного для проживания с высоким уровнем износа жилищного фонда, в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали», которая, кроме прочего, содержит сроки и этапы реализации подпрограммы - в 2016-2024 годы, в один этап.

Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали; задачами - переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа.

Положения настоящего постановления применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".

Согласно п. 19 Порядка использования в очередном финансовом году бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, находящегося в зоне БАМа, утвержденного постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ, предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение социальных выплат в рамках реализации настоящей подпрограммы имеют граждане, изъявившие желание переселиться, являющиеся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, включенных в реестр непригодных для проживания и (или) аварийных и не подлежащих реконструкции, формируемый органом местного самоуправления на текущий год.

Постановлением администрации муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории муниципального района «» (2016-2020 годы)» и постановлением администрации городское поселение «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории городского поселения «Новочарское» (2016-2020 годы)».

Постановлением администрации МР «» от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу постановление администрации муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «» на 2016-2020 годы» и утверждена муниципальная программа «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «» на 2018-2022 годы (в ред. постановлений администрации муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГа, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

В рамках указанной программы утверждена подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «».

Задачами подпрограммы является обеспечение условий переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными. Подпрограмма реализуется в 2018-2022 г. в один этап. Цель подпрограммы - создания условий для развития территорий, улучшения жилищных условий граждан, повышения качества и уровня жизни населения.

Согласно п. 5.3 муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «» жилые помещения экономкласса (в том числе приобретенные на вторичном рынке жилья), приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты на приобретение жилых помещений, предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.

Во вторую очередь переселяются:

- граждане, утратившие муниципальное или частное аварийное/непригодное для проживания (ветхое) жилое помещение в результате пожара или вынужденного сноса аварийного жилого дома (утраченное жилье), относящегося к инвентарному жилью временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, построенными по титулу «временные здания и сооружения» в период строительства Байкало-Амурской магистрали, в которых граждане постоянно проживали на праве договора социального найма на день пожара или сноса аварийного непригодного для проживания (ветхий) дома (далее – граждане утратившие жилье);

- граждане, фактически проживающие на текущий период времени в аварийном жилье по Соглашениям на временное проживание в связи с утратой муниципального аварийного/непригодного для проживания (ветхого) жилого помещения в результате пожара или вынужденного сноса аварийного жилого дома (утраченное жилье), относящегося к инвентарному жилью временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, построенными по титулу «временные здания и сооружения» в период строительства Байкало-Амурской магистрали, в которых граждане постоянно проживали на праве договора социального найма на день пожара или сноса аварийного непригодного для проживания (ветхий) дома (далее – граждане утратившие жилье).

При этом обязательными условиями является:

- отсутствие у граждан, утративших жилье, а также у членов их семей, фактически совместно проживающих на день пожара или сноса аварийного дома, другого жилого помещения на территории Российской Федерации;

- гражданин ранее не являлся получателем мер государственной поддержки на обеспечение жильем за счет бюджетных средств.

Определено, что основным условием участия в подпрограмме является отсутствие у граждан, а также у членов их семей, другого жилого помещения на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец являлся участником муниципальной программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории городского поселения «Новочарское», утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из ответа администрации ГП «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).

Основанием для включения истца в указанную программу явились акт и заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании семи квартирного жилого пгт. Новая Чара ветхим и непригодным для проживания, с высоким уровнем физического износа более 60% в эксплуатации (л.д. 40-44). Из заключения межведомственной комиссии следует, что данный дом являлся одноэтажным зданием, сборно-щитовым, построенным по титулу «временные здания и сооружения» без устройства капитальных фундаментов, для проживания строителей БАМа.

ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу пгт. Новая Чара уничтожен полностью в результате пожара, причиной пожара является ветхость электропроводки (л.д. 83-89).

ФИО1 является собственником и зарегистрирован в квартире по адресу пгт. Новая Чара (л.д. 32-33, 36-38).

Право собственности на квартиру им приобретено на основании договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией ГП «Новочарское» и ФИО1 (л.д. 133-134). Заключению данного договора предшествовал договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в отношении квартиры по адресу пгт. Новая Чара между администрацией ГП «Новочарское» и ФИО3, где в качестве членов семьи нанимателя указаны муж – ФИО1 и сын – С.С.О. (л.д. 135-137).

Впоследствии решением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО3 расторгнут (л.д. 50-51).

В настоящее время ФИО3 и дети истца – С.С.О. и С.М.О. являются собственниками по 1/3 доли, зарегистрированы и проживают в квартире по адресу пгт. Новая Чара (л.д. 54-56). Их право собственности на квартиру оформлено на основании договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией ГП «Новочарское» и ФИО3, в том числе как законного представителя С.С.О. и С.М.О. (л.д. 52-53, 57). Из п. 3 данного договора следует, что ФИО3, С.С.О. и С.М.О. занимают жилое помещение по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ по договору найма между администрацией ГП «Новочарское» и ФИО3 квартира по адресу пгт. Новая Чара была передана ФИО3 и членам ее семьи – мужу ФИО1, сыновьям С.С.О., С.М.О. как служебное жилье на период действия трудового договора ФИО3 (л.д. 107-108).

Протоколом заседания комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа» от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из участников программы, а жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара из реестра жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа в зоне БАМ, сформированного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109-111).

Письмом администрации Каларского муниципального округаот ДД.ММ.ГГГГ за исх. за подписью и.о. главы округа Р.С.Л. истцу сообщено о принятом решении комиссии (л.д. 11-12). В письме указано, что у него отсутствует право на переселение как погорельца, так как фактически с момента предоставления жилого помещения по адресу пгт. Новая Чара он проживает в нем, расторжение брака с ФИО3 носит фиктивный характер с целью приватизации двух жилых помещений, в частности, по вышеуказанному адресу (ФИО3) и адресу пгт. Новая Чара (ФИО1).

Проанализировав оспариваемое решение комиссии, обстоятельства дела и п. 5.3 муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «», утвержденной постановлением администрации МР «» от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о признании его незаконным, так как ФИО1 отвечает необходимым условиям для признания его участником программы.

В частности, ФИО1 является гражданином, утратившим частное аварийное/непригодное для проживания (ветхое) жилое помещение в результате пожара (утраченное жилье), относящегося к инвентарному жилью временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, построенными по титулу «временные здания и сооружения» в период строительства БАМ. При этом, согласно выписке из ЕГРН ФИО1 не имеет в собственности иных жилых помещений на территории РФ (л.д. 189-190).

На день пожара ФИО1 был зарегистрирован и проживал в квартире по адресу пгт. Новая Чара , состав семьи – отец С.Г.М., что подтверждается справкой администрации ГП «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Тот факт, что в 2010 г. ФИО1 как члену семьи нанимателя ФИО3 было предоставлено служебное жилье по адресу пгт. Новая Чара не свидетельствует о том, что ФИО1 на период 2014 г. в нем проживал.

Кроме того, на период заключения договора социального найма и договора о безвозмездной передачи квартиры по адресу пгт. Новая Чара собственность граждан ФИО3, С.С.О. и С.М.О. в 2017 г., ФИО1 членом семьи ФИО3 не являлся, не был включен в указанные договора как член семьи, соответственно, не имеет никаких прав в отношении данной квартиры, так как брак между ними расторгнут в 2013 г.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи.

Отношения по поводу заключения и расторжения брака являются личными неимущественными отношениями граждан, регулируемыми семейным законодательством.

В ст. 4 СК РФ указано, что к названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Статьей 7 СК РФ предусмотрено, что осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

В силу норм ст. 16 СК РФ брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (статья 21 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 47 ГК РФ аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи гражданского состояния на основании решения суда.

Главой 5 СК РФ установлен порядок признания брака недействительным. При этом положений о признании недействительным расторжения брака Семейный кодекс Российской Федерации не содержит.

Доводы администрации округа о совместном ведении ФИО3 и ФИО1 хозяйства, совместном проживании носят предположительный характер, доказательств этого суду не представлено, учитывая, что состояние в браке является личным неимущественным правом гражданина, право на расторжение брака является субъективным правом, назначение которого является прекращение брачных правоотношений, когда дальнейшее сохранение семьи невозможно, учитывая, что расторжение брака произведено на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи и в силу данного решения внесена соответствующая запись в акт гражданского состояния; при этом расторжение брака не препятствует в последующем поддерживать дружеские отношения между бывшими супругами, а совместное воспитание детей является обязанностью каждого из родителей, и наличие доверительных отношений между бывшими супругами не презюмирует злоупотребление правами, не имеется правовых оснований признавать мнимой сделкой действия супругов по расторжению брака, совершенной при злоупотреблении правом.

При таких обстоятельствах, исковые требований истца к администрации Каларского муниципального округа, комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа» подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно абз. 4 п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 9 данного постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По смыслу статьи 201 ГК РФ, переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном ст. 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям, данным в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГК РФ", а также в абзаце 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности", срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Как следует из материалов дела, оспариваемые администрацией округа договора заключены между администрацией ГП «Новочарское» и ФИО3 в 2007 г. и администрацией ГП «Новочарское» и ФИО1 в 2010 г.

Согласноот ДД.ММ.ГГГГ N 1834-ЗЗК «О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального района "", в Каларский муниципальный округ» ГП «Новочарское» и другие сельские поселения преобразованы путем объединения во вновь образованный Каларский муниципальный округ. Каларский муниципальный округ становится правопреемником всех преобразуемых муниципальных образований.

Поскольку администрация ГП «Новочарское» (в настоящее время администрация Каларского муниципального округа) являлась стороной заключенных с ответчиками ФИО3ДД.ММ.ГГГГ договора социального найма, с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, суд полагает, что срок исковой давности начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в суд с иском о признании данных договоров недействительным, администрация округа обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пропуском трехгодичного срока исковой давности. Оснований для его восстановления в силу указанных выше разъяснений ВС РФ не имеется, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований администрации округа о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3, договора о передаче в собственность граждан жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, недействительными, применении последствий его недействительности.

Кроме того, положения ст. 166 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 70 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указывают на то, что если сторона своими действиями давала основание другим лицам полагаться на действительность сделки после ее заключения, то ее заявление о применении последствий недействительности сделки не имеет правового значения.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ вместе с членами семьи: мужем – ФИО1 и сыном С.С.О., состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. ).

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации ГП «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 на состав семьи из 3-х человек (мужа ФИО1 и сына С.С.О.) предоставлена квартира по адресу пгт. Новая Чара по договору социального найма (л.д. 131).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации округа по доверенности ФИО5 пояснила, что порядок принятия решения о выделении ФИО3 по договору социального найма вышеуказанной квартиры соблюден, так как указанные решения на период 2007 г. принимались именно администрациями городской или сельских поселений района. Кроме того, указанная квартира могла быть предоставлена ФИО3 по договору социального найма, так как она состояла в очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

При этом, обстоятельств, свидетельствующих о вселении ФИО3 и членов ее семьи в жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара регистрации их по месту жительства в спорной квартире с нарушением требований закона не установлено, действия администрации округа как правопреемника администрации ГП «Новочарское» давали однозначные основания для ответчиков по встречному исковому заявлению полагаться на действительность договора социального найма жилого помещения.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ истцу как стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны (ответчика) понесенные по делу судебные расходы, в том числе связанные с оплатой государственной пошлины.

Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 58).

Учитывая, что иск ФИО1 к администрации Каларского муниципального округаудовлетворен в полном объеме, то с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (пункт 23).

Процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, администрация Каларского муниципального округа, являясь ответчиком по делу, не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО1 к администрации Каларского муниципального округа, Комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа» удовлетворить.

Признать незаконными решение Комиссии по вопросам реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа», изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, и уведомление (решение) от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Каларского муниципального округаР.С.Л. об исключении ФИО1 из участника программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа», об исключении жилого помещения по адресу пгт. Новая Чара из реестра жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа в зоне БАМ, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Каларского муниципального округавосстановить ФИО1 в качестве участника программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа» как имеющего право на получение субсидии (социальной выплаты) в связи с переселением граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) из жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.

Обязать администрацию Каларского муниципального округавосстановить жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара реестре жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа в зоне БАМ, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Каларского муниципального округав пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Встречное исковое заявление администрации Каларского муниципального округак ФИО1, ФИО3 о признании недействительным (ничтожным) договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче в собственность граждан жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности ничтожных сделок оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Каларского районного суда О.В. Шагеева

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

УИД 75RS0-79