ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/2022 от 10.02.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шейко Т.М.,

при помощнике судьи Шефер М.М.,

в присутствии представителя ответчика Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-196/2022 по иску Руснаковой З.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, признании незаконным решения, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Руснакова З.А. указала, что является неработающим пенсионером по старости с **.**.****. С **.**.**** по **.**.**** ездила на отдых в ______. По приезду обратилась в ПФ РФ, с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, на сумму 35887,0 рублей. Выплачена компенсация на сумму 16480 рублей. В остальной части отказано, в виду отсутствия проездных документов. Просит суд признать решение от **.**.************ незаконным в части; взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 19407,95 рублей по маршруту – <данные изъяты>

В судебное заседание истец не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской Макарова Ю.А. по требованиям возражала, представила письменные возражения, согласно которым указала, что по маршруту Сочи-Иркутск представлен электронный билет на английском языке без перевода на русский, по маршруту И-У в документе отсутствуют обязательные реквизиты, не представлены доказательства оплаты билета, поскольку указана безналичная оплата. Также включены дополнительные сборы в размере 138,95 рублей, которые не подлежат оплате. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав и оценив представленные суду доказательства с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).

Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6).

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).

В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Судом установлено, что истец является неработающим пенсионером - получателем трудовой пенсии по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области и имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.

Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом на имя истца.

Истец находился на отдыхе в ______, к месту проведения которого следовал по маршруту « У-И-М-С-И-У

Как следует из заявления от **.**.****, истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 37836,20 рублей, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по спорному маршруту.

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от **.**.************, истцу отказано в компенсации проезда к месту отдыха и обратно в части, по причине: отсутствия проездных документов, по маршруту И-У не представлен автобусный билет, по маршруту С-И не представлена квитанция на русском языке. Предоставлена компенсация в размере 16480,00 рублей.

Однако суд не может согласиться с доводами ответчика об отказе в компенсации, по указанным выше основаниям, исходя из следующего.

Факт пребывания истца в месте отдыха в ______ подтвержден проездными документами по спорному маршруту и стороной ответчика не оспаривается, произведена частичная выплата компенсации проезда к месту отдыха и обратно.

Истцом в материалы дела представлены посадочные талоны по маршруту Сочи –Иркутск, проездной документ электронный билет по маршруту И-У

По запросу суда компанией авиаперевозчиком S7 представлены справка в подтверждение факта перелета истца по маршруту С-И, квитанция электронного билета на имя Руснаковой З. на русском языке.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, об отсутствии обязательных реквизитов в билетах, поскольку полагает, что представленные для оплаты документы содержат в себе все реквизиты и данные, позволяющие суду определить, что они приобретены именно истцом в подтверждение проезда по спорному маршруту.

Законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Помимо этого, судом учитывается следующее.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из Информационного сообщения УФНС РФ по ______ от **.**.**** «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от **.**.************. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от **.**.************ «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).

Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.

В подтверждение несения расходов на оплату проезда по маршруту С-И представлена маршрутная квитанция с указанием стоимости приобретенного билета 17099 рублей, также имеется справка компании перевозчика, согласно которой стоимость билета истца составляет 17099 рублей. В подтверждение расходов по маршруту И-У представлен проездной документ на автобус, согласно которому стоимость указана 2308,95 рублей ( 2170 рублей- тариф, сбор- 138,95 рублей). Представлена история операция по дебетовой карте истца, подтверждающая списания средств за приобретение электронного билета в размере 2308,95 рублей.

Суд полагает, что расходы по маршруту И-У должны быть компенсированы в размере 2170 рублей, без дополнительных сборов.

Сервисный сбор, в размере 138,95 рублей, взысканию не подлежит, поскольку согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ N 118н от 18.03.2016 "Об утверждении разъяснения о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176" в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что к возмещению подлежат расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно по маршруту С-И в размере 17099 рублей, по маршруту И-У в размере 2170 рублей, что не превышает фактически произведенных истцом расходов на оплату стоимости проезда, следовательно, подлежат взысканию в пользу истца в указанном размере.

В удовлетворении требований в большем размере истцу надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Руснаковой З.А. удовлетворить частично.

Признать решение Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от **.**.************, незаконным, в части отказа в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту «Сочи-Иркутск», «Иркутск-Усть-Илимск».

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области в пользу Руснаковой З.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 19269 рублей.

В удовлетворении требований в большем размере истцу отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.М. Шейко

Мотивированное решение составлено 2 марта 2022 г.