ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1970/18 от 05.09.2018 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1970/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Анапа 05 сентября 2018 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующий Холодовой Н.В.,

при секретаре Даниловой А.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1, по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, администрации МО г. Анапа об установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, администрации МО г. Анапа об установлении границ земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 000 кв.м., расположенный по адресу: (...) (кадастровый номер участка 000). На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 18,8 кв.м., также принадлежащий ей по праву собственности. Данное утверждение подтверждает регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости. В целях уточнения границ своего земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ истец обратились к кадастровому инженеру ФИО9 с просьбой об изготовлении межевого плана. Кадастровым инженером ФИО9 межевой план вышеуказанного земельного участка был изготовлен. Затем истец подала заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложенным к заявлению межевым планом в Анапский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр). В ответ на указанное заявление, истцом было получено решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 23 августа 2017 года № 23/17-184273, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (...) по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 15 августа 2017 года № 23-0-1-47/3001/2017-2547. 30 ноября 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю было вынесено решение № 23/17-255267 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении вышеназванного участка в связи с не устранением причин, ставших основанием для приостановления кадастрового учета, а именно в связи с невозможностью проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости из-за отсутствия документов, определяющих конфигурацию границ уточняемого земельного участка истца в соответствии с действующим законодательством. Также кадастровым инженером было пояснено истцам, что фактические границы земельного участка могут быть установлены в судебном порядке.

Границы земельного участка истца при проведении кадастровых работ на участке были установлены в соответствии с фактическими границами участка, существовавшими на местности более пятнадцати лет с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, в соответствии со сложившимся порядком землепользования, что подтверждают ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5 Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).

При составлении межевого плана границы уточняемого земельного участка истца (их опорно-поворотные точки) были согласованы с собственником не отмежеванного смежного земельного участка- участка, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством РФ, с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...). В межевом плане на земельный участок истца осуществлена «привязка, пристыковка» границ земельного участка истца и уже отмежеванных смежных земельных участков: участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...), 000; участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...); а также участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...). В силу данного обстоятельства в соответствии с законодательством РФ эти смежные границы в межевом плане участка истца не согласовывались (следовательно, спора о праве на земельный участок истца, как и спора о расположении смежных границ участка истца не имеется). На земельном участке, границы которого уточняются, существуют заборы более пятнадцати лет, споров по меже с собственниками смежных участков нет.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие либо об отложении слушания дела в суд не поступало.

Представитель истца ФИО1, по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, пояснив, что фактическое межевое ограждение на границе земельного участка выполнено в виде металлической сетки и шифера на металлических столбах, при этом в металлической сетке произрастают деревья и иная растительность, что указывает на давность установления границ участка на местности. Фактические границы земельного участка истца не изменялись более 15 лет. В связи с этим необходимо установить границы и размеры, координаты опорно-поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), 000-а, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в соответствии с межевым планом б/н от 28 марта 2016 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9 В решении суда ФИО2 просил указать, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости относительно границ земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве собственности ФИО1, в части установления границ в соответствии с межевым планом б/н от 28 марта 2016 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9 и являющимся неотъемлемой частью решения суда.

Ответчики ФИО6, ФИО7, ФИО8 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, о причине неявки суду не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие не обращались.

Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5 надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились, предоставив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, пояснив, что границы участка истца определены забором; местоположение границ на местности (забор) земельного участка истца существует более пятнадцати лет; споров по фактической границе участка истца с землепользователями смежных земельных участков не имеется. Все смежные землепользователи признают границу участка истца по существующему забору, в подтверждение чего предоставили заявления. Заявления о признании иска приобщены к материалам дела.

Представитель третьего лица - Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестра), - надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.

С учетом мнения представителя истца ФИО1, по доверенности ФИО2, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших суду об уважительности причин неявки в судебное заседание и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, участвующие в судебном заседании, огласив и исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленного иска.

Частями 1, 2 ст. 46 Конституции РФ гражданину РФ гарантирована судебная защита прав и свобод.

В силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ и ст. 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

При предъявлении иска собственнику необходимо подтвердить свое право на имущество и доказать факт нарушения своего права. Если нарушитель прав собственника не сможет доказать правомерность своего поведения, нарушения прав собственника должны быть устранены. При этом такое обстоятельство, как наличие или отсутствие вины нарушителя значения не имеет.

Статьей 35 Конституции РФ гарантирована охрана права частной собственности, при этом ч. 3 данной статьи предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

По положениям ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ЗК РФ, земельным участком является недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с ФЗ, имеющий характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи; право владения, пользования и распоряжения собственника земельного участка определяется границами этого участка.

Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", утратили силу ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу; по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, настоящий Федеральный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникают после дня его вступления в силу.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии с ч. 5 ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подтверждением существования земельного участка как индивидуально-определенной вещи с уникальными характеристиками является Единый государственный реестр недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, присвоение объекту недвижимости кадастрового номера, описание местоположения границ, определения площади, адреса, категории земли, к которой отнесен земельный участок; вид разрешенного использования, сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, кадастровая стоимость.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Законом № 218-ФЗ (п. 1 ст. 69) предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1991 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Этим же законом (п. 4 ст. 69) предусмотрена норма, в соответствии с которой технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В то же время в силу правовых норм, содержащихся в п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектами гражданских прав могут быть лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, который согласно ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с п. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям о земельных участках относятся характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения их границ.

На основании п. п. 3, 9 ч. 4 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в числе прочих, сведения о площади земельного участка и описание местоположения объекта недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости включает в себя, помимо прочего, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), в который согласно подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости.

Часть 8 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» корреспондируя норме ч. 3 ст. 6 ЗК РФ, определила, что земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Государственный кадастровый учет земельного участка в силу требований ст. 14 Закона № 218-ФЗ осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, к числу которых относится межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Согласно ст. 21 Закона «О государственной регистрации недвижимости» одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемом земельном участке либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке.

На основании ч. 3 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план земельного участка составляется на основании проведенного межевания участка.

Согласно п. 1.1 Инструкции по межеванию земель (утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года) межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Согласно п. 2 Инструкции межевание земель включает:

- подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков.

Согласно п. 9.3. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года) полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы.

Как указано в п. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков границы участка определяются исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 10.6. "Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 года) границы земельного участка также определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка и ситуации, отображенной на картографическом материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты).

Согласно письма Минэкономразвития №27701-ПК/Д23 и от 14 декабря 2012 года (п.3): «при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка перечень документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 «Требованиях к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"», не является исчерпывающим».

Документами, подтверждающими местонахождение границ участка, могут являться любые материалы, планы и прочие документы.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 14 Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Однако в соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании ч. 10 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом согласно п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета невозможно в случае, если в результате учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.

Кроме того, в силу п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета невозможно в случае, если границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Границы земельного участка, принадлежащего истцу, границы земельных участков, принадлежащих другим лицам, не пересекают.

Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года) в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Из системного толкования указанных правовых норм можно сделать вывод о том, что если реальные границы участка и его площадь не совпали с имеющимися в правоустанавливающих документах, право на получение земельной площади в большем размере возможно, если при межевании земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет, не нарушаются права смежных землепользователей; увеличение площади земельного участка, произведенное в результате уточнения, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

При этом из фактических обстоятельств дела следует, что площадь земельного участка истца в соответствии с межевым планом б/н от 28 марта 2016 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9, с площадью, указанной в правоустанавливающих документах на земельный участок, совпадает.

Приведенные в межевом плане б/н от 28 марта 2016 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9 сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...) соответствуют длительно сложившемуся фактическому землепользованию, установление границ земельного участка истца, таким образом, не будет противоречить требованиям земельного и градостроительного законодательства, и одновременно не будут нарушены права и законные интересы иных лиц, в том числе смежных землепользователей.

Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного ст. 6 Европейской Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод".

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением.

Анализируя представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования ФИО1 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 об установлении границ земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования ФИО1 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, администрации МО г. Анапа об установлении границ земельного участка - удовлетворить.

Установить границы и размеры, координаты опорно-поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве собственности ФИО1, в соответствии с межевым планом б/н от 28 марта 2016 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9

Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости относительно границ земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), 000-а, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в соответствии с межевым планом б/н от 28 марта 2016 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9 и являющимся неотъемлемой частью решения суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.

Судья Анапского районного суда Н.В. Холодова