ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1971/2014 от 04.08.2014 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

 Дело №2-1971/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 04 августа 2014 года                                                                                                                  г.Салават

 Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего судьи Масагутовой А.Р.

 при секретаре Ишмуратовой Э.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании действий заместителя начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Республике Башкортостан ФИО3 незаконными,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании действий заместителя начальника ВКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ незаконными. Свои требования обосновывают тем, что 00.00.0000 года на основании ч.1 ст.15 ФЗ «Об общественном контроле» заявители приехали посетить лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а именно в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ. Согласно уведомлению ФИО1 в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ приехал помощник руководителя ФИО4 РФ по РБ ФИО5. Однако, доступ в ФКУ ИК-16 ГУФСИН РФ по РБ заявителям запрещен заместителем начальника учреждения ФИО3, что явилось воспрепятствованием деятельности членов общественно-наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. ФИО3 оА.Р. бъяснил, что препятствует допуску для встречи с осужденными на основании письма председателя ОНК РБ ФИО6, в котором он ссылается на регламент ОНК РБ, который еще до сих пор не принят членами ОНК РБ. Согласно данному письму уведомлять о посещении исправительных колоний имеет право только он. Заявителями была представлена копия обращения членов ОНК РБ к председателю ОНК Галину О.С., в котором он уведомлен о том, что регламент ОНК РБ до сих пор не утвержден. Данное обращение подписано десятью членами ОНК РБ из 17 членов, то есть большинством. Член общественно-наблюдательной комиссии ФИО2 уведомил секретаря комиссии о планируемом посещении накануне – 00.00.0000 года. 00.00.0000 года ФИО1 еще раз уведомила ГУФСИН РФ по РБ телефонограммой о планируемом посещении. Регламент ОНК РБ не может противоречить ФЗ №76 «Об общественном контроле». Регламент является внутренним документом общественно-наблюдательной комиссии и сотрудники ГУФСИН РФ по РБ не имеют права ссылаться на него вопреки нормам ФЗ №76. В случае же отсутствия данного закона ни ФИО1, ни ФИО2 не посещали бы места принудительного содержания, а не препятствовал бы им в посещении осужденных ИК-16. ФИО3 обязан доказать обстоятельства, послужившие основанием для законности оспариваемых действий, то есть доказать соответствие противодействия деятельности членам ОНК РБ ФЗ №76. ФИО1 и ФИО2 были соблюдены все нормы ФЗ «Об общественном контроле», заблаговременно предупрежден о планируемом посещении председатель и секретарь ОНК РБ, также лично ФИО1 направлена телефонограмма в ГУФСИН по РБ. Но ФИО3 воспрепятствовал членам ОНК осуществлению общественного контроля, что влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ и не может не являться основанием для признания данных действий незаконными.

 ФИО1 в судебном заседании доводы заявления поддержала в полном объеме по изложенным в нем обстоятельствам. Пояснила, что регламент ОНК РБ является недействующим, в настоящее время признан незаконным, он не может противоречит нормам действующего законодательства РФ, Конституции РФ. Им должны были предоставить беспрепятственный доступ в учреждение.

 ФИО2 заявление поддержал в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ ФИО3 с заявлением не согласился по доводам, изложенным в возражениях на жалобу.

 Представители заинтересованного лица ГУФСИН России по РБ по доверенности ФИО7 и ФИО5 с доводами жалобы не согласились по тем основаниям, что 00.00.0000 года членами ОНК РБ третьего созыва на заседании общественной наблюдательной комиссии РБ утвержден Регламент ОНК. В соответствии с п.2 ст.5 Регламента о планируемом посещении мест принудительного содержания членами комиссии председатель ОНК, его заместитель, исполняющий его обязанности, либо секретарь комиссии письменно, факсом, либо устной телефонограммой уведомляет соответствующий территориальный орган уголовно-исполнительной системы, указывая намеченные к посещению места принудительного содержания и даты посещения. Также в ГУФСИН России по РБ поступило письмо от председателя ОНК РБ от 00.00.0000 года № ..., в котором говорится, что уведомления от других лиц, не представивших распоряжение председателя ОНК РБ (его копию) об исполнении обязанностей председателя ОНК РБ, считать нелегитимными. 00.00.0000 года в ФКУ ИК-16 с целью посещения осужденных прибыли члены ОНК ФИО1 и ФИО2, однако, уведомление о планируемом посещении членами ОНК учреждения ИК-16 ГУФСИН России по РБ от уполномоченных лиц в Главное управление не поступало. В связи с нарушением установленной процедуры посещения членами ОНК мест принудительного содержания заявителю отказано в пропуске на территорию ИК-16. Считают действия ФИО3 законными и обоснованными.

 Помощник Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ ФИО8 с заявлением не согласился, считает действия ФИО3 законными и обоснованными.

 Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Заместителем председателя Общественно-наблюдательной комиссии РБ ФИО1, членом Общественно-наблюдательной комиссии РБ ФИО2 заявлены требования о признании незаконными действий заместителя начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ ФИО3, выразившихся в воспрепятствовании осуществления общественного контроля, в порядке главы 25 ГПК РФ.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ основанием для обращения в суд в порядке главы 25 ГПК РФ является нарушение прав и свобод гражданина, создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» о планируемом посещении мест принудительного содержания общественная наблюдательная комиссия, указывая намеченные к посещению места принудительного содержания и даты посещения, уведомляет соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие места принудительного содержания, и вправе уведомить прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации, приравненных к нему военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.

 В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» общественная наблюдательная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном регламентом общественной наблюдательной комиссии, который утверждается на ее первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов.

 Согласно письму № ... от 00.00.0000 года, адресованному начальнику ГУФСИН России по РБ, председатель Общественной наблюдательной комиссии РБ информирует о том, что 00.00.0000 года в соответствии с п.12 ст.10 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 10.06.2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» Общественной наблюдательной комиссией РБ утвержден Регламент работы комиссии на 2013-2016 годы. Согласно п.2 ст.5 Регламента о планируемом посещении мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы членами ОНК РБ – соответствующий территориальный орган уведомляет председатель ОНК РБ, заместитель председателя, исполняющий его обязанности, либо секретарь комиссии. В связи с изложенным просит считать поступившими уведомления о посещении мест принудительного содержания ГУФСИН России по РБ, поступившие в ГУФСИН России по РБ только от председателя ОНК РБ ФИО6, секретаря ОНК РБ ФИО9, от заместителей председателя ОНК РБ в отношении которых председателем ОНК РБ вынесено распоряжение об исполнении обязанностей председателя ОНК РБ, с предоставлением распоряжения (его копии) в дежурную часть ГУФСИН России по РБ. Уведомления от других лиц, будь-то члены ОНК РБ, либо заместители председателя ОНК РБ, не представившие распоряжение председателя ОНК РФ (его копию) об исполнении ими обязанностей председателя ОНК РБ в дежурную часть ГУФСИН России по РБ считать нелегитимными.

 Согласно спецсообщению №... начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ от 00.00.0000 года ... 18 часов ... минут до ... часов ... минут ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ посетили помощник начальника ГУФСИН России по РБ ФИО5, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ ФИО10 и члены Общественно-наблюдательной комиссии в составе: Б., Д1., А., Г., Д.

 Согласно акту от 00.00.0000 года, составленному помощником начальника ГУФСИН России по РБ ФИО5, сотрудником ГУФСИН России по РБ Г1., заместителем начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ ФИО3, помощником Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ РБ ФИО8, 00.00.0000 года с ... часов ... минут до ... часов в кабинете № ... административного здания ФКУ ИК-16 ГУФСИН РФ по РБ находились члены Общественной наблюдательной комиссии РБ ФИО1, ФИО2, в ходе беседы которые не раз нарушали положения нормативно-правовых актов регламентирующих работу ОНК РФ.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что уведомлений о планируемом посещении членами ОНК учреждения ИК-16 ГУФСИН России по РБ от уполномоченных на то лиц в ГУФСИН России по РБ не поступало, поэтому в связи нарушением установленной процедуры посещения членами ОНК мест принудительного содержания заявителям на законных основаниях отказано в пропуске на территорию ИК-16 ГУФСИН России по РБ.

 Довод заявителей о том, что Регламент ОНК противоречит нормам действующего законодательства, суд не принимает во внимание, поскольку оценка законности Регламента не входит в предмет доказывания по делу о признании незаконными действий заместителя начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ ФИО3, выразившихся в воспрепятствовании членам Общественной наблюдательной комиссии осуществления общественного контроля. Сведениями о признании регламента недействующим, либо незаконным по состоянию на 00.00.0000 года ФИО3 не обладал. Оценка законности Регламента в его полномочия не входит.

 С учетом всех обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что оснований для признания действий заместителя начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по РБ ФИО3 незаконными не усматривается. Поэтому, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований ФИО1 и ФИО2 в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании действий заместителя начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Республике Башкортостан ФИО3, выразившихся в воспрепятствовании членам Общественной наблюдательной комиссии осуществления общественного контроля, незаконными - отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Салаватский городской суд.

 Судья                                                   подпись                                                             А.Р. Масагутова

 Копия верна

 Судья                                                                                                                             А.Р. Масагутова

 Секретарь                                                                                                                     Э.И. Ишмуратова

 Мотивированное решение изготовлено 07.08.2014 года.

 Решение не вступило в законную силу _________________

 Секретарь суда:_____________

 Решение вступило в законную силу _______________

 Судья: ____________                               Секретарь суда: _____________

 Подлинный документ подшит в деле №2-1428/2014 Салаватского городского суда.