Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2017 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Хомутовой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области к администрации Гурьевского городского округа, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействительным формирование земельных участков, договоров купли-продажи земельных участков, разрешения на строительство на земельном участке, с участием третьих лиц Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Калининградской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, которым с учетом уточнений и дополнений исковых требований, просил признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, заключенный ДД.ММ.ГГ между ФИО3 и ФИО4, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, заключенный ДД.ММ.ГГ между ФИО3 и ФИО6, разрешение на строительство индивидуального жилого дома №№ от ДД.ММ.ГГ, выданное ФИО5
В обоснование доводов указано, что Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в период времени с января по март текущего года проведена проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что в соответствии с распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от ДД.ММ.ГГ№-р в реестр федерального имущества внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., разрешенное использование «для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области». ДД.ММ.ГГ в отношении данного землепользования в пользу Российской Федерации зарегистрировано право собственности. Распоряжением территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от ДД.ММ.ГГ№-р данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений». Соответствующий акт приема передачи между Территориальным Управлением и Учреждением подписан ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в пользу Учреждения в отношении данного земельного участка зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. В соответствие с вышеуказанными распоряжениями и актом приема передачи, передаваемый Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок расположен восточнее <адрес > согласно внешним границам, обусловленными актом установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГ. Данным актом произведен отвод в натуре земельного участка Учреждения, а также выполнено его межевание при участии собственников или их представителей - ЗАО «Рощино», Луговской сельский округ, Департамент дорожного хозяйства, Калининградская железная дорога. Границы участка, отведенного Учреждению, согласованы руководителем Гурьевского комитета по земельным ресурсам.
Проверкой установлено, что за счет фактической площади данного землепользования – земельного участка с кадастровым номером 39:03:091109:0004 осуществлено формирование земельного участка с кадастровым номером 39:03:090501:431 и последующее распоряжение им. При этом каких-либо согласований при установлении границ спорного земельного участка с Территориальным Управлением либо Учреждением осуществлено не было.
В судебном заседании прокурор ФИО10 поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить с учетом их уточнений и дополнений.
Ответчики администрация Гурьевского городского округа Калининградской области, ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.
Представитель ответчиков ФИО4, ФИО5 – ФИО11, действующий на основании доверенностей, с исковым заявлением прокурора не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав формированием спорных земельных участков, ФИО4 и ФИО5 являются добросовестными приобретателями земельных участков.
Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» - ФИО12, действующая на основании доверенности, заявленные требования прокурора поддержала, пояснив, что формирование спорного земельного участка не позволяет провести межевание земельного участка Российской Федерации в соответствии с требованиями закона и поставить на кадастровый учет с установленными границами. Земельный участок Российской Федерации отнесен к категории ценных земель и используется Федеральным государственным учреждением в научных целях для обеспечения продовольственной безопасности области, на его территории расположены лаборатория, зерноток и зернохранилище.
Иные участники по делу в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области ДД.ММ.ГГ главой администрации Гурьевского муниципального района было принято решение о формировании и утверждении проектов границ двух земельных участков: земельного участка площадью 21,0 га и земельного участка площадью 104,994 га и предоставлении указанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», издано соответствующее постановление главы администрации Гурьевского района от ДД.ММ.ГГ№ «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков ФГУ «Госсорткомиссия» в Гурьевском районе».
ДД.ММ.ГГ между администрацией Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице уполномоченного начальника Инспектуры по Калининградской области ФИО12, заключен договор передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование: земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного севернее <адрес >, с реестровым (временным) номером № и земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного восточнее поселка <адрес > с реестровым (временным) номером №
Предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №р от ДД.ММ.ГГ внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества №-ф от ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №-р от ДД.ММ.ГГ указанный выше земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», составлен акт приема – передачи.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ№ утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Калининградской области, использование которых для других целей не допускается. В п. 4 указанного перечня включен земельный участок с кадастровым номером №.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением и настаивая на заявленных требованиях, прокурор ссылается на то, что в границах земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> кв.м. сформирован земельный участок с кадастровым номером №, образованный по выписке из похозяйственной книги, из которого в последующем сформированы и стоят на государственном кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами №
В подтверждение своей позиции о наложении границ земельных участков прокурором были представлены чертеж границ земельного участка, утвержденный ДД.ММ.ГГ председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района, и схема расположения земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГ, выполненная ООО «Геоид Зем».
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГ начальником территориального управления Луговского района Гурьевского городского округа ФИО13 на имя ФИО2 выдана выписка из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок, из которой следует, что ФИО2 принадлежит на праве пользования земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес >, о чем в похозяйственной книге за №, л/счет №, ДД.ММ.ГГ сделана запись на основании подворового обхода.
Право собственности зарегистрировано в ЕГРП, ДД.ММ.ГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права 39-АБ 469342, запись регистрации №.
На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГ и указанной выше выписки из похозяйственной книги органом кадастрового учета были внесены сведения в ГКН об указанном земельном участке как о ранее учтенном, участку присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГ по договору купли-продажи земельный участок был отчужден ФИО2 в пользу ФИО3 Право собственности ФИО3 зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Впоследствии в отношении земельного участка с кадастровым номером № его собственником ФИО3 были проведены кадастровые работы по уточнению его границ, на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГ участок поставлен на кадастровый учет с установленными геодезическими границами, земельный участок имел два контура.
На основании заявления собственника земельного участка с кадастровым номером №ФИО3 принято решение о его разделе, без изменения внешних границ, в результате которого были образованы два земельных участка: участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Образованные земельные участки с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства постановлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ.
Право собственности на указанные выше земельные участки за ФИО3 было зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГФИО3 распорядилась земельным участком с кадастровым номером № в пользу ФИО4, а ДД.ММ.ГГ земельным участком с кадастровым номером № в пользу ФИО5, заключив договоры купли-продажи. Право собственности ФИО4 зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ, право собственности ФИО5 зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Согласно правилам землепользования и застройки Луговского сельского поселения исходный земельный участок с кадастровым номером №, образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в зоне Ж5 – зона жилой застройки специального вида.
ДД.ММ.ГГ за №№ФИО5 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №.
Исследовав доводы прокурора по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлен состав земель в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земли из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных правовых норм, распоряжение землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Вопреки доводам стороны ответчика, факт нахождения исходного земельного участка с кадастровым номером № и образованных в результате его раздела земельных участков с кадастровыми номерами № на землях Российской Федерации установлен в ходе рассмотрения дела. Представленные стороной истца документы с очевидностью свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером №, образованные земельные участки с кадастровыми номерами № сформированы в границах земельного участка с кадастровым номером №
Информация о земельном участке с кадастровым номером № его границах, месторасположении, конфигурации содержалась в приложении к договору передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключенного между администраций Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений» ДД.ММ.ГГ года, в актах установления и согласования границ земельного участка, государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков, утвержденных руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района ФИО14 20 июля и ДД.ММ.ГГ.
Решение об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка с кадастровым номером 39:03:090501:431 было принято ДД.ММ.ГГ на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГ, тогда как сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:03:091109:4 уже содержались в государственном кадастре недвижимости (ДД.ММ.ГГ).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленный стороной истца чертеж границ земельного участка, утвержденный ДД.ММ.ГГ председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района, схему расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ, выполненную ООО «Геоид Зем», а также материалы кадастровых дел земельных участков, суд приходит к выводу о том, что исходный земельный участок с кадастровым номером № (ФИО3), образованные в результате его раздела земельный участок с кадастровым номером № (ФИО4) и земельный участок с кадастровым номером № (ФИО5) сформированы за счет части территории земельного участка с кадастровым номером №
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.
В соответствии со статьями 1,16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, земельные участки подлежат государственному кадастровому учету, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с указанием характеристик объекта недвижимости.
Необходимым для кадастрового учета документами являются: межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ) (ст. 22 Федерального закона).
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ст. 39 Федерального закона).
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка.
Из смысла и содержания названных норм следует, что установленный ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» порядок согласования границ земельного участка имеет своей целью урегулировать споры по местоположению границ во внесудебном порядке, а если спор на этой стадии не был урегулирован, вопрос о местоположении границы разрешается судом.
С учетом установленных по делу обстоятельств можно сделать вывод о том, что уточнение местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером № на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГ года было произведено без учета прав собственника участка с кадастровым номером № а также с нарушением процедуры согласования границ участка. Межевой план спорного земельного участка не содержит в себе соответствующих документов о согласовании границ спорного участка.
В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности формирования спорного земельного участка с кадастровым номером №, а также раздела земельного участка, формирования участков с кадастровыми номерами №, которые безусловно и бесспорно ставят под угрозу нарушение прав Российской Федерации на использование принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №
Признание незаконным формирование земельного участка влечет за собой недействительность всех сделок в отношении такого земельного участка.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ (в редакции от 7 мая 2013 года) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно требованиям ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенного, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора о признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером № раздела земельного участка, формирование земельных участков с кадастровыми номерами № договоров купли-продажи образованных земельных участков с кадастровыми номерами №
Признание судом недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером №, раздел и формирование вновь образованных земельных участков, последующих сделок в отношении образованных земельных участков является основанием для внесения в ЕГРП записи о прекращении права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером №, о прекращении права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером №, основанием для исключения соответствующих сведений о таких земельных участках из государственного кадастра недвижимости, а также основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
В связи с тем, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома производно от права на земельный участок, подлежат удовлетворению требования прокурора о признании недействительным разрешения на строительство № № индивидуального жилого дома на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес >, выданное ФИО5ДД.ММ.ГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Калининградского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №
Признать недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес >.
Признать недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес >.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, заключенный ДД.ММ.ГГ между ФИО3 и ФИО4.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № заключенный ДД.ММ.ГГ между ФИО3 и ФИО6.
Признать недействительным разрешение на строительство № № индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1100 кв.м., расположенном по адресу: <адрес >, выданное ФИО5ДД.ММ.ГГ.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером №, права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером №, основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанных выше земельных участках, а также основанием для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.
Судья Т.А. Макарова