Дело № 2-1972/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Павловский Посад
Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Большаковой С.П.,
при секретаре Черных В.Э.,
с участием представителя ответчика ФИО1 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа Электрогорск, Министерству жилищной политики Московской области о признании постановления незаконным и обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации городского округа Электрогорск, Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным Постановления № № от 08.06.2021г. «Об отмене постановлений Главы городского округа Электрогорск Московской области по участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024годы городского округа Электрогорск Московской области на 2022 год», по сути исключающее семью Вагель из списка участников программы «Молодая семья» на получение государственной поддержки на приобретение собственного жилья; обязании Министерства Жилищной политики Московской области восстановить семью Вагель в списки участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» и получении социальной выплаты на 2022год.
В обосновании иска указали, что ФИО2 14.12.2020г. были поданы необходимые заявления и комплект документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027годы».
При предварительном рассмотрении пакета документов возникла необходимость его дополнения обновленными документами, содержащих более достоверную информацию из-за появившихся изменений, в частности, в Выписке из домовой книги.
После чего, 25.02.2021г. ФИО2 подает комплект обновленных документов с последними изменениями в Администрацию городского округа Электрогорск Московский области для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027годы», после рассмотрения которых ФИО2 в составе семьи 2 человека Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 года №113 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», признается нуждающейся в жилом помещении с целью принятия на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
Также на основе поданного комплекта документов были вынесены следующие постановления: Постановление № 114 от 02 марта 2021 года «О признании молодой семьи ФИО2, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; Постановление № 115 от 02 марта 2021 года «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024годы городского округа Электрогорск Московской области; Постановление № 116 от 02 марта 2021 года «О включение в список молодых семей — участниц мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» па 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024годы городского округа Электрогорск Московской области; Постановление № 274 от 14 мая 2021 года «О признании молодой семьи ФИО2, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; Постановление № 276 от 14 мая 2021 года «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы».
В период с 01.06.2021г. по 18.06.2021г. проходил конкурсный отбор муниципальных образований Московской области для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы».
В этот период 04.06.2021г. было проведено заседание Комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Электрогорск Московской области, на котором прошло повторное рассмотрение учетных дел и документов по вопросу участия и соответствия условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2022году. в связи с объявленным Министерством Жилищной политики Московской области в период с 01.06.2021 г по 18.06.2021г., на котором было вынесено решение об отмене вышеперечисленных ранее вынесенных постановлений на участие в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московском области «Жилище» на 2017-2027 годы».
Постановлением № № от 08.06.2021г. «Об отмене постановлений Главы юродского округа Электрогорск Московской области но участникам мероприятия но обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024годы городского округа Электрогорск Московской области на 2022 год.», ФИО2 была исключена из списка участников программы «Молодая семья» на получение государственной поддержки на приобретение собственного жилья.
С данным постановлением, лишающим семью Вагель возможности получения государственной поддержки на приобретение собственного жилья для молодых семей, не согласны и считают его подлежащим отмене по следующим основаниям:
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» рассчитана на несколько категорий молодых семей, таких как не имеющих собственного жилья; имеющих собственное жилье, но с площадью жилого помещения меньше учетной нормы из расчета на каждого члена семьи; и молодые семьи, которые приобрели собственное жилье в ипотеку. ФИО2 подавала заявление и необходимый комплект документов, как молодая семья, не имеющей собственного жилья, так как жилое помещение, в котором они с мужем зарегистрированы не является их с мужем собственностью, а принадлежит матери мужа, ФИО4, которая согласно ст.2 Семейного кодекса РФ не является членом семьи, то есть их семья полностью соответствует условиям участия в программе «Молодая семья»;
14.12.2020г. ФИО2 подавала в Администрацию Г".О. Электрогорска необходимые заявления и комплект документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище». А 26.01.2021г. в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 41 кв.м., была зарегистрирована ФИО5 после получения гражданства РФ, которая до указанной даты имела временную регистрацию по месту пребывания по указанному адресу, которая является матерью собственника жилого помещения, и так как они не являются собственниками жилого помещения, в котором зарегистрированы, то не имеюм возможности ни ухудшать, ни улучшать свои жилищные условия в данном жилом помещении. Однако, Администрация Г.О. Электрогорска возложила на их семью действия по ухудшению жилищных условий, что легло в обоснование исключения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2022г.;
С целью не нарушать п. 22 Правил отбора участников, ФИО2 были своевременно предоставлены обновленные, достоверные сведения по жилому помещению и количеству жильцов в данном жилом помещении, на основании которых их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем было вынесено соответствующее постановление;
Считают, что отмена Администрацией Г.О. Электрогорска ранее вынесенных постановлений, и исключение из списка участников из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2022г. основано на произвольном трактовании норм гражданского законодательства РФ и противоречит целям и концепции подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Электрогорск в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований по следующим основаниям: ФИО2 зарегистрированная по адресу: <адрес>, представила заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 года № 113 О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью Московской области «принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», молодая семья ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Состав семьи: Заявитель - ФИО2, зарегистрированная по адресу: <адрес>; Супруг - ФИО3, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Однако, при повторном рассмотрении учетного дела и документов по вопросу участия и соответствия условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2022 году семьи ФИО2, в связи с объявленным Министерством Жилищной политики Московской области в период 01.06.2021 по 18.06.2021гг., конкурсным отбором муниципальных образований Московской области для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», на заседании Комиссии по жилищным вопросам от 04.06.2021 (Протокол №5) было установлено, что: Молодая семья ФИО2 проживает в однокомнатной квартире общей площадью 41,0 кв.м. Количество проживающих 5 человек. Жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, молодая семья ФИО2 не имеет.
Далее установлено, что 26.01.2021г. в жилом помещении по адресу <адрес>, общей площадью 41 кв.м, была зарегистрирована по месту жительства (постоянная регистрация) ФИО., которая до указанной даты имела регистрацию по месту пребывания по указанному адресу (временная регистрация).
До момента её вселения в качестве члена семьи, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла 10,25 кв. м, что более учетной нормы жилого помещения установленной по г<адрес> равной 10 кв.м, а после её вселения 8,2 кв.м, что привело к уменьшению учетной нормы жилого помещения установленной по <адрес> равной 10 кв.м и нуждаемости семьи ФИО2 в обеспечении жилым помещением, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий и реализации ими права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, не были учтены действия, которые в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к намеренному (добровольному) ухудшению жилищных условий, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
По результатам повторной проверки документов, находящихся в учетном деле молодой семьи ФИО2, в соответствии с Протоколом № 5 от 04.06.2021 года заседания Комиссии по жилищным вопросам, принято решение о несоответствии семьи ФИО2 условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, в связи с чем подлежали отмене ранее вынесенные постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02.03.2021 года № 113 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 114 «О признании молодой семьи ФИО2, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 115 «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области»; № 116 «О включении в список молодых семей - участниц мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области;
а также Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 14 мая 2021 № 274 «О признании молодой семьи ФИО2, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Жилище» на 2017-2027 годы».
Одновременно семья ФИО2, исключается из списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, как не соответствующую условиям вышеперечисленных подпрограмм.
Представитель Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Уважительных причин неявки суду не сообщил, не просил об отложении дела и рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.
Учитывая, что согласно статье 6.1 ГПК РФ реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, суд на основании частей третьей и пятой статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В названных Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия возникновения, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (п.6 Правил).
Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 15 января 2015 года N 3-О, от 19.12.2019 года N 3449-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
В соответствии с п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 зарегистрированная по адресу: <адрес>, представила заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 года № 113 О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью Московской области «принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», молодая семья ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Состав семьи: Заявитель - ФИО2, зарегистрированная по адресу: <адрес>; Супруг - ФИО3, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
На заседании Комиссии по жилищным вопросам от 04.06.2021 (Протокол №5) было установлено, что: молодая семья ФИО2 проживает в однокомнатной квартире общей площадью 41,0 кв.м. Количество проживающих 5 человек. Жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, молодая семья ФИО2 не имеет.
Далее установлено, что 26.01.2021г. в жилом помещении по адресу <адрес>, общей площадью 41 кв.м, была зарегистрирована по месту жительства (постоянная регистрация) ФИО., которая до указанной даты имела регистрацию по месту пребывания по указанному адресу (временная регистрация).
До момента её вселения в качестве члена семьи, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла 10,25 кв. м, что более учетной нормы жилого помещения установленной по г.о. Электрогорск равной 10 кв.м, а после её вселения 8,2 кв.м, что привело к уменьшению учетной нормы жилого помещения установленной по <адрес> равной 10 кв.м и нуждаемости семьи ФИО2 в обеспечении жилым помещением, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий и реализации ими права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, не были учтены действия, которые в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к намеренному (добровольному) ухудшению жилищных условий, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
По результатам повторной проверки документов, находящихся в учетном деле молодой семьи ФИО2, в соответствии с Протоколом № 5 от 04.06.2021 года заседания Комиссии по жилищным вопросам, принято решение о несоответствии семьи ФИО2 условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, в связи с чем подлежали отмене ранее вынесенные постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02.03.2021 года № 113 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 114 «О признании молодой семьи ФИО2, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 115 «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области»; № 116 «О включении в список молодых семей - участниц мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области; а также Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 14 мая 2021 № 274 «О признании молодой семьи ФИО2, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Жилище» на 2017-2027 годы».
Одновременно семья ФИО2, исключается из списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, как не соответствующую условиям вышеперечисленных подпрограмм.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, законных оснований для включения семьи Вагель в список молодых семей участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не имеется.
При этом, суд учитывает, что само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на основании Постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 г. № 115 «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы и Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области», не означает, что такая семья обладает в настоящее время субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа Электрогорск о признании постановления № № от 08.06.2021г. "Об отмене постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области по участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых смей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" на 2017-2027 годы", подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" на 2020-2024 годы" городского округа Электрогорск Московской области на 2022 год" незаконным и обязании Министерства Жилищной политики Московской области восстановить семью в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" и получить социальную выплату на 2022 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через суд его принявший, в течение месяца после его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2021 года.
Судья: С.П. Большакова