ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1972/21 от 22.11.2021 Павлово-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1972/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Павловский Посад

Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Большаковой С.П.,

при секретаре Черных В.Э.,

с участием представителя ответчика Закуриной Н.Б. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вагель Роксаны Хасанбиевны, Вагель Дэвида Дмитриевича к Администрации городского округа Электрогорск, Министерству жилищной политики Московской области о признании постановления незаконным и обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Вагель Р.Х., Вагель Д.Д. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Электрогорск, Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным Постановления № от 08.06.2021г. «Об отмене постановлений Главы городского округа Электрогорск Московской области по участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024годы городского округа Электрогорск Московской области на 2022 год», по сути исключающее семью Вагель из списка участников программы «Молодая семья» на получение государственной поддержки на приобретение собственного жилья; обязании Министерства Жилищной политики Московской области восстановить семью Вагель в списки участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» и получении социальной выплаты на 2022год.

В обосновании иска указали, что Вагель Р.Х. 14.12.2020г. были поданы необходимые заявления и комплект документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027годы».

При предварительном рассмотрении пакета документов возникла необходимость его дополнения обновленными документами, содержащих более достоверную информацию из-за появившихся изменений, в частности, в Выписке из домовой книги.

После чего, 25.02.2021г. Вагель Р.Х. подает комплект обновленных документов с последними изменениями в Администрацию городского округа Электрогорск Московский области для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027годы», после рассмотрения которых Вагель Р.Х. в составе семьи 2 человека Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 года №113 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», признается нуждающейся в жилом помещении с целью принятия на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

Также на основе поданного комплекта документов были вынесены следующие постановления: Постановление № 114 от 02 марта 2021 года «О признании молодой семьи Вагель Роксаны Хасанбиевны, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; Постановление № 115 от 02 марта 2021 года «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024годы городского округа Электрогорск Московской области; Постановление № 116 от 02 марта 2021 года «О включение в список молодых семей — участниц мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» па 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024годы городского округа Электрогорск Московской области; Постановление № 274 от 14 мая 2021 года «О признании молодой семьи Вагель Роксаны Хасанбиевны, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; Постановление № 276 от 14 мая 2021 года «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы».

В период с 01.06.2021г. по 18.06.2021г. проходил конкурсный отбор муниципальных образований Московской области для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы».

В этот период 04.06.2021г. было проведено заседание Комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Электрогорск Московской области, на котором прошло повторное рассмотрение учетных дел и документов по вопросу участия и соответствия условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2022году. в связи с объявленным Министерством Жилищной политики Московской области в период с 01.06.2021 г по 18.06.2021г., на котором было вынесено решение об отмене вышеперечисленных ранее вынесенных постановлений на участие в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московском области «Жилище» на 2017-2027 годы».

Постановлением № от 08.06.2021г. «Об отмене постановлений Главы юродского округа Электрогорск Московской области но участникам мероприятия но обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственная программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024годы городского округа Электрогорск Московской области на 2022 год.», Вагель Р.Х. была исключена из списка участников программы «Молодая семья» на получение государственной поддержки на приобретение собственного жилья.

С данным постановлением, лишающим семью Вагель возможности получения государственной поддержки на приобретение собственного жилья для молодых семей, не согласны и считают его подлежащим отмене по следующим основаниям:

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» рассчитана на несколько категорий молодых семей, таких как не имеющих собственного жилья; имеющих собственное жилье, но с площадью жилого помещения меньше учетной нормы из расчета на каждого члена семьи; и молодые семьи, которые приобрели собственное жилье в ипотеку. Вагель Р.Х. подавала заявление и необходимый комплект документов, как молодая семья, не имеющей собственного жилья, так как жилое помещение, в котором они с мужем зарегистрированы не является их с мужем собственностью, а принадлежит матери мужа, Вагель Н.С., которая согласно ст.2 Семейного кодекса РФ не является членом семьи, то есть их семья полностью соответствует условиям участия в программе «Молодая семья»;

14.12.2020г. Вагель Р.Х. подавала в Администрацию Г".О. Электрогорска необходимые заявления и комплект документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище». А 26.01.2021г. в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 41 кв.м., была зарегистрирована Лещева Л.Н. после получения гражданства РФ, которая до указанной даты имела временную регистрацию по месту пребывания по указанному адресу, которая является матерью собственника жилого помещения, и так как они не являются собственниками жилого помещения, в котором зарегистрированы, то не имеюм возможности ни ухудшать, ни улучшать свои жилищные условия в данном жилом помещении. Однако, Администрация Г.О. Электрогорска возложила на их семью действия по ухудшению жилищных условий, что легло в обоснование исключения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2022г.;

С целью не нарушать п. 22 Правил отбора участников, Вагель Р.Х. были своевременно предоставлены обновленные, достоверные сведения по жилому помещению и количеству жильцов в данном жилом помещении, на основании которых их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем было вынесено соответствующее постановление;

Считают, что отмена Администрацией Г.О. Электрогорска ранее вынесенных постановлений, и исключение из списка участников из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2022г. основано на произвольном трактовании норм гражданского законодательства РФ и противоречит целям и концепции подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Вагель Р.Х, Вагель Д.Д. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации городского округа Электрогорск в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований по следующим основаниям: Вагель Р.Х. зарегистрированная по адресу: <адрес>, представила заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 года № 113 О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью Московской области «принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», молодая семья Вагель Роксаны Хасанбиевны признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Состав семьи: Заявитель - Вагель Р.Х., зарегистрированная по адресу: <адрес>; Супруг - Вагель Д.Д., зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Однако, при повторном рассмотрении учетного дела и документов по вопросу участия и соответствия условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2022 году семьи Вагель Р.Х., в связи с объявленным Министерством Жилищной политики Московской области в период 01.06.2021 по 18.06.2021гг., конкурсным отбором муниципальных образований Московской области для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», на заседании Комиссии по жилищным вопросам от 04.06.2021 (Протокол №5) было установлено, что: Молодая семья Вагель Р.Х. проживает в однокомнатной квартире общей площадью 41,0 кв.м. Количество проживающих 5 человек. Жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, молодая семья Вагель Р.Х. не имеет.

Далее установлено, что 26.01.2021г. в жилом помещении по адресу <адрес>, общей площадью 41 кв.м, была зарегистрирована по месту жительства (постоянная регистрация) ФИО., которая до указанной даты имела регистрацию по месту пребывания по указанному адресу (временная регистрация).

До момента её вселения в качестве члена семьи, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла 10,25 кв. м, что более учетной нормы жилого помещения установленной по г<адрес> равной 10 кв.м, а после её вселения 8,2 кв.м, что привело к уменьшению учетной нормы жилого помещения установленной по <адрес> равной 10 кв.м и нуждаемости семьи Вагель Р.Х. в обеспечении жилым помещением, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания семьи Вагель Р.Х. нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий и реализации ими права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, не были учтены действия, которые в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к намеренному (добровольному) ухудшению жилищных условий, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

По результатам повторной проверки документов, находящихся в учетном деле молодой семьи Вагель Р.Х., в соответствии с Протоколом № 5 от 04.06.2021 года заседания Комиссии по жилищным вопросам, принято решение о несоответствии семьи Вагель Р.Х. условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, в связи с чем подлежали отмене ранее вынесенные постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02.03.2021 года № 113 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 114 «О признании молодой семьи Вагель Роксаны Хасанбиевны, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 115 «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области»; № 116 «О включении в список молодых семей - участниц мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области;

а также Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 14 мая 2021 № 274 «О признании молодой семьи Вагель Роксаны Хасанбиевны, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Жилище» на 2017-2027 годы».

Одновременно семья Вагель Р.Х., исключается из списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, как не соответствующую условиям вышеперечисленных подпрограмм.

Представитель Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Уважительных причин неявки суду не сообщил, не просил об отложении дела и рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.

Учитывая, что согласно статье 6.1 ГПК РФ реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, суд на основании частей третьей и пятой статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В названных Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия возникновения, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (п.6 Правил).

Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 15 января 2015 года N 3-О, от 19.12.2019 года N 3449-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

В соответствии с п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Как установлено в судебном заседании Вагель Р.Х. зарегистрированная по адресу: <адрес>, представила заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 года № 113 О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью Московской области «принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», молодая семья Вагель Роксаны Хасанбиевны признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Состав семьи: Заявитель - Вагель Р.Х., зарегистрированная по адресу: <адрес>; Супруг - Вагель Д.Д., зарегистрирован по адресу: <адрес>.

На заседании Комиссии по жилищным вопросам от 04.06.2021 (Протокол №5) было установлено, что: молодая семья Вагель Р.Х. проживает в однокомнатной квартире общей площадью 41,0 кв.м. Количество проживающих 5 человек. Жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, молодая семья Вагель Р.Х. не имеет.

Далее установлено, что 26.01.2021г. в жилом помещении по адресу <адрес>, общей площадью 41 кв.м, была зарегистрирована по месту жительства (постоянная регистрация) ФИО., которая до указанной даты имела регистрацию по месту пребывания по указанному адресу (временная регистрация).

До момента её вселения в качестве члена семьи, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла 10,25 кв. м, что более учетной нормы жилого помещения установленной по г.о. Электрогорск равной 10 кв.м, а после её вселения 8,2 кв.м, что привело к уменьшению учетной нормы жилого помещения установленной по <адрес> равной 10 кв.м и нуждаемости семьи Вагель Р.Х. в обеспечении жилым помещением, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания семьи Вагель Р.Х. нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий и реализации ими права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, не были учтены действия, которые в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к намеренному (добровольному) ухудшению жилищных условий, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

По результатам повторной проверки документов, находящихся в учетном деле молодой семьи Вагель Р.Х., в соответствии с Протоколом № 5 от 04.06.2021 года заседания Комиссии по жилищным вопросам, принято решение о несоответствии семьи Вагель Р.Х. условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, в связи с чем подлежали отмене ранее вынесенные постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02.03.2021 года № 113 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 114 «О признании молодой семьи Вагель Роксаны Хасанбиевны, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы»; № 115 «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области»; № 116 «О включении в список молодых семей - участниц мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020- 2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области; а также Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 14 мая 2021 № 274 «О признании молодой семьи Вагель Роксаны Хасанбиевны, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Жилище» на 2017-2027 годы».

Одновременно семья Вагель Р.Х., исключается из списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области, как не соответствующую условиям вышеперечисленных подпрограмм.

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, законных оснований для включения семьи Вагель в список молодых семей участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не имеется.

При этом, суд учитывает, что само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на основании Постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области от 02 марта 2021 г. № 115 «О включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы и Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище» на 2020-2024 годы» городского округа Электрогорск Московской области», не означает, что такая семья обладает в настоящее время субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).

Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вагель Роксаны Хасанбиевны, Вагель Дэвида Дмитриевича к Администрации городского округа Электрогорск о признании постановления № от 08.06.2021г. "Об отмене постановления Главы городского округа Электрогорск Московской области по участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых смей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" на 2017-2027 годы", подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" на 2020-2024 годы" городского округа Электрогорск Московской области на 2022 год" незаконным и обязании Министерства Жилищной политики Московской области восстановить семью в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" и получить социальную выплату на 2022 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через суд его принявший, в течение месяца после его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.12.2021 года.

Судья: С.П. Большакова