Дело № 2 – 1973(2013)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Беликовой Е.Л.
при секретаре Сидоровой М.В.
с участием заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области
«19» ноября 2013 года гражданское дело по заявлению ФИО1 о приостановлении Распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2011 года №1050-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, гражданин Республики Таджикистан, фактически проживающий по адресу: Российская Федерация, <адрес>, обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с заявлением о приостановлении Распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2011 года №№ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснил, что 23 мая 2004 года он пересёк государственную границу между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией авиатранспортом в аэропорту г.Оренбурга. По прибытии в Российскую Федерацию заполнил миграционную карту. В листе убытия указал цель выезда в Российскую Федерацию – на постоянное место жительства, в поиске жилья и работы. 14 августа 2004 года совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с совершением указанного преступления осуждён к лишению свободы сроком на 9 лет. Во время отбывания наказания вступил в брак с гражданкой Российской Федерации, которая его регулярно навещала и поддерживала. Освободился из мест лишения свободы 16 августа 2013 года. 25.02.2011 года Министерством юстиции РФ вынесено Распоряжение №1050-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, согласно которого его пребывание (проживание) на территории Российской Федерации признано нежелательным до 2021 года в связи с тем, что в 2004 году он был осужден по ч.1 ст.105 УК РФ и его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ. С указанным распоряжением он был ознакомлен по месту отбывания наказания в 2011 году. Там же им было написано заявление о том, что он не желает покидать территорию Российской Федерации, так как в России проживает его супруга, после отбытия наказания он намерен проживать по адресу: <адрес>. После освобождения из мест лишения свободы он проживает по указанному адресу с супругой ФИО3 Его супруга и ее несовершеннолетний сын не могут выехать с ним на территорию Таджикистана, поскольку это мусульманское государство, они не знают таджикского языка, там возникают конфликты на почве национальной розни. Родственники заявителя проживают на территории Российской Федерации. В сентябре 2013 года он обратился в Министерство юстиции РФ с просьбой об отмене указанного распоряжения. Из ответа Министерства юстиции РФ следует, что Министерство юстиции РФ полномочиями по приостановлению и отмене распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не наделен, в случае досрочного снятия судимости он будет вправе обратиться в суд с ходатайством об отмене распоряжения Минюста РФ. Для обращения с ходатайством о снятии судимости до истечения срока ее погашения и рассмотрения судом указанного вопроса требуется достаточно длительный период времени. В связи с этим просит приостановить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2011 года №№ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы - на 2 года, намерен за период приостановления указанного распоряжения трудоустроиться, зарекомендовать себя с положительной стороны, чтобы иметь основания для обращения с ходатайством о досрочном снятии судимости, обратиться в суд с указанным ходатайством, в случае удовлетворения ходатайства намерен обратиться в суд с заявлением об отмене указанного распоряжения Министерства юстиции РФ.
Представитель заинтересованного лица – Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражения на заявление ФИО1
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области в Кинешемском муниципальном районе ФИО2 возражает против заявленных требований, считает заявление ФИО1 необоснованным, просит отказать в его удовлетворении, поскольку не имеется оснований для приостановления указанного распоряжения Министерства юстиции РФ. Даже в случае приостановления действия указанного распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) ФИО1 на территории Российской Федерации оснований для регистрации его по месту жительства, документирования его легального пребывания на территории РФ, выдачи разрешения на трудоустройство не имеется, поскольку ФИО1 вне зависимости от действия указанного распоряжения имеет непогашенную судимость. Депортация ФИО1 с территории Российской Федерации не производится в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, поскольку после вынесения указанного Распоряжения он вступил в брак с гражданкой Российской Федерации, образовав семью.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Таджикистан, является гражданином Республики Таджикистан, что подтверждается паспортом ФИО1, вида на жительство в Российской Федерации не имеет, прибыл в Российскую Федерацию 23 мая 2004 года, что заявителем и заинтересованным лицом не оспаривается.
Согласно адресному листку убытия от 14 марта 2003 года (дубликату), ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства в г.Худжанд Республики Таджикистан, выбыл в г.Оренбург на постоянное место жительства. В паспорте заявителя имеется отметка о регистрации (прописке) в г.Худжанд Республики Таджикистан.
Согласно объяснениям заявителя, свидетельству о смерти от 17 октября 2009 года, свидетельству о смерти от 21 февраля 1996 года, родители заявителя ФИО4 и ФИО5 умерли до прибытия ФИО1 в Российскую Федерацию.
После прибытия в Российскую Федерацию в связи с совершением преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации по приговору Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 ноября 2004 года отбывал наказание в виде лишения свободы с 18 августа 2004 года по 16 августа 2013 года, освобождён из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области 16 августа 2013 года, что подтверждается справкой серии № № от 16 августа 2013 года, выданной ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области.
Согласно данной справке серии ЖО № 028273 от 16 августа 2013 года ФИО1 следует к месту жительства в <адрес>, до ближайшей границы <адрес>.
Согласно справке ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, ФИО1, согласно заявлению, имеет намерение проживать по адресу: <адрес>.
В период отбытия наказания в виде лишения свободы ФИО1 16 марта 2012 года заключил брак с гражданкой Российской Федерации ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 16 марта 2012 года, паспортом ФИО3 №, выданным 25 апреля 2012 года, а также получил среднее специальное образование с присвоением квалификации слесаря-сантехника третьего разряда, что подтверждается свидетельством об уровне квалификации от 25 июня 2013 года. Согласно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в период с 02 апреля 2010 года до 17 августа 2013 года ФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области, то есть в период и на время отбытия наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении Российской Федерации.
После освобождения из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области ФИО1 прибыл в избранное место проживания по адресу: <адрес> - с супругой ФИО3 и её несовершеннолетним ребёнком, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания ФИО3 с 20 августа 2013 года по 19 августа 2014 года, объяснениями заявителя.
По данному адресу по месту жительства была зарегистрирована также ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со слов заявителя, приходящаяся ему бабушкой, снята с регистрационного учета 09.10. 2013 года в связи с регистрацией по месту проживания в городском округе <адрес>, намерена выехать по указанному адресу на постоянное место жительства. ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка Российской Федерации, со слов заявителя приходящаяся сестрой его отцу, дала нотариально удостоверенное согласие и просила зарегистрировать ФИО1 по месту пребывания на весь срок пребывания в принадлежащей ей квартире, по адресу: <адрес>, - что подтверждается заявлением ФИО7 от 21 августа 2013 года бланк <адрес>9.
ФИО1 обращался ранее в Кинешемский городской суд с заявлением о признании незаконными действий исполняющего обязанности начальника Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области в Кинешемском муниципальном районе ФИО8, а равно действий Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ивановской области, по отказу ему в регистрации по месту пребывания ФИО1 Решением Кинешемского городского суда от 09.09.2013г. в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано, решение суда вступило в законную силу 18.11.2013г.
В соответствии с абзацем 1 статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3-5 данной статьи, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Возможность приостановления распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации законодательством, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, в сфере миграции и положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации не предусмотрен.
В соответствии со статьями 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Рассматриваемое заявление подано ФИО1 в порядке ст.ст.245,254 ГПК РФ. В соответствии с ч.4 ст.254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Однако, заявителем не оспаривается какое-либо решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение суда о признании незаконным какого-либо решения органа государственной власти, должностного лица и т.д., в том числе указанного распоряжения Министерства юстиции РФ не принималось.
Заявитель просит приостановить принятое в отношении него Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2011 года №№ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, с целью получить время для возможности обращения в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости.
В соответствии ч.5 ст.86 УК РФ если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Таким образом, условием снятия судимости является безупречное поведение лица, отбывшего наказание. При этом законом не установлен срок по истечении которого осужденный может обратиться с указанным ходатайством.
В соответствии с ч.5 ст.400 УПК РФ в случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть возбуждено перед судом не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения постановления об отказе.
Таким образом, заявитель не лишен возможности обратиться с ходатайством о досрочном снятии судимости в настоящее время.
Предоставление же иностранному гражданину, в настоящее время незаконно находящемуся на территории Российской Федерации, совершившему в течении крайне непродолжительного времени после прибытия на территорию Российской Федерации особо тяжкое преступление против жизни и здоровья граждан (ст.105 ч.1 УК РФ) какого-либо периода времени для того, чтобы он после освобождения из мест лишения свободы мог доказать безупречность своего поведения с целью досрочного снятия судимости действующим законодательством не предусмотрено и не отвечает целям реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции, не обеспечивает исполнение лежащей на государстве ответственности за обеспечение публичного порядка, в том числе в части обязанности контроля въезда в страну и пребывания иностранных граждан.
Факт нахождения заявителя в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку решение о нежелательности пребывания в России и неразрешение въезда на территорию России не зависит от проживания на ее территории близких родственников лица, в отношении которого данное решение принято. Кроме того, ФИО1 осознанно вступил в зарегистрированный брак с гражданкой Российской Федерации, зная о принятых в отношении него решениях, препятствующих законному его нахождению на территории Российской Федерации.
Довод ФИО1 о нарушении Конституции РФ, норм международного права, устанавливающих принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства в осуществление права на личную и семейную жизнь является несостоятельным, поскольку препятствий для проживания заявителя с семьей за пределами Российской Федерации не имеется, кроме того, решение о его депортации не принималось. Вопрос же о законности принятого Министерством юстиции РФ распоряжения №1050-рн от 25.02.2011г. предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
На основании изложенного суд находит требования ФИО1 о приостановлении Распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2011 года №№ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий Е.Л.Беликова