Дело № 2-1973/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 30 августа 2018 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Леошик Г.Д.
при секретаре Николаевой М.Ю.,
с участием представителя истца Катлан О.О. – Кириенко А.А.,
представителя ответчика администрации города Сочи – Кравченко Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катлан О.О. к Администрации города Сочи об утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Катлан О.О. обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с иском к администрации города Сочи, в котором, уточнив требования, просит считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 351 кв.м., изготовленную ООО «ЗемлеСтрой», лицензия 23-00022Г от 21.02.2011г., Свидетельство СРО № в соответствии с системой координат: МСК 23, местная система координат г. Сочи, масштаб 1:500, для размещения комплекса курортного отдыха, обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № и аннулировать в ЕГРН сведения о его местоположении, а также осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 351 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения комплекса курортного отдыха, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «ЗемлеСтрой» лицензия 23-00022Г от 21.02.2011г., Свидетельство СРО № в соответствии с системой координат: МСК 23, местная система координат г.Сочи, масштаб 1:500, и обязать администрацию города Сочи в месячный срок с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, заключить с Катлан О.О. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 351 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения комплекса курортного отдыха, сроком на 49 лет.
Требования мотивированы тем, что Катлан О.О. является собственником объекта недвижимости – канализационной насосной станции № по плану строения, площадью 214,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, на основании договора купли-продажи, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации права № от 10.10.2017 года.
Данный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 83 кв.м., в то время как площадь пятна застройки согласно техпаспорта БТИ составляет 153 кв.м.
Данный земельный участок выделялся МУП г. Сочи «Водоканал» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления администрации г. Сочи от 03.10.1995 года №, согласно которого Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Сочи МУП «Управление «Водоканал» было выдано свидетельство № о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 200 кв.м.. Однако, постановлением администрации города Сочи от 15.08.2011 № право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером № за МУП г.Сочи «Водоканал» было прекращено. Данный земельный участок является ранее учтенным, был некорректно поставлен на кадастровый учет на основании описания границ без проведения землеустроительных работ, а также с несоблюдением площади, указанной в правоустанавливающем документе. На сегодняшний день границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, права на данный земельный участок ни за кем не зарегистрированы, что подтверждается выпиской ЕГРН от 20.04.2018 №.
С целью формирования земельного участка фактически занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости истец обратился в ООО «ЗемлеСтрой», в результате проведения кадастровых работ, была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой фактическая площадь формируемого земельного участка составила 351 кв.м.. Затем истец обратился через МФЦ в администрацию города Сочи с заявлением об утверждении данной схемы расположения земельного участка. В ответ на данное заявление Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (письмо от 08.06.2018 года №) в утверждении данной схемы было отказано.
Предыдущий собственник вышеуказанного объекта недвижимости также обращался в администрацию города Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и ему также было отказано в письме МБУ «Центр геоинформационных технологий» от 16.10.2012 № в связи с тем, что земельный участок формируется из кадастрового участка №, что противоречит действующему законодательству. Таким образом, указанные обстоятельства препятствуют истцу в реализации законных прав по формированию земельного участка под объектом недвижимости, находящегося у истца в собственности, предусмотренные ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ.
Представитель истца Катлан О.О. – Кириенко А.А. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации города Сочи Кравченко Э.И. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просил в удовлетворении иска отказать на основании доводов, указанных в обжалуемом отказе.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Катлан О.О. является собственником объекта недвижимости – канализационной насосной станции №, № по плану строения, площадью 214,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, на основании договора купли-продажи, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации права № от 10.10.2017 года.
Данный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 83 кв.м., в то время как площадь пятна застройки согласно техпаспорта БТИ составляет 153 кв.м.
Данный земельный участок выделялся МУП г. Сочи «Водоканал» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления администрации г. Сочи от 03.10.1995 года №, согласно которого Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи МУП «Управление «Водоканал» было выдано свидетельство № о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 200 кв.м.
Однако постановлением администрации города Сочи от 15.08.2011г. № право постоянного (бессрочного) пользования за МУП <адрес> «Водоканал» на земельный участок с кадастровым номером № было прекращено.
На сегодняшний день границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, права на данный земельный участок ни за кем не зарегистрированы, что подтверждается выпиской ЕГРН от 20.04.2018 №.
С целью формирования земельного участка фактически занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости истец обратился в ООО «ЗемлеСтрой», в результате проведения кадастровых работ, была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой фактическая площадь формируемого земельного участка составила 351 кв.м.
Истец обратился администрацию города Сочи с заявлением об утверждении данной схемы расположения земельного участка, на что получил отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от 08.06.2018 года в утверждении данной схемы.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии в том числе с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1-4 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 9 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 11.9. Земельного кодекса РФ содержит требования к образуемым и измененным земельным участкам, в том числе такие, как:
- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п. 3),
- не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4),
- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7).
Пунктом 19 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ предусмотрен запрет требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Земельным кодексом РФ.
Таким образом, представленная административным истцом схема расположения земельного участка, не нарушает требований Земельного законодательства РФ к вновь образуемым земельным участкам.
Ответ администрации города Сочи от 08.06.2018 года № не содержит в себе указание на конкретное основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что лишает истца возможности устранить препятствия для реализации своего права на получение такой схемы в целях дальнейшего образования земельного участка и его предоставление.
Кроме того, по материалам геодезических измерений уточнено местоположение границ и площади рассматриваемого земельного участка, что подтверждается схемой расположения земельного участка. Согласно данной схеме смежные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет по материалам межевания и границы считаются ранее согласованными. Таким образом, интересы смежных землепользователей не затронуты.
Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу, что Катлан О.О., имея на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости
Кроме того, согласно п. 3 ст. 70 Федерального Закона от 13.06.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с позицией ВС РФ, изложенной в постановлении Пленума № 36 от 27 сентября 2016 года по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Таким образом, указанный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи неправомерным, а иск подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Катлан О.О. к Администрации города Сочи об утверждении схемы расположения земельного участка – удовлетворить.
Считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 351 кв.м., изготовленной ООО «ЗемлеСтрой», лицензия 23-00022Г от 21.02.2011г., Свидетельство СРО № в соответствии с системой координат: МСК 23, местная система координат г. Сочи, масштаб 1:500, для размещения комплекса курортного отдыха.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № и аннулировать в ЕГРН сведения о его местоположении.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 351 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения комплекса курортного отдыха, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «ЗемлеСтройр» лицензия 23-00022Г от 21.02.2011г., Свидетельство СРО № в соответствии с системой координат: МСК 23, местная система координат г. Сочи, масштаб 1:500.
Обязать администрацию города Сочи в месячный срок с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, заключить с Катлан О.О. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 351 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения комплекса курортного отдыха, сроком на 49 лет.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца.
Судья Хостинского районного суда г.Сочи Г.Д. Леошик
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО:СУДЬЯ: