ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1973/2014 от 08.08.2014 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

  ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 08 августа 2014 года   г. Н. Новгород

 Московский районный суд г.Н. Новгорода в составе:

 председательствующего судьи Денисов Я.Ю.

 с участием помощника прокурора Тульской Е.В.,

 при секретаре Дудоровой М.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску  прокурора  Московского района г. Н. Новгорода в интересах Российской Федерации к ТСЖ №253 о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода, действуя в интересах РФ, Нижегородской области, обратился в суд с иском к ТСЖ №253, указывая, что прокуратурой Московского района города Нижнего Новгорода на основании задания прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии коррупции в части исполнения организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства, положений статьи 13.3 Федерального закона от 25112.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе, в ТСЖ №253, ИНН *, расположенного по адресу: *. Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о противодействии коррупции в ТСЖ №253 не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, что подтверждается справкой прокуратуры Московского района г. Н.Новгорода о результатах проверки.

 Просил признать бездействие ТСЖ №253 незаконным и обязать ответчика разработать и принять меры по предупреждению коррупции, разработав локальный акт, содержащий
вышеуказанные требования, установив срок для совершения указанных действий.

 Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

 Помощник прокурора в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.

 Ответчик ТСЖ №253 в судебное заседание не явился, причина не явки не известна. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.

 В соответствии с положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

 Суд в силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

 Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

 В части 2 данной статьи перечислены такие возможные меры. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

 1)        определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

 2)        сотрудничество организации с правоохранительными органами;

 3)         разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

 4)         принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

 5)предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

 6)недопущение составления неофициальной отчетности и
использования поддельных документов.

 Организацией является юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

 В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "р противодействии коррупции" и во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).

 Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

 При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дается определение коррупции. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица  .

 В пункте 2 данной статьи указано, что противодействие коррупции -деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций   и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции.

 Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная

 на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

 Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона N 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Так, статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

 Организации также должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

 Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.

 Реализуемые антикоррупционные мероприятия в организации должны соответствовать Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.

 Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.

 Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

 Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

 Разработка и реализация антикоррупционной политики как документа состоит из следующих этапов:

 - разработка проекта антикоррупционной политики;

 - обсуждение проекта и его утверждение (итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации);

 -информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;

 - реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;

 - анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.

 Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется спецификой этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует. Рекомендуется отразить в антикоррупционной пс)литике следующие вопросы:

 - цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;

 - используемые в политике понятия и определения;

 - основные принципы антикоррупционной деятельности организации;

 - область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;

 -       определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;

 - определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

 - установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);

 - ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;

 - порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную
политику организации.

 Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в организации: 1) руководства организации; 2) лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; 3) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; 3) лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

 Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

 При разработке соответствующих регулятивных мер следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, а также нормативными правовыми актами, определяющими правовое положение организаций отдельных организационно-правовых форм.

 В соответствие со ст.13.3 Закона №273-ФЗ Министерством труда и социальной защиты РФ изданы методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Методическте рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

 В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства о противодействии коррупции, в ТСЖ «Сокол -62» своевременно не были приняты меры по предупреждению коррупции, что подтверждается справкой ст.помощника прокурора Московского района г.Н.Новгорода ФИО1 от 24.06.2014г. о результатах проверки.

 Учитывая, что на момент проведения проверки и обращения истца в суд все вышеуказанные мероприятия проведены не были, суд находит незаконным бездействие ТСЖ, выразившееся в несвоевременном принятии мер по предупреждению коррупции, иск прокурора Московского района г.Н.Новгорода подлежит удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Иск прокурора Московского района г.Н.Новгорода в интересах Российской Федерации к ТСЖ №253 о признании бездействия незаконным удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие ТСЖ №253, зарегистрированного по адресу: *, выразившееся в несвоевременной разработке и принятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренных Федеральным законом №273 «О противодействии коррупции».

 Обязать ТСЖ №253 разработать и принять меры по предупреждению коррупции в форме локального акта.

 Установить срок для совершения указанных действий – 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

 Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Судья: Я.Ю.Денисов