ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1973/2022 от 29.07.2022 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело №2-1973/2022

УИД 22RS0015-01-2022-002316-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 года г. Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Полянской Т.Г.

при ведении протокола помощником ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» к ФИО5 об обязании заключить договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, получении согласия на реконструкцию примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения с техническими требованиями на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» обратилось в суд с иском к ФИО5 и просит обязать ответчика:

- заключить договор о присоединении объекта дорожного сервиса (АЗС) к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева) на условиях, содержащихся в договоре, приложенному к иску и направленном ответчику, в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу,

-получить согласие на реконструкцию примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева), содержащее технические требования и условия на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге для осуществления въезда – выезда к объекту дорожного сервиса (АЗС) в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» (далее также ФКУ Упрдор «Алтай», Учреждение) распоряжением Минтранса России от 22.01.2004 №ИС-26-р переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами в Алтайском крае и Республике Алтай, в том числе М-52 «Чуйский тракт» от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Распоряжением Минимущества России от 08.04.2004 №1377-р данная автодорога общего пользования федерального значения закреплена за Учреждением на праве оперативного управления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №928 наименование указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения с 01.01.2018 изменено на Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией (далее также автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт»).

На территории Первомайского района Алтайского края автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» размещена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 1 099 060+/- 1835 кв.м, категории земель: земли транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Алтай».

Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу: Алтайский край, район Первомайский, км 178+950, автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» (слева) принадлежит на праве собственности ФИО5 На данном участке размещено нежилое сооружение- автозаправочная станция на 250 заправок в сутки, его адрес: Алтайский край, Первомайский район, автодорога Новосибирск-Бийск- госграница 189 км.

В соответствии со ст. ст. 22, 26 ч. 8 Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", размещение объектов дорожного сервиса, должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги допускается только при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, которое должно содержать технические требования и условия.

В силу ч. 7,8 ст. 22 указанного закона порядок присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регулируется договором присоединения.

Истец направил ответчику проект договора о присоединении объекта дорожного сервиса (АЗС) к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева), согласие на реконструкцию примыкания к автомобильной дороге, технические требования и условия на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге.

Ответчик данные документы получил 12.02.2022, однако, договор с техническими требованиями и условиями не вернул, возражения по нему не направил, от заключения договора и подписания документов уклоняется.

В судебном заседании представитель ФКУ Упрдор «Алтай» ФИО2 на исковых требованиях настаивает по тем же основаниям, также пояснив, что от ответчика 26.07.2022 поступал протокол разногласий к договору с изложением своего проекта договора, в котором нет существенных изменений и условий, приложения, указанные в тексте, к договору, ответчиком не приложены. Автодорога как объект существовала и существует, относится к автодорогам общего пользования федерального назначения, после реконструкции сдана в эксплуатацию. Спорный договор- это договор услуг, которые оказывает истец ответчику, объем работ и их стоимость установлены в приказе Минтранспорта РФ №272, в договоре определены в приложениях.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен. Его представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании против иска возражает, пояснив, что договор не содержит условий, позволяющий определить смысл, характер, значение такого соглашения. Требования собственника объекта дорожного сервиса о включении в договор ряда существенных условий, а именно определение балансовой принадлежности земельного участка под АГЗС в месте присоединения, истцом проигнорированы. Участок автомобильной дороги сдан в эксплуатацию. В связи с этим к договору присоединения необходимо представить технический паспорт участка автодороги со схемой организации съезда-выезда с земельного участка под, расположенной на нем АЗГС. Администрацией Первомайского района Алтайского края поведены землеустроительные работы в месте примыкания дорожного сервиса ответчика к автомобильной дороге, образован новый многоуровневый земельный участок, который поставлен на кадастровый учет. Межевые работы проведены в целях установления границы балансовой принадлежности под объектом дорожного сервиса. Это позволит разграничить зону эксплуатационной ответственности владельца дорожного сервиса при содержании, обслуживании переходно-скоростных полос, поставить на бухгалтерский учет в качестве основных средств вновь образованные земельные участки с расположенной на них дорожной инфраструктурой. Согласие на реконструкцию примыкания автомобильной дороги к объекту дорожного сервиса предполагает получение согласия собственника объекта дорожного сервиса на реконструкцию участка автомобильной дороги в месте примыкания АЗГС в целях урегулирования вопросов о софинансировании работ по реконструкции и отношения к вновь заключаемому договору присоединения, не имеет. Согласие истца на присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге не требуется. Смысла в заключении договора не имеется, он носит формальный характер, АЗС уже давно введено в эксплуатацию, автодорога хоть и сдана в эксплуатация, однако переходно-скоростные полосы до конца не оборудованы, АЗС не присоединена к автодороге, оказание платных услуг истцом будет необоснованным.

Представитель третьего лица ООО «Пресс» директор ФИО4 в судебном заседании против иска возражает, пояснив, что АЗС и земельный участок у общества в аренде. Договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования не подписывается, поскольку в договоре указана зона эксплуатационной ответственности ответчика и общества в 600 метров, а должна быть 50 м. Не согласны обслуживать переходно-скоростные полосы, т.к. они на автодороге, на их земельном участке имеется съезд и выезд на автодорогу. Технические условия не нужны, АЗС давно построен.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22.01.2004 №ИС-26-р, создано ФКУ Упрдор «Алтай», которому переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами в Алтайском крае и Республике Алтай, в том числе автодорогой М-52 «Чуйский тракт» от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией.

Распоряжением Минимущества России от 08.04.2004 №1377-р данная автодорога общего пользования федерального значения закреплена за ФКУ Упрдор «Алтай» на праве оперативного управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" наименование указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения с 01.01.2018 изменено на Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией.

На территории Первомайского района Алтайского края автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» размещена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 1 099 060+/- 1835 кв.м, категории земель: земли транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от 01.09.2021 данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Алтай».

Согласно выпискам из ЕГРН от 19.04.2022 ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР площадью 3 995 кв.м., разрешенным использованием: под строительство автозаправочной станции, по адресу: Алтайский край, Первомайский район, км. 178+950 автодорога Р-256 "Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией (слева), и расположенная на нем автозаправочная станция на 250 заправок в сутки по адресу: Алтайский край, Первомайский район, автодорога Новосибирск-Бийск госграница 189 км., право собственности на которую зарегистрировано 04.04.2012.

Согласно акту государственной приемочной комиссии от 16.04.1998 указанная автозаправочная станция была введена в эксплуатацию.

30 июля 2019 года между ФКУ Упрдор «Алтай»- заказчик, и ООО «Барнаульское ДСУ №4»- подрядчик, заключен государственный контракт, по которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт»- от Новосибирск через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+950 Алтайский край (1 этап)», а также иные работы, определенные в контракте и технической документации. Местом выполнения работ является: Алтайский край, Тальменский, Первомайский районы, км 173-км 183 автомобильной дороги «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+950.

ФКУ Упрдор «Алтай» 15.07.2016 получено положительное заключение государственной экспертизы №198-16/ОГЭ-41-002/02 ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги, рабочей документации и результатов инженерных изысканий.

Из заключения государственной экспертизы следует, что на рассматриваемом участке дороги имеются объекты придорожного сервиса: автозаправочные станции на км 177+265 слева («Лукойл») и 178+950 слева («Альянс-ЛТД»). Работы по устройству переходно-скоростных полос и элементов обустройства, относящихся к указанным объектам придорожного сервиса, выполняются силами владельцев таких объектов или за их счет.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Объекты дорожного сервиса - это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Следовательно, объект, принадлежащий ответчику ФИО5 – автозаправочная станция, согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ относится к объектам дорожного сервиса.

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 7-9 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.

При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.

Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.

Таким образом, для обеспечения доступа объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге в соответствии с положениями закона необходимо заключение договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что АЗС ответчика примыкает к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева).

С момента введения АЗС в эксплуатацию и до настоящего времени договор с ее владельцем о присоединении объекта дорожного сервиса к указанной автомобильной дороге не заключен.

Типовая форма договора присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге на федеральном уровне не разработана, в Алтайском крае такие документы не приняты.

В целях досудебного урегулирования спора истец направлял ответчику требование о заключении договора и договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге для его заключения в течение 30 дней с момента получения, которые получены им 12.02.2022, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.

Ответчик от заключения указанного договора уклонился, протокола разногласий не представил. В связи с этим, требования о понуждении ФИО5 к заключению договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге являются обоснованными.

Ответчик не согласен с условиями договора, изложенными в проекте истца. В судебном заседании 27.07.2022 представитель ответчика представил свой проект договора для рассмотрения вопроса о заключении договора.

Также в судебном заседании представитель ответчика утверждал об отсутствии предмета договора в редакции договора истца, не установлении в предмете договора эксплуатационной и балансовой ответственности ответчика в границах его земельного участка.

Из содержания п п.п. 7-9 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ следует, что указанный договор является возмездным, который по своей гражданско-правовой природе представляет собой договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Существенными условиями такого договора являются объем услуг по присоединению объектов дорожного сервиса, цена договора в зависимости от объема предоставляемых услуг, стороны договора (владелец автомобильной дороги и владелец объекта дорожного сервиса).

Стоимость и объем услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, определены в Приказе Минтранса России от 24.10.2011 N 272.

В соответствии с договором о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения с учетом Приказа Минтранса России от 24.10.2011 N 272, в базовый объем услуг, оказываемых владельцем автомобильной дороги владельцу объекта дорожного сервиса, включаются:

- камеральные работы, включающие обработку запроса о выдаче технических требований и условий размещения объекта дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов и примыканий объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, инженерных коммуникаций, обеспечивающих деятельность объекта дорожного сервиса, переходно-скоростных полос и элементов обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения; сбор и анализ информации о технических параметрах, наличии и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги, элементов обустройства, средств организации дорожного движения и объектов дорожного сервиса в районе места производства работ; разработка технических требований и условий при подготовке акта о выборе земельного участка в целях размещения объекта дорожного сервиса в установленных законодательством Российской Федерации случаях, а также при подготовке проектной документации на размещение объекта дорожного сервиса;

- выездные работы, предполагающие выезд специалистов владельца автомобильной дороги на место производства работ до начала работ и по их окончании в целях мониторинга соблюдения выполнения выданных технических требований и условий.

Базовый объем услуг применяется для объектов дорожного сервиса с площадью участка производства работ до 2000 кв. м включительно, при протяженности коммуникаций не более 200 м; а продолжительность производства работ по такому объекту должна быть не более одного календарного месяца (п. 1 Приказа Минтранса РФ от 24.10.2011 N 272).

В п. 4 Приказа Минтранса РФ от 24.10.2011 N 272 также предусмотрено, что стоимость базовых услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, ежегодно индексируется путем издания акта Минтранса РФ с применением к стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, утвержденной на предыдущий год, индекса потребительских цен, определяемого в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, одобренным Правительством РФ и доведенным до сведения федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России.

Базовый объем услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, не носит исчерпывающий характер. Минтрансом РФ в Приказе от 12.01.2022 N 7 (действующем на момент рассмотрения дела, ранее действовал Приказ от 16.12.2020 N 559, указанный в проекте договора истца) установлен дополнительный объем услуг, которые могут быть включены в такие договоры по обоюдному волеизъявлению сторон.

Таким образом, предметом договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге эксплуатационная и балансовая ответственность ответчика в границах его земельного участка, не является.

Анализируя условия договора о предмете договора в проектах истца и ответчика, суд приходит к выводу о том, что в проекте договора ответчика существенные условия в виде объема услуг по присоединению объектов дорожного сервиса, цена договора в зависимости от объема предоставляемых услуг, не определены, в проекте стоят прочерки в стоимости, приложения к договору суду не представлены. В проекте договора истца они определены в приложениях №2,3.

При этом в приложении №2 определен только базовый объем услуг и его стоимость, в приложении №3 определены срок оказания услуг по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге- 10 дней с момента подписания договора и их оплата, оплата стоимости базовых услуг определена по Приказу Минтранса России от 16.12.2020 N 559 "О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения"- при полосе отвода автомобильной дороги до 100 кв.м- 48 921 руб., т.е. в минимальном размере. Данный Приказ не действует с 24.02.2022, в связи с изданием Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 7, которым стоимость при базовом объеме услуг при полосе отвода автомобильной дороги до 100 км определена в сумме 50 878 руб.

При таких обстоятельствах, суд возлагает на ответчика обязанность заключить договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге в части его предмета на условиях, изложенных в проекте договора истца в параграфе 1.

В пункте 3.1 договора к договору суд полагает необходимым указать условия об индексации стоимость базовых услуг как это предусмотрено Приказом Минтранса РФ от 24.10.2011 N 272.

В пункте 2.4.5 договора, представленного истцом, предусмотрено, что в случае волеизъявления Владельца ОДС и соответствующей оплаты по данному Договору, Владелец АД оказывает дополнительные услуги:

1) изменение или продление срока действия ранее выданных ТТиУ;

2) выдача дубликата ранее выданных ТТиУ;

3) дополнительные выезды специалистов Владельца АД и передвижной лаборатории Владельца АД на место производства работ.

Указанным условием предусмотрено согласование оказания истцом ответчику дополнительных услуг, представителем ответчика и ответчиком данное условие не оспаривается.

В проекте договора ответчика в п. 7.2 установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по оплате настоящего договора владелец автомобильной дороги вправе потребовать от заказчика уплаты неустойки в размере 0,05% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

В проекте договора истца такого условия не содержится, в связи с такой позицией истца, суд не находит оснований устанавливать указанную ответственность для ФИО5

В остальной части условия проекта договора истца ответчиком и его представителем не оспариваются. Не следует это и из проекта договора, представленного стороной ответчика. Данный проект по существу содержит те же условия, что и договор истца, в более усеченном виде и без существенных условий.

В связи с чем, суд возлагает на ФИО4 обязанность заключить договор на условиях, изложенных в редакции истца, с учетом уточнений суда.

Согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В судебном заседании установлено, что ввиду реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева), ФКУ Упрдор «Алтай» 04.03.2020 ФИО5 на основании его заявления выданы технические требования и условия на реконструкцию примыкания и строительство переходно-скоростных полос к федеральной автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+950 слева, сроком действия 1 год, т.е. до 04.03.2021.

В указанный срок технические требования и условия ответчиком в полном объеме не исполнены, что подтверждается пояснениями представителей сторон и третьего лица, а также решением Новоалтайского городского суда от 08.02.2022. Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги на реконструкцию не было получено.

Истец направлял ответчику согласие на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге, содержащее технические требования и условия, с требованием об отметке их получения в течение 30 дней с момента получения, которые получены им 12.02.2022, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании. О получении данных документов ответчик истцу не сообщил.

До настоящего времени ФИО5 согласие на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге от его владельца с техническими требованиями и условиями не получены, в связи с чем, являются обоснованными требования о возложении на него обязанности получить согласие на реконструкцию примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева), содержащее технические требования и условия на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге для осуществления въезда – выезда к объекту дорожного сервиса (АЗС).

Суду представлен договор аренды от 30.12.2021, заключенный между ФИО5- арендодатель, и ООО «Пресс» в лице директора ФИО4-арендатор, из которого следует, что арендатору передано во временное владение и пользование за оплату движимое и недвижимое имущество, права, включенные в комплекс традиционной автозаправочной станции и газозаправочной станции, перечень которых определен в Приложениях №№1-3. Данные приложения суду не представлены. Представитель третьего лица утверждает о том, что договор аренды заключен в отношении спорной АЗС и земельного участка.

Согласно п. 2.3.1 договора аренды арендатор имеет право заключать договора с предприятиями, необходимость заключения договоров с которыми у арендатора возникает в связи с коммерческой эксплуатацией арендуемого имущества и использованием его по прямому производственному назначению, в том числе договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге М-52 на участке примыкания.

Из п. 1.5 договора от 30.12.2021 следует, что срок аренды составляет 11 месяцев, т.е. договор действует по 29.12.2022.

Аренда в ЕГРН не зарегистрирована ввиду ее срока, не превышающего 11 месяцев.

В предыдущем судебном заседании представители истца и третьего лица утверждали о том, что ФИО5 не является надлежащим ответчиком ввиду заключенного с ООО «Пресс» договора аренды.

В проекте договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, представленного представителем ответчика, стороной договора указан ФИО5

Согласно положениям п. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ владельцем объекта дорожного сервиса является как его собственник, так и арендатор. Исходя из чего, суд полагает необходимым возложить обязанность по заключению договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге на собственника АЗС ФИО5, учитывая, что заключать договор о присоединении объекта дорожного сервиса (АЗС) к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 арендатору право не предоставлено, краткосрочность договора аренды АЗС, а также указание стороной ответчика в проекте договора владельцем объекта дорожного сервиса ФИО5

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает ответчику срок для указанных действий - в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» (ИНН <***>) к ФИО5 (паспорт НОМЕР, выдан НОМЕР ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Первомайское 27.05.2008) удовлетворить.

Возложить на ФИО5 обязанность, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, заключить с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» договор о присоединении объекта дорожного сервиса (АЗС) к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева) в следующей редакции:

«Федеральное казенное учреждение Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Алтай), именуемое в дальнейшем «Владелец автомобильной дороги» в лице заместителя начальника ФИО6, действующего на основании доверенности от 11.11.2021 №2/21, в соответствии с Уставом с одной стороны и Владельцем объекта дорожного сервиса, в лице ФИО5 с другой стороны (далее – Стороны), в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.10.2011 № 272 «О стоимости и объеме услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2020 № 559 «О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, на 2022 год», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ДОГОВОРЕ

автомобильная дорога (АД) – автомобильная дорога общего пользования федерального значения (объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог);

полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

4) объекты дорожного сервиса (ОДС) - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Владелец автомобильной дороги (далее по тексту- Владелец АД) оказывает услуги Владельцу объекта дорожного сервиса (далее по тексту- Владелец ОДС) по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения.

Для оказания услуги Объект дорожного сервиса (АЗС) (далее по тексту- ОДС) имеет следующие характеристики: размещен за пределами полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск – Барнаул – Горно–Алтайск – граница с Монголией, на км 178+950 слева, на земельном участке площадью 3 995 кв.м., из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – под строительство автозаправочной станции с кадастровым номером 22:33:030201:2, расположенного по адресу: Алтайский край, район Первомайский, км. 178+950 слева автодороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией, свидетельство о государственной регистрации от 09.04.2012 № 22 АГ 401403 номер государственной регистрации права 22-22-22/009/2012-635; другие необходимые для оказания услуги характеристики указываются в Приложении № 1 – «Описание объекта дорожного сервиса», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Оказание услуг по присоединению ОДС к автомобильной дороге осуществляется в соответствующем объеме услуг, предусмотренных приказами Министерства транспорта Российской Федерации № 272 от 24 октября 2011 г. «О стоимости и объеме услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения» и от 16.12.2020 № 559 «О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения», определяется в Приложение № 2 «Объём услуг по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Владелец ОДС оплачивает Владельцу АД оказание услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются Владельцем ОДС или за его счет с учетом основных действующих законодательных и нормативно-технических документов (Приложение № 4) и других действующих требований. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Владелец ОДС вправе:

Ознакомиться с условиями присоединения ОДС к автомобильной дороге и объемом услуг, оказываемых Владельцем АД по настоящему Договору.

Обращаться к Владельцу АД с заявлением о продлении выданных технических требований и условий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт примыканий к ОДС (до окончания срока их действия), предусматривающим обоснование необходимости продления.

Обращаться к Владельцу АД для получения дополнительного объема услуг после заключения дополнительного соглашения, предусматривающего оплату данных услуг.

Получать информацию о планируемых работах по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту участка автомобильной дороги в месте размещения ОДС и о сроках осуществления данных работ.

Обращаться к Владельцу АД для получения разъяснений по вопросу содержания присоединения ОДС (примыканий, переходно-скоростных полос, средств организации дорожного движения).

Владелец АД вправе:

Иметь свободный доступ на Объект для осуществления контроля за выполнением Владельцем ОДС ТТиУ и настоящего Договора.

Осуществлять мониторинг соблюдения выполнения выданных технических требований и условий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт примыканий к ОДС (до окончания срока их действия)

Осуществлять проверку проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту присоединения ОДС (подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос), стоянок и мест остановки транспортных средств на соответствие выданным техническим требованиям и условиям, для чего иметь свободный доступ на территорию ОДС.

Осуществлять проверку проведения работ по содержанию ОДС (подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос), стоянок и мест остановки транспортных средств на соответствие выданным ТТиУ указанным в Приложении № 5 являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора, для чего иметь свободный доступ на территорию ОДС.

Выносить требования Владельцу ОДС обязательные для исполнения, в случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и/или содержание присоединения ОДС (подъезда, съезда, примыканий, переходно-скоростных полос), стоянки и места остановки транспортных средств осуществляется с нарушением технических требований и условий.

Требовать от Владельца ОДС возмещения ущерба, нанесенного автомобильной дороге общего пользования федерального значения и расположенным на ней сооружениям.

Вносить в условия Договора необходимые изменения и дополнения в случае изменения действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов, которые оформляются в установленном порядке дополнительными соглашениями.

Владелец ОДС обязан:

Представить Владельцу АД необходимую документацию для присоединения ОДС к автомобильной дороге, а в случае необходимости – дополнительную информацию в течение 10 (десяти) дней с момента получения соответствующего запроса от Владельца АД.

Своевременно, в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Договору внести плату за оказываемые по Договору услуги.

Обеспечить соблюдение выданных Владельцем АД ТТиУ, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также соблюдение требований экологической безопасности.

Владелец ОДС обязан обеспечить соблюдение и выполнение выданных Технических требований и условий (далее по тексту ТТиУ) на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск – Барнаул– Горно-Алтайск – граница с Монголией, для осуществления въезда и выезда к объекту дорожного сервиса (АЗС) на км 179+950(слева), являющихся приложением к согласию на реконструкцию примыканий ОДС от 03.02.2022 № 34/3-1.

Владелец ОДС на постоянной основе выполняет ТТиУ, указанные в Приложении № 5 «Технические требования и условия на содержание подъезда, съезда, примыканий, элементов обустройства примыканий, средств организации дорожного движения, переходно-скоростных полос, стоянки и места остановки транспортных средств», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Выполнить реконструкцию примыкания ОДС (подъезда, съезда, примыканий, переходно-скоростных полос, средств организации дорожного движения), в соответствии с выданными Владельцем АД техническими требованиями и условиями.

Обеспечить надлежащее содержание присоединения ОДС (подъезда, съезда, примыканий, переходно-скоростных полос, средств организации дорожного движения), стоянки и мест остановки транспортных средств, элементов обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями: ГОСТ 33181-2014, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 59434-2021.

Допускать Владельца АД на присоединяемый ОДС и прилегающую территорию в целях осуществления Владельцем АД мониторинга соблюдения выданных ТТиУ, законодательных и нормативно-технических документов (Приложение № 4) при обустройстве реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и последующей эксплуатации ОДС.

Исполнять требования Владельца АД, установленные настоящим Договором, в указанные сроки.

При передаче прав на ОДС новому владельцу ОДС в документе по переходу прав на ОДС новому владельцу ОДС должно быть указано об обязательном условии передачи прав и обязанностей по присоединению ОДС (подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, средств организации дорожного движения, элементов обустройства) на условиях настоящего договора.

В срок не более 10 (десяти) календарных дней с момента перехода прав на ОДС и земельный участок к новому владельцу ОДС, передать Владельцу АД заверенные копии документов, подтверждающих переход прав на ОДС и земельный участок, для оформления Владельцем АД договорных отношений с новым владельцем ОДС, в том числе документы о новом владельце ОДС:

- в отношении юридического лица – полное и сокращенное наименование, адрес местонахождения, ОГРН, ИНН, Ф.И.О. руководителя, выписка из ЕГРЮЛ, полученная в налоговом органе не позднее, чем за 1 (один) месяц до даты предоставления сведений и документов в отношении нового владельца ОДС;

- в отношении индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., адрес места регистрации, ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРИП, полученная в налоговом органе не позднее, чем за 1 (один) месяц до даты предоставления сведений и документов в отношении нового владельца ОДС;

- в отношении физического лица – Ф.И.О., адрес места регистрации, ИНН, копию паспорта.

Владелец АД вправе использовать полосу отвода автомобильной дороги в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта участка автомобильной дороги в месте выполненного в установленном порядке присоединения ОДС без получения согласования с Владельцем ОДС и без возмещения Владельцу ОДС ранее произведенных затрат по присоединению ОДС. Владелец ОДС, при наличии заинтересованности в присоединении ОДС к автомобильной дороге, обязан за свой счет согласовать и выполнить доведение высотных отметок съезда (примыканий и переходно-скоростных полос) до высотных отметок асфальтобетонного покрытия ФАД в рамках обеспечения безопасности дорожного движения.

В случае расторжения и/или прекращения действия настоящего Договора (при отсутствии соглашения о замене Владельца ОДС), Владелец ОДС в 30-дневный срок с даты прекращения договорных отношений обязан обеспечить за свой счет демонтаж, разборку и ликвидацию присоединения (подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос, инженерных коммуникаций, обеспечивающих деятельность ОДС) с приведением автомобильной дороги в первоначальное состояние.

Владелец АД обязан:

Обрабатывать запрос о выдаче технических требований и условий размещения ОДС и (или) подъездов, съездов и примыканий ОДС к автомобильной дороге, инженерных коммуникаций, обеспечивающих деятельность ОДС, переходно-скоростных полос и элементов обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Осуществлять сбор и анализ информации о технических параметрах, наличии и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги, элементов обустройства, средств организации дорожного движения и объектов дорожного сервиса в районе места производства работ.

Разработать и выдать ТТиУ на проектирование присоединения (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт (подъезда, съезда, примыканий, переходно-скоростных полос, средств организации дорожного движения и элементов обустройства автомобильной дороги)) объекта дорожного сервиса в порядке, установленном законодательством РФ и Федеральным дорожным агентством.

Проводить выездные работы, включающие в себя выезд специалистов Владельца АД на место производства работ до начала работ и по их окончании в целях мониторинга соблюдения выполнения выданных ТТи У.

В случае волеизъявления Владельца ОДС и соответствующей оплаты по данному Договору, Владелец АД оказывает дополнительные услуги:

1) изменение или продление срока действия ранее выданных ТТиУ;

2) выдача дубликата ранее выданных ТТиУ;

3) дополнительные выезды специалистов Владельца АД и передвижной лаборатории Владельца АД на место производства работ.

Информировать Владельца ОДС о направлении ТТиУ письмом. При получении ТТиУ Владелец ОДС расписывается о получении на экземпляре Владельца АД. В случае уклонения Владельца ОДС от получения ТТиУ Владелец АД вправе направить ТТиУ заказным письмом с уведомлением о вручении, при этом услуги считаются оказанными с момента передачи почтового отправления отделению связи.

Согласовывать проектные решения по присоединению ОДС, выполненные в соответствии с выданными ТТиУ.

Выдавать разрешение на реконструкцию, капитальный ремонт существующих примыканий ОДС в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007.

Выдать разрешение на ввод в эксплуатацию законченной реконструкции, капитального ремонта существующих примыканий ОДС в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007.

Информировать Владельца ОДС в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения государственных контрактов на разработку проектной документации на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения на участке присоединения ОДС к автомобильной дороге о планируемых работах по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильной дороги общего пользования федерального значения, сроках осуществления работ по разработке проектной документации и ориентировочных сроках выполнения строительно-монтажных работ.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1 Плата за услуги по присоединению ОДС к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения рассчитывается исходя из стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении ОДС в соответствии с приказом Минтранса России от 16.12.2020 № 559. Стоимость услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, на последующие годы ежегодно индексируется путем издания акта Минтранса России.

3.2. Стоимость услуг по настоящему договору определяется в Приложении № 2 – «Объем услуг по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

3.3. Оплата по настоящему договору производиться путем безналичных расчетов в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания настоящего Договора (согласно Приложению № 3).

3.4. Стоимость и сроки оказания услуг по договору подлежат уточнению при увеличении объема услуг, оказываемых Владельцем АД по обращению Владельца ОДС.

3.5 В случае несогласия Владельца ОДС с уточненной стоимостью и/или сроком оказания услуг, настоящий договор подлежит расторжению. Сумма осуществленного Владельцем ОДС платежа возврату не подлежит.

3.6 При отказе Владельца ОДС от исполнения своих обязательств по настоящему договору или отказа от намерения присоединить ОДС к автомобильной дороге – услуги по присоединению со стороны Владельца АД считаются выполненными, и сумма осуществленного платежа возврату не подлежит.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

Нарушение договора одной из Сторон путем неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Договору влечет за собой возложение на эту Сторону обязанности возместить другой Стороне причиненный ущерб в установленном законом и настоящим Договором порядке.

Владелец ОДС несет имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие невыполнения, ненадлежащего выполнения Владельцем ОДС ТТиУ, согласованных проектных решений, условий настоящего договора, требований по безопасности дорожного движения при размещении и функционировании присоединения, в т.ч. неудовлетворительной организации работ в зоне проведения работ.

Владелец ОДС возмещает Владельцу АД и/или третьим лицам в полном объеме убытки, включая судебные издержки, ущерб, возникшие вследствие дорожно-транспортных происшествий в связи с невыполнением, ненадлежащим выполнением Владельцем ОДС ТТиУ, согласованных проектных решений, условий настоящего договора, требований по безопасности дорожного движения при размещении и функционировании присоединения ОДС.

Владелец ОДС несет ответственность за действия привлеченных третьих лиц, как за свои собственные.

Владелец АД либо иная организация, выполняющая дорожные работы, в соответствии с государственным контрактом, заключенным с владельцем АД, не несут ответственности за повреждение или порчу присоединения ОДС, размещенного с нарушением требований настоящего Договора, выданных ТТиУ.

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств, вызванных действием непреодолимой силы, после заключения Договора, в результате событий чрезвычайного характера, которые соответствующая сторона Договора не могла предвидеть и не предотвратить разумными мерами.

Если Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, не известит другую Сторону о наступлении указанных обстоятельств в течение 10 (десяти) дней с момента возникновения таких обстоятельств, такая Сторона несет ответственность за нарушение своих обязательств в соответствии с настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

Присоединение ОДС (подъезд, съезд, примыканий, переходно-скоростные полосы), осуществленное без согласования с Владельцем АД, является самовольно возведенным сооружением и подлежит сносу по требованию Владельца АД в установленный им срок с приведением автомобильной дороги в первоначальное состояние.

В случае отказа Владельца ОДС от исполнения вышеуказанного требования Владельца АД, либо неисполнения его в установленный срок Владелец АД выполняет работы по ликвидации самовольно возведенных сооружений с последующим взысканием всех понесенных затрат на выполнение этих работ с Владельца ОДС.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

Стороны примут все необходимые меры к разрешению споров и разногласий, возникающих из настоящего договора или связанных с ним, путем переговоров и консультаций, направления и рассмотрения претензий.

Если Стороны не смогут прийти к соглашению путем переговоров, то споры и разногласия передаются на рассмотрение в Арбитражный суд по месту нахождения Владельца АД.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА, ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

Настоящий Договор вступает в силу с даты подписания и действует в течение всего срока функционирования ОДС, при этом если права и обязанности собственника (владельца) ОДС передаются на основании договора иному лицу, с таким лицом заключается дополнительное соглашение к настоящему договору.

Досрочное расторжение настоящего Договора производится по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

В случае неисполнения Владельцем ОДС требований, предусмотренных п. 2.3.11 Владелец АД имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора. Договор считается расторгнутым с даты получения Владельцем ОДС письменного уведомления Владельца АД об отказе от исполнения настоящего Договора.

Договор подлежит расторжению в случае проведения Владельцем АД работ по реконструкции автомобильной дороги, в результате которых доступ к ОДС невозможен, либо размещение ОДС препятствует проведению указанных работ, о чем Владелец АД уведомляет Владельца ОДС в двухмесячный срок до момента расторжения Договора.

В срок не более 30 (тридцати) календарных дней с даты истечения срока действия настоящего Договора, либо с момента его расторжения, Владелец ОДС обеспечивает за свой счет демонтаж, разборку и ликвидацию присоединения (подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос, инженерных коммуникаций, обеспечивающих деятельность объекта дорожного сервиса) с приведением автомобильной дороги в первоначальное состояние.

Работы по демонтажу, разборке и ликвидации подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос, инженерных коммуникаций, обеспечивающих деятельность ОДС, производятся в порядке, предусмотренном пунктами 4.8 и 4.9 настоящего Договора.

В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.

Все изменения, дополнения к Договору считаются действительными, если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами.

Стороны обязуются своевременно извещать друг друга об изменениях юридического, почтового адресов и банковских реквизитов.

В случае неоплаты услуг по настоящему договору в срок, указанный в приложении № 3 к настоящему договору обязательства Сторон по договору прекращаются.

Не подписание Владельцем ОДС полученных ТТиУ является основанием для прекращения настоящего договора.

Настоящий договор составлен в 2 (двух) одинаковых экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Приложения к настоящему договору:

1. Приложение № 1. Описание объекта дорожного сервиса – на 1 л. в 1 экз.;

2. Приложение № 2. Объемы и стоимости услуг по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге – на 1 л. в 1 экз.;

3. Приложение № 3. Стоимость услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге на 2022 год – на 1 л. в 1 экз.;

4. Приложение № 4. Перечень нормативно - технических документов, обязательных при исполнении Договора – на 1 л. в 1экз.;

5. ТТиУ на содержание подъезда, съезда, примыканий, элементов обустройства примыканий, средств организации дорожного движения, переходно-скоростных полос, стоянки и места остановки транспортных средств на 2 л. в 1 экз.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к договору

Описание объекта дорожного сервиса

Наименование

сведений и показателей

Данные

(с единицами измерения)

Номер, наименование и место нахождение участка автомобильной дороги (субъект Российской Федерации, район)

Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией, Алтайский край, Первомайский район,

Наименование, состав и назначение объектов, в том числе в комплексе

АЗС

Участок км+м (справа, слева), на котором размещен объект

178+950 слева

Техническая категория автомобильной дороги

I-Б

Ширина придорожной полосы, прилегающей к полосе отвода участка автомобильной дороги

75

Ширина полосы отвода участка автомобильной дороги

60

Интенсивность дорожного движения на участке автомобильной дороги/ прогноз изменения интенсивности дорожного движения в связи с размещением объекта

13 280 / без изменений

Характеристика земельного участка:

Категория земель, включая назначение земельного участка

Площадь земельного участка

Кадастровый номер

Земли промышленности – под строительство автозаправочной станции

3 995 кв.м;

22:33:030201:2

Информация о возможном ухудшении видимости, безопасности дорожного движения и эксплуатации участка автомобильной дороги

Ухудшение видимости при реконструкции не произойдет

Правоустанавливающие документы на земельный участок

Выписка ЕГРН от 25.01.2022

№ 99/2022/445414117

Правоустанавливающие документы на Объект сервиса

Выписка ЕГРН от 25.01.2022

№ 99/2022/445583918

Наличие в составе объекта мест для остановки автомобилей с расчётной вместительностью

10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к договору

Объем услуг по присоединению объекта дорожного сервиса

к автомобильной дороге*

Таблица 1

Стоимость при базовом объеме услуг

Место производства работ, расстояние до него

Стоимость, руб., без НДС

Придорожная полоса автомобильной дороги

1

до 100 км

-

2

100 – 200 км

-

3

более 200 км

-

Полоса отвода автомобильной дороги

4

до 100 км

48 921

5

100 – 200 км

-

6

более 200 км

-

*(Основание: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2020 № 559 «О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения»)

Всего: 48 921 руб. (сорок восемь тысяч девятьсот двадцать один рубль 00 копеек).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к договору

Стоимость услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге

Согласно Договору на оказание услуг по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Владелец объекта дорожного сервиса в 10 (десяти) дневный срок с момента заключения Договора перечисляет на:

Полное наименование

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства»

Сокращенное наименование

ФКУ Упрдор «Алтай»

Юридический адрес

Фактический адрес

656049, Россия, <...>

656049, Россия, <...>

ИНН / КПП

<***> / 222501001

ОКТМО

01701000

ОГРН

1042202260980

Банк

ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК

010173001

Расчетный счет

40102810045370000009

Казначейский счет

03100643000000011700

получатель

Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (ФКУ Упрдор «Алтай»)

л/счет

03171767510

Коды бюджетной классификации

КБК

Наименование дохода федерального бюджета

108 1 13 01510 017000 130

Плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, зачисляемая в федеральный бюджет

денежные средства в размере 48 921 руб. (сорок восемь тысяч девятьсот двадцать один рубль 00 копеек).

Плата за оказание Услуги рассчитана в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2020 № 559 «О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения» *.

* Примечание: ежегодно издается акт Минтранса России

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к договору

Перечень основных законодательных и нормативно-технических документов,

обязательных при исполнении Договора.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24.10.2011 № 272 «О стоимости и объеме услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения».

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2020 № 559 «О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, на 2021 год».

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденный приказом Минтранса России от 18.08.2020 № 313.

ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования».

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, Элементы обустройства, общие требования».

СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 № 1753 «О минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требованиях к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса».

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 № 658 «О нормативах финансовых затрат и правилах расчёта размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

к договору

Технические требования и условия

на содержание подъезда, съезда, примыканий, элементов обустройства примыканий, средств организации дорожного движения, переходно-скоростных полос, стоянки и места остановки транспортных средств.

В соответствии со ст.17, п.10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос (ПСП) осуществляются Владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Работы по содержанию определены Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», требованиями ГОСТ 33181-2014, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 59434-2021.

Обращаем Ваше внимание на личную ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения с целью предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий на участке примыканий от принадлежащего Вам объекта дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге.

СОДЕРЖАНИЕ В ОСЕННЕ - ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

На постоянной основе обеспечить проведение следующих видов работ по поддержанию нормативного содержания объекта дорожного сервиса:

Производить очистку территории объекта и переходно-скоростных полос от снега, наледи, наката въездов (выездов), в том числе с использованием противогололедных материалов.

При образовании снежных валов на площадке отстоя транспорта – своевременно обеспечивать их ликвидацию (вывоз снега).

Своевременно обеспечивать работу светильников на линии освещения на переходно-скоростных полосах (если имеется) и площадке отстоя транспорта.

Обеспечить на примыканиях и площадке нанесение дорожной разметки.

Устранять механические повреждения дорожных знаков, опор освещения, барьерного ограждения в зоне влияния объекта.

Проводить очистку масок дорожных знаков от снега.

Обеспечить на территории объекта дорожного сервиса наличие мусорных контейнеров.

При невозможности качественного выполнения работ по зимнему содержанию примыканий собственными силами, заключить договор на зимний период с подрядной организацией, имеющей спецтехнику.

СОДЕРЖАНИЕ В ВЕСЕННЕ - ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

При наличии повреждений покрытия и застоя воды на примыканиях, переходно-скоростных полосах и площадке отстоя транспорта выполнять ремонт покрытия по согласованию с ФКУ Упрдор «Алтай».

Обеспечить работу водостоков и водопропускных труб.

Очистить территорию объекта и прилегающие откосы переходно-скоростных полос от мусора.

При необходимости выполнять покраску стоек и щитков дорожных знаков на территории объекта, заменять поврежденные маски дорожных знаков, а также при имеющемся на объекте барьерном ограждении – проводить его ремонт и покраску.

Выполнять покраску ржавых опор освещения, а также устранять их механические повреждения.

Своевременно менять светильники на линии освещения переходно-скоростных полос (если имеется) и площадке отстоя транспорта.

Оперативно проводить очистку территории объекта и переходно-скоростных полос от мусора.

Обеспечить на территории объекта дорожного сервиса наличие мусорных контейнеров.

9. Обеспечить на примыканиях и площадке нанесение дорожной разметки.

При невозможности выполнения перечисленных работ собственными силами, рассмотреть возможность заключения договора с подрядными организациями, выполняющими эти работы.

Контроль за выполнением технических требований и условий будет осуществляться сотрудниками ФКУ Упрдор «Алтай», Южно-Сибирское МУГАДН, Управления ГИБДД ГУ МВД России и органами местной территориальной власти.».

Возложить на ФИО5 обязанность, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, получить согласие ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» на реконструкцию примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул- Горно-Алтайск- граница с Монголией, на км 178+950 (слева), содержащее технические требования и условия на реконструкцию существующего примыкания к автомобильной дороге для осуществления въезда – выезда к объекту дорожного сервиса (АЗС).

Взыскать с ФИО5 в пользу ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Г. Полянская

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 года.