ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1974/15 от 22.07.2015 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж 22 июля 2015 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Лозенковой А.В.,

при секретаре Даниловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области к Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области обратилось в суд с иском о признании прекратившей деятельность Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области зарегистрирована Воронежская региональная экологическая молодежная общественная организация «Воронежский заповедник».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной налоговой службы России по Воронежской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» присвоен основной государственный регистрационный номер .

Организационно-правовая форма указанного общественного объединения – общественная организация, территориальная сфера деятельности – Воронежская область, постоянно действующий руководящий орган – Совет, согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, расположено по адресу: <адрес>

В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014г. № 26, Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705, Управление осуществляет надзор за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.

В ходе исследования номенклатурного дела Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» были выявлены нарушения требований абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянного действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Однако в нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ Воронежская региональная экологическая молодежная общественная организация «Воронежский заповедник» не представляла в уполномоченный орган отчеты о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц за 2013 г., а также информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН 0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2013г.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением подготовлено предупреждение о необходимости устранения нарушений абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального Закона № 82-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Совета Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» направлено письменное предупреждение о необходимости исполнения требований абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ и устранения выявленного нарушения.

Согласно данным официального интернет-сайта Федерального государственного унитарного предприятия ФГУП «Почта России» указанная корреспонденция была вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального Закона № 82- ФЗ Воронежская региональная экологическая молодежная общественная организация «Воронежский заповедник» не представила в уполномоченный орган отчеты о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянного действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц за 2014г., а также информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН 0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2014 год.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований абзацев 4, 8 части 1 статьи Закона № 82-ФЗ Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» не устранены.

На основании части 4 статьи 29 Закона № 82-ФЗ неоднократное представление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона № 82-ФЗ непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем 8 части 1 настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктом 74 Положения № 26 Управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, региональных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Просит суд признать Воронежскую региональную экологическую молодежную общественную организацию «Воронежский заповедник» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. (л.д. 4-7).

В судебное заседание истец не направил своего представителя. О времени и месте рассмотрения дела истец извещен своевременно и надлежащим образом, (л.д.31) ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. (л.д. 33)

Ответчик Воронежская региональная экологическая молодежная общественная организация «Воронежский заповедник» в судебное заседание истец не направил своего представителя. О времени и месте рассмотрения дела истец извещен своевременно и надлежащим образом, (л.д.32) о причинах не явки представителя суду не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не поступало.

Руководствуясь частью 3 и частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя истца и представителя ответчика.

Проверив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 147 от 21.05.2009 г., Управление по субъекту (субъектам) Российской Федерации рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, а также обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Следовательно, заявитель в силу закона вправе обратиться в суд с заявлением о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении данного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок ежегодных сведений, предусмотренных законодательством, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В силу статьи 26 указанного Закона, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрирована Воронежская региональная экологическая молодежная общественная организация «Воронежский заповедник».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы России по Воронежской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник», и присвоен основной государственный регистрационный номер . (л.д. 8-10)

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации № 724 от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий переданы в Министерство юстиции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 г. № 26, Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705 – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям.

Согласно абзацу 4 и абзацу 8 части 1 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 2 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Как следует из справки, составленной ведущим специалистом – экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области ФИО1 в ходе исследования материалов номенклатурного дела Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» (ОГРН ), установлено, что общественная организация:

не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в 2013 и 2014 годах.

не информировала федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средство и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме (ОН 003) и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за ДД.ММ.ГГГГ год.

не проинформировала орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ. (л.д.11-12)

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные истцом в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации, а именно ответчик не информировал орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в 2013 и 2014 годах, а также не информировала федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средство и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме (ОН 003) и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за 2013 и 2014 год, а также не проинформировал орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» было направлено предупреждение о необходимости устранения нарушений требований абзацев 4, 8 части 1 статья 29 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», содержащее требование в течение месяца с момента получения указанного предупреждения устранить допущенные нарушения действующего законодательства. (л.д.19-20,21)

В срок, установленный в предупреждениях, нарушения ответчиком устранены не были.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что общественной организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, которые являются существенными, в связи с чем, имеются основания для признания данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с требованиями статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При изложенных обстоятельствах, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области о признании прекратившей деятельность Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области к Воронежской региональной экологической молодежной общественной организации «Воронежский заповедник» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Признать Воронежскую региональную экологическую молодежную общественную организацию «Воронежский заповедник» (ОГРН , ИНН ) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 24.07.2015 г.

Председательствующий судья А.В.Лозенкова