Дело №...
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Орджоникидзевский районный суд, г. Новокузнецка, Кемеровской области в составе председательствующего судьи Шлыкова А.А., при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д. А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке, 29.01.2014 года, гражданское дело по исковому заявлению ООО «УК ЖКХ» к Зиневич Евгению Анатольевичу об обязании предоставить доступ в жилое помещение для проведения осмотра общедомового инженерного оборудования.
\
УСТАНОВИЛ:
ООО «УК ЖКХ» обратилось в суд с иском к Зиневич Е. А. об обязании Зиневич Е.А., обеспечить работникам ООО «УК ЖКХ», открытый доступ к системе отопления, расположенной в жилом помещении – квартире, по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления, в течение 3-х дней с момента вынесения решения; в случае отказа от добровольного исполнения решения суда, выдать ООО «УК ЖКХ исполнительный лист о вскрытии жилого помещения – квартиры по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления; об обязании Зиневич Е. А. обеспечить открытый доступ к системе отопления, путем демонтирования своими силами и средствами гипсокартоновой обшивки, являющихся помехой для проведения осмотра стояков отопления на кухне.
Иск мотивирован тем, что ООО «УК ЖКХ» осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, организовывает выполнение работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе дома №... по ул.....г...... Для надлежащего выполнения работ и услуг по содержанию, жители не должны чинить препятствия обслуживающей организации. Однако ООО «УК ЖКХ» не предоставляется возможным оказать услуги по надлежащему содержанию в виде осмотра системы отопления в квартире №... дома по ул.....г....., в связи с отсутствием доступа к общему домовому имуществу (стоякам отопления, расположенных на кухне), так как ответчиком установлены помехи в виде гипсокартонных обшивок стояков отопления.. Установка гипсокартонных обшивок, является помехой при проведении осмотров, а так же в случае необходимости проведения ремонтных работ на общем домовом имуществе. Осмотр общего имущества в квартире №... не представляется возможным так как, данная инженерная система находится за гипсокартонной обшивкой. Своими действиями ответчик не только препятствует осуществлять деятельность по надлежащему обслуживанию общего имущества данного дома, но и нарушает права других собственников жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца Дубровина В. П., действующая на основании доверенности от .. .. ....г., исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные иску, в дополнение суду объяснила, что в обязанности ООО «УК ЖКХ» входит организация и проведение осмотров технической исправности внутридомового общего имущества собственников помещений многоквартирного дома №... по ул.....г......, в том числе и по осмотру системы отопления. В ....... году от жильцов ....... подъезда дома №... по ул.....г....., в ООО «УК ЖКХ» стали поступать жалобы на работу стояков отопления, на низкую температуру в квартирах дома. ООО «УК ЖКХ», во исполнение своих обязательств, для установления причин возникновения проблемы с отоплением, решило организовать работы по осмотру стояков отопления, находящихся в квартирах подъезда №... дома №... по ул.....г...... Однако, ООО «УК ЖКХ» не представилось возможным оказать собственником помещений многоквартирного дома услуги по надлежащему содержанию в виде осмотра системы отопления в связи с отсутствием доступа к общему домовому имуществу, а именно стояку отопления, расположенного на кухне в квартире №... дома по ул.....г....., принадлежащего Зиневич Е. А…Ответчик препятствует специалистам, осуществляющим обслуживание и ремонт отопительной системы, к доступу в свою квартиру для осмотра стояков отопления. Кроме того, ответчиком установлены помехи к доступу и осмотру стояка отопления на кухни, поскольку стояк отопления обшит им гипсокартонными листами из-за чего осмотреть стояк невозможно. Ответчик отказывается демонтировать установленные им гипсокартонные конструкции, закрывающие стояк отопления на кухни, и предъявить его на осмотр. Без осмотра всех частей отопительной системы истцу не представляется возможным установить причину неисправности системы отопления, принять технически верное решение по устранению возникшей неисправности и произвести необходимые работы по устранению данной неисправности. В настоящий момент аварийной ситуации нет, но в случае не предоставления ответчиком истцу на осмотр стояка отопления, она может возникнуть, поскольку из-за гипсокартонной обшивки и препятствий ответчика нельзя сделать вывод о реальном состоянии стояка отопления.
В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика обеспечить работникам ООО «УК ЖКХ», открытый доступ к системе отопления, расположенному в жилом помещении – квартире, по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления, в течение 3-х дней с момента вступления решения в законную силу, а также обеспечить открытый доступ к системе отопления, путем демонтирования своими силами и средствами гипсокартоновой обшивки, являющейся помехой для проведения осмотра стояков отопления. В случае отказа от добровольного исполнения решения суда, выдать ООО «УК ЖКХ исполнительный лист о вскрытии жилого помещения – квартиры по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления на кухне.
Ответчик Зиневич Е. А. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, путем направления в его адрес судебной повестки заказной почтой с уведомлением. Однако ответчик, достоверно зная от старшего дома и представителя истца о возбуждении в суде гражданского дела, на почту за заказным письмом не явился. Суд считает, что известил ответчика надлежащим образом и считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствии в порядке заочного производства.
Свидетель В.Н.Г. суду показала, что она проживает по адресу ул.....г...... Зиневича Е.А., она знает, он проживает в ее доме. Стояки у него расположены на кухне и у него не возможно ничего посмотреть, так как стояки у него обшиты гипсокартонном. Когда она к нему приходила домой, то говорила, что им собираются менять стояки, и нужен будет доступ к ним, но он ей ответил, что ничего ломать не собирается. Она его предупредила, что тогда будет подаваться иск в суд, на что он ответил, что ему все равно, но в квартире он ничего не будет делать.
Свидетель К.В.А. суду показала, что она работает инженером в ООО «.......», которое по договору с ООО «УК ЖКХ» осуществляет обслуживание внутридомового инженерного оборудования, в том числе и системы отопления многоквартирного жилого дома №... по ул.....г..... В обязанности ООО «.......» входит выполнение работ по осмотру и ремонту частей системы отопления, относящихся к общему имуществу собственником данного дома, в том числе по ремонту и осмотру стояков отопления, расположенных в квартирах жильцов отопления. Осмотр системы отопления они проводят планово 1-2 раза в месяц, либо по жалобам жильцов. В данном случае, от жильцов ....... подъезда данного дома ....... года стали поступать жалобы на низкие температуры в квартирах. Они решили произвести осмотр системы отопления в данном доме, выявить неисправность и по возможности устранить ее. Для этих целей, им в любом случае необходим доступ в квартиры жильцов, для осмотра проблемного стояка отопления. Специалистам необходимо визуально осмотреть стояки отопления, прислонить к ним специальные приборы, для определения места неисправности, обнаружения воздушной, либо грязевой пробки на участке стояка отопления. Замена забитого, либо неисправного стояка отопления возможна только путем вырезки проблемного участка сваркой и врезки новой трубы. В случае, если стояк отопления собственником обшит и его нельзя визуально увидеть, то подставить к нему измерительный прибор, установить неисправность и устранить ее невозможно, поскольку неисправный участок может микро локален, составлять 10-20 см. от длины всего стояка, и находиться в любой из квартир, либо в подвале или чердаке. Измеряя и осматривая всю систему отопления от подвала до чердака, специалисты устанавливают методом исключения исправных участков системы, неисправный участок и меняют его. Со слов слесарей ей известно, что жилец квартиры №... дома по ул.....г....., при проведении осмотра системы отопления не допустил их в помещение и не представил на осмотр, находящийся у него на кухне проблемный стояк отопления.
Суд, выслушав объяснение представителя истца, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательству по делу, считает иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 30 ч. 1 и ч. 4 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 ч. 1 п. 3 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 162 ЖК РФ на управляющей компании лежит обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг, выполнению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры.
Пунктом 10 и пунктом 42 Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Подпунктом "а" п. 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
С учетом выбранного способа управления многоквартирным домом собственниками квартир товарищества (подпункт 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ) надлежащее содержание общего имущества в силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ, пункта 16 Правил содержания обеспечивается последним и на основании подпункта "а" пункта 11, пункта 13 Правил содержания включает проведение осмотров указанного имущества.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В обязанности управляющей организации входят техническое обслуживание жилищного фонда, работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Плановые осмотры должны проводиться два раза в год весной и осенью (до начала отопительного сезона). Целью осмотров является устранение возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток.
Надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться проведением следующих работ: детальный осмотр разводящих трубопроводов - не реже одного раза в месяц; детальный осмотр наиболее ответственных элементов системы (насосы, магистральная запорная арматура, контрольно-измерительная аппаратура, автоматические устройства) - не реже одного раза в неделю; систематическое удаление воздуха из системы отопления; промывка грязевиков.
. Согласно п. 6.4.3 данных СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование", способ прокладки трубопроводов систем отопления должен обеспечивать легкую замену их при ремонте. Замоноличивание труб без кожуха в строительные конструкции допускается: в зданиях со сроком службы менее 20 лет; при расчетном сроке службы труб 40 лет и более
Согласно подпункту "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно подпункту "е" пункта 34 данных Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Судом установлено, что ответчик Зиневич Евгений Анатольевич является собственником квартиры №..., находящейся в многоквартирном доме, расположенном по ул.....г......
.. .. ....г. на общем собрании собственников помещений данного многоквартирного жилого дома собственниками помещений было принято решение о заключении агентского договора с управляющей организацией ООО «УК ЖКХ»,/л.д.13-23/.
В соответствии с п.п. 2.1.,3.1.1. агентского договора №... ООО «УК ЖКХ» обязалось перед собственниками помещений МКД по ул.....г....., организовать выполнение работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД /л.д. 24-30/.
В соответствии с п.п. 4.1.4. агентского договора собственники данного дома обязались не производить переоборудования и перепланировки.
В соответствии с п.п. 4.1.5. агентского договора собственники данного дома обязались обеспечить доступ к общему имуществу многоквартирного дома, в принадлежащим им помещении представителям Компании, а также представителям организаций, осуществляющих обслуживание многоквартирного дома для осмотра, а также в случае возникновения аварийной ситуации для выполнения необходимого ремонта общего имущества многоквартирного дома, работ по предотвращению аварийной ситуации и работ по ликвидации аварий.
В соответствии с приложением №... и №... к агентскому договору, был определен состав общего имущества МКД, куда вошла и внутридомовая система отопления, состоящая из стояков и подводок до прибора теплоснабжения в квартире, и определена обязанность ООО «УК ЖКХ» производить осмотры системы отопления 6 раз в год./л.д.31-33/.
Кроме того, собственниками МКД, в лице старшего дома В.Н.Г., действующий от имени собственников на основании доверенности /л.д. 16-17/, и ООО «УК ЖКХ» .. .. ....г. был утвержден план работ по текущему содержанию общего имущества на 2013 год, в том числе и работы по замене стояков отопления /л.д. 40/.
Как указывают, допрошенные в суде свидетели В.Н.Г. и К.В.А., объясняет представитель истца, необходимость замены стояков отопления в многоквартирном доме возникла в связи с жалобами собственников помещений на низкую температуру в квартирах.
В связи с исполнением ООО «УК ЖКХ» своих обязательств по организации работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников МКД, а именно для целей осмотра системы отопления на предмет выявления неисправных участков, с целью дальнейшего решения вопроса о замене выявленных неисправных частей системы отопления, с .. .. ....г. по .. .. ....г., истцом были организованы работы по осмотру системы отопления, с обходом специалистами истца всех квартир МКД.
Жильцам дома истцом было предложено допустить работников в срок до .. .. ....г. для проведения вышеуказанных работ в занимаемые ими жилые помещения.
В частности такого рода уведомление было вручено жильцу квартиры №... Зиневич Е. А. /л.д. 5/.
Однако ответчик Зиневич Е. А. отказался предоставить допуск работникам истца в свое жилое помещение для проведения работ по обслуживанию транзитных стояков отопления, находящихся в кухне его квартиры, что подтверждается как показаниями свидетелей В.Н.Г. и К.В.А., так и актом от .. .. ....г. /л.д. 6/.
Ответчик Зиневич Е. А. допустил в свою квартиру только старшего дома В.Н.Г., которой было установлено, что стояки отопления, находящиеся на кухне квартиры №..., ответчиком обшиты гипсокартонными листами, т.е. фактически замоноличены, и осмотреть их на предмет исправности не представляется возможным.
Как показывают свидетели В.Н.Г. и К.В.А., ответчик Зиневич не только отказался допускать работников истца для осмотра системы отопления, а именно стояков отопления, расположенных на кухне его квартиры, но и отказался произвести демонтаж гипсокартонных конструкций, закрывающих данные стояки, и являющихся помехой для выполнения работ по осмотру и ремонту системы отопления.
Следует отметить, что свидетель ФИО15, которая непосредственно является специалистом, обслуживающим внутридомовую систему отопления МКД №... по ул.....г....., указал, что при таких препятствиях со стороны ответчика, осмотреть участок системы отопления в квартире №..., выявить причину возникновения неисправностей в системе отопления и квалифицированно ее устранить не представляется возможным, поскольку для достижения этих целей необходим исключительно открытый доступ ко всем частям системы отопления, в том числе и к стояку отопления, расположенному в квартире ответчика.
В силу вышеуказанных правовых норм и положений агентского договора стояки центрального отопления являются общим имуществом многоквартирного дома, и истец ООО «УК ЖКХ», как управляющая организация, вправе требовать доступа к расположенному в помещениях ответчика инженерному оборудованию для его осмотра и производства необходимых ремонтных работ.
При установленных судом обстоятельствах ООО «УК ЖКХ», лишается возможности исполнить возложенные на него, как на управляющую организацию, обязанности по техническому обслуживанию жилого дома и обеспечению контроля за состоянием инженерного оборудования, что, в свою очередь, влечет за собой нарушение прав и законных интересов других собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Ответчик Зиневич Е. А. в любом случая обязан предоставить истцу беспрепятственный доступ в свое жилое помещение для осмотра и производства ремонтных работ стояков отопления.
Кроме того, ответчик в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами не вправе каким-либо образом самовольно, путем сооружения каких-либо конструкций, изолировать общее имущество собственников МКД -стояки отопления, находящиеся на кухне его жилого помещения, не предоставлять его на осмотр и для ремонта работникам управляющей компании.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца законны и подлежат частичному удовлетворению и на ответчика Зиневича Е. А. надлежит возложить обязанность обеспечить работникам ООО «УК ЖКХ», открытый доступ к системе отопления, расположенной в жилом помещении – квартире, по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления, в течение 3-х дней с момента вступления решения в законную силу, а также обеспечить открытый доступ к системе отопления, путем демонтирования своими силами и средствами гипсокартоновой обшивки, являющейся помехой для проведения осмотра стояков отопления.
Однако суд считает незаконными требования истца выдать ему, в случае отказа ответчика добровольно исполнить решение суда исполнительный лист о вскрытии жилого помещения – квартиры по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления.
Данное требование противоречит правовым нормам, приведенным в решении суда и положениям агентского договора, согласно которым занимаемое жилое помещение предоставляется потребителем коммунальных услуг исполнителю для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в любое время для ликвидации аварий.
В данном случае аварии на спорном участке отопительной системы не произошло, доступ истцу в жилое помещение ответчика нужен в настоящий момент исключительно для целей осмотра системы отопления и принятия по результатам осмотра решения о замене стояков, либо их ремонте, а не для срочного устранения аварии.
Таким образом, суд отказывает истцу в удовлетворении данной части иска.
Руководствуясь ст. ст. 56, 191-198, 233 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать ответчика Зиневича Евгения Анатольевича обеспечить работникам ООО «УК ЖКХ», открытый доступ к системе отопления, расположенной в жилом помещении – квартире, по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления, в течение 3-х дней с момента вступления решения в законную силу.
Обязать ответчика Зиневича Евгения Анатольевича обеспечить открытый доступ к системе отопления, путем демонтирования своими силами и средствами гипсокартоновой обшивки, являющейся помехой для проведения осмотра стояков отопления на кухне.
В удовлетворении иска ООО «УК ЖКХ» о выдаче, в случае отказа Зиневича Евгения Анатольевича от добровольного исполнения решения суда, исполнительного листа о вскрытии жилого помещения – квартиры по адресу: ул.....г..... для проведения осмотра стояков отопления, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Шлыков А. А.