Дело № 2-71/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Ессентукская 22 января 2018 года
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Масленникова Е.А., при секретаре судебного заседания Мамышевой М.С., с участием: представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда гражданское дело по исковому заявлению Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края к ФИО2 о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка, обязании устранить нарушения земельного законодательства,
установил:
Управление имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края обратилось в Предгорный районный суд с иском к ФИО2 о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка, обязании устранить нарушения земельного законодательства, в котором указывает, что Управлением имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края проведен мониторинг земель Предгорного муниципального района, по вопросам соблюдения требований законодательства при предоставлении и целевом использовании земельных участков.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра земельных участков по <адрес>, <адрес><адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, установлено, что на территории земельного участка расположены капитальные строения коммерческого назначения (автомойка, кафе, цех – окна, двери «Класс»).
Истец указывает, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО2
ФИО2 направлено предписание об устранении нарушений законодательства. Требования предписания в установленный срок не исполнены, что явилось основанием для обращения Управления имущественных отношений и муниципального контроля в суд с настоящим иском.
В настоящее время спорный земельный участок преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 538 кв.м., и № площадью 436 кв.м. Однако, вид разрешенного использования указанных земельных участков остался прежним: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Истец указывает, что на участках зарегистрированы и эксплуатируются в коммерческих целях строения: жилой дом с кадастровым номером № и здание мойки с кадастровым номером №.
В статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» дается понятие личного подсобного хозяйства. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – форма обеспечения граждан жилищем путём строительства домов на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан или за их счет (СП 30-102-99).
Объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи (ГрК РФ). Обычно с возможностью регистрации по месту жительства на землях с разрешенным видом использования «для ИЖС» (в городах, рабочих поселках, сельской местности). К прочим объектам индивидуального жилищного строительства относятся также пристройки, надстройки к ним, мансардные этажи, хозяйственные и прочие постройки на участке домовладения, в том числе усадебные жилые дома.
Выбор правообладателем земельного участка вида разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) путем внесения соответствующих изменений в сведения об объекте недвижимости и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Истец указывает, что собственник земельного участка использует участок не по целевому назначению.
В ЕГРН в отношении данного земельного участка установлен вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Между тем, ответчик использует земельный участок для эксплуатации строения коммерческой направленности, земельный участок в целях производства и переработки сельскохозяйственной продукции не используются. На земельном участке жилой дом отсутствует.
По мнению истца, вид разрешенного использования, установленный в ЕГРН, относительно земельного участка, должен соответствовать фактическому использованию данного земельного участка собственником или иным законным владельцем независимо от того, какие градостроительные регламенты и ПЗЗ действовали в момент приобретения недвижимого объекта.
Следовательно, факт использования спорного земельного участка не по целевому назначению установлен, в связи с чем, ответчику следует запретить использовать спорный земельный участок для осуществления коммерческой деятельности, в виде её эксплуатации, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Однако ответчик не лишен права в установленном законом порядке изменить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с родом хозяйственной деятельности, осуществляемой им.
Управление имущественных отношений и муниципального контроля в соответствии с положениями пункта 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Обратившись в суд, истец просит признать незаконными действия ФИО2 по нецелевому использованию земельных участков с кадастровым номером № площадью 538 кв.м., с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
- запретить ФИО2 использовать земельные участки с кадастровыми номерами 26:29:110238:12 площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, для осуществления коммерческой деятельности, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида их разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства;
- обязать ФИО2 устранить нарушения земельного законодательства путем приведения земельных участков с кадастровым номером № площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, в соответствии с целевым назначением, запретив эксплуатацию капитальных строений с кадастровыми номерами №, используемых в коммерческих целях.
Представитель истца Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании просила оставить исковое заявление без рассмотрения, так как истцом не выполнен досудебный порядок урегулирования спора, ей не был представлен срок для исполнения требования, а иных требований и предписания она не получала. Она признала то обстоятельство, что на предоставленном ей земельном участке под ИЖС и ЛПХ находятся объекты коммерческого назначения, при этом заявила, что предпринимает меры по изменению категории земли, но на это требуется длительное время.
Представитель ответчика в судебном заседании просил иск оставить без рассмотрения, так как истцом не выполнен досудебный порядок урегулирования спора.
Выслушав представителя истца, ответчика и ее представителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установленные с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ является деление и использование земель по целевому назначению.
Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Согласно части 1, пункту 4 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
На основании пунктов 1,2 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования;2) условно разрешенные виды использования;3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Сам факт использования не по назначению земельного участка свидетельствует о нарушении прав граждан на его использование в соответствии с той целью, для которой он предоставлялся, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов. Такой участок в соответствии в с п. 1 ст. 83 ЗК РФ предназначен для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу требований п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Индивидуальное жилищное строительства (ИЖС) – форма обеспечения граждан жилищем путём строительства домов на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан или за их счет (СП 30-102-99). Объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи (ГрК РФ). Обычно с возможностью регистрации по месту жительства на землях с разрешенным видом использования «для ИЖС» (в городах, рабочих поселках, сельской местности).
В судебном заседании установлено, что земельные участки с кадастровым номером № площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером №, площадью 436 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности ФИО2, что подтверждаются выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ, указанные земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Из акта обследования управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам визуального осмотра земельных участков с кадастровым номером № площадью 538 кв.м., с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположено двухэтажное здание автомойки, кафе, на земельном участке с кадастровым номером № расположено нежилое строение – окна, двери «Класс».
Это обстоятельство подтверждено в судебном заседании и ответчиком ФИО2
Как видно из постановлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, собственник земельных участков с кадастровым номером № площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, ФИО2 признана виновной в совершении административных правонарушений, выразившихся в использовании спорных земельных участков не по целевому назначению, в части вида разрешенного использования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КРФ об АП. Данные постановления в установленном законом порядке не обжалованы.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на спорных земельных участках по адресу: <адрес>, расположены объекты недвижимого имущества – Здание (Жилой дом), площадью 24,9 кв.м., с кадастровым номером №; Здание (Нежилое здание, Здание мойки), площадью 394,7 кв.м., с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возведение двухэтажного здания автомойки, кафе и нежилого строения – окна, двери «Класс» на земельных участках с кадастровыми номерами №, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, свидетельствует нецелевое их использование ФИО2, а потому заявленные требования Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края подлежат удовлетворению.
Что касается доводов ответчика и ее представителя об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования сора, то суд находит эти доводы не состоятельными, поскольку по данной категории дел не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес> к ФИО2 о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка, обязании устранить нарушения земельного законодательства, удовлетворить.
Признать незаконными действия ФИО2 по нецелевому использованию земельных участков с кадастровым номером № площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Запретить ФИО2 использовать земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, для осуществления коммерческой деятельности, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида их разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Обязать ФИО2 устранить нарушения земельного законодательства путем приведения земельных участков с кадастровым номером № площадью 538 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 436 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, в соответствии с целевым назначением, запретив эксплуатацию капитальных строений с кадастровыми номерами №, используемых в коммерческих целях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Предгорный районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья Е.А. Масленников