ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1975/2021 от 06.07.2021 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1975/2021

УИД 74RS0017-01-2021-002132-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

06 июля 2021 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Буланцовой Н.В.,

при секретаре Поздеевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения, признании права на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», возложении обязанности,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа, в котором просят:

- признать распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи К-ных из состава участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» незаконным;

- признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»;

- обязать восстановить очередность их семьи по списку граждан, претендующих на получение социальной выплаты и выдать свидетельство «Молодая семья – претендент на получение социальной выплаты».

В обоснование заявленных требований сослались на то, что в <данные изъяты> г. их семья была принята на учет для включения в программу «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ семья включена состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». На момент признания участником данной подпрограммы семья соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям для признания их нуждающимися в получении социальной выплаты. На основании распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ семью исключили из состава участников указанной подпрограммы в связи с достижением ФИО2 возраста, превышающего 35 лет. Указанное распоряжение считают незаконным, поскольку на момент подачи заявления в <данные изъяты> году ФИО2 было 25 лет. При решении вопроса о предоставлении молодой семье социальной выплаты необходимо исходить из даты подачи заявления о предоставлении выплаты. Исключение семьи из списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» нарушает их право на получение социальной выплаты.

Истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В предварительном судебном заседании дополнительно пояснила, что в <данные изъяты> г. случайно узнали о том, что необходимо предоставить дополнительно документы в администрацию ЗГО. При этом по адресу регистрации не проживали, телефоны не меняли с <данные изъяты> г., представители ответчика могли им сообщить о необходимости предоставления документов. В администрацию самостоятельно не обращались, поскольку в <данные изъяты> г. оформили ипотеку на приобретение жилья и полагали, что семья была исключена из очереди.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.56).

Представитель ответчика – Администрации Златоустовского городского округа Панишева В.В., действующая на основании доверенности (л.д.60-61), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЗГО в адрес истцов было направлено письмо о необходимости предоставления документов для включения в программу, сотрудниками администрации были совершены неоднократные звонки по имеющимся телефонам. Семья истца обратилась в администрацию с заявлением о включении в состав участников программы лишь в <данные изъяты> г. В действиях сотрудников администрации нет нарушения законодательства в данной области.

Представитель третьего лица – Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.58, 37).

В адрес суда направил отзыв на исковое заявление, в котором указал на несогласие с заявленными требованиями на основании следующего. Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» утверждена и реализуется в соответствии с мероприятием по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, приведенными в приложении №1 к особенностям отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050.

Участником подпрограммы Челябинской области может быть молодая семья, соответствующая определенным требованиям, к которым в том числе относится возраст участников программы, который не может превышать 35 лет. Днем принятия ответственным исполнителем подпрограммы Челябинской области решения о включении молодой семьи – участника подпрограммы Челябинской области в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области. Участницей подпрограммы Челябинской области может быть молодая семья только при соответствии ее всем условиям. Участие в программе добровольное, соответственно, подписывая заявление на признание участниками программы, граждане соглашаются на ее условия.

Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году по Челябинской области сформирован и утверждён Правительством Челябинской области 27.11.2020. Поскольку одному из супругов в семье, исполнилось 36 лет, согласно условиям подпрограммы, семья К-ных перестала относиться к категории «молодая семья» и утратила право на дальнейшее участие в ней (л.д.35-37).

Руководствуясь положениями ст.ст.2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тесту – ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования ФИО1, ФИО2 не подлежат удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из положения ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Правительством Российской Федерации постановлением от 17.10.2010 № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

В целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв.распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 № 2227-р, Правительством Челябинской области утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы (постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 349-п) (далее – программа Челябинской области).

Текущее управление программой Челябинской области и оперативный контроль за ее реализацией обеспечиваются ответственным исполнителем государственной программы - Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области (п.5 раздела IV программы Челябинской области).

Приложением № 34 к указанной государственной программе является подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (далее - подпрограмма Челябинской области).

Пунктом 26 приложения 34 к программе Челябинской области установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 июня года, предшествующего планируемому году предоставления социальных выплат (далее именуется - планируемый год) формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки ответственному исполнителю подпрограммы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что семья К-ных состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

ДД.ММ.ГГГГ ОМС «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» в адрес ФИО1 направлено письмо с предложением предоставить заявление и документы для включения в состав участников указанной подпрограммы (л.д.13).

Как пояснила истец ФИО2, указанное письмо они своевременно не получили, так как по адресу регистрации (<адрес> по состоянию на дату направления письма) фактически не проживали, в связи с чем необходимые документы своевременно не предоставили.

На основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО1 и ФИО2 в составе четырех человек (в том числе несовершеннолетние дети – ФИО5, ФИО6) были включены в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» (л.д.14, 15).

В связи с достижением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста, превышающего 35 лет, распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ семья К-ных исключена из состава участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы Златоустовского городского округа «Обеспечение качественным жильем населения Златоустовского городского округа», утв. постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, действующей в рамках подпрограммы Челябинской области.

Подпунктом 1 пункта 17 приложения 34 программы Челябинской области (в ред. постановления Правительства Челябинской области от 31.12.2019 N 647-П) предусмотрено требование к возрасту супругов участников подпрограммы, а именно: участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Днем принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области.

Порядком формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (приложение 45 к программе Челябинской области, в ред. постановления Правительства Челябинской области от 31.12.2019 N 647-П) предусмотрено, что в Список не включаются молодые семьи - участники подпрограммы, возраст одного из супругов в которой либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет на 1 июня года, предшествующего планируемому году получения социальной выплаты (п.3).

Согласно п. 29 приложения 34 к программе Челябинской области, в ред. постановления Правительства Челябинской области от 31.12.2019 N 647-П, после доведения Минстроем России сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Челябинской области на планируемый год, до органов исполнительной власти Челябинской области ответственный исполнитель подпрограммы на основании сводного списка, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Челябинской области и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, готовит и представляет для утверждения в Правительство Челябинской области список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области.

В случае если на момент формирования ответственным исполнителем подпрограммы списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья не подлежит включению в указанный список.

Подпунктом 7 приложения 45 программы Челябинской области, также предусмотрено, что молодая семья, включенная органом местного самоуправления в Список молодых семей - участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, подлежит исключению из Списка в случае достижения одним из супругов в молодой семье либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет.

Список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 г. по Челябинской области сформирован и утверждён Правительством Челябинской области 27.11.2020, что следует из отзыва представителя ответственного исполнителя программы Челябинской области - Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (л.д.35-37).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент формирования списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) истцу ФИО2 исполнилось 36 лет, суд полагает, что администрация Златоустовского городского округа Челябинской области в соответствии с требованиями действующего законодательства обоснованно исключила семью К-ных из списка участников подпрограммы.

Доводы истцов о том, что при решении вопроса о предоставлении молодой семье социальных выплат для приобретения жилья необходимо исходить из возраста членов семьи на дату подачи заявления о включении в программу на обеспечение жильем, несостоятельны, противоречат указанным выше нормам действующего законодательства.

Само по себе включение органом местного самоуправления семьи К-ных в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, не означает, что семья истцов соответствовала бы требованиям, предъявляемым к возрасту супругов на момент формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области.

Следовательно, оспариваемое распоряжение администрации Златоустовского городского округа во взаимосвязи с указанными выше положениями законодательства не вводит каких-либо неоправданных ограничений для семьи К-ных, не допускает неравенства в правовом регулировании при реализации прав на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права истцов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании незаконным распоряжения, признании права на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий Н.В.Буланцова

мотивированное решение составлено 13.07.2021