Дело № 2-1976/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Власовой О.А.,
при секретаре Харичевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Мегафон» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Мегафон» о защите прав потребителей. В обоснование исковых требований указал, что <дата> между истцом и ответчиком был заключен договор об оказании услуг связи №. <дата> в рамках персонального предложения, размещенного в сервисе «Личный кабинет» ФИО1 сменил текущий тарифный план на тарифный план «Включайся! Смотри!». Поскольку с момента предыдущей смены тарифного плана прошло менее одного месяца, с лицевого счета истца были списаны денежные средства в размере 100,00 руб., что подтверждается детализацией оказанных услуг за <дата>.
Персональное предложение было действительно до конца месяца, то есть до <дата>, воспользоваться им по истечении месяца с момента предыдущей смены тарифного плана ФИО1 не мог.
По мнению истца, действия ответчика являются недобросовестными. В ходе телефонных переговоров с сотрудниками контактного центра, сам ответчик это не отрицал.
<дата> ФИО1 совершил вход с мобильного телефона на музыкальный сайт, в связи с чем, с лицевого счета истца были списаны денежные средства в размере 150,00 руб. О том, что посещение указанного сайта является платным, ФИО1 не был предупрежден и согласия на подключение платной подписки не давал. Таким образом, указанные денежные средства списаны с лицевого счета истца незаконно. В устной беседе с оператором контактного центра ФИО1 пояснили, что списание средств с лицевого счета производится контент-провайдером, а не оператором.
Таким образом, действиями ответчика истцу причинен материальный вред в размере 250,00 руб. и моральный вред. ФИО1 считает справедливой компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 руб.
<дата> ФИО1 в торговом представительстве оператора предъявил претензию о ненадлежащем оказании услуг. По истечении 30 дней ответ на претензию в письменной форме истец не получил. Ранее предъявленные истцом ответчику претензии вообще не регистрировались либо был получен отрицательный ответ.
Истец просил суд взыскать с ПАО «Мегафон» в пользу ФИО1 материальный вред в размере 250,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 руб., штраф в размере 10 000,00 руб.
В письменном отзыве на исковое заявление и дополнениях к ним, представитель ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО2, представитель ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО3 исковые требования не признали, полагали их не подлежащими удовлетворению. Считали, что действия ПАО «Мегафон» являются законными, соответствуют условиям заключенного между сторонами договора. Обратили внимание суда на то, что неотъемлемыми частями договора являются инфокарта, Условия оказания услуг связи «Мегафон» (далее – Условия), тарифный план, выбранный абонентом, выбранные абонентом дополнительные услуги, а также технические показатели и нормы, характеризующие качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, абонентские интерфейсы. В соответствии с п. 14.16 Условий, до начала пользования услугами, абонент обязан ознакомиться с Условиями, зоной обслуживания сети связи оператора, перечнем возможных услуг и тарифами на услуги (в том числе тарифами на услуги связи при пользовании роумингом) на сайте оператора www.меgafon.ru, или в местах продаж и обслуживания абонентов. Кроме того, абоненты имеют право воспользоваться услугами круглосуточной справочной службы компании «Мегафон» для получения всей информации, относительно порядка и условий предоставления услуг связи. Истец собственноручной подписью в инфокарте подтвердил, что ознакомлен с Условиями оказания услуг связи «Мегафон». <дата> между ПАО «Мегафон» и ФИО1 был заключен договор об оказании услуг связи № с выделением абонентского номера +№.
По данным информационно-биллинговой системы оператора, <дата> с абонентского номера была произведена активация услуги «Подписка» на сайт muzik-hit.ru, где предоставляется сервис доступа к музыке онлайн. Стоимость услуги составляет 150,00 руб. за 30 дней и списывается единоразово. Услуга подключена абонентом посредством СМС-сообщения по технологии push - сообщения. При этом, без активных действий со стороны абонента приобретение контента невозможно. Для абонентского номера +№ вышеуказанный запрос был корректно зарегистрирован, как оборудованием ПАО «Мегафон», так и системами контент-провайдера, предоставляющего данную услугу, и протарифицирован в соответствии с действующими тарифами. Условия предоставления подписки и ее оплаты размещены на сайте www.podpiskimf.ru, ссылка на который имеется на сайте www.меgafon.ru, на главной странице сайта muzik-hit.ru, что соответствует требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом абонент выразил конкретное согласие, которое было направлено на получение доступа к сайту muzik-hit.ru, так как абонент совершал действия на указанном сайте, получил код доступа только к данному ресурсу и использовал его. Факт использования услуги не оспаривается истцом в иске.
Со ссылкой на ст.ст. 2, 44 Федерального закона от <дата> N 126-ФЗ «О связи», ответчик указывает, что ПАО «Мегафон» в полном объеме выполняются требования, установленные законом к процедуре оказания контентных услуг. Истец с заявлением о создании отдельного (контентного) лицевого счета к оператору не обращался, в связи с чем, все услуги оплачиваются с основного лицевого счета абонента, открытого при заключении договора. В соответствии с условиями тарифного плана «Включайся! Смотри!», стоимость перехода на тарифный план составляет: в случае смены тарифного плана первый раз в течение месяца – 0,00 руб.; в случае смены тарифного плана во второй и более раз в течение месяца – 100,00 руб.
На основании п. 9.1 Условий, тарифы на Услуги, оказываемые по Договору, устанавливаются Оператором. Тарифы на Услуги, деи?ствующие на дату заключения Договора и выбранные Абонентом, указываются в Тарифном плане, который является неотъемлемои? частью Договора. В соответствии с п. 4.3 Условий, пользование услугами оператора означает безусловное согласие абонента с настоящими Условиями. В рамках действующей в ПАО «Мегафон» программы по сохранению лояльности абонентов, денежные средства, списанные за услугу «Подписка» в размере 150,00 руб., а также стоимость повторной смены тарифного плана в размере 100,00 руб. были возвращены на лицевой счет абонента. Корректировка начислений на общую сумму 250,00 руб. по абонентскому номеру +№ проведена <дата>. Полагали, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется, поскольку вина ПАО «Мегафон» отсутствует. Доказательств причинения истцу морального вреда не представлено. Возражали против удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика штрафа, ввиду того, что заявленное истцом требование о возмещении материального ущерба в размере 250,00 руб. является незаконным и необоснованным. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном обьеме.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном обьеме. Указал, что денежные средства в размере 250,00 руб. на его лицевой счет ответчиком не возвращены до настоящего времени. Подтвердил, что <дата> сменил текущий тарифный план на тарифный план «Включайся! Смотри!». При этом не отрицал, что с момента предыдущей смены тарифного плана прошло менее одного месяца. Указал, что <дата> совершил вход со своего мобильного телефона на музыкальный сайт, выбрал опцию скачать, совершив клик. Однако о том, что данная услуга является платной он не был поставлен в известность ответчиком, поэтому денежные средства в размере 150,00 руб. списаны с лицевого счета истца незаконно. Пояснил, что не помнит, получал ли он от ПАО «Мегафон» СМС-сообщение с подтверждением активации данной услуги. Просил суд удовлетворить исковые требования в полном обьеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела - есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав выступления истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст.310 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от <дата> № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ «О связи»), на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Cогласно п. 2 ст. 44 ФЗ «О связи», Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ «О связи», договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
В соответствии с п. 4.2. Условий оказания услуг связи ПАО «Мегафон» (далее – Условия), услуги оказываются на основании возмездного публичного Договора, заключаемого между Абонентом и Оператором в отношении каждого, кто к нему обратится. В силу ст. 428 ГК РФ настоящии? Договор является договором присоединения, т.е. условия Договора определяются Оператором в одностороннем порядке и могут быть приняты Абонентом не иначе как путем присоединения к предложенному Договору в целом. В соответствии со ст. 429.4 ГК РФ настоящиий Договор является договором с исполнением по требованию (абонентским договором), предусматривающим внесение Абонентом определенных, в том числе периодических, платежеи? за право требовать от Оператора оказания Услуг в количестве или объеме либо на иных условиях, определенных выбранным Абонентом Тарифным планом.
Неотъемлемыми частями Договора являются инфокарта, Условия и тарифный план, выбранный Абонентом, дополнительные услуги (с момента принятия их абонентом), а также технические показатели и нормы, характеризующие качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, протоколы передачи данных, абонентские интерфейсы.
В силу п. 6.1. Условий, перечень Услуг, предоставляемых Абоненту, определяется Тарифным планом и дополнительными заказами Абонента, поданными в форме, предусмотреннои? настоящими Условиями, или дополнительно определенными Оператором способами. Перечень Услуг также определяется в соответствии с лицензиями, возможностями Сети связи Оператора. Перечень Услуг при использовании Роуминга зависит также от возможностеи? сети Роумингового партнера Оператора.
В преамбуле Закона Российской Федерации от <дата> N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ «О защите прав потребителей») указано, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 16.2., 16.3. Условий, Оператор обязан предоставлять Абоненту и любому иному лицу необходимую и достоверную информацию о настоящих Условиях, деи?ствующих тарифах Оператора, описаниях всех Услуг и иные сведения, связанные с Услугами, которые Абонент или иное лицо вправе получить. Технические показатели и нормы, характеризующие качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, а также протоколы передачи данных и Абонентские интерфеи?сы бесплатно доводятся до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора, указываются на саи?те Оператора www.megafon.ru и являются неотъемлемои? частью Договора; предоставлять необходимую для заключения и исполнения Договора информацию. Указанная информация на русском языке в нагляднои? и доступнои? форме бесплатно доводится до сведения Абонентов в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора.
Кроме того, Абоненты имеют право воспользоваться услугами круглосуточной клиентской справочной службы компании «МегаФон» по телефону <***> или 8 – 800 - 550 - <***> для получения всей информации относительно порядка и условий предоставления услуг связи.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата> между ПАО «Мегафон» и ФИО1 был заключен договор об оказании услуг связи № с выделением абонентского номера +№, тарифный план «Переходи на ноль».
<дата> ФИО1 сменил текущий тарифный план на тарифный план «Включайся! Смотри!». В соответствии с условиями тарифного плана «Включайся! Смотри!», стоимость перехода на тарифный план составляет: в случае смены тарифного плана первый раз в течение месяца – 0,00 руб.; в случае смены тарифного плана во второй и более раз в течение месяца – 100,00 руб.
Согласно данным информационно-биллинговой системы оператора, <дата> с абонентского номера, принадлежащего ФИО1 +№ при помощи WAP - портала зафиксирована активация услуги «Подписка» на сайт muzik-hit.ru, где предоставляется сервис доступа к музыке онлайн. Стоимость услуги составляет 150,00 руб. за 30 дней и списывается единоразово. Услуга подключена абонентом посредством СМС-сообщения по технологии push- сообщения. Для абонентского номера +№ вышеуказанный запрос был корректно зарегистрирован, как оборудованием ПАО «Мегафон», так и системами контент-провайдера, предоставляющего данную услугу, и протарифицирован в соответствии с действующими тарифами.
В п. 47 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1342 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи), предусмотрено, что изменение договора осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором.
Cогласно п. 6.3. Условий, заказ на изменение перечня Услуг может быть передан Оператору способом, приемлемым техническими средствами Оператора, обеспечивающими идентификацию Абонента. При подаче заказа об изменении перечня Услуг Абонент использует Идентификаторы, определенные Оператором.
Согласно п.п. 7.1.-.7.4. Условий, идентификаторами Абонента, закрепляемыми за Абонентом в Сети связи Оператора, являются Абонентскии? номер, уникальныи? код идентификации, пароль, кодовое слово, номер SIM-карты и др., используемые по отдельности или совместно в соответствии с правилами Оператора. Идентификаторы Абонента используются при изменении перечня Услуг, оказываемых Абоненту, информационно-справочном обслуживании, при оплате Услуг и в иных случаях, предусмотренных настоящими Условиями и Оператором при оказании отдельных Услуг. В случаях, определенных Оператором, Абонент имеет возможность вносить платежи и изменения в набор Услуг, а также изменять другие условия Договора с помощью технических и/или электронных средств и другими способами с использованием Идентификаторов (кодов, паролеи? и иных средств), подтверждающих, что распоряжение дано Абонентом. Запросы и распоряжения Абонента, переданные Оператору с использованием Идентификаторов, подтверждающих, что распоряжение дано Абонентом, а также телефонограммы Абонента, переданные при условии идентификации Абонента, имеют такую же юридическую силу, как если бы они были поданы лично Абонентом в присутствии Представителя Оператора.
Таким образом, оператор установил перечень действий, которые необходимо совершить для подключения подписки, без совершения которых абонентом или пользователем абонентского номера услуга не будет подключена: зайти на сайт, ознакомиться с информацией о контенте и его стоимости, о контент- провайдере; выбрать интересующий контент на сайте; перейти на лендинговую страницу oператора, где предоставлена вся информация о стоимости услуги, соответствующий ей период предоставления услуги, контакты службы поддержки, а также ссылка на полные правила услуги; нажать кнопку «PLAY», что подтверждает согласие Абонента с правилами и перенаправляется обратно на сайт, где абоненту предоставляется доступ ко всему контенту, расположенному на ресурсе. После оплаты услуги абоненту направляется SMS-сообщение, информирующее о факте подключения услуги.
В том случае, когда абонент пользуется услугами оператора по передаче данных, оператор имеет технологическую возможность однозначно определять принадлежность SIM- карты конкретному абоненту, в частности для тарифицирования услуг связи и дополнительных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи. Идентификация абонента оператором производится при фиксации факта начала потребления услуг, оказываемых оператором.
Активными действиями абонента в данном случае являются переходы по ссылкам в сети Интернет, перечень которых установлен Оператором.
В качестве действий, позволяющих идентифицировать абонента, оператор рассматривает только те действия, которые совершены с использованием абонентского номера, выделенного по договору, и с использованием SIM-карты абонента, либо кодов и паролей, которые были направлены оператором на абонентский номер, то есть на абонентское устройство, в данном случае на мобильный телефон.
Следовательно, абонентский номер и SIM-карта являются достаточными идентификаторами абонента и действия, совершаемые с использованием абонентского номера и SIM-карты, признаются действиями абонента при оказании любых услуг оператора, в том числе контентных.
Условия оказания услуги «Подписки» содержат полный перечень действий, которые считаются запросом на получение услуги. Заказ услуги осуществляется путем отправки SMS, MMS, USSD-запроса, голосового вызова с абонентского устройства либо WEB-запроса или WAP-запроса, то есть исключительно путем активных конклюдентных действий абонента, о чем прямо указано на сайте ПАО «МегаФон». Под WEB/WAP-запросом понимается заказ, направленный Абонентом по URL-идентификатору направления информационного соединения в WEB/WAP. WAP-портал - это специализированный портал, обеспечивающий доступ к различным информационным и новостным ресурсам, а также к развлекательным услугам и каталогу контента с мобильного телефона со встроенным WAP-браузером. При помощи WAP-портала Абонент имеет возможность заказать услугу «Подписки», позволяющей получать Мобильный контент, а также определенный пакет Мобильного контента на периодической основе. Перечень URL - идентификаторов определен на сайте podpiski.megafon.ru.
В процессе рассмотрения дела истец не отрицал, что использовал сеть передачи данных оператора, абонентский номер и SIM-карту, выделенные ему по договору. В связи с этим сведения о конкретном абоненте и его абонентском устройстве, с помощью которого осуществляется доступ к сети Интернет, фиксируются оборудованием оператора не только при переходе на лендинговую страницу, но и в момент начала использования услуг оператора для выхода в Интернет.
Установлено, что согласие истца было направлено на получение доступа к сайту muzik-hit.ru, так как абонент совершал действия на указанных сайтах, получил коды доступа и использовал их, следовательно, совершаемые им действия были направлены на получение определённой услуги.
Доводы истца о том, что ответчик не предоставил ему достоверной и полной информации о стоимости, порядке подключения и отключения услуги, суд отклоняет как несостоятельные ввиду следующего.
В п. 5 ст. 44 ФЗ «О связи» не устанавлено конкретных способов доведения информации до сведения абонентов, в том числе отсутствуют ограничения в использовании операторами ресурсов третьих лиц (контент-провайдеров) для информирования пользователей услугой.
Информация об условиях предоставления подписки и ее оплаты размещена на сайте www.podpiskimf.ru, ссылка на который имеется на сайте www.меgafon.ru, на главной странице сайта muzik-hit.ru.
Кроме того, информация о стоимости, порядке подключения и отключения услуги, её содержании, контент-провайдере и другие необходимые сведения предоставлялись абоненту неоднократно до подключения услуги: на главной странице сайта, до непосредственного совершения WAP- запроса, а также после подключения посредством направления SMS-сообщений о статусе подписки.
При этом, согласно п. 14.17. Условий, Абонент обязан ознакомиться с настоящими Условиями, Зоной обслуживания Сети связи Оператора, перечнем возможных Услуг и тарифами на Услуги (в том числе тарифами на Услуги при пользовании Роумингом) до начала пользования Услугами на саи?те Оператора www.megafon.ru или в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора.
Вопреки доводам ФИО1, предусмотренная ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», истцу со стороны ответчика была предоставлена.
Таким образом, оператор надлежащим образом выполнил требования действующего законодательства, осуществил все действия, для подключения контентных услуг. Услуга предоставлена абоненту в соответствии с дополнительными заказами, поданными абонентом в предусмотренной договором форме, согласие абонента получено, идентификация абонента осуществлена, его волеизъявление на получение данных услуг достоверно установлено, до момента заказа услуги абоненту была предоставлена вся информация, требуемая в соответствии с законодательством.
Кроме того, как следует из детализации оказания услуг за <дата>, представленной истцом в материалы дела, перед активацией услуги «Подписка» на сайт muzik-hit.ru, ФИО1 просматривал страницу АОС, и на его абонентский номер <дата> поступали СМС – сообщения с подтверждением активации названной услуги.
В судебном заседании истец не отрицал, что осуществил вход со своего мобильного телефона на музыкальный сайт muzik-hit.ru и выбрал опцию скачать, совершив клик.
Согласно п. 34.1 ст.2 ФЗ «О связи», контентные услуги - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи.
На основании п. 1 ст. 54 ФЗ «О связи», оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (п. 2 ст. 54 ФЗ «О связи»).
В соответствии с п.9.1. Условий, тарифы на Услуги, оказываемые по Договору, устанавливаются Оператором. Тарифы на Услуги, деи?ствующие на дату заключения Договора и выбранные Абонентом, указываются в Тарифном плане, которыи? является неотъемлемои? частью Договора.
На основании п.п. 10.1., 10.2. Условий, оплата Услуг производится за оказанные Оператором Услуги в соответствии с данными учета Биллинговои? системы Оператора. Абонент оплачивает Услуги посредством авансовои? системы оплаты (авансового платежа), если Договором, Тарифным планом, условиями оказания отдельных Услуг или дополнительным соглашением к Договору не установлены условия и порядок применения кредитнои? системы оплаты (отложенного платежа) либо сочетание указанных систем оплаты (платежеи?).
В рамках оказания услуг, у ответчика возникает обязательство обеспечить доступ к услугам развлекательного и информационного характера и доставку мобильного контента, а у абонента возникает обязательство оплатить услугу ответчику, однако абонент информируется о том, что мобильный контент, который будет доставлен, может предоставляться третьим лицом.
Абонент ФИО1 с заявлением о создании отдельного (контентного) лицевого счета к Оператору не обращался, в связи с чем все услуги оплачиваются с основного лицевого счета абонента, открытого при заключении договора. Услуги «Подписки» оказываются ПАО «Мегафон» своим абонентам на условиях публичной оферты, опубликованной на сайте ответчика.
Фактическое пользование потребителем услугами ответчика следует считать, в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Факт оказания услуг и их объем подтвержден показаниями оборудования связи, которые, являются основанием для осуществления расчетов за услуги.
Таким образом, действия ответчика полностью соответствуют условиям заключенного с абонентом договора, положениям действующего законодательства в области связи, а также законодательства в области защиты прав потребителей. Все расчеты с абонентом произведены корректно, согласно данным биллинговой системы оператора.
В судебном заседании истец фактические обстоятельства дела не оспаривал, в том числе и то, что осуществил смену текущего тарифного плана второй раз за месяц, а также то, что ему было известно о том, что стоимость перехода на другой тарифный план составляет в случае смены тарифного плана во второй и более раз в течение месяца 100,00 руб.
По существу доводы искового заявления ФИО1 сводятся к цитированию положений действующего законодательства и субъективному толкованию положений действующего законодательства.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств незаконного списания ответчиком денежных средств с лицевого счета ФИО1, истцом не представлено.
Вместе с тем, в рамках действующей в ПАО «Мегафон» программы по сохранению лояльности абонентов, денежные средства, списанные за услугу «Подписка» в размере 150,00 руб., а также стоимость повторной смены тарифного плана в размере 100,00 руб. были возвращены <дата> на лицевой счет абонента, путем корректировки начислений по абонентскому номеру +№ на сумму 250,00 руб.
Доводы истца о том, что ответчик до настоящего времени не перечислил на его счет денежные средства в размере 250,00 руб. опровергаются материалами дела. Так, согласно счета № от <дата> за расчетный период с <дата> по <дата>, ПАО «Мегафон» произвел корректировку начислений на сумму 250,00 руб., соответственно уменьшив на 250,00 руб. размер абонентской платы и услуг передачи сообщений в домашнем регионе, подлежащих оплате ФИО1 за указанный период.
При таком положении, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований о взыскании с ПАО «Мегафон» в пользу ФИО1 материального вреда и отсутствию правовых оснований для их удовлетворения.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При таком положении, с учетом отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ПАО «Мегафон» материального вреда, исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, удовлетворению также не подлежат.
Разрешая исковые требования о взыскании с ПАО «Мегафон» морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
При этом, бремя доказывания наличия совокупности указанных выше обстоятельств возлагается на истца.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку в качестве основания компенсации морального вреда указаны действия ответчика, нарушающие имущественные права истца. При этом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств о нарушении личных неимущественных прав истца, причинения физического вреда или нравственных страданий, суду не представлено.
В процессе рассмотрения дела, таких нарушений установлено не было.
Предметом заключенного между сторонами договора являлось предоставление истцу услуг связи и дополнительных услуг по выбору истца. Свои обязательства ответчик исполнил надлежащим образом. Данное обстоятельство истцом не отрицалось и не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о взыскании с ПАО «Мегафон» морального вреда являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Мегафон» о защите прав потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2019 года.
Судья О.А. Власова