Дело № 2-1976/2020
55RS0007-01-2020-002746-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С. при секретаре судебного заседания Такмаковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Омской области о взыскании убытков за найм жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском, мотивируя его тем, что состоит в списке лиц, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке граждан, претендующих на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. На основании решения Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования ФИО1, на Министерство имущественных отношений <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда. Однако, решение суда до настоящего времени не исполнено, истец жилым помещением не обспечена. Вследствие действий ответчика истец вынуждена по договору найма проживать в жилом помещении по адресу: <адрес>, вынуждена нести расходы на оплату найма. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом оплачено по договору найма 196 258 рублей. Полагает, что данные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в качестве убытков, поскольку истец вынужден снимать жилье для обеспечения своих жилищных прав. Просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 196 258 рублей.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, была извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Пышная А.Ю., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку отсутствуют правовые условия для взыскания с ответчика убытков, заявленных в иске.
Исследовав материалы гражданского дела в совокупности с материалами гражданского дела №, проверив фактическую обоснованность и правомерность исковых требований в пределах заявленных истцом требований, заслушав процессуальную позицию представителя ответчика, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), включающих как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так и полное возмещение убытков (статья 15).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Системно толкуя положения ст.ст.15,393,394 Гражданского кодекса РФ, суд отмечает, что взыскание убытков является одной из возможных мер ответственности, применение которой возможно исключительно с соблюдением общих условий гражданско-правовой ответственности (ст.401 Гражданского кодекса РФ), таких как факт причинения вреда, противоправный характер действий, вину лица в причинении вреда, а также причинную связь между виновным поведением такого лица и наступившими для обладателя законного права (интереса) неблагоприятными последствиями. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Из разъяснения, содержащегося в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
При изложенных обстоятельствах, взыскание убытков по правилам ст.15 ГК РФ допустимо при наличии всех условий деликтной ответственности. При этом, причинная связь как условие ответственности предполагает безусловное существование обстоятельства, возникшего вследствие виновного действия (бездействия) причинителя вреда, и обусловленность нарушения прав истца исключительно данным обстоятельством без каких-либо субъективных действий самого потерпевшего.
Из смысла приведенных норм в совокупности с положениями ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой распределяется бремя доказывания между сторонами гражданского процесса, следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ущерба, противоправность поведения причинителя вреда, юридически значимую причинную связь между первым и вторым элементами; вину причинителя вреда. Соответственно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № разрешены исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Данным решением от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.»
Мотивируя решение, суд установил, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родители ФИО1Д и П на основании заочного решения Москаленского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Распоряжением главы Москаленского муниципального образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ опекуном ФИО1 назначена О, на основании п. 3,4 за ФИО1 и еще 3 лицами закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 35). Распоряжением главы Москаленского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ пункты 3 и 4 указанного выше распоряжения отменены.
Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд исковые требования истца удовлетворил.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая исковые требования, суд учитывает, что нарушение прав истца обосновано тем, что несмотря на вступление судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма истцу не предоставлено, что обусловило необходимость заключения истцом договора найма (аренды) жилого помещения и несение затрат на оплату за наём. По мнению истца, плата за наем жилого помещения по адресу: <адрес>, является убытками, которые образовались по вине ответчика и подлежат взысканию.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Омска по делу № разрешено административное исковое заявление Министерства имущественных отношений Омской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по ОИП УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному в отношении взыскателя ФИО1
Из содержания судебного акта следует, что на основании указанного судебного акта, вступившего в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №. Фактическим исполнением исполнительное производство не окончено.
Следуя представленным исковой стороной доказательствам, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Д заключен договор аренды жилого помещения по адресу: <адрес>. В договоре аренды указан срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из пункта 4.1 данного договора следует, что размер ежемесячной арендной платы составляет 12000 рублей.
Доказательств того, что истцом производилось внесение платы за наем в размерах, согласованных в договоре аренды, и в сроки, указанные в исковом заявлении (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), исковой стороной представлено не было, процессуальная обязанность по доказыванию факта причинения убытков и их размера была разъяснена в определении о принятии искового заявления к производству суда и проведении подготовки дела к судебному разбирательству.
Оригинал договора аренды, а также оригиналы иных документов, копии которых были приложены к иску, истцом или представителем истца представлены не были, несмотря на разъяснение данной процессуальной обязанности в определении о принятии искового заявления к производству суда и проведении подготовки дела к судебному разбирательству. Определение суда получено истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно, в указанном определении, полученном истцом, разъяснено, что, если представленные истцом документы не будут представлены в оригинале или в виде надлежаще заверенных копий обстоятельства, обоснованные копиями документов, не могут быть признаны доказанными (ч.2 ст.71 ГПК РФ).
В целях всесторонней правовой оценки обстоятельств спора, судом были истребованы сведения из регистрирующего органа о собственнике жилого помещения по адресу: <адрес>. Из представленных регистрирующим органом сведений следует, что собственником указанного жилого помещения является Д с ДД.ММ.ГГГГ, доказательств наличия у Д, указанной в качестве арендодателя, прав в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, судом не добыто. Возможные родственные отношения между указанными лицами сами по себе не свидетельствую о полномочиях Д выступать в качестве арендодателя жилого помещения, в подобном статусе вправе выступать исключительно собственник объекта недвижимости.
Проверяя фактическое проживание истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, судом направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области, из ответа на который следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована на по месту жительства по адресу: <адрес>. Именно по данному адресу истцом получена судебная корреспонденция, о чем свидетельствует роспись истца в уведомлении о вручении почтовой корреспонденции. Суд полагает, что возможность нахождения истца по двум адресам (<адрес>) исключена.
Кроме того, в целях проверки фактического получения истцом дохода для оплаты за возможный наём жилого помещения судом направлен запрос в пенсионный орган для проверки факта трудоустройства истца посредством анализа пенсионных прав. Из ответа пенсионного органа следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца отсутствуют сведения о страхователе по обязательному пенсионному страхованию, которые подтверждают факт трудоустройства истца по трудовому договору или по оформления по гражданско-правовому договору. Следовательно, возможный источник дохода истца, из которого могли вносится платежи по договору аренды, судом не установлен.
Основываясь на приведенных выше фактических данных, суд полагает, что доказательств фактического несения истцом расходов по оплате за наем жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 196 258 рублей и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исковой стороной не представлено, следовательно, факт причинения ФИО1 убытков в связи с заключением договора аренды жилого помещения по адресу: <адрес>, истцом не доказан.
Проверяя доводы иска о виновном неисполнении Министерством имущественных отношений Омской области требований исполнительного документа в отношении истца, суд учитывает следующее.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим ведение списка детей-сирот, который формируется в порядке очередности их дат рождения или в соответствии с вступившими в законную силу судебными решениями о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот, является Министерство образования Омской области (далее — Минобразование).
В соответствии с пунктом 7 Порядка жилые помещения приобретаются Минимуществом по договорам купли-продажи, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области путем строительства (участия в долевом строительстве).
Приобретение жилых помещений осуществляется Минимуществом в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ, что значительно увеличивает время приобретения жилых помещений. Так, согласно части 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, согласно статье 70 Федерального закона № 44-ФЗ контракт может бытьзаключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
После исполнения обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Минимущество в соответствии с частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 6 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», пунктами 11, 13 Порядка, включает в специализированный жилищный фонд Омской области жилые помещения и относит к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Омской области, после чего Казенное учреждение Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» заключает договоры найма специализированного жилого помещения с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями, согласно приложению к настоящему распоряжению.
По информации Минобразования, полученной ответчиком в рабочем порядке, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди ФИО1 в списке детей-сирот на территории Москаленского муниципального района Омской области, в отношении которых имеются вступившие в силу решения суда, — №.
В настоящее время в Минимуществе на исполнении находится 1437 судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, в том числе 13 судебных решений - на территории Москаленского муниципального района Омской области.
Ежегодно в сроки составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Министерство финансов Омской области и Министерство экономики Омской области Минимуществом направляется потребность в бюджетных ассигнованиях на приобретение объектов недвижимого имущества (жилых помещений) в собственность Омской области по договорам купли - продажи для предоставления лицам из числа детей-сирот (далее - дети-сироты) по договорам найма жилых помещений в рамках государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильём и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п (далее - государственная программа).
Из отзыва ответной стороны следует, что при планировании бюджетных ассигнований на 2020-2022 годы в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О сроках составления проекта областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в программном комплексе «Единая система управления бюджетным процессом Омской области» направлена в Министерство экономики Омской области потребность в бюджетных ассигнованиях на осуществление бюджетных инвестиций в объекты собственности Омской области на 2020 - 2022 годы: на 2020 год - 1 718 898,7 тыс. руб. на приобретение 1 295 жилых помещений; на 2021 год - 2 568 760,6 тыс. руб. на приобретение 2 034 жилых помещений; на 2022 год - 2 568 760,6 тыс. руб. на приобретение 2 034 жилых помещений.
Потребность в бюджетных ассигнованиях областного бюджета на 2020 год определена на основании неисполненных судебных решений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения судебных актов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в 2020 году необходимо приобрести 1 295 квартир на общую сумму 1 718 898,7 тыс. руб., в том числе в городе Омске - 980 квартир на сумму 1 343 888,7 тыс. руб., в районах области - 315 квартир на сумму 375 010,0 тыс. руб. Потребность в бюджетных ассигнованиях областного бюджета на 2021 и 2022 годы определена путём равномерного распределения на планируемый финансовый период приобретения жилья для предоставления детям-сиротам исходя из сложившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередности.
Из отзыва ответчика также следует, что при доведении предельных объемов финансирования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности и формировании проекта закона об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов заявленная потребность не учтена. На 2020 год Законом Омской области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Минимуществу предусмотрено 371 885,4 тыс. руб., их них средства федерального бюджета - 199 176,2 тыс. руб. Планируется приобретение не менее 249 жилых помещений для их последующего предоставления лицам их числа детей-сирот, что позволит обеспечить жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, в отношении которых имеются решения суда, вступившие в силу в период с февраля по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Дополнительно Минимуществом указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Омской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на обеспечение жильем детей-сирот на 2020 - 2022 годы, которым в 2020 году предусмотрено предоставление субсидии в размере 199 176,2 тыс. руб. (обеспечение 195 детей-сирот жилыми помещениями), в 2021 - 224 136,6 тыс. руб. (обеспечение 219 детей-сирот), в 2022 - 233 497,4 млн. руб. (обеспечение 220 детей-сирот).
Возражая по заявленному иску, ответная сторона ссылается на то, что министерством в полном объеме реализуется мероприятия государственной программы, используются и расходуются все объемы финансирования, установленные государственной программой, ответчик в одностороннем порядке не может изменить объемы и источники финансирования мероприятий по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, а также не может выйти за рамки объемов финансирования программ.
Одновременно с указанным, суд учитывает, что при разрешении Центральным районным судом г.Омска по делу № 2а-1515/2019 административного иска Министерства имущественных отношений Омской области об освобождении от исполнительского сбора, суд установил, что Минимществом были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, так, им неоднократно направлялись в Министерство финансов Омской области письма о необходимости выделения денежных средств на цели приобретения жилых помещений для детей-сирот, при том, что собственными средствами на эти цели Министерство не располагает; во-вторых, Минимуществом предпринимались все возможные меры для исполнения решения суда в отношении ФИО1 с учетом требований Порядка и лимитов денежных средств, доведенных до Минимущества в рамках государственной программы, Минимуществом были неоднократно предприняты действия, направленные на увеличение бюджетных ассигнований и скорейшего освоения имеющихся средств.
Помимо указанного при разрешении административного дела судом указано на то, что Министерство осуществляет приобретение жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению решения суда.
Апелляционная инстанция с выводами районного суда согласилась. ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав обстоятельства спора, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, представленных истцом и самостоятельно собранных судом доказательств, суд приходит у убеждению о том, что заявленные в иске суммы в качестве убытков виновным поведением, в том числе бездействием Министерства имущественных отношений не обусловлены, в прямой причинной связи с тем обстоятельством, что решение Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, указанные расходы не находятся, а обусловлены собственным усмотрением ФИО1
Основываясь на приведенном выше фактическом и правовом анализе, приведенном выше, суд приходит к выводу о том, что наличие совокупности условий для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания убытков исковой стороной не доказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Омской области о взыскании убытков за найм жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.С. Голубовская
Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2020