ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1977/2014 от 08.09.2014 Норильского городского суда (Красноярский край)

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2014 годаДело № 2-1977/2014 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

 г. Норильск Красноярского края 02 сентября 2014 года

 Норильский городской суд Красноярского края в составе:

 председательствующего судьи Крючкова С.В.,

 при секретаре Дьяченко Д.В.,

 с участием помощника прокурора Кузнецовой Е.Н.,

 представителя ответчика Кислицыной Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по представлению отчетности, направлению на согласование паспортов на отходы,

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор города Норильска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>») о возложении обязанности по представлению отчетности, направлению на согласование паспортов на отходы, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Норильска проверки установлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в том, что ООО «<данные изъяты>» в 2013 году осуществляло деятельность по розничной торговле (реализации населению) лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в арендуемых нежилых помещениях, расположенных в г. Норильске по адресам: <адрес>, а также в собственных помещениях, расположенных в г. Норильске по адресам: пр<адрес> В деятельности организации образуются ртутьсодержащие отходы. В нарушение требований закона ООО «<данные изъяты>» отчет об образовании отходов производства и потребления за 2013 год в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю не представило. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, ртутьсодержащие отходы относятся к отходам I класса опасности. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. В ходе проверки на запрос организацией паспорта отходов не представлены. Обязанность по составлению и утверждению паспорта опасного отхода Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 785 возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. С учетом приведенных норм закона следует, что в результате деятельности ООО «<данные изъяты>» образуются отходы производства и потребления, в связи с чем ООО «<данные изъяты>» обязано предоставить в территориальный орган Росприроднадзора отчетность об образовании отходов за 2013 год, а также осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов и при наличии отходов I - IV класса опасности - направить на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю паспорта на эти отходы. На основании изложенного прокурор первоначально просил обязать ООО «<данные изъяты>» в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю отчетность об образовании отходов производства и потребления за 2013 год; в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности: ртутьсодержащие отходы; в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю паспорта на отходы I - IV класса опасности: ртутьсодержащие отходы.

 В судебном заседании помощник прокурора Кузнецова Е.Н. уточнила исковые требования, просит обязать ООО «<данные изъяты>» в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю паспорта на отходы I класса опасности: ртутьсодержащие отходы. На уточненных исковых требованиях настаивала по изложенным в иске основаниям, пояснив, что организацией представлена в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю отчетность об образовании отходов производства и потребления за 2013 год, а также подтверждено отнесение ртутьсодержащих отходов к I классу опасности, составлены паспорта на отходы I класса опасности, которые до настоящего времени не направлены на согласование в Управление Росприроднадзора.

 Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» - Кислицына Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала исковые требования о направлении в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю паспорта на отходы I класса опасности, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Пояснила, что организацией в порядке добровольного удовлетворения заявленного иска представлена в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю отчетность об образовании отходов производства и потребления за 2013 год, а также подтверждено отнесение ртутьсодержащих отходов к I классу опасности - составлены паспорта на отходы I класса опасности: ртутьсодержащие отходы, которые до настоящего времени не направлены на согласование в Управление Росприроднадзора.

 Представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю (третьего лица) – Курбатов В.В.., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, подав заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные пояснения по делу, согласно которым представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю поддерживает требования прокурора, по состоянию на 01.09.2014 паспорта на опасные отходы не представлены.

 В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора по следующим основаниям.

 Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено за каждым гражданином право на благоприятную окружающую среду.

 Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.

 В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Судом установлено следующее:

 ООО «<данные изъяты>» в 2013 году осуществляло деятельность по розничной торговле (реализации населению) лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в арендуемых нежилых помещениях, расположенных в г. Норильске по адресам: <адрес> <адрес> а также в собственных помещениях, расположенных в г. Норильске по адресам: <адрес>, что подтверждается материалами дела.

 В процессе деятельности ООО «<данные изъяты>» образуются ртутьсодержащие отходы (лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных), указанные в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445.

 Пунктами 3 и 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30, установлено, что отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

 В нарушение указанных требований закона в установленный срок ООО «<данные изъяты>» отчет об образовании отходов производства и потребления за 2013 год в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю не представило.

 После предъявления иска в порядке добровольного удовлетворения заявленных исковых требований ООО «<данные изъяты>» представило в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю отчет об образовании отходов производства и потребления за 2013 год, что подтверждается сопроводительным письмом от 17.07.2014, уведомлением о вручении, копией отчета.

 Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

 Согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, и Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, действующим с 01.08.2014 (ранее действовали аналогичные положения Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 02.12.2002 N 786), лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных относятся к отходам I класса опасности.

 В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

 Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

 Согласно п. 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721, индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

 В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

 В силу п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 Согласно п. 7 указанного Постановления Правительства Российской Федерации на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.

 Обязанность по составлению и утверждению паспорта опасного отхода Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.

 Законом предусмотрена обязанность, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц составлять и утверждать паспорт опасного отхода, исключений для субъектов малого и среднего предпринимательства в этой части законодательством не предусмотрено.

 В силу п. 4.5 и п. 4.23 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, утвержденного приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 № 402, компетенцией по согласованию паспортов отходов I-IV классов опасности, прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, наделено Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.

 Как следует из материалов дела и пояснений представителей ответчика, на момент предъявления иска паспорта отходов ООО «<данные изъяты>» не были составлены.

 После предъявления иска в порядке добровольного удовлетворения заявленных исковых требований ООО «<данные изъяты>» разработало и составило паспорта на отходы I класса опасности: ртутьсодержащие отходы (лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных), то есть в установленном порядке подтвердило отнесение данных опасных отходов к классу опасности в предусмотренном законом порядке, подготовило соответствующее обращение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю для согласования данных паспортов, что подтверждается представленными паспортами, иными материалами.

 Вместе с тем, до настоящего времени паспорта на отходы I класса опасности: ртутьсодержащие отходы (лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных) в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю для согласования ООО «<данные изъяты>» не направило.

 Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что основным принципом охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности.

 Пунктом 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации закреплено, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

 Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.

 Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации определено ст. 45 ГПК РФ.

 Защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

 В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 В данном случае суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

 При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования с учетом их уточнения: обязать ООО «<данные изъяты>» в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю паспорта на отходы I класса опасности: ртутьсодержащие отходы (лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных).

 Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Принимая во внимание положения п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 Исковые требования прокурора города Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по представлению отчетности, направлению на согласование паспортов на отходы - удовлетворить.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю паспорта на отходы I класса опасности: ртутьсодержащие отходы (лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы термометров ртутных).

 Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий С.В. Крючков