ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1977/2021 от 25.03.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2 – 1977/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск – Камчатский 25 марта 2021 года

Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи С.Н. Васильевой,

при ведении протокола помощником судьи А.С. Топольниковой, с участием представителя истца – помощника прокурора

А.В. Полубока,

представителей ответчика Г.М. Афониной, В.Ю. Исаева,

представителя ГУ МЧС России по Камчатскому краю К.Л. Шендрика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Петропавловска – Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к АО «КамчатТурРегион» о признании бездействия незаконным, запрещении деятельности по эксплуатации, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском к АО «Камчатмонтажспецстрой» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий, в которых предоставляются услуги для временного размещения людей (гостиница «Арсеньев», гостиница «Арсеньев Грин»), расположенных по адресу <адрес>, запрете деятельности по эксплуатации зданий, в которых предоставляются услуги для временного размещения людей (гостиница «Арсеньев», гостиница «Арсеньев Грин»), расположенных по адресу <адрес> до устранения нарушений требований федерального законодательства в области пожарной безопасности, а именно: возложить обязанность провести с работниками организации повторный противопожарный инструктаж; провести первичный противопожарный инструктаж по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, которая утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения; провести с работниками вводный противопожарный инструктаж по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, которая утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения; разработать и утвердить график проведения занятий повторного противопожарного инструктажа с работниками; разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с Правилами; обеспечивать ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, с правилами пожарной безопасности; обеспечить размещение в номерах гостиниц планов эвакуации на случай пожара; закрепить к полу ковровые дорожки и другие покрытия полов на путях эвакуации (вход в здание 1 этаж); обеспечить установку аварийного освещения на путях эвакуации на всех этажах в гостинице «Арсеньев»; обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в гостинице «Арсеньев»; обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие в СОУЭ речевое сообщение о пожаре на английском языке; оборудовать пожарными извещателями бетонные строительные конструкции на потолке, выступающие от потолка на расстояние более 0,4м образующие отсеки потолка шириной более 0,75м в вестибюле на 1 этаже у входа в гостинице «Арсеньев»; обеспечить установку огнестойких провода питания, проводов соединительных линий шлейфов АУПС и соединительных линий СОУЭ блока индикации возле администратора в гостинице «Арсеньев»; обеспечить в гостинице «Арсеньев» открывание дверей на пути эвакуации по направлению выхода из здания (дверь выхода на 1 этаже); обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие второго эвакуационного выхода с 1 этажа здания; обеспечить установку пожарных дымовых извещателей в гостинице «Арсеньев» в коридоре на 1 этаже на расстоянии от стен не более 4,5 метров; обеспечить установку дверей в лестничных клетках с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах на всех этажах здания гостиницы «Арсеньев»; обеспечить в гостинице «Арсеньев» ширину лестничного марша размером не менее 1,2 м; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 1 этажа гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; обеспечить в гостинице «Арсеньев» ширину выхода из лестничной клетки в вестибюль размером не менее 1,2 м; оборудовать коридор 1 этажа без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м гостиницы «Арсеньев» системой вытяжной противодымной вентиляции; оборудовать противопожарными перегородками 1-го типа лестницу для сообщения между подвальным этажом и первым этажом в гостинице «Арсеньев» с устройством на входе тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре; отделить жилую часть здания гостиницы «Арсеньев» от частей здания другого назначения (в том числе административно-хозяйственных, бытовых. Технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа; обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие второго эвакуационного выхода со 2 этажа здания; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 2 этажа гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; оборудовать коридор 2 этажа без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м гостиницы «Арсеньев» системой вытяжной противодымной вентиляции; обеспечить установку пожарных дымовых извещателей в гостинице «Арсеньев» в коридоре на 2 этаже на расстоянии от стен не более 4,5 м; обеспечить установку пожарных дымовых извещателей в гостинице «Арсеньев» в коридоре на 3 этаже на расстоянии от стен не более 4,5 м; обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие второго эвакуационного выхода с 3 этажа здания; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 3 этажа гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; оборудовать коридор 3 этажа без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м гостиницы «Арсеньев» системой вытяжной противодымной вентиляции; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре подвала гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; обеспечить наличие на дверях помещения прачечной в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения серверной в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения электрощитовой в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения камеры хранения в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения склада в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения склада в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; устранить допущенное в помещении электрощитовой гостиницы «Арсеньев» хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов, хранение которых не допускается в помещениях данного типа; обеспечить предел огнестойкости, узлов пересечения ограждающих строительных конструкций трубопровода не ниже требуемого предела, установленного для этих конструкций в помещениях подвала; оборудовать помещение прачечной в гостинице «Арсеньев» пожарными извещателями; обеспечить установку настенных речевых оповещателей в подвале гостиницы «Арсеньев» на расстоянии от потолка до верхней части оповещателей не менее 150 мм; обеспечить установку на фасаде здания гостиницы «Арсеньев» информации о месторасположении пожарного гидранта; обеспечить здание гостиницы «Арсеньев» источниками наружного водоснабжения в количестве не менее чем от двух в радиусе 200 метров с требуемым расходом воды;

обеспечить проведение в здании гостиницы «Арсеньев Грин» огнезащитной обработки металлических конструкций здания; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 1 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1,2 м; обеспечить установку аварийного освещения на путях эвакуации на всех этажах в гостинице «Арсеньев Грин»; обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в гостинице «Арсеньев Грин»; обеспечить в гостинице «Арсеньев Грин» наличие в СОУЭ речевое сообщение о пожаре на английском языке; обеспечить установку в коридоре на 1 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» пожарных дымовых извещателей на расстояние от стен не более 4,5 метров; обеспечить установку дымовых пожарных извещателей в помещении серверной в здании гостиницы «Арсеньев Грин» на расстоянии не менее 0,5м от светильников с напряжением 220В; обеспечить монтаж аварийного освещения в здании гостиницы «Арсеньев Грин» в помещении, в месте установки приемно-контрольных приборов, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения; обеспечить в здании гостиницы «Арсеньев Грин» наличие расписания шлейфов АУПС; обеспечить наличие на дверях помещения камера хранения в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения серверная в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; устранить допущенное в помещении серверной гостиницы «Арсеньев Грин» хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов, хранение которых не допускается в помещениях данного типа; обеспечить установку в лестничных клетках дверей с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах на всех этажах здания гостиницы «Арсеньев Грин»; установить в номере на 2 этаже гостиницы «Арсеньев Грин» пожарные дымовые извещатели на расстояние от стен не более 4,5 метров; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 2 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1,2 м; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 3 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1,2 м; обеспечить наличие на дверях служебного помещения на 2 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях служебного помещения на 3 этаже в гостинице «Арсеньев Грин»обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения прачечная на 3 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить установку в коридоре на 3 этаже в гостинице ««Арсеньев Грин» пожарных дымовых извещателей на расстояние от стен не более 4,5 метров; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 3 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1,2 м; обеспечить формирование сигнала системой пожарной сигнализации, обеспечивающего независимо от загрузки и направления движения кабины лифта возвращения его на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины в здании гостиницы «Арсеньев Грин»; разработать и представить в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности как собственника объекта защиты (здание гостиницы «Арсеньев Грин»); оборудовать здание гостиницы «Арсеньев Грин» внутренним противопожарным водоснабжением; обеспечить установку на фасаде здания гостиницы «Арсеньев Грин» информации о месторасположении пожарного гидранта; обеспечить здание гостиницы «Арсеньев Грин» источниками наружного водоснабжения в количестве не менее чем от двух в радиусе 200 метров с требуемым расходом воды.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки по обращению Д.П. Ефимова установлено, что при эксплуатации зданий, расположенных по <адрес> г. Петропавловске – Камчатском, в которых оказываются услуги по предоставлению мест временного размещения граждан ответчик допускает нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается официальной информацией ОНДиПР по г. Петропавловску – Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ. Бездействие ответчика создает угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях гостиниц «Арсеньев» и «Арсеньев Грин», что свидетельствует о наличии оснований для запрещения деятельности, создающей такую опасность. Полагает, что имеются основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований о возложении на АО «Камчатмонтажспецстрой» обязанностей провести с работниками организации повторный противопожарный инструктаж; провести с работниками первичный противопожарный инструктаж по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, которая утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения; провести с работниками вводный противопожарный инструктаж по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, которая утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения; разработать и утвердить график проведения занятий повторного противопожарного инструктажа с работниками; разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с данными Правилами; обеспечивать ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, с правилами пожарной безопасности; обеспечить размещение в номерах гостиниц планов эвакуации на случай пожара; закрепить к полу ковровые дорожки и другие покрытия полов на путях эвакуации (вход в здание 1 этаж); обеспечить установку аварийного освещения на путях эвакуации на всех этажах в гостинице «Арсеньев»; обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в гостинице «Арсеньев»; обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие в СОУЭ речевое сообщение о пожаре на английском языке; оборудовать пожарными извещателями бетонные строительные конструкции на потолке, выступающие от потолка на расстояние более 0,4м образующие отсеки потолка шириной более 0,75м в вестибюле на 1 этаже у входа в гостинице «Арсеньев»; обеспечить установку огнестойких проводов питания, проводов соединительных линий шлейфов АУПС и соединительных линий СОУЭ блока индикации возле администратора в гостинице «Арсеньев»; обеспечить установку пожарных дымовых извещателей в гостинице «Арсеньев» в коридоре на 1 этаже на расстоянии от стен не более 4,5 метров; отделить жилую часть здания гостиницы «Арсеньев» от частей здания другого назначения (в том числе административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа; обеспечить установку пожарных дымовых извещателей в гостинице «Арсеньев» в коридоре на 2 этаже на расстоянии от стен не более 4,5 метров; обеспечить установку пожарных дымовых извещателей в гостинице «Арсеньев» в коридоре на 3 этаже на расстоянии от стен не более 4,5 метров; обеспечить наличие на дверях помещения прачечной в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения серверной в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения электрощитовой в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения камеры хранения в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения склада в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения склада в гостинице «Арсеньев» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; устранить допущенное в помещении электрощитовой гостиницы «Арсеньев» хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов, хранение которых не допускается в помещениях данного типа; обеспечить предел огнестойкости узлов пересечения ограждающих строительных конструкций трубопровода не ниже требуемого предела, установленного для этих конструкций в помещениях подвала; оборудовать помещение прачечной в гостинице «Арсеньев» пожарными извещателями; обеспечить установку настенных речевых оповещателей в подвале гостиницы «Арсеньев» на расстоянии от потолка до верхней части оповещателей не менее 150 мм; обеспечить установку на фасаде здания гостиницы «Арсеньев» информации о месторасположении пожарного гидранта; обеспечить здание гостиницы «Арсеньев» источниками наружного водоснабжения в количестве не менее чем от двух в радиусе 200 метров с требуемым расходом воды; обеспечить проведение в здании гостиницы «Арсеньев Грин» огнезащитной обработки металлических конструкций здания; обеспечить установку аварийного освещения на путях эвакуации на всех этажах в гостинице «Арсеньев Грин»; обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в гостинице «Арсеньев Грин»; обеспечить в гостинице «Арсеньев Грин» наличие в СОУЭ речевое сообщение о пожаре на английском языке; обеспечить установку в коридоре на 1 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» пожарных дымовых извещателей на расстояние от стен не более 4,5 метров; обеспечить установку дымовых пожарных извещателей в помещении серверной в здании гостиницы «Арсеньев Грин» на расстоянии не менее 0,5м от светильников с напряжением 220В; обеспечить монтаж аварийного освещения в здании гостиницы «Арсеньев Грин» в помещении, в месте установки приемно-контрольных приборов, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения; обеспечить в здании гостиницы «Арсеньев Грин» наличие расписания шлейфов АУПС; обеспечить наличие на дверях помещения камера хранения в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения серверная в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; устранить допущенное в помещении серверной гостиницы «Арсеньев Грин» хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов, хранение которых не допускается в помещениях данного типа; установить в номере на 2 этаже гостиницы «Арсеньев Грин» пожарные дымовые извещатели на расстояние от стен не более 4,5 метров; обеспечить наличие на дверях служебного помещения на 2 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях служебного помещения на 3 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить наличие на дверях помещения прачечная на 3 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить установку в коридоре на 3 этаже в гостинице «Арсеньев Грин» пожарных дымовых извещателей на расстояние от стен не более 4,5 метров; формирование сигнала системой пожарной сигнализации, обеспечивающего независимо от загрузки и направления движения кабины лифта возвращения его на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины в здании гостиницы «Арсеньев Грин»; как собственника объекта защиты (здание гостиницы «Арсеньев Грин») разработать и представить в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности; оборудовать здание гостиницы «Арсеньев Грин» внутренним противопожарным водоснабжением; обеспечить установку на фасаде здания гостиницы «Арсеньев Грин» информации о месторасположении пожарного гидранта, в связи с отказом заместителя прокурора г. Петропавловска – Камчатского от иска в указанной части (т.2 л.д.138-142, 155-159).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу по иску в части возложения обязанности на АО «Камчатмонтажспецстрой» обеспечить здание гостиницы «Арсеньев Грин» источниками наружного водоснабжения в количестве не менее чем от двух в радиусе 200 метров с требуемым расходом воды, в связи с отказом заместителя прокурора г. Петропавловска –Камчатского от иска в указанной части (т.2 л.д.149, 177-178).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу по иску в части возложения на ответчика обязанности обеспечить в гостинице «Арсеньев» открывание дверей на пути эвакуации по направлению выхода из здания (дверь выхода на 1 этаже); обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие второго эвакуационного выхода с 1 этажа здания; обеспечить установку дверей в лестничных клетках с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах на всех этажах здания гостиницы «Арсеньев»; обеспечить в гостинице «Арсеньев» ширину лестничного марша размером не менее 1,2 м.; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 1 этажа гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; обеспечить в гостинице «Арсеньев» ширину выхода из лестничной клетки в вестибюль размером не менее 1,2 м; оборудовать коридор 1 этажа без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м гостиницы «Арсеньев» системой вытяжной противодымной вентиляции; оборудовать противопожарными перегородками 1-го типа лестницу для сообщения между подвальным этажом и первым этажом в гостинице «Арсеньев» с устройством на входе тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре; обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие второго эвакуационного выхода со 2 этажа здания; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 2 этажа гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; оборудовать коридор 2 этажа без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м гостиницы «Арсеньев» системой вытяжной противодымной вентиляции; обеспечить в гостинице «Арсеньев» наличие второго эвакуационного выхода с 3 этажа здания; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 3 этажа гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; оборудовать коридор 3 этажа без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м гостиницы «Арсеньев» системой вытяжной противодымной вентиляции; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре подвала гостиницы «Арсеньев» размером не менее 1,2 м; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 1 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1,2 м; обеспечить установку в лестничных клетках дверей с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах на всех этажах здания гостиницы «Арсеньев Грин».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора А.В. Полубок уточнил наименование ответчика АО «КамчатТурРегион», настаивал на удовлетворении исковых требований в оставшейся части, а именно обязать АО «КамчатТурРегион» обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 2 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1 м (п.4.3.3 СП 1.13130.2020), поскольку фактически составляет 0.74 м и обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 3 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1 м (п.4.3.3 СП 1.13130.2020), поскольку фактически составляет 0.79 м. Указал, что устранить имеющиеся грубые нарушения пожарной безопасности возможно их фактическим устранением либо проведением ответчиком соответствующей экспертизы (аудита) и получения заключения эксперта о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, при отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности. А представленные новые расчеты пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ на данную гостиницу свидетельствуют лишь о том, что результаты расчета индивидуального пожарного риска не превышают нормативного значения при выполнении определенных условий в соответствии со ст.79 ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ. При этом выводы о соответствии объекта (гостиницы «Арсеньев Грин») требованиям пожарной безопасности, при отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности данные расчеты пожарного риска не содержат.

Представитель ответчика Г.М. Афонина, являющаяся генеральным директором Общества, действующая в силу полномочий, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что все нарушения требований пожарной безопасности юридическим лицом устранены, оставшиеся несоответствия не устранялись, поскольку пожарный риск не превышает допустимых значений. Кроме того, пожарные риски проверены специалистом МЧС. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика В.Ю. Исаев, действующий по доверенности, в суде возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, указав, что АО «КамчатТурРегион» является добросовестным участником гражданско-правовых отношений. Полагает, что основания для проведения по делу судебной экспертизы отсутствуют, поскольку на объекте защиты гостиницы «Арсеньев» выполнена независимая оценка пожарного риска (заключение от ДД.ММ.ГГГГ), на объекте защиты гостиницы «Арсеньев Грин» устранены нарушения пожарной безопасности и выполнен отчет по оценке пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, со стороны истца не представлено доказательств о недостоверности либо о наличии ошибок в расчете по оценке пожарного риска объекта «Арсеньев Грин» и независимой оценке пожарного риска гостиницы «Арсеньев».

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю К.Л. Шендрик при даче заключения полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что сотрудниками МЧС произведена проверка расчета пожарных рисков гостиницы «Арсеньев». Объект «Арсеньев Грин» подлежит проверке по истечении трех лет с момента начала эксплуатации, в связи с чем, плановая проверка в отношении него не проводилась. Возражений относительно расчета пожарных рисков, представленного в суде ответчиком, не возражал. Сохранение части нарушений находится в пределах пожарного риска с учетом функционирования объекта. В ходе повторной проверки, проведенной после предъявления иска в суд, нарушений требований пожарной безопасности в действиях АО «КамчатТурРегион» не установлено. Обращает внимание, что расчет пожарных рисков может производиться любым лицом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив возражения на исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.п.1,2 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ (далее – Федеральный закон №69-ФЗ).

В соответствии со ст.1 Федерального закона №69-ФЗ, пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона).

Согласно ст.37 Федерального закона №69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Помимо этого, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, указывать содействия пожарной охране при тушении пожаров устранении причин и условий их возникновения и развития.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначении принят Федеральный закон -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с п.20 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

В силу ч.4 ст.4 вышеупомянутого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно ч.1 ст.6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п.1 ч.2 ст.1 указанного Федерального закона).

На основании ч.ч.1,3,5,6,7 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст.64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 1,5,6 ст.64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с ч.ч.1,2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с ч.ч.1,2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч.ч.1,2,3,4 ст.4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст.64, ч.1 ст.82, ч.7 ст.83, ч.12 ст.84, ч.1.1 и 1.2 ст.97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу ст.53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании ст.79 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.

Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден СП 1.13130 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», которым установлены, в том числе, требования пожарной безопасности к ширине горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов, которая должна быть не менее 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях (п.4.3.3).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, здание гостиницы «Арсеньев», а также здание металлического холодного склада, в котором, в настоящее время располагается гостиница «Арсеньев Грин» с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности АО «Камчаттуррегион» (ранее – АО «Камчатмонтажспецстрой») (т.1 л.д.34-41).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним дополнительным видом деятельности ответчика является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.

В связи с поступлением в прокуратуру Камчатского края обращения Д.П. Ефимова (т.1 л.д.21-24) на основании решения -р/7 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 25) проведена проверка в гостинице «Арсеньев» по адресу: <адрес>, на предмет исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

Согласно письму начальника отделения НДиПР ОНДиПР по г. Петропавловску – Камчатскому К.Л. Шендрика от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки гостиницы «Арсеньев» АО «Камчатмонтажспецстрой» установлено, что двери на пути эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (дверь выхода на 1 этаже); отсутствует второй эвакуационный выход с 1 этажа здания; в лестничных клетках отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах на всех этажах здания; ширина лестничного марша в здании менее 1,2 м, а именно 1,11 м; ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 0,86 м в коридоре 1 этажа; ширина выхода из лестничной клетки в вестибюль менее 1,2 м, а именно 0,89 м; не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции из коридоров без естественного проветривания при пожаре длинной более 15 м в здании в коридоре 1 этажа; лестница для сообщения между подвальным этажом и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1 типа с устройством на входе тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре; отсутствует второй эвакуационный выход со 2 этажа здания; ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 0,88 м в коридоре 2 этажа; не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в здании в коридоре 2 этажа; отсутствует второй эвакуационный выход с 3 этажа здания; ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 117 м в коридоре 3 этажа; не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в здании в коридоре 3 этажа; ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 0,76 м в коридоре подвала.

Кроме того, в гостинице «Арсеньев Грин» ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 1,07 м в коридоре 1 этажа; в лестничных клетках отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах на всех этажах здания; ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 1,1 м в коридоре 2 этажа; ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,2 м, а именно 0,98 м в коридоре 3 этажа (т.1 л.д.26-33).

В связи с выявленными нарушениями постановлением главного государственного инспектора г. Петропавловска – Камчатского по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ АО «Камчатмонтажспецстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде предупреждения (т.2 л.д.46-57).

Кроме того, постановлением главного государственного инспектора г. Петропавловска – Камчатского по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор АО «Камчатмонтажспецстрой» Г.М. Афонина признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей (т.2 л.д.74-88).

Между тем в соответствии с представленными в ходе разбирательства по делу декларациями пожарной безопасности объектов – гостиниц «Арсеньев», «Арсеньев Грин», значение пожарного риска составляет 3,64 х 10-7 и соответствует допустимому значению уровня пожарного риска (т.5 л.д.209-220).

Таким образом, АО «Камчаттуррегион» в установленном законом порядке выполнило расчет пожарного риска, согласно которому индивидуальный пожарный риск в зданиях гостиниц не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленных от выхода из зданий гостиниц точках.

Согласно отчету по оценке пожарного риска, пожарная безопасность объекта защиты – гостиница «Арсеньев Грин» считается обеспеченной, в том числе, при учете отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности в следующей части: ширина эвакуационных выходов из части помещений, коридоров, на лестницу 3-го типа при числе эвакуирующихся через них до 50 человек, менее 0,8 м (но не менее 0,7 м); на третьем этаже в коридоре длиной более 60 м отсутствует противопожарная городка, разделяющая его на участки, длина которых не должна превышать 60 м; ширина пути эвакуации по лестнице, расположенной в лестничной клетке, менее 1,2 м (фактическая - 1,11 - 1,16 м); ширина горизонтальных участков пути эвакуации в общем коридоре второго этажа (у пом. и по плану паспорта БТИ), менее 1 м (фактическая ширина 0,74 м); ширина горизонтальных участков пути эвакуации в общем коридоре третьего этажа (у пом. и по плану паспорта БТИ), менее 1 м (фактическая ширина 0,79 м); отсутствует второй эвакуационный выход с третьего этажа (фактически устроен аварийный выход с третьего этажа путем устройства лестницы 3-го типа соединенного с лестницей являющейся эвакуационной для людей эвакуирующихся со второго этажа; расстояние по путям эвакуации на третьем этаже от наиболее удаленных помещений до выхода наружу или на лестничную клетку более указанного в таблице 8. Для зданий класса конструктивной пожарной опасности С0 (т.5 л.д.1-201).

Рассматривая заявленные исковые требования применительно ч.3 ст.196 ГПК РФ, давая оценку декларации и отчету по оценке пожарного риска, являющемуся составной частью декларации, суд приходит к выводу, что указанные документы составлены в соответствии с требованиями ст.64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», декларация составлена с соблюдением формы, утвержденной Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, содержит перечень статей (частей, пунктов) нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены для объектов защиты, при этом расчет выполнен с соблюдением методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, утвержденной Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

Принимая во внимание, что расчеты по оценке пожарного риска является составной частью деклараций, и не являются аудитом пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что их выполнение возможно лицом, не являющимся экспертом в области оценки пожарного риска.

Кроме того, учитывая, что в соответствии с требованиями ст.79 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» индивидуальный пожарный риск не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека, суд приходит к выводу, что расчет пожарных рисков на отдельного человека, а не с учетом размещения в гостинице большого количества лиц, не противоречит требованиям указанного Федерального закона, в связи с чем, доводы представителя истца Полубок А.В. в указанной части несостоятельны.

В соответствии с п.63 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется: соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования; соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации .

При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Декларации зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ в территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, проверены сотрудником МЧС, представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю К.Л. Шендрик в судебном заседании выразил свое согласие с представленными декларациями и расчетами пожарного рисков на обоих объектах.

Мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчетов по оценке пожарных рисков на объекте защиты уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки в отношении АО «Камчаттуррегион» не выносилось.

Кроме того, представителем истца иного расчета пожарного риска не представлено.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание, что ответчик после предъявления иска принял меры к соблюдению требований пожарной безопасности на объектах, подготовил декларацию, организовал проведение расчета пожарных рисков, более того, устранил существенное количество выявленных нарушений, что подтверждается актами проверок, в результате чего истец отказался от исковых требований в части возложения 67 обязанностей, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны АО «Камчаттуррегион» незаконного бездействия по неисполнению требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что указание заместителя прокурора города Петропавловска – Камчатского на проведение ответчиком независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) нарушает процессуальные положения закона о порядке доказывания в рамках искового производства, в связи с чем, отклоняется судом.

Более того, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, здание по <адрес> построено в 1974 году, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, объект недвижимости, в котором, в настоящее время расположена гостиница «Арсеньев Грин» выкуплен в 1991 году. Объекты недвижимости построены и введены в эксплуатацию до дня вступления в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в связи с чем, соблюдение требований пожарной безопасности должно обеспечиваться ответчиком, с учетом конструктивных особенностей здания.

В соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, решение суда должно отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов, с целью обеспечения реальной защиты нарушенных прав, поскольку иное противоречило бы основным принципам конституционного, а также гражданского судопроизводства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что возложение обязанности на ответчика устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 2 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1 м, так как фактически составляет 0,74 м; обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре 3 этажа гостиницы «Арсеньев Грин» размером не менее 1 м, так как фактически составляет 0,79 м, с учетом конструктивных особенностей здания невозможно, в связи с чем, не будет отвечать принципу исполнимости судебного постановления.

Принимая во внимание, что величины пожарного риска не превышают допустимые значения, а также учитывая конструктивные особенности здания, суд приходит к выводу, что отступления от действующих нормативных документов в области пожарной безопасности, допущенные ответчиком, не свидетельствуют о нарушении требований пожарной безопасности.

Таким образом, учитывая, что основаниями для прекращения деятельности являются нарушения обязательных для ответчика требований норм и правил, которые им не допущены, поскольку отступления не превышают допустимые значения пожарных рисков, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрещения АО «Камчаттуррегион» деятельности по эксплуатации здания – гостиницы «Арсеньев Грин» и возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

Привлечение юридического лица, а также генерального директора к административной ответственности является мерой государственного реагирования и не свидетельствует о наличии безусловных оснований для запрещения деятельности.

При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора г. Петропавловска – Камчатского удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Петропавловска – Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к АО «КамчатТурРегион» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований пожарной безопасности при эксплуатации здания, в котором предоставляются услуги для временного размещения людей, запрещении деятельности по эксплуатации до устранения нарушений требований федерального законодательства в области пожарной безопасности оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий С.Н. Васильева

Мотивированное решение составлено 01 апреля 2021 года

Подлинник подшит в деле №2-1977/2021 (41RS0001-01-2019-012571-59), находящемся в производстве Петропавловск – Камчатского городского суда Камчатского края.