Дело № 2-1978/14 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арзумановой Т.А., при секретаре Фёдоровой Т.В.,
с участием истца Марцинковского А.Н.,
представителя ответчика Большаковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марцинковского Н.Д. к Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании произвести перерасчет денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Марцинковский Н.Д. обратился в суд с иском Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» (далее - Учреждение) об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании ежемесячной денежной компенсации, в обоснование указав, что он как ветеран подразделений особого риска имеет право на льготу, установленную пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающую оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации). С ДД.ММ.ГГГГ он проживает в квартире один. С этого времени Учреждение при расчете ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг (ЕДК) неправомерно применяет федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленный Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». Исходя из толкования (грамматического, систематического и логического) положений пункта 3 статьи 14 Закона РФ №1244-1 в системном анализе с положениями иных нормативно-правовых актов при исчислении ЕДК Учреждение должно применять единую по области социальную норму площади жилья, которая установлена Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равная для одиноко проживающих граждан 33 кв.м. В результате занижения Управлением социальной нормы площади жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по ЕДК в сумме 1 551 руб. 44 коп. На основании изложенного истец просит обязать Учреждение произвести перерасчет ЕДК по оплате коммунальных услуг и взыскать ЕДК в названной сумме.
В судебном заседании истец Марцинковский Н.Д. поддержал исковые требования по основания, приведенным в исковом заявлении и в письменных пояснениях на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Учреждения Большакова О.М., действующая на основании доверенности, иск Марцинковского не признала, сославшись на доводы, приведенные в письменных возражениях на иск, которые приобщены к материалам дела. В дополнение пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ Учреждение ошибочно применяло при исчислении ЕДК по оплате жилья и коммунальных услуг социальные нормы площади жилья, установленные Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равные 33 кв.м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м - на семью из 2-х человек, 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек. Применение таких нормативов являлось незаконным, данное нарушение было выявлено в ходе проверки, поведенной в конце 2012 года, и с начала 2013 года при расчете ЕДК Учреждение применяет установленный Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
Представитель Департамента социальной защиты населения Новгородской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном в суд отзыве просил отказать в удовлетворении иска, сославшись на то, что средства на реализацию льгот, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций исходя из числа лиц, имеющих право на указанные льготы, и федеральных стандартов социальной нормы площади жилого помещения 18 кв.м, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541. Иные социальные нормы площади жилого помещения, в том числе установленные постановлением Администрации Новгородской области от 03.04.2006 года №307, не распространяются на лиц, подвергшихся воздействию радиации, и предусмотренные им меры социальной поддержки.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из письменных материалов дела судом установлено, что истец Марцинковский Н.Д. как гражданин, принимавший участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, является получателем льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон №1244-1).
Пунктом 3 статьи 14 Закона №1244-1 установлено, что гражданам данной категории, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Также определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом (часть 2).
Реализуя полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных указанным Законом №1244-1, Администрация Новгородской области своим Постановлением от 04.03.2008 года №54 утвердила «Порядок предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации» (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК) из областного бюджета за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
Судом установлено, что Марцинковский Н.Д. проживает один в принадлежащей ему на праве собственности квартире общей площадью 58,6 кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ Учреждение производит начисление истцу ЕДК по оплате коммунальных услуг в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, равной 18 кв.м на 1 человека.
Истец не согласен с применением такого норматива, полагая, что при исчислении ЕДК должна применяться социальная норма площади жилья, установленная Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равная 33 кв.м для одиноко проживающих граждан.
Суд не может согласиться с позицией истца, исходя из следующего.
Тем же пунктом 3 статьи 14 Закона №1244-1 определено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть3).
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (часть 4).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 5).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 7).
В свою очередь Правительство Российской Федерации в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установило в Постановлении от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина (пп. «в» п.1 Постановления).
Именно этот федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади жилья на 1 гражданина применен в пункте 2 «Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года №861, для расчета размера субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В статье 14 Закона №1244-1 содержится императивное указание на строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий. Следовательно, объем и механизм предоставления льгот определены как самим Законом №1244-1, так и принятыми в развитие его положений вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации.
Системный анализ положений пункта 3 статьи 14 Закона №1244-1, а также упомянутых выше постановлений Правительства Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту Российской Федерации, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом №1244-1 льгот обеспечивается именно в указанном объеме, то есть с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в виде федерального стандарта и равной 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина. Указанный порядок и механизм не противоречат ни положениям пункта 3 статьи 14 Закона №1244-1, предусматривающим предоставление льготы по оплате коммунальных платежей «в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации», ни иному законодательству, на которое сослался истец, и не ограничивают прав самих граждан данной категории на получение льгот в соответствии с данным Законом.
На основании изложенного суд соглашается с мнением представителей Учреждения и Департамента социальной защиты населения Новгородской области о том, что при применении положений пункта 3 статьи 14 Закона №1244-1 Учреждение должно руководствоваться федеральным стандартом социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
Иное применение данной нормы Закона №1244-1 ни одним нормативным актом не предусмотрено и противоречило бы указанным выше положениям федеральных нормативных актов, а также положениям той же статьи 14 Закона №1244-1 и статьи 31 Бюджетного кодекса РФ «Принцип самостоятельности бюджетов». Поскольку объем финансирования мероприятий по реализации положений Закона четко определен, осуществляется из федерального бюджета и рассчитывается по установленным Правительством РФ правилам, то возложение на ответчика обязанности по обеспечению прав и льгот в ином объеме и бремя изыскания соответствующих средств на реализацию Закона (в том числе и за счет перераспределения средств внутри своего бюджета) в случае их недостаточности незаконны, так как не предусмотрены действующим законодательством.
Довод истца Марцинковского Н.Д. о необходимости применения при расчете ЕДК по оплате коммунальных услуг социальные нормы площади жилья, установленные Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», составляющие 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина, суд находит ошибочным, поскольку сфера применения названного нормативно-правового акта ограничена, оно применяется при предоставлении мер социальной поддержки иным категориям граждан и не распространяется на граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного выше суд находит исковые требования Марцинковского Н.Д. об обязании Учреждения произвести перерасчет ЕДК по оплате коммунальных услуг и о взыскании ЕДК в сумме 1 551 руб. 44 коп. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Марцинковского Н.Д. к Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании ежемесячной денежной компенсации в сумме 1 551 руб. 44 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.А.Арзуманова
Мотивированное решение составлено 21 марта 2014 года.