Дело № 2-1978/14 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арзумановой Т.А., при секретаре Фёдоровой Т.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании произвести перерасчет денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» (далее - Учреждение) об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании ежемесячной денежной компенсации, в обоснование указав, что он как ветеран подразделений особого риска имеет право на льготу, установленную пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающую оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации). С ДД.ММ.ГГГГ он проживает в квартире один. С этого времени Учреждение при расчете ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг (ЕДК) неправомерно применяет федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленный Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». Исходя из толкования (грамматического, систематического и логического) положений пункта 3 статьи 14 Закона РФ №1244-1 в системном анализе с положениями иных нормативно-правовых актов при исчислении ЕДК Учреждение должно применять единую по области социальную норму площади жилья, которая установлена Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равная для одиноко проживающих граждан 33 кв.м. В результате занижения Управлением социальной нормы площади жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по ЕДК в сумме 1 551 руб. 44 коп. На основании изложенного истец просит обязать Учреждение произвести перерасчет ЕДК по оплате коммунальных услуг и взыскать ЕДК в названной сумме.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержал исковые требования по основания, приведенным в исковом заявлении и в письменных пояснениях на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Учреждения ФИО2, действующая на основании доверенности, иск Марцинковского не признала, сославшись на доводы, приведенные в письменных возражениях на иск, которые приобщены к материалам дела. В дополнение пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ Учреждение ошибочно применяло при исчислении ЕДК по оплате жилья и коммунальных услуг социальные нормы площади жилья, установленные Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равные 33 кв.м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м - на семью из 2-х человек, 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек. Применение таких нормативов являлось незаконным, данное нарушение было выявлено в ходе проверки, поведенной в конце 2012 года, и с начала 2013 года при расчете ЕДК Учреждение применяет установленный Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
Представитель Департамента социальной защиты населения Новгородской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном в суд отзыве просил отказать в удовлетворении иска, сославшись на то, что средства на реализацию льгот, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций исходя из числа лиц, имеющих право на указанные льготы, и федеральных стандартов социальной нормы площади жилого помещения 18 кв.м, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541. Иные социальные нормы площади жилого помещения, в том числе установленные постановлением Администрации Новгородской области от 03.04.2006 года №307, не распространяются на лиц, подвергшихся воздействию радиации, и предусмотренные им меры социальной поддержки.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из письменных материалов дела судом установлено, что истец ФИО3 как гражданин, принимавший участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, является получателем льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон №1244-1).
Пунктом 3 статьи 14 Закона №1244-1 установлено, что гражданам данной категории, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Также определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом (часть 2).
Реализуя полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных указанным Законом №1244-1, Администрация Новгородской области своим Постановлением от 04.03.2008 года №54 утвердила «Порядок предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации» (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК) из областного бюджета за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
Судом установлено, что ФИО3 проживает один в принадлежащей ему на праве собственности квартире общей площадью 58,6 кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ Учреждение производит начисление истцу ЕДК по оплате коммунальных услуг в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, равной 18 кв.м на 1 человека.
Истец не согласен с применением такого норматива, полагая, что при исчислении ЕДК должна применяться социальная норма площади жилья, установленная Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равная 33 кв.м для одиноко проживающих граждан.
Суд не может согласиться с позицией истца, исходя из следующего.
Тем же пунктом 3 статьи 14 Закона №1244-1 определено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть3).
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (часть 4).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 5).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 7).
В свою очередь Правительство Российской Федерации в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установило в Постановлении от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина (пп. «в» п.1 Постановления).
Именно этот федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади жилья на 1 гражданина применен в пункте 2 «Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года №861, для расчета размера субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В статье 14 Закона №1244-1 содержится императивное указание на строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий. Следовательно, объем и механизм предоставления льгот определены как самим Законом №1244-1, так и принятыми в развитие его положений вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации.
Системный анализ положений пункта 3 статьи 14 Закона №1244-1, а также упомянутых выше постановлений Правительства Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту Российской Федерации, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом №1244-1 льгот обеспечивается именно в указанном объеме, то есть с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в виде федерального стандарта и равной 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина. Указанный порядок и механизм не противоречат ни положениям пункта 3 статьи 14 Закона №1244-1, предусматривающим предоставление льготы по оплате коммунальных платежей «в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации», ни иному законодательству, на которое сослался истец, и не ограничивают прав самих граждан данной категории на получение льгот в соответствии с данным Законом.
На основании изложенного суд соглашается с мнением представителей Учреждения и Департамента социальной защиты населения Новгородской области о том, что при применении положений пункта 3 статьи 14 Закона №1244-1 Учреждение должно руководствоваться федеральным стандартом социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
Иное применение данной нормы Закона №1244-1 ни одним нормативным актом не предусмотрено и противоречило бы указанным выше положениям федеральных нормативных актов, а также положениям той же статьи 14 Закона №1244-1 и статьи 31 Бюджетного кодекса РФ «Принцип самостоятельности бюджетов». Поскольку объем финансирования мероприятий по реализации положений Закона четко определен, осуществляется из федерального бюджета и рассчитывается по установленным Правительством РФ правилам, то возложение на ответчика обязанности по обеспечению прав и льгот в ином объеме и бремя изыскания соответствующих средств на реализацию Закона (в том числе и за счет перераспределения средств внутри своего бюджета) в случае их недостаточности незаконны, так как не предусмотрены действующим законодательством.
Довод истца ФИО3 о необходимости применения при расчете ЕДК по оплате коммунальных услуг социальные нормы площади жилья, установленные Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», составляющие 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина, суд находит ошибочным, поскольку сфера применения названного нормативно-правового акта ограничена, оно применяется при предоставлении мер социальной поддержки иным категориям граждан и не распространяется на граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного выше суд находит исковые требования ФИО3 об обязании Учреждения произвести перерасчет ЕДК по оплате коммунальных услуг и о взыскании ЕДК в сумме 1 551 руб. 44 коп. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании ежемесячной денежной компенсации в сумме 1 551 руб. 44 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.А.Арзуманова
Мотивированное решение составлено 21 марта 2014 года.