Дело № 2-1978/2023
УИД 32RS0027-01-2022-007032-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 г. г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителя истца Медведя И.В. – адвоката Берденниковой Т.С., представителя ответчика Брянской областной Думы ФИО1, представителя ответчика администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Брянской областной Думе, администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о признании права на исчисление продолжительности стажа в целях включения в стаж государственной гражданской службы в льготном исчислении, изменении порядка расчета пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в ГПС МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, в районе Крайнего Севера. <дата> был уволен по выслуге лет. С <дата> истцу назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». <дата> истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Назначение страховой пенсии по старости дало истцу право на соответствующую доплату за выслугу лет как лицу, замещавшему государственные должности Брянской области, установленную в соответствии с требованиями Закона Брянской области от 28 февраля 2017 г. №12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области». Однако, при расчете пенсии за выслугу лет период службы в районе Крайнего Севера был засчитан в календарном исчислении (12 лет 02 месяца 03 дня), а не в льготном (18 лет 03 месяца 04 дня – один месяц за полтора месяца).
Не согласившись с таким исчислением продолжительности стажа, истец с учетом уточненных исковых требований просит суд признать за ним право на исчисление продолжительности стажа в целях включения его в стаж государственной гражданской службы Брянской области в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца за период службы с <дата> по <дата> в 3-ОГПС УГПС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа в льготном исчислении (18 лет 03 месяца 04 дня); изменить порядок расчета пенсии (доплаты) за выслугу лет (к страховой пенсии) как лицу, замещавшему государственные должности Брянской области, исходя из льготного исчисления стажа (18 лет 03 месяца 04 дня), установив её размер в соответствии с п.2 ст.2 Закона Брянской области «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» с момента вынесения решения суда по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд пенсионного и социального страхования РФ, Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области.
В судебном заседании представитель истца Медведя И.В. – адвокат Берденникова Т.С. исковые требования полностью поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской областной Думы ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указал на то, что права истца на получение пенсии за выслугу лет не нарушены, истец получает максимальный размер пенсии без предъявления требований к стажу государственной службы. Пояснил, что исчисление истцу его стажа государственной службы Брянской области произведено с учетом п.7.7 Положения о порядке исчисления стажа государственной службы лиц, замещающих (замещавших) государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области, и периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы, утвержденного Приложением 8 к Закону Брянской области от 16 июня 2005 г. №46-З «О государственной гражданской службе Брянской области». Так, согласно п.7.7 указанного Положения время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета один день военной службы за один день работы.
Представитель ответчика администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск и дополнениях к ним. Указала на то, что оснований для исчисления периода работы (службы) истца с <дата> по <дата> в ГПС МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу в льготном исчислении не имеется; исчисление истцу его стажа государственной службы Брянской области произведено с учетом п.7.7 Положения о порядке исчисления стажа государственной службы лиц, замещающих (замещавших) государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области, и периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы, утвержденного Приложением 8 к Закону Брянской области от 16 июня 2005 г. №46-З «О государственной гражданской службе Брянской области», согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета один день военной службы за один день работы. Согласно данному Положению льготное исчисление стажа возможно лишь в случае нахождения граждан на военной службе по призыву (один день военной службы за два дня работы).
В судебное заседание истец ФИО3, представители третьих лиц Фонда пенсионного и социального страхования РФ, Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В представленном отзыве на иск представитель Фонда пенсионного и социального страхования РФ пояснил, что в соответствии с Порядком подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2011 г. №1648н, на который истец ссылается в иске, стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитывается в календарном порядке, за исключением времени нахождения граждан на военной службе по призыву.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО3, <дата> рождения, в период с <дата> по <дата> проходил службу в ГПС МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, в районе Крайнего Севера. <дата> был уволен по п. «в» ст.58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии (по выслуге лет). Выслуга лет составила: в календарном исчислении – 12 лет 02 месяца 03 дня, в льготном исчислении – 18 лет 03 месяца 04 дня (1 месяц за полтора месяца).
С <дата> истцу назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», поскольку его стаж военной службы в органах внутренних дел составил 20 лет в льготном исчислении, и был исчислен в следующем размере: с <дата> по <дата> – период службы в Советской Армии, с <дата> по <дата> – период службы в ГПС МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, в районе Крайнего Севера.
С <дата> истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С <дата> в соответствии с Законом Брянской области от 28 февраля 2017 г. №12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» истцу назначена пенсия за выслугу лет (к страховой пенсии). При расчете пенсии за выслугу лет период службы в районе Крайнего Севера засчитан истцу в календарном исчислении (12 лет 02 месяца 03 дня).
Истец обратился с заявлением в Управление государственной службы и кадров администрации Губернатора Брянской области, в котором просил о зачете периода службы в органах внутренних дел Ямало-Ненецкого автономного округа в выслугу лет на льготных условиях, а именно, 18 лет 03 месяца 04 дня.
Согласно ответу №Гр-1316иоп-629 от 12 мая 2022 г., Управление считает целесообразным включение периода работы с <дата> по <дата> с учетом раздела II Приложения 2.1 к Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», исчислив службу на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в выслугу лет на льготных условиях – один месяц за полтора месяца.
30 сентября 2022 г. Управление направило в адрес истца ответ №5810-УГС, согласно которому полагает необходимым оставить продолжительность стажа государственной службы Брянской области без изменения, ввиду отсутствия основания исчисления периода работы (службы) с <дата> по <дата> в ГПС МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу в льготном исчислении, ссылаясь при этом на пункт 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2011 г. №1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», согласно которому исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Аналогичное решение было принято Брянской областной Думой (ответ №03-04/656 от 10 октября 2022 г.).
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно п.6 ч.5 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности субъекта, относится к предметам ведения субъекта РФ.
В целях реализации указанных полномочий Законом Брянской области от 28 февраля 2017 г. № 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» установлены основания, порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона Брянской области от 28 февраля 2017 г. № 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области», пенсия за выслугу лет - дополнительное пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Брянской области, ежемесячная денежная выплата, право на получение которой возникает в случаях, на условиях и в порядке, установленных настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим государственные должности Брянской области (за исключением мировых судей), в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением полномочий по государственной должности Брянской области при выходе на пенсию, назначенную в соответствии с федеральными законами, и наличии установленного стажа (периода) замещения должностей.
В соответствии с пп.2 п.2 Закона Брянской области от 28 февраля 2017 г. № 12-З пенсия устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, при сроке замещения государственной должности Брянской области от трех до десяти лет - 55 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности без предъявления требований к стажу государственной службы. В случае наличия у лица, замещавшего государственную должность Брянской области от трех до десяти лет, стажа государственной службы свыше двадцати лет - 60 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности, свыше двадцати пяти лет - 65 процентов среднемесячного заработка, свыше тридцати лет - 75 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности.
Продолжительность стажа государственной гражданской службы Брянской области является одним из условий установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, и влияет на её размер.
Подсчет стажа государственной гражданской службы Брянской области для назначения пенсии за выслугу лет производится в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа государственной службы лиц, замещающих (замещавших) государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области, и периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы, утвержденным Приложением 8 к Закону Брянской области от 16 июня 2005 г. №46-З «О государственной гражданской службе Брянской области», и предусматривающим конечный список периодов, включаемых в стаж государственной гражданской службы Брянской области для назначения пенсии за выслугу лет (далее – Положение).
Согласно Положению льготное исчисление стажа возможно лишь в случае нахождения граждан на военной службе по призыву (один день военной службы за два дня работы). Иных случаев для льготного исчисления стажа Положением не предусмотрено.
Аналогичные правила установлены и для исчисления стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим пунктом 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2011 г. №1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, принимая во внимание то, что льготное исчисление периодов службы в районах Крайнего Севера не предусмотрено Приложением 8 к Закону Брянской области от 16 июня 2005 г. №46-З «О государственной гражданской службе Брянской области», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения истцу периода службы в органах внутренних дел в отряде ГПС УГПС УВД Ямало-Ненецого автономного округа с <дата> по <дата> в льготном исчислении.
Ссылка представителя истца на Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», несостоятельна, поскольку подсчет стажа в выслугу лет в соответствии с данным постановлением осуществляется для назначения пенсий лицам, проходившим службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, и других указанных в постановлении ведомствах, и не применяется для назначения пенсии лицам, замещавшим государственные должности Брянской области.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Решение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2023 г.