ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1979/18 от 21.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2-1979/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Словесновой А.А.,

при секретаре Кочановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о зачете периодов работы (проживания) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее – УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 54) просила обязать ответчика засчитать ей периоды работы (проживания) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 01.12.1991г. по 06.07.1994г. в должности бухгалтера МП «Темп» (Киевская область г.Белая Церковь), с 21.07.1994г. по 15.12.1995г. в качестве официанта в ресторане «У Виктора» в АК «Константа» (Киевская область г.Белая Церковь) и назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 20.12.2017г., мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а факт работы и проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом подтвержден необходимыми доказательствами. Также просила взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы в сумме 10300,00 руб., из которых 10000,00 руб. оплата услуг представителя, 300,00 руб. оплата государственной пошлины при подаче иска в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, допущенный к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по основаниям изложенным в иске и уточнении к нему, дополнив, что ответчиком не оспорен факт проживания, а, следовательно, и работы истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Данные факты подтверждаются, как трудовой книжкой истца, которая в силу положений ст.66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, так и карточкой прописки истца, в соответствии с которой ФИО1 20.03.1997г. прибыла на территорию г.Тамбова РФ из Киевской области г.Б.ФИО3. Также обратили внимание, что в соответствии со справкой № 13232, выданной 10.01.1993г. Белоцерковским городским Советом народных депутатов Киевской области Украина, установлен факт постоянного проживания и постоянной работы истца на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в г.Белая Церковь с 1988г. по 10.01.1993г., что являлось основанием для выдачи удостоверения потерпевшего от чернобыльской катастрофы. Пояснили, что в сумму 10000,00 руб. по оплате услуг представителя входит консультация, составление искового заявления, представительство интересов истца в суде.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения требований ФИО1 возражал по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа от 20.03.2018г. №*** Дополнительно пояснил, что стороной истца не подтвержден факт постоянной работы и проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды, в связи с чем право на досрочное назначение пенсии по старости у истца не возникло. В соответствии с законодательством РФ на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ей был необходим стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусов 8 лет. Пенсионным органом в добровольном порядке засчитан в стаж работы истца на территории с льготным социально-экономическим статусов 4 года 9 месяцев 26 дней, в связи с чем право на досрочное назначение пенсии по старости у истца возникнет по достижении ей 54 лет. В случае удовлетворения исковых требований истца, просил снизить размер судебных расходов по оплате услуг представителя до разумных пределов, полагая, что заявленная истцом сумма по оплате услуг представителя в сумме 10000,00 руб. является весьма завышенной и не соответствующей сложности дела.

Выслушав указанных выше лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.п.7 ч.1, ч.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости таким гражданам назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст. 49 указанного Закона гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1, *** года рождения, 20.12.2017г. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в *** и *** с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приложив к заявлению документы.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области 20.03.2018г. №*** назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО5 отказано в связи с отсутствием необходимого на момент обращения истца периода проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом – 8 лет.

Указанным решением пенсионного органа в стаж проживания или работы истца ФИО1 не засчитаны следующие периоды работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом:

с 01.12.1991г. по 06.07.1994г. (02 г. 07 мес. 06 дн.) в должности бухгалтера МП «Темп», Киевская область, г.Белая Церковь;

с 21.07.1994г. по 15.12.1995г. (01 г. 04 мес. 25 дн.) в качестве официанта в ресторане «У Виктора» в АК «Константа», Киевская область, г.Белая Церковь, так как документы о периоде работе, заработной плате и справка с места жительства из Украины на запрос от 267.12.2017г. №1121/3090-о не поступили. Достоверность указанных периодов работы не подтвердилась.

При этом пенсионным органом в периоды работы истца ФИО1 на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом учтен период ее работы с 05.02.1987г. по 30.11.1991г., то есть 04 г.09.мес. 26 дн. в должности бухгалтера МП «Темп», Киевская область, г.Белая Церковь.

На основании копии карточки прописки, оригинал которой находится в ООО «ЖК ТИС» и был представлен истцом при прибытии на территорию Российской Федерации с территории Республика Украина, ФИО6 20.03.1997г. прибыла в г.Тамбов из Киевской области, г.Б.ФИО3, ***.

Из записей в трудовой книжке серии АТ-II ***, выданной 10.09.1982г. на имя ФИО7, следует, что истец:

запись №5 – 05.02.1987г. принята на должность бухгалтера в МП «Темп» (Украина, Киевская область, г.Белая Церковь);

запись №6 – 06.07.1994г. уволена с занимаемой должности по ст.38 КЗОТ Украина со собственному желанию (Украина, ***);

запись №7 – 21.07.1994г. принята официантом в ресторан «У Виктора» АК «Константа» (Украина, ***);

запись №8 – 15.12.1995г.. уволена с занимаемой должности по ст.38 КЗОТ Украина со собственному желанию (Украина, ***).

Согласно законодательству Украины, территория, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны: зона отчуждения; зона безусловного (обязательного) отселения; зона гарантированного добровольного отселения; зона усиленного радиоэкологического контроля - это зона с плотностью загрязненности почвы сверх до аварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 ки/км2, или стронция от 0.02 до 0.15 ки/км2, или плутония от 0.005 до 0.01 ки/км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5 мЗв (0,05 бэр) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период.

Таким образом, приведенные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону усиленного радиоэкологического контроля (категория 4) по законодательству Украины с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 N 106, распоряжением Кабинета Министров Украины от 12.01.1993 N 17-р и от 27.01.1995 N 37-р <...> был отнесен к зоне усиленного радиологического контроля.

Согласно справке от 21.11.2018г. №11956 (в справке указана дата следующим образом 21 лис 2918), выданной Управлением социальной защиты населения Белоцерковского городского Совета, до 31.12.2014г. город Белая Церковь относился к зоне усиленного радиоэкологического контроля с плотностью загрязнения почвы свыше доаварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 ки/км2, или стронция от 0.02 до 0.15 ки/км2, или плутония от 0.005 до 0.01 ки/км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5 мЗв (0,05 бэр) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период.

Как указано выше, зона усиленного радиоэкологического контроля по законодательству Украины соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленной Законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Кроме того, право ФИО1 на льготы и компенсации, установленные для лиц, которые постоянно проживают на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, подтверждается справкой № 13232, выданной 10.01.1993г. Белоцерковским городским Советом народных депутатов Киевской области Украина, которой установлен факт постоянного проживания и постоянной работы истца на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в г.Белая Церковь с 1988г. по 10.01.1993г., что являлось основанием для выдачи удостоверения потерпевшего от чернобыльской катастрофы.

Как следует из предписаний, содержащихся в ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 Российской Федерацией гарантируются ФИО1 льготы, предусмотренные для граждан, указанных в ст. 13 Закона, после ее переезда на постоянное место жительства на территорию России, в том числе и льготы, указанные в ст. 34 Закона.

Отказывая в удовлетворении заявления истцу ФИО1 о досрочном назначении страховой пенсии, ответчик указал, что ею не представлены документы, подтверждающие факт проживания или работы в зоне с льготно социально-экономическим статусом.

С данными доводами ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Местом жительства гражданина в соответствии со ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии с п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который является приложением к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014г. N958н проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Как предусмотрено в п. 2, данный перечень включает в себя документы, необходимые для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) (далее - установление пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - Федеральный закон "О накопительной пенсии"), Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Копию трудовой книжки, а также карточки прописки истицей в УПФР (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области представлены были. Из трудовой книжки следует, что ФИО1 с 05.02.1987г. по 15.12.1995г. была трудоустроена в <...> Республика Украина, а из карточки прописки следует, что 20.03.1997г. истица прибыла на территорию Российской Федерации (г.Тамбов) из <...> Республика Украина.

Оценивая указанные документы по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истицей представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие ее проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом как в спорные периоды с 01.12.1991г. по 06.07.1994г., с 21.07.1994г. по 15.12.1995г.

При этом судом также учитывается, что ответчиком в добровольном порядке учтен истцу период ее работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом учтен с 05.02.1987г. по 30.11.1991г., то есть 04 г.09.мес. 26 дн. в должности бухгалтера МП «Темп», Киевская область, г.Белая Церковь.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что ФИО1 в спорные периоды с 01.12.1991г. по 06.07.1994г., с 21.07.1994г. по 15.12.1995г. проживала в <...>, отнесенному к 4 зоне усиленного радиологического контроля.

Поскольку стаж проживания (работы) истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.02.1987г. по 15.12.1995г. составляет более 8 лет, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", первоначально на 1 год и дополнительно на 2 года в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть с 20.12.2017г., поскольку достигла к данному моменту возраста 52 лет.

В силу ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судом установлено, что истец понесла судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000,00 руб., в том числе 5000,00 руб. - составление искового заявления, 500,00 руб. - консультация, 4500,00 руб. - участие в судебных заседаниях, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 05.07.2018г. и квитанцией-договором *** от 05.07.2018г.., и которые суд, учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела, характер оказанных юридических услуг, признает необходимыми и подлежащими возмещению в сумме 10000,00 руб.

Доводы представителя ответчика о том, что судебные расходы по оплате услуг представителя не обоснованно завышены, суд считает несостоятельными.

Также истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб., что подтверждается чеком-ордером от 13.07.2018г., которые также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области засчитать ФИО1 периоды с 01.12.1991г. по 06.07.1994г., с 21.07.1994г. по 15.12.1995г. в период проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 20.12.2017г.

Взыскать с Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в пользу ФИО1 судебные расходы по услуг представителя и оплате государственной пошлины в общей сумме 10300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Словеснова

Решение в окончательной форме составлено 29.12.2018г.

Судья А.А. Словеснова