Дело № 2-1979/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2013 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Мейнцер Е.Н.,
с участием представителя должностного лица ФИО1 - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО4 о признании незаконным бездействия (действий) начальника отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску ФИО1 и обязании устранения нарушений,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой с учетом неоднократных уточнений просил признать незаконным бездействие (действия) начальника отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску ФИО1 (далее ВКОО по г. Орску), обязать устранить нарушения путем рассмотрения его заявления о выплате расходов на погребение участника Великой Отечественной войны ФИО7 и принять мотивированное решение.
В обоснование заявления указал, что 24.04.2013 года он обратился к начальнику отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску ФИО1 с заявлением об оплате расходов, связанных с погребением участника ВОВ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
Также им были представлены документы, подтверждающие смерть ФИО2, звание ФИО2 как участника ВОВ, квитанции об оплате расходов, связанных с погребением, сведения о банковских реквизитах для перечисления денежных средств.
Однако до настоящего времени его заявление не рассмотрено, денежные средства не перечислены.
В сентябре 2013 года он обратился в отдел ВКОО по г. Орску по вопросу непринятия решения по его заявлению, на что ему пояснили, что удостоверения участника ВОВ недостаточно для осуществления выплаты, поскольку из его содержания невозможно установить последнее место службы ФИО2, что является необходимым для определения федерального органа исполнительной власти, за счет средств которого будет производиться возмещение расходов на погребение. В связи с тем, что справка о смерти, на основании которой выплачивают пособие на погребение, действует в течение 6 месяцев с момента выдачи, 16.09.2013 года ранее поданные документы ему возвращены с рекомендацией обратиться в Управление пенсионного фонда в г. Орске для получения социального пособия на погребение.
По мнению заявителя, начальником отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску допущен ряд нарушений при рассмотрении его заявления, выразившихся в следующем: в рамках своих должностных обязанностей он не совершил действий, направленных на реализацию права заявителя на получение пособия на погребение, в течение 5 месяцев удерживал заявление на получение пособия на погребение с приложенными документами, не принял решение по заявлению и не уведомил о нем заявителя.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО4 в суд с настоящим заявлением.
Заявитель ФИО4 в судебном заседании 16.10.2013 года заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам жалобы.
Представитель должностного лица ФИО1 - ФИО3, действующий на основании доверенности,в судебном заседании возражал против заявленных требований, указывая на то, что в компетенцию начальника отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску ФИО1 не входит рассмотрение заявлений и принятие решений по вопросам выплаты расходов на погребение участника ВОВ, поскольку отдел является структурным подразделением Военного комиссариата Оренбургской области. Полагает, что должностное лицо действовало в рамках предоставленных полномочий и совершило все необходимые действия в целях реализации заявителем его прав.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Из представленных суду документов следует, что ФИО4 обратился в отдел военного комиссариата по Оренбургской области в г.Орске с требованием о возмещении расходов, связанных с погребением ФИО2 - участника ВОВ.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В силу пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 «О погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (далее Порядок), порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе, и на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Оплата ритуальных услуг производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению участников ВОВ, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п.31, 35 Порядка).
При этом конкретные сроки возмещения расходов законодателем не определены.
Судом установлено, что 24.04.2013 года ФИО4 обратился к начальнику отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску ФИО1 с заявлением об оплате расходов, связанных с погребением участника ВОВ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме заявления ФИО4 представлены документы, подтверждающие смерть ФИО2, удостоверение участника ВОВ, квитанции об оплате расходов на погребение, банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Указанные обстоятельства должностным лицом не оспорены и подтверждаются материалами гражданского дела.
В соответствии с Указом Президента РФ № 1609 от 07.12.2012 года «Об утверждении положения о военных комиссариатах» (далее Положение), военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2). Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (п.3).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6), в структуру которых входят отделы по муниципальным образованиям (п.9).
Основными задачами военных комиссариатов являются в том числе, организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.38).
Анализ положений законодательных актов, регламентирующих порядок возмещения расходов, связанных с погребением участника ВОВ, свидетельствует о том, что принятие решений об оплате указанных расходов является прерогативой Военного комиссариата субъекта РФ (Оренбургской области).
Из представленных материалов дела следует, что отдел Военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску является структурным подразделением Военного комиссариата Оренбургской области (п. 2 Положения об отделе от 01.08.2012 года), в компетенцию которого входит в том числе, оформление необходимых документов для возмещения расходов на погребение военнослужащих (п.35), направление соответствующих запросов по розыску архивных документов (п.32).
Аналогичные положения содержатся в должностной инструкции начальника отдела военного комиссариата по Оренбургской области от 05.07.2011 года (п.11).
В силу положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон), письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования содержатся в ч. 1 ст. 10 этого же закона.
Поскольку рассмотрение вопроса о возмещении расходов на погребение не входило в компетенцию начальника отдела Военного комиссариата Оренбургской области по г.Орску ФИО1, последний, действуя в пределах предоставленных полномочий, направил пакет документов, представленный ФИО4, 24.04.2013 года (в установленный законом срок) военному комиссару Оренбургской области для принятия решения (исх. №ОСПО №).
Указанные документы поступили в Военный комиссариат Оренбургской области 13.05.2013 года.
При этом в адрес заявителя ФИО4 военным комиссаром ФИО1 24.04.2013 года направлено соответствующее уведомление, в котором заявитель извещен о направлении заявления с приложенными документами в Военный комиссариат субъекта РФ для принятия решения о выплате денежных средств (исх.ОСПО/№ от 24.04.2013 года).
Однако 30.05.2013 года указанные документы возвращены в отдел военного комиссариата Оренбургской области по г. Орск для доработки, поскольку при рассмотрении военным комиссариатом Оренбургской области заявления ФИО4 в справке - расшифровке обнаружено отсутствие сведений об увольнении ФИО2 с последнего места службы (вход. № от 30.05.2013 года).
О возврате документов ФИО4 03.06.2013 года извещен военным комиссаром г. Орска ФИО1 (исх. ОСПО/№ от 03.06.2013 года). В письменном сообщении заявителю предложено представить в отдел ВКОО по г. Орску военный билет ФИО2 и (или) другие документы, подтверждающие последнее место службы. Одновременно разъяснено, что сотрудниками отдела ВКОО по г. Орск будут оформлены запросы в соответствующие органы для установления последнего места службы ФИО2
При этом суд обращает внимание, что установление последнего места прохождения службы является обязательным в целях определения федерального органа исполнительной власти за счет средств которого будет осуществляться возмещение понесенных расходов (п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 год № 460).
Из материалов дела усматривается, что должностным лицом ФИО1 в целях оказания ФИО4 содействия в реализации права на возмещение расходов, связанных с погребением ФИО2, направлены запросы в Военный комиссариат г.Котельнич Кировской области (исх. № от 11.06.2013 года), в УПФР РФ в г.Орске (исх. № от 03.06.2013 года), в Центральный архив Министерства обороны РФ (исх. № от 06.08.2013 года).
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 25 ГПК РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Следовательно, бездействие при исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что начальником отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орск выполнены обязанности по оказанию содействия ФИО4 в оформлении документов по оплате расходов на погребение, что выразилось в направлении представленных заявителем документов в военный комиссариат Оренбургской области, в чью компетенцию входит рассмотрение данного вопроса по существу, а в последующем и в оформлении необходимых запросов для сбора информации о последнем месте службы ФИО2
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ФИО4 оспаривает бездействие начальника отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску ФИО1 по непринятию им решения по заявлению о возмещении расходов на погребение участника ВОВ и просит возложить на должностное лицо обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления о выплате расходов на погребение участника Великой Отечественной войны ФИО2 и принятия мотивированного решения.
Более того, суд обращает внимание на то, что заявителем в просительной части заявления не конкретизировано, какое именно бездействие должностного лица он просит признать незаконным и в чем оно выразилось.
В соответствии со ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом разрешает дело в пределах заявленных требований.
Поскольку в судебном заседании установлено, что обязанность по рассмотрению обращений по возмещению расходов на погребение возложена на военный комиссариат Оренбургской области, а должностное лицо ФИО1 совершил необходимые действия в целях исполнения должностных обязанностей, суд полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении жалобы ФИО4 о признании незаконным бездействия (действий) начальника отдела военного комиссариата Оренбургской области по городу Орску ФИО1 и обязании устранить нарушения путем рассмотрения его заявления о выплате расходов на погребение участника Великой Отечественной войны ФИО8 и принятия мотивированного решения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Октябрьского района г.Орска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 22 октября 2013 года