Дело № 2-1979/2021 УИД: 23RS0013-01-2021-003703-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 08 ноября 2021 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района Рубашина Н.Н.
представителя ответчика - администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района по доверенности от 21.10.2021 № 10 Оленцовой Э.Б.,
представителя третьего лица - Государственного казенного учреждения Краснодарского края Управления социальной защиты населения в Гулькевичском районе, по доверенности от 06.04.2021 № 12-66/21-02-01.02 Братчикова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Венцы-Заря об обязании исполнения требований Федерального законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
И.о. прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района и просит обязать администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района (ИНН 2329019672, ОГРН 1052316363990) оборудовать объект социальной инфраструктуры, расположенный по адресу: Гулькевичский район, пос. Венцы, ул. Пионерская, д. 1 в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утвержден и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр): пандусом; специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения требований названного законодательства. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Улучшение условий жизни инвалидов как одной их самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач. Одними из принципов Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012, определено полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению равной с другими гражданами реализации инвалидами их прав и законных интересов на территории соответствующих муниципальных образований. В частности, в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Согласно ст. 2 Закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статьей 15 Закона №181-ФЗ определено, что органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно - спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; - возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. В силу требований ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (далее - Закон №1229-КЗ) организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В данном законе содержится понятие пандус - сооружение, имеющее продольный уклон, оборудованное и предназначенное для вертикального перемещения маломобильных граждан, в том числе инвалидов на креслах- колясках, с одного уровня горизонтальной поверхности на другой в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами Российской Федерации. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств, станциях внеуличного транспорта, межстанционных переходах для пассажиров, в местах посадки и высадки пассажиров (ст. 4 Закона №1229 - КЗ). Исходя из требований ст. ст. 14, 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и которое составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем, вопреки изложенному и в том числе «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр далее - СП 59.13330.2020) объект социальной инфраструктуры, находящийся в собственности сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, расположенный по адресу: Гулькевичский район, пос. Венцы, ул. Пионерская, д. 1, помещение 11, 12 (далее - объект), недоступен для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). Так, п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020 определено, что у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), чем не обеспечен данный объект. Проверка показала, что указанный объект специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения не обустроен (п.6.5.1 СП 59.13330.2020). Выявленные нарушения подтверждены паспортами доступности, составленными УСЗН в Гулькевичском районе от 22.10.2020, 19.05.2021. Ранее прокуратурой района уделялось внимание устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, что явилось основанием для внесения представления об устранении этих нарушений от 01.02.2021. Исходя из ответа администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района на акт прокурорского реагирования объект находится в аренде ПАО «Сбербанк России», от которого не поступало обращений о даче согласия на произведение перепланировки (реконструкции) и переоборудование арендуемого имущества или его части. В дополнение к ранее направленному ответу 24.09.2021 администрацией сообщено, что получено техническое заключение ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» о невозможности реконструкции объекта. При этом оборудование объекта пандусом на входной площадке, поручнями и специальными символами доступных элементов с указанием направления движения будут проведены во втором квартале 2022 года, в то время как факты недоступности объекта выявлены УСЗН в Гулькевичском районе 22.10.2020, 19.05.2021. Таким образом, мероприятия, направленные на расширение реабилитационного пространства для людей с ограниченными возможностями, администрацией сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района не выполнены.
Представитель истца старший помощник прокурора Гулькевичского района Рубашин Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района оборудовать объект социальной инфраструктуры, расположенный по адресу: Гулькевичский район, пос. Венцы, ул. Пионерская, д. 1 в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр): пандусом; специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения. Не возражал против предоставления администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района отсрочки исполнения решения до 01.04.2022.
Представитель ответчика Оленцова Э.Б. суду исковые требования прокурора признала в полном объеме, просила суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.05.2022, о чем приобщила заявление.
Представитель третьего лица Братчиков С.А.в судебном заседании не возражал против предоставления отсрочки до 01.04.2022.
В судебном заседании подписан протокол признания иска.
В силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, только если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Предусмотренное частью 1 статьи 39 ГПК РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Из содержания ч. 1 ст. 39 ГПК РФ следует, что право на совершение распорядительных действий принадлежит исключительно сторонам.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что истцом представлены доказательства юридически значимых для рассмотрения данного дела обстоятельств, и приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск и.о. прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Венцы-Заря об обязании исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района (ИНН 2329019672, ОГРН 1052316363990) оборудовать объект социальной инфраструктуры, расположенный по адресу: Гулькевичский район, пос. Венцы, ул. Пионерская, д. 1 в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утвержден и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр): пандусом; специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения.
Предоставить администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района отсрочку исполнения решения до 01 апреля 2022 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Бочко