ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/16 от 18.01.2016 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-197/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2016 года

Московский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.Н. Захарова,

при секретаре Г.Р. Хайрулловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в части по отказу в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в части по отказу в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В обоснование иска он указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрированы и фактически проживают супруга ФИО2 и несовершеннолетние дети - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Итого, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., общей площади жилого помещения и <данные изъяты> кв.м., жилой площади.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки, предоставив все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке его и его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ ответчика мотивирован тем, что работая в ОАО «Городская клиническая больница » истец не является работником бюджетной сферы и следовательно, не имеет право на участие в программе улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки».

Он полагает, что данное распоряжение принято незаконно, поскольку ОАО «Городская клиническая больница » в которой он работает входит в единую муниципальную систему здравоохранения города Казани и участвует в Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи, в том числе, бесплатной. Уставной целью деятельности ОАО «Городская клиническая больница » является удовлетворение потребностей населения г.Казани и Республики Татарстан в доступной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в условиях обязательного, добровольного и медико-социального страхования. ОАО «Городская клиническая больница » получает финансирование из фонда обязательного медицинского страхования РФ. В ДД.ММ.ГГГГ года 92,2 % денежных средств поступили из фонда обязательного медицинского страхования РФ, и 7,8 % за счет оказания платных медицинских услуг. Кроме того, 60 % акций в уставном капитале ОАО «Городская клиническая больница » принадлежит муниципальному образованию города Казани в лице МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

В связи с чем, просит признать незаконным распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке его и его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» поставить его с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец и его представитель в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержали.

Представитель МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Министерства здравоохранения по РТ привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что ОАО «Городская клиническая больница » является акционерным обществом, но независимо от своей организационно правовой формы учреждение ежегодно участвует в предоставлении бесплатной медицинской помощи населению, поскольку включено в перечень ежегодной государственной гарантии по обслуживаю населения, в связи с чем несет большую нагрузку по оказанию бесплатной медицинской помощи. Постановлением ИКМО г. Казани ОАО «Городская клиническая больница » по своим функциям приравнивается к муниципальным заказчикам. Контрольный пакет акций больницы, а именно 60 % находится в муниципальной собственности и только 40 % находится в собственности физических и иных лиц. Основная цель больницы не извлечение прибыли, а выполнение функций госзаказа.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.

Согласно Правилам и порядку постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.Общеобязательными основаниями постановки на учёт семей, нуждающихся в у лучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:

подача заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;

осуществление трудовой деятельности заявителями и трудоспособными членами семьи;

совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих правил и порядка;

наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.

Заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:

представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих правил и порядка;

отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением № 3 настоящих правил и порядка, и полноты их заполнения;

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;

неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих правил и порядка;

предоставления ранее заявителю жилого помещения в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных настоящими правилами и порядком;

участия заявителя в федеральных и республиканских программах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (пункта 3, 5.1, 10).

Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ предоставление жилья по социальной ипотеке гражданам происходит в рамках устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан квот, в том числе:

квоты организаций - для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки (далее - работники организаций);

бюджетной квоты - для работников бюджетной сферы;

квоты неотложников - для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке (далее - неотложники).

Судом установлено, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: город <адрес> кв.м. Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрированы и фактически проживают супруга ФИО2 и несовершеннолетние дети - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Итого, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., общей площади жилого помещения и <данные изъяты> кв.м., жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его с семьей в составе четырех человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки, предоставив все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Пунктом 2.5 распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани за от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с семьей в составе четырех человек отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с тем, что ОАО «Городская клиническая больница », в которой осуществляет трудовую деятельность истец, не участвует в финансировании социальной ипотеки.

Как следует из Устава ОАО «Городская клиническая больница », данное медицинское учреждение создано с целью удовлетворения потребностей населения города Казани и Республики Татарстан в доступной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в условиях обязательного, добровольного и медико - социального страхования, а также оказания платных медицинских услуг на коммерческой основе. Одним из основных видов деятельности общества является лечебно-профилактическая медицинская помощь населению в амбулаторно-поликлинических условиях, плановая, скорая и неотложная медицинская помощь в стационаре по программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В целях организации оказания на территории города Казани скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче функций муниципальных учреждений здравоохранения города Казани по заполнению государственных заданий по оказанию дополнительной медицинской помощи иным учреждениям здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь». В число иных учреждений здравоохранения, приравненных к бюджетным, в качестве учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь жителям Авиастроительного района города Казани, включено ОАО «Городская клиническая больница ».

При таких обстоятельствах, неучастие ОАО «Городская клиническая больница » в финансировании социальной ипотеки не является правовым и самостоятельным основанием для отказа работникам данного медицинского учреждения в постановке на учет для улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку общество оказывает бесплатную медицинскую помощь населению в соответствии с переданными ему функциями муниципального учреждения здравоохранения и на его работников распространяются государственные гарантии финансирования и льготы, предусмотренные в отношении работников бюджетной сферы. Таким образом, ФИО1 и члены его семьи не могут быть лишены права на улучшение жилищных условий по программе социальной ипотеки.

Суд также принимает во внимание, что согласно справке о структуре распределения акций ОАО «Городская клиническая больница » г. Казани и/5335 от ДД.ММ.ГГГГ 60 % акций от уставного капитала общества принадлежит муниципальному образованию г. Казани и лице муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани».

При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 и членам его семьи в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке незаконным.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» поставить ФИО1 с семьей в составе четырех человек, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Московский районный суд г. Казани.

Судья Н.Н. Захаров