Дело № 2-197/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю.
при секретаре Боброве Н.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Эталон» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в Индустриальный районный суд города Барнаула с иском, в котором просила признать действия управляющей компании ООО «Эталон» по ограничению услуги водоотведения в квартире, расположенной по адресу: <...>; обязать ООО «Эталон» демонтировать ограничительное устройство, установленное в канализации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в случае удовлетворения исковых требований обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указано, что истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «Эталон», расположенной по адресу: <адрес>.
09.09.2019 истец по месту своего жительства обнаружила воду на полу туалета. Вызвать сантехника обслуживающей компании не удалось. Приглашенным сантехником обнаружено, что в канализационной трубе установлена заглушка. Из телефонного разговора со старшей по подъезду истец узнала, что управляющей компанией «Эталон» в квартире ограничена услуга водоотведения путем установления заглушки в трубу канализации. ООО «Эталон» не уведомило истца об отключении коммунальной услуги с указанием задолженности по данной коммунальной услуге.
В связи с незаконными действиями ответчика, приведшими квартиру в непригодное для проживания состояние, истец вынуждена выехать в арендованное помещение, что причиняет ей моральные страдания и дополнительные расходы.
Определением Индустриального районного суда города Барнаула от 14.01.2020 производство по делу в части исковых требований к ООО «Эталон» об обязании демонтажа ограничительного устройства, установленного в канализации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; обращении решения суда к немедленному исполнению, прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований в остальной части настаивала. В ходе рассмотрения дела пояснила, что при отключении от услуг пользования канализацией, должника обязаны уведомлять не менее чем за 20 дней, такого уведомления не получала. В результате отсутствия уведомления об установке заглушки водоотведения, квартира приведена в непригодное для проживания состояние. Пояснила, что своими силами пытались прочистить канализацию, для этого сняли унитаз, демонтировали трубы, тройник за унитазом и плитку, полагая, что причиной является засор канализации, пробивали 2 дня. В результате выяснили, что стоит заглушка, в результате этих действий на самой заглушке образовались трещины и дыры.
Представитель ответчика ООО «Эталон» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что у истца имелась задолженность по коммунальным платежам, не оплачивала в течение 1,5 лет. В ее адрес направлялись долговые квитанции, уведомления, но задолженность не погашалась. По заявлению вынесены были судебные приказы, однако по заявлению истца отменялись. В связи с наличием задолженности, принято решение ограничить водоотведение путем установки заглушки. Передали ООО «Ажур» заявку, которая содержала информацию о задолженности, о направлении уведомления должнику, а также сведения о получении должником уведомления. Требование о погашении задолженности направляли в виде квитанций с надписью «задолженность». В квитанции о почтовом отправлении и уведомлении верно указана фамилия должника и ее адрес. 11 июля 2019 года отправили, 12 июля 2019 года данное письмо получено адресатом. 8 октября 2019 года произведено ограничение водоотведения. 14 октября 2019 года истец обратилась с заявлением в УК о незаконном отключении - претензия №479. Жилищная инспекция проводила проверку, нарушений в ограничении водоотведения не установлено. Оплата задолженности произведена истцом 14 октября 2019 года, задолженность частично оставалась. После оплаты, проверили заглушку, 16 октября 2019 обнаружили следы попыток демонтажа заглушки, ООО «Ажур» провел видеосъемку и зафиксировал акт вмешательства. 6 ноября 2019 года составлен акт о демонтаже заглушки. В результате осмотра жилого помещения от 15 октября 20019 в составе главного инженера УК, старшей по дому, истец от подписи отказалась, установлено нарушение запорной арматуры водоотведения со стороны квартиры. В месте соединения тройника с унитазом был влажный пол, других следов затопления не имелось, сама истица, а также соседи снизу не заявляли о затоплении.
Определением Индустриального районного суда города Барнаула от 18.11.2019, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Ажур».
Представитель третьего лица ООО «Ажур» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку истец является потребителем услуг, оказываемых ответчиком в рамках договора управления многоквартирным домом, то к правоотношениям, возникшим между сторонами, применимы, в том числе, положения Закона о защите прав потребителей.
Согласно представленной в материалы дела выписки из домовой книги, истец ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д*** Собственниками указанной квартиры являются ДАННЫЕ ФИО3 и ДАННЫЕ ФИО4
Основанием для обращения в суд с указанным иском послужило то, что в указанной квартире ограничена услуга водоотведения путем установления заглушки.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении ООО «Эталон», что подтверждается договором управления многоквартирным домом *** по <адрес>*** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ***
14.10.2019 истец обратилась по вышеуказанному факту с претензий в ООО «Эталон», в котором потребовала произвести демонтаж незаконно установленной заглушки канализации и предоставить письменный ответ на претензию (л.д***
В ответ на указанную претензию ООО «Эталон» сообщено следующее: задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на дату ограничения составила 87 394 рубля 23 копейки; в отношении истца вынесен судебный приказ №2-2580/2018 от 12.08.2018, который отменен; также вынесено решение суда от 18.02.2019 о взыскании задолженности по оплате ЖКУ; исполнительный лист направлен по месту работы; оплата задолженности по жилищно-коммунальным услугам произведена только 14.10.2019, но не в полном объеме; задолженность по пене составила 7 754 рубля 67 копеек; истец предупреждена о том, что в случае неуплаты задолженности по коммунальным услугам управляющей организацией будут приняты меры по ограничению предоставления водоотведения; 11.07.2019 в адрес истца направлено уведомление об ограничении водоотведения, которое, согласно почтового уведомления и отчета об отслеживании, получено истцом; установка заглушки сопровождалась видеосъемкой; установка заглушки не представляет угрозы затопления для собственников ниже расположенных при отсутствии самовольного вмешательства в общедомовую систему водоотведения (л.д. 88).
Согласно акта от 16.10.2019, составленного собственниками помещений в <адрес> тракт, при осмотре <адрес> по адресу: <адрес>, установлено, что канализация в квартире (туалете) не работает, вода не уходит, за унитазом и трубой канализации на полу слой воды (л.д. ***
Доводы истца о том, что действия ООО «Эталон» по ограничению услуги водоотведения, являются незаконными, о введении ограничения услуги ее не уведомляли, являются необоснованными и не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.3).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указано в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Общее основание приостановления или отключения услуг водоотведения предусмотрено ст. 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", в случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод, осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.
В случаях, предусмотренных п. 5 ч. 1, п. п. 2 - 4, 8, 9 ч. 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения (ч. 5 ст. 21 того же ФЗ).
В ч. 8 ст. 21 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, специальные условия, в частности, ограничения водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах устанавливаются для многоквартирных домов с учетом их особого правового положения и специфики пользования имуществом.
Согласно п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Согласно п. 118 вышеуказанных Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Согласно п. 119 вышеуказанных Правил если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе, путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги; в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Согласно п. 120 вышеуказанных Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
По сообщению ООО «Эталон», задолженность по оплате коммунальных услуг на дату ограничения составляла 82 943 рубля 44 копейки, из них: 2 527 рублей 25 копеек задолженность по услуге водоотведения. В отношении истца вынесен судебный приказ №2-2580/2018 от 12.08.2018, который истцом отменен. 18.02.2018 в отношении истца вынесено решение суда о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, исполнительный лист предъявлен к исполнению. 02.02.2019 в отношении истца вынесен судебный приказ №2-3302/2019, который направлен для исполнения.
Указанные обстоятельства истцом в ходе рассмотрения дела не оспорены, соответственно, истцу было известно о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, 11.07.2019 ООО «Эталон» в адрес истца направило предупреждение, согласно которому задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 27.06.2019 составляет 78 456 рублей 34 копейки, в случае неуплаты задолженности по коммунальным услугам в срок до 31.07.2019 в данном помещении будут приняты меры по ограничению водоотведения (канализации) (л.д. ***
Согласно представленного в материалы дела почтового уведомления, 12.07.2019 указанное предупреждение получено истицей лично.
02.09.2019 ООО «Эталон» (заказчик) и ООО «Ажур» (исполнитель) заключили договор о реализации комплекса мероприятий процедуры ограничения водоотведения должникам за жилищно-коммунальные услуги №1, в соответствии с п. 1 которого, исполнитель обязуется за вознаграждение осуществлять по поручению и от имени заказчика комплекс мероприятий процедуры ограничения водоотведения должников за жилищно-коммунальные услуги в связи с неисполнением должником обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых заказчиком (п.1.1).
Должники с суммой задолженности от 50 000 рублей до 120 000 рублей берутся в работу после внесения предоплаты в размере 50% от суммы работ, указанной в п. 4.1.2 договора. В соответствии с п. 4.1.1 договора услуги по ограничению водоотведения оплачиваются непосредственно собственником помещения.
08.10.2019 проведены работы по ограничению предоставления коммунальной услуги (водоотведение) в жилом помещении ***<адрес> посредством установления заглушки внутри канализационного стояка на уровне унитаза, что подтверждается актом от 08.10.2019 (л.д. ***).
По сообщению ООО «Эталон», оплата задолженности истцом произведена 14.10.2019.
Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 11.11.2019 составляет 14 193 рубля 19 копеек, что подтверждается финансовым лицевым счетом (л.д. ***).
Из материалов дела следует, что при обследовании жилого помещения *** в <адрес> обнаружено, что истцом нарушена запорная арматура водоотведения, что подтверждается актом 15.10.2019 (л.д***).
Согласно акта от 06.11.2019, в <адрес> 06.11.2019 выполнены работы по демонтажу заглушки на системе водоотведения; в <адрес> работы проводила компания ООО «Ажур»; в процессе выполнения работ установлено, что заглушка имеет повреждения (л.д. ***).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков по приостановлению услуги водоотведения, являются законными, поскольку у истца имеется задолженность перед ответчиком по оплате жилищно-коммунальных услуг. Доказательств отсутствия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, на момент ограничения водоотведения истцом, не представлено, в свою очередь наличие задолженности подтверждено представленными документами.
Кроме того, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Доказательств не получения истцом предупреждения суду не представлено и опровергается почтовым уведомлением о вручении, из которого следует, что предупреждение вручено ФИО1. Ошибочно указанная в кассовом чеке фамилия получателя - «ФИО5.», не свидетельствует об ином получателе этого письма.
Таким образом, все необходимые действия по уведомлению истца об ограничении услуг по водоотведению ответчиками выполнены.
При указанных обстоятельствах, поскольку факт виновных действий ответчика, нарушающих права истца, в ходе судебного разбирательства по делу своего подтверждения не нашел, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о признании действий ответчика незаконными по приостановлению услуги водоотведения путем установления заглушки на систему канализации.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Эталон» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья И. Ю. Комиссарова
Верно, Судья И. Ю. Комиссарова
Секретарь с/з Н.С. Бобров
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела №2-197/2020 Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края.
На 21.01.2020 решение в законную силу не вступило.
Секретарь с/з Н.С. Бобров
Уникальный идентификатор дела 22RS0065-02-2019-005206-78