ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2011 от 08.11.2011 Унинского районного суда (Кировская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Уни, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Унинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Унинского районного суда <адрес> Фоминых С.М., с участием прокурора прокуратуры <адрес> Носкова В.А., при секретаре Шалыгиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах субъекта Российской Федерации – <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Сибирский» о взыскании с МУП «Сибирский» в областной бюджет <адрес> 216102 рублей,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка законности предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственным предприятиям района в период с 2009 – 1 полугодие 2011 года.

Распоряжением департамента сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Регламент предоставления и рассмотрения документов для предоставления в 2009 - 2015 годах субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)» (далее – Регламент).

В соответствии с п. 2.6 Регламента, субсидия из областного бюджета на приобретение современной сельскохозяйственной техники (сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования) предоставляется только в том случае, если техника получена сельскохозяйственным товаропроизводителем в году обращения за субсидией, за исключением сельскохозяйственной техники для семеноводства трав и оборудования убойных пунктов, где возможно получение техники товаропроизводителем также в предшествующем году обращения за субсидией.

В ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Сибирский» данный вид субсидии предоставлялся из областного бюджета в рамках указанного периода лишь в 2011 году (в 2009 и 2010 году данная субсидия предприятию не предоставлялась) в связи с приобретением предприятием сельскохозяйственной техники: системы поения на 200 голов КРС (1 шт.), стойлового оборудования с привязью на 200 голов КРС (1 шт.), установки доения в молокопровод УДН-200Н (1 шт.), транспортера скребкового навозоуборочного ТСН-160АМ (1 шт.).

Фактически оборудование было получено сельхозпредприятием МУП «Сибирский» в 2010 году. Следовательно, право на обращение за субсидией предприятие имело также в 2010 году. В департамент сельского хозяйства и продовольствия <адрес> были представлены недостоверные сведения о получении МУП «Сибирский» сельхозоборудования в 2011 году.

Учитывая, что, в соответствии с п. 2.6 Регламента, одним из условий предоставления субсидии является получение сельскохозяйственным товаропроизводителем техники в году обращения за субсидией, фактически же техника была получена сельхозтоваропроизводителем в 2010 году, а согласно представленным в департамент сельского хозяйства документам – в 2011 году, условия предоставления субсидии МУП «Сибирский» нарушены. Таким образом, субсидия, незаконно, в нарушение условий предоставления субсидий, полученная МУП «Сибирский» ДД.ММ.ГГГГ из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования в сумме 216102 рубля подлежит возврату в областной бюджет.

На основании изложенного прокурор <адрес> просит взыскать указанную сумму с ответчика в доход областного бюджета <адрес>.

В судебном заседании прокурор района заявленные исковые требования о взыскании с МУП «Сибирский» в областной бюджет <адрес> 216102 рублей поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - директор муниципального унитарного предприятия «Сибирский» ФИО4, исковые требования прокурора <адрес> признал в полном объеме, подтвердив признание иска письменным заявлением.

Представитель третьего лица – МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации <адрес>», начальник управления ФИО5 в судебном заседании пояснил о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица – Департамента сельского хозяйства и продовольствия <адрес>» (по доверенности) ФИО6 в судебном заседании пояснил, что считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора, поддержал представленный им в суд отзыв на иск, из которого следует, что МУП «Сибирский» незаконно из областного бюджета получили деньги в сумме 216102 рубля, которые им необходимо вернуть.

Третье лицо – администрация <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, дело рассмотрено без участия их представителя.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска от представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия «Сибирский» - его директора ФИО7, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услу<адрес> субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях выполнения мероприятия 8.1.1.1 областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса <адрес> на период до 2015 года", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении в 2008–2015 годах субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)", в соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> государственными полномочиями области по поддержке сельскохозяйственного производства" распоряжением департамента сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент представления и рассмотрения документов для предоставления в 2009–2015 годах субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) (далее – Регламент).

В соответствии с п. 2.6 Регламента, субсидия из областного бюджета на приобретение современной сельскохозяйственной техники (сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования) предоставляется только в том случае, если техника получена сельскохозяйственным товаропроизводителем в году обращения за субсидией.

Согласно п. 4 Регламента, сельскохозяйственные товаропроизводители для получения субсидии представляют в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями, определенный Регламентом перечень документов в двух экземплярах, подписанных и заверенных сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В соответствии с п. 5 Регламента, орган местного самоуправления принимает у сельскохозяйственного товаропроизводителя представленные им документы, сверяет состав, названия и реквизиты представленных документов с их описью, делает во всех экземплярах описи документов отметку о дне принятия документов и регистрирует их в журнале регистрации документов для получения данных субсидий из областного бюджета по утвержденной Регламентом форме № Т-6. Затем орган местного самоуправления проверяет соответствие поступивших документов установленным требованиям, включая достоверность содержащихся в таких документах сведений. По результатам проверки: в случае выявления несоответствия установленным требованиям возвращает представленные документы не позднее пяти рабочих дней со дня поступления, по требованию сельскохозяйственного товаропроизводителя излагает в письменной форме причины возврата и вручает либо направляет их почтовым отправлением сельскохозяйственному товаропроизводителю не позднее пятнадцати рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования, либо составляет на основе документов, соответствующих установленным требованиям, сводную справку-расчет сумм субсидий из областного бюджета по утвержденной Регламентом форме № Т-7 и представляет данную сводную справку-расчет и документы, представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем (в одном экземпляре) в Департамент сельского хозяйства и продовольствия <адрес> не позднее пяти рабочих дней со дня получения документов.

В соответствии с пунктами 6-9 Регламента, представленные органами местного самоуправления справка-расчет и документы сельскохозяйственного товаропроизводителя проверяются в отделах департамента сельского хозяйства, и, в случае соответствия их установленным требованиям, сельскохозяйственный товаропроизводитель включается в реестр получателей данной субсидии, который подписывается главой департамента. После чего на основании данного реестра сотрудниками департамента оформляются платежные документы, предусматривающие перечисление субсидий на счета сельскохозяйственных товаропроизводителей, перечисленных в реестре.

В ходе судебного разбирательства установлено, что муниципальным унитарным предприятием «Сибирский» нарушены требования об условиях предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники, установленные вышеуказанным Регламентом.

Фактически сельскохозяйственное оборудование и техника – система поения на 200 голов КРС (1 шт.), стойловое оборудование с привязью на 200 голов КРС (1 шт.), установка доения в молокопровод УДН-200Н (1 шт.), транспортер скребковый навозоуборочный ТСН-160АМ (1 шт.) – было получено сельхозпредприятием МУП «Сибирский» в 2010 году, что подтверждается счет-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ на указанное оборудование на сумму 1700000 руб. (л.д. 28-29), актами приема-передач объекта основных средств №,2,3,4 от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ООО «Ижагропром» (л.д. 30-37). При этом счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное оборудование на сумму 1700000 руб., выставленная со стороны ООО «Ижагропром» для МУП «Сибирский» (л.д. 8) и явившаяся одним из документов, представленных для подтверждения соблюдения условий предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных машин и оборудования, согласно письма ООО «Ижагропром» от ДД.ММ.ГГГГ за не выставлялась (л.д. 21). Следовательно, право на обращение за субсидией предприятие-ответчик имело только в 2010 году. В департамент сельского хозяйства и продовольствия <адрес> были представлены недостоверные сведения о получении МУП «Сибирский» сельхозоборудования в 2011 году. Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом финансов <адрес> в пользу ответчика было перечислено 216102 руб. в качестве субсидии на приобретение техники и оборудования по программе «Техническая модернизация». Согласно реестру субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Сибирский» из областного бюджета <адрес> предоставлена субсидия в сумме 216102 руб. за полученную технику: система поения, стойловое оборудование, установку доения в молокопровод, транспортеры.

Учитывая, что, в соответствии с п. 2.6 Регламента, одним из условий предоставления субсидии является получение сельскохозяйственным товаропроизводителем техники в году обращения за субсидией, фактически же техника была получена сельхозтоваропроизводителем в 2010 году, а согласно представленным в департамент сельского хозяйства документам – в 2011 году, условия предоставления субсидии МУП «Сибирский» нарушены.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно п. 9 Порядка предоставления в 2008 - 2015 годах субсидий из областного бюджета на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан возвратить в областной бюджет субсидию, полученную с нарушением условия ее предоставления.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что незаконное получение субсидии МУП «Сибирский» в сумме 216102 рубля затрагивает интересы субъекта Российской Федерации – <адрес>, из бюджета которого была незаконно перечислена субсидия, а также учитывая признание иска ответчиком – муниципальным унитарным предприятием «Сибирский», суд считает возможным заявленные требования прокурора удовлетворить.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, и подлежит зачислению в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Госпошлина по данному делу, с учетом заявленных требований о возврате незаконно полученной субсидии в размере 216102 рубля, то есть имущественного характера, согласно ст. 333.19 НК РФ, составляет 5361 рублей 02 копейки и в соответствии с абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Унинский муниципальный район <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Принять признание иска представителем ответчика – директором муниципального унитарного предприятия «Сибирский» ФИО7

Иск прокурора <адрес> в интересах субъекта Российской Федерации – <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Сибирский» о взыскании с МУП «Сибирский» в областной бюджет <адрес> 216102 рублей – удовлетворить.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сибирский» в доход областного бюджета <адрес> незаконно полученные денежные средства в сумме 216102 (двести шестнадцать тысяч сто два) рубля, предоставленные МУП «Сибирский» в виде субсидии из областного бюджета <адрес> на возмещение затрат на приобретение современной сельскохозяйственной техники и оборудования на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сибирский» в доход бюджета муниципального образования Унинский муниципальный район <адрес> государственную пошлину в сумме 5361 (пять тысяч триста шестьдесят один) рубль 02 копейки.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней через Унинский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья С.М. Фоминых