ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2013 от 17.06.2013 Крыловской районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2013 года ст. Крыловская

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,
при секретаре Петенко Е.М.,

с участием сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском и Павловском районах в интересах неопределенного круга лиц к Крыловскому МУП «Водоканал», администрации Крыловского сельского поселения, администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Новопашковского сельского поселения, администрации Новосергиевского сельского поселения, администрации Шевченковского сельского поселения о признании действий Крыловскому МУП «Водоканал», администрации Крыловского сельского поселения, администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Новопашковского сельского поселения, администрации Новосергиевского сельского поселения, администрации Шевченковского сельского поселения по поставке населению некачественной питьевой воды противоправными, об обязании обеспечить население услугами по водоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 07.12.20-11 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,

установил:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализация государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в соответствии с требованиями с п. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», обратилась с иском о признании действий Крыловскому МУП «Водоканал», администрации Крыловского сельского поселения, администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Новопашковского сельского поселения, администрации Новосергиевского сельского поселения, администрации Шевченковского сельского поселения по поставке населению некачественной питьевой воды противоправными, об обязании обеспечить население услугами по водоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 07.12.20-11 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Указывает, что постановлением и.о. главы МО Крыловский район от ДД.ММ.ГГГГ. № «О реорганизации Крыловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства» в целях улучшения организации работы реорганизовать Крыловское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства в форме выделения из его состава Крыловского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее Крыловское МУП «Водоканал»).

Согласно Уставу Крыловское МУП «Водоканал», предприятие осуществляет следующие виды деятельности: «добыча подземных вод; холодное водоснабжение в соответствии с гигиеническими требованиями по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора; вывоз твердых бытовых отходов, удаление и обработка сточных вод; производство строительных конструкций, осуществление ремонта и содержание объектов внешнего благоустройства». Крыловское МУП «Водоканал», как организация, осуществляющая деятельность по водоснабжению населения питьевой водой по возмездным договорам, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» (преамбула) и пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является исполнителем услуг. Жители Крыловского района, пользующиеся услугами водоснабжения, являются потребителями (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей», пункт 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Общие санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению указаны в статье 19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», конкретизированы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).

Согласно данных требований СанПиН 2.1.4.1074-01,- п.3.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, п.3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети».

В соответствии со ст. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарные правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.

Анализ протоколов лабораторных исследований воды, проводимых за период с 2010 г. по истекший период 2013г. аккредитованной испытательной лабораторией Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (Кущевский филиал) свидетельствует о не соответствии качества питьевой воды, установленным гигиеническим нормативам по содержанию в воде сероводорода (составляет более 1,0 мг/л при нормируемом показателе 0,001 мг/л), аммиака и ионов аммония (от 2,4 до 6,8 мг/л при нормируемом показателе 2,0 мг/л), цветности (от 30 до 356 градусов при нормируемом показателе 20 градусов), мутности (от 1,5 до 42,4 мг/л при нормируемом показателе 1,5 мг/л), привкус и запах (от 2 до 5 баллов при нормируемом показателе - 2,0 балла).

Согласно пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими правилами и договором.

Кроме того, согласно статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) качество которого соответствует договору.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 9 Федерального закона от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги для личных бытовых нужд), такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в том числе водой, применяются положения о договоре энергоснабжения (статьи 539-547).

Статьей 542 ГК РФ определено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. В случаях не исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, - нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (статья 547 ГК РФ, статья 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору предъявить любое требование, предусмотренное в указанной статье, в том числе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

За период с 2010 года по истекший период 2013 г. по результатам проведенных мероприятий по контролю за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском районах предприятие семь раз привлекалось к административной ответственности (постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. № №; постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.; постановление № от ДД.ММ.ГГГГ г.; постановление № от ДД.ММ.ГГГГ г.; постановление № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

В ноябре 2010 года, по результатам проверки проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кушевском, Крыловском, Павловском районах, постановлением Крыловского районного суда предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафа. В августе 2010 г. в отношении Водоканала были проведены плановые мероприятия по контролю, составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и выдано предписание должностного лица об устранении выявленных нарушений. В январе 2011 года за невыполнение предписания должностного лица, выданного по результатам проведенной провертел, предприятие также было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Вместе с тем, принятые меры со стороны Роспотребнадзора не обеспечили подачу потребителям питьевой воды надлежащего качества.

Для устранения неблагоприятных качеств воды, как цветность, мутность и содержание сероводорода необходимо проводить дополнительную отчистку воды. Отчистка воды проводится на станциях фильтрации. Станция фильтрации представляет собой готовое техническое решение, состоящее из нескольких, параллельно включенных фильтров работающих по единому алгоритму, всей необходимой трубопроводной обвязки, запорной арматуры, систем контроля и управления.

В зависимости от поставленных технологических задач, станции фильтрации могут использоваться с различными типами фильтрующих материалов. Например, для удаления мутности (взвешенных частиц) используются пески различных фракций, алюмосиликаты, керамические материалы, гидроантрациты, многослойные загрузки. Для удаления сероводорода используются материалы каталитического действия в чистом виде, в смесях с песком или гидроантрацитом, многослойные загрузки. Адсорбционные фильтры (фильтрующая среда - активированный уголь) применяются для удаления хлора, органики, биологических загрязнений, растворенных газов, улучшения органолептических свойств (вкус, цвет, запах) воды. Принцип работы фильтров сорбционного типа основан на принципе напорной фильтрации, т.е. прохождения воды через слой фильтрующего материала. Регенерируемые фильтра сорбционного типа предназначены для улучшения органолептических показателей воды методом адсорбции в фильтрующем слое активированного угля и дальнейшим сбросом накопленных загрязнений в дренаж (канализацию) в режиме обратной промывки.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, Крыловскому МУП «Водоканал» и сельским поселениям Крыловского района необходимо обеспечить дополнительную отчистку питьевой воды добываемой на территории Крыловского сельского поселения из трех артезианских скважин, Новосергиевского сельского поселения из семи артезианских скважин, Новопашковского сельского поселения из семи артезианских скважин, Шевченковского сельского поселения из четырех артезианских скважин, Октябрьского сельского поселения из пятнадцати артезианских скважин.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Реализация указанных мероприятий, должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

До настоящего времени в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском районах не поступала информация от Крыловского, Октябрьского, Новосергиевского, Новопашковского, Шевченковского сельских поселений о внесении ими изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

По указанным и приведенным обстоятельствам истец просит суд обязать администрации Крыловского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Новосергиевского сельского поселения, Новопашковского сельского поселения, Шевченковского сельского поселения до 1 марта 2014 года разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за семь лет с начала их реализации.

Обязать МУП «Водоканал» в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 и обязать реализовать приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за 7 лет с начала их реализации.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Власенко М. поддержал заявленные требования настаивал н их удовлетворении.

В судебном заседании представитель Крыловского МУП «Водоканал» Фомин А.А. пояснил суду о том, что на основании гидрогеологического заключения ГУП КК Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии «Кубаньгеология», добыча воды на территории Крыловского района осуществляется из водоносного комплекса киммерийских отложений. Кровля водоносного комплекса вскрывается на глубинах от 97 до 120 метров.Данный водоносный комплекс имеет большую водообильность по сравнению с вышележащими комплексами. В процессе эксплуатации киммерийского водоносного комплекса наблюдается ухудшение качественного состава подземных вод. По минерализации и химическому составу воды киммерийского водоносного горизонта изменяются, причем минерализация, содержание сероводорода и цветность воды увеличивается с глубиной. Так же возможны отклонения от норм содержания железа, фтора и марганца. Воды данного горизонта на всей площади района в различной степени заражены сероводородом. Вредных компонентов подземные воды не содержат. В бактериологическом отношений подземные воды горизонта чистые. В процессе эксплуатации киммерийского водоносного комплекса наблюдается ухудшение качественного состава подземных вод. При длительной эксплуатации водозаборных скважин можно ожидать ухудшение качества подземных вод за счет подтягивания воды из других горизонтов. Поэтому в данном регионе (в Крыловском районе) подземные воды являются недостаточно надежным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения и могут использоваться для этих нужд при наличии соответствующей дополнительной водоподготовки, т.е. уменьшения содержания в воде нежелательных химических

элементов. Другими словами, требуется строительство очистных сооружений.

При формировании тарифа на холодную воду в себестоимость 1 куб.м. воды заложены затраты на аварийно-восстановительные работы и техническое обслуживание водопроводных сетей и сооружений на них.

На основании договоров на оперативно-техническое обслуживание систем водоснабжения, заключенными с сельскими поселениями, Крыловское МУП «Водоканал» обязано: «Нести расходы по эксплуатации и содержанию обслуживаемого имущества, поддерживать его в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт имущества, а также осуществлять аварийно-восстановительные работы». Аварийно-восстановительные работы предприятие выполняет своевременно и в полном объеме. Предприятие в 2012году, по софинансированию выполнило работы по замене участка центрального водопровода в х.Сборном, протяженностью 850 метров, за собственные средства проложило участок центрального водопровода от артезианской скважины № до ул.Тищенко, протяженностью 796 метров;, закупило полиэтиленовую трубу Д110мм. на замену водопровода в пос.Темп. Выполняются работы по врезкам 21 км построенных новых водопроводов. Что касается текущего ремонта, то предприятие в своей производственной деятельности руководствуется «Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства», утвержденным Госстроем РФ. Данное Положение разработано на основании действующего приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства РФ №214 от 06 апреля 1982г. По артезианским скважинам текущий ремонт включает в себя работы по- проверка состояния скважины, по откачке, по установке наблюдательных трубок для определения статистического и динамического уровней, по определению характера и величины заиливания или засора водоприемной части скважины, по чистке водоприемной части скважины, по опусканию водоприемных и воздуходувных труб эрлифта на новую отметку, по дезинфекции скважины, по мелкому ремонту электрических и автоматических устройств управления. Таким образом, МУП «Водоканал» не имеет ни средств, ни права, ни обязанности осуществлять строительство очистный сооружений для получения воды, соответствующей установленным требованиям. Согласно Федеральному закону РФ от 07 декабря 2011 года. №41б-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ст.23 ч.1 «Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям», ст.23 ч.2 «Органы местного самоуправления поселений... обязаны обеспечить условия, необходимые для подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям». По ст.23 «Обеспечение качества питьевой воды» ч.5; ч.б; ч.7 МУП «Водоканал» нарушений не допускает. В случае предоставления технических заданий сельскими поселениями, предприятие готово разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Имущество, эксплуатируемое МУП «Водоканал» является собственностью сельских поселений на основании закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г.№1083-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Крыловский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Крыловский район, в состав которого они входят», принятым Законодательным Собранием Краснодарского края 12 июля 2006 года. Крыловское МУП «Водоканал» не в состоянии самостоятельно, без помощи органов местного самоуправления поселений, обеспечить население услугами по водоснабжению надлежащего качества. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гл.3, ст. 14, организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

В судебном заедании представители администраций Крыловского, Октябрьского, Новопашковского, Шевченковского сельских поселений указали о том, что согласно Федеральному -закону от 06.10.2003 года №131"ФЗ «Об общих принципах, организации местного самоуправления и Российской Федерации» и Закону Краснодарского края от 28.07.2006 года № 1083-КЗ «О разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Крыловский район, между вновь образованными сельским и поселениями и муниципальным образованием Крыловский район, в состав которого они входят» в собственности поселения находятся водопроводные сети и артезианские скважины, водопроводные башни, все они находятся в изношенном состоянии. Артезианские скважины передавались без каких-либо охранных строений и очистных сооружений. В связи с отсутствием материально-технической базы и квалифицированных специалистов по содержанию водопроводных сетей и артезианских скважин принятые объекты водоснабжения были переданы в оперативное управление Крыловскому МУП «Водоканал». Все средства, полученные от населения за водопользование, поступают Крыловскому МУП «Водоканал», данные средства расходуются на техническое обслуживание водопроводных сетей.

Поселения уделяют внимание вопросам бесперебойного и качественного водоснабжения населения станиц и хуторов, на улучшение качества питьевой воды, путем выделения денежных средств на приобретение водонапорных башен для реконструкции водопроводов, на приобретение станций управления, на реконструкцию водопроводных сетей, на приобретение насосов, на оплату электроэнергии, так как МУП «Водоканал» не может рассчитаться за израсходованную электроэнергию.

Проведенные мероприятия позволили сократить количество порывов, улучшить качество водоснабжения, исключить возможность попадания загрязнений в водопровод вследствие аварий и порывов. Обследование скважин в ходе подготовки проекта зон санитарной охраны установило невозможность загрязнения воды удобрениями и ядохимикатами, применяемыми в ходе возделывания сельскохозяйственных угодий, а так же другими химическими веществами, используемыми жителями для хозяйственных нужд, по причине надежной защищённости водоносного комплекса в пределах третьего пояса санитарной зоны охраны. Бюджеты поселений по собственным налоговым и неналоговым доходам незначительны, поэтому у поселений нет финансовой возможности участвовать в строительстве водоочистных сооружений и станций.

Крыловским сельским поселением принято решение о строительстве станции очистки в районе «Куриловки», выделены денежные средства в размере 859841,59 рублей на изготовление проектно-сметной документации, документация проходит гос. экспертизу, направлены письма в Законодательное собрание Краснодарского края о реконструкции водозабора со строительством станции очистки воды от сероводорода, стоимость работ составляет 29,52 млн. рублей, в 2013 году планируется начать строительство объекта.

В судебном заседании представители администраций Крыловского, Новопашковского, Шевченковского, Октябрьского сельских поселений, ранее в судебном заседании представитель администрации Новосергиевского сельского поселения не отрицали того обстоятельства, что решение вопроса по улучшению качеству питьевой воды, только лишь в строительстве станций по очистке воды. Представителями поселений указано, что по решениям Крыловского райсуда сельские поселения обязаны произвести ремонт водопроводных сетей, что в настоящее время эти работы проводятся, ремонт водопроводных сетей осуществляется, что так же свидетельствует о выполнении органами местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения по улучшению качестве питьевой воды.

Представитель администрации Шевченковского сельского поселения Василяка С.А. в судебном заседании считает, что требования истца о возложении на сельское поселение обязанности по улучшению качества питьевой вводы на территории Шевченковского сельского поселения удовлетворению не подлежат, так как согласно лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ по пробам, отобранным из скважин, не показало присутствие сероводорода, соответственно у поселения не возникает обязанности по улучшению качества питьевой воды посредством строительства станции очистки. В выводах на основании лабораторных испытаний врача-эпидемиолога Кущевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» качество питьевой воды в отобранных пробах в Шевченковском поселении соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». ГН 2.1.5.2280-07 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по химическим показателям (запах, привкус, цветность, мутность, содержание сероводорода).

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования по обязанию администраций Крыловского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Новосергиевского сельского поселения, Новопашковского сельского поселения, до 1 марта 2014 года разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за семь лет с начала их реализации, по обязанию МУП «Водоканал» в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 и обязать реализовать приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за 7 лет с начала их реализации подлежат удовлетворению.

Требования истца в части обязания администрации Шевченковского сельского поселения до 1 марта 2014 года разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за семь лет с начала их реализации, удовлетворению не подлежат.

Судом при рассмотрении заявленных исковых требований установлены обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности заявленных исковых требований.

Так, согласно выводов врача-эпидемиолога Кущевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ на основании лабораторных испытаний качество питьевой воды в отобранных из скважин пробах в Крыловском, Октябрьском, Новопашковском, Новосергиевском поселениях не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». ГН 2.1.5.2280-07 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по химическим показателям (запах, привкус, цветность, мутность, содержание сероводорода).

Анализ протоколов лабораторных исследований воды, проводимых за период с 2010 г. по истекший период 2013г. аккредитованной испытательной лабораторией Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (Кущевский филиал) свидетельствует о не соответствии качества питьевой воды, установленным гигиеническим нормативам по содержанию в воде сероводорода (составляет более 1,0 мг/л при нормируемом показателе 0,001 мг/л), аммиака и ионов аммония (от 2,4 до 6,8 мг/л при нормируемом показателе 2,0 мг/л), цветности (от 30 до 356 градусов при нормируемом показателе 20 градусов), мутности (от 1,5 до 42,4 мг/л при нормируемом показателе 1,5 мг/л), привкус и запах (от 2 до 5 баллов при нормируемом показателе - 2,0 балла).

Для устранения неблагоприятных качеств воды, как цветность, мутность и содержание сероводорода необходимо проводить дополнительную отчистку воды. Отчистка воды проводится на станциях фильтрации. Станция фильтрации представляет собой готовое техническое решение, состоящее из нескольких, параллельно включенных фильтров работающих по единому алгоритму, всей необходимой трубопроводной обвязки, запорной арматуры, систем контроля и управления.

В зависимости от поставленных технологических задач, станции фильтрации могут использоваться с различными типами фильтрующих материалов. Например, для удаления мутности (взвешенных частиц) используются пески различных фракций, алюмосиликаты, керамические материалы, гидроантрациты, многослойные загрузки. Для удаления сероводорода используются материалы каталитического действия в чистом виде, в смесях с песком или гидроантрацитом, многослойные загрузки. Адсорбционные фильтры (фильтрующая среда - активированный уголь) применяются для удаления хлора, органики, биологических загрязнений, растворенных газов, улучшения органолептических свойств (вкус, цвет, запах) воды. Принцип работы фильтров сорбционного типа основан на принципе напорной фильтрации, т.е. прохождения воды через слой фильтрующего материала. Регенерируемые фильтра сорбционного типа предназначены для улучшения органолептических показателей воды методом адсорбции в фильтрующем слое активированного угля и дальнейшим сбросом накопленных загрязнений в дренаж (канализацию) в режиме обратной промывки.

Указанные судом обстоятельства ответчиками не оспорены.

Согласно пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими правилами и договором.

Согласно статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) качество которого соответствует договору.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 9 Федерального закона от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги для личных бытовых нужд), такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в том числе водой, применяются положения о договоре энергоснабжения (статьи 539-547).

Статьей 542 ГК РФ определено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. В случаях не исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, - нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (статья 547 ГК РФ, статья 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору предъявить любое требование, предусмотренное в указанной статье, в том числе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, Крыловскому МУП «Водоканал» и сельским поселениям Крыловского района необходимо обеспечить дополнительную отчистку питьевой воды добываемой на территории Крыловского сельского поселения из трех артезианских скважин, Новосергиевского сельского поселения из семи артезианских скважин, Новопашковского сельского поселения из семи артезианских скважин, Октябрьского сельского поселения из пятнадцати артезианских скважин.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Реализация указанных мероприятий, должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

До настоящего времени в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском районах не поступала информация от Крыловского, Октябрьского, Новосергиевского, Новопашковского сельских поселений о внесении ими изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Инвестиционные программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями сельскими поселениями на 2013 год не разработаны.

По указанным и приведенным обстоятельствам требования истца- Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском и Павловском районах в интересах неопределенного круга лиц по обязанию администраций Крыловского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Новосергиевского сельского поселения, Новопашковского сельского поселения до 1 марта 2014 года разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за семь лет с начала их реализации, по обязанию МУП «Водоканал» в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 и обязать реализовать приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за 7 лет с начала их реализации законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Требования истца к администрации Шевченковского сельского поселения удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что согласно выводов врача-эпидемиолога Кущевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ на основании лабораторных испытаний качество питьевой воды в отобранных из скважин пробах в Шевченковском сельском поселении соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». ГН 2.1.5.2280-07 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по химическим показателям (запах, привкус, цветность, мутность, содержание сероводорода). В связи с чем, у ответчика не возникает обязанности пол улучшению качества питьевой воды и соответственно выполнения мероприятий в рамках инвестиционной программы по улучшению.

Решение суда по вступление его в законную силу подлежит опубликованию через средства массой информации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском и Павловском районах в интересах неопределенного круга лиц к Крыловскому МУП «Водоканал», администрации Крыловского сельского поселения, администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Новопашковского сельского поселения, администрации Новосергиевского сельского поселения, администрации Шевченковского сельского поселения о признании действий Крыловскому МУП «Водоканал», администрации Крыловского сельского поселения, администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Новопашковского сельского поселения, администрации Новосергиевского сельского поселения, администрации Шевченковского сельского поселения по поставке населению некачественной питьевой воды противоправными, об обязании обеспечить население услугами по водоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 07.12.20-11 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», удовлетворить частично.

Обязать администрацию Крыловского сельского поселения, администрацию Октябрьского сельского поселения, администрацию Новосергиевского сельского поселения, администрацию Новопашковского сельского поселения, до 1 марта 2014 года разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за семь лет с начала их реализации.

Обязать МУП «Водоканал» в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 и обязать реализовать приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за 7 лет с начала их реализации.

В удовлетворении требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском и Павловском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шевченковского сельского поселения, об обязании до 1 марта 2014 года разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, но не более чем за семь лет с начала их реализации, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.

судья