ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2013 от 26.03.2013 Десногорского городского суда (Смоленская область)

 Дело № 2-197/2013

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 26 марта 2013 года

      Десногорский городской суд Смоленской области

 В составе: председательствующего (судьи ) Казак С.А.,

 при секретаре Манн Л.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования <адрес>, <наименование организации> о понуждении произвести расчистку проезжих частей придомовых территорий

 жилых домов <адрес>, суд-

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор <адрес> обратился в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц, с иском к Администрации МО «<адрес>», <наименование организации> о понуждении произвести расчистку проезжих частей придомовых территорий <адрес> <адрес>.

      В обоснование иска прокурор <адрес> указал, что в ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> и представителями <наименование организации> проводилась проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части уборки проезжих частей на придомовых территориях <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что придомовые территории жилых домов <адрес> <адрес> не очищены от снега и наледи. На проезжих частях дворов со стороны подъездов на всей протяженности имеются снежные и ледяные образования, которые существенно затрудняют движение транспортных средств и граждан. Аналогичная ситуация наблюдалась в течение всей зимы. В состав общего имущества многоквартирных домов включаются, в том числе и земельные участки, на которых расположены дома, если границы участков определены на основании данных государственного кадастрового учета. Управляющей организацией по обслуживанию жилых домов является <наименование организации>. Финансирование работ по уборке проезжих частей придомовых территорий предусмотрено в тарифах на содержание общего имущества многоквартирных домов. <наименование организации> эта работа в зимний период не ведется надлежащим образом. Ненадлежащее состояние работы по благоустройству, очистке от снега и наледи в зимний период придомовых территорий, в том числе жилых домов <адрес>, нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов, независимо от погодных условий. Неприятие <наименование организации>» мер

 по обеспечению соответствия состояния придомовых территорий <адрес> требованиям законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны Администрации МО «<адрес>» организации исполнения законодательства и контроля за деятельностью муниципального предприятия, что является бездействием.

 Первоначально просил признать незаконными бездействие Администрации МО «<адрес>» <адрес> и <наименование организации> «<адрес>» по непринятию мер по обеспечению соответствия состояния придомовых территорий <адрес> требованиям законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; обязать Администрацию МО «<адрес>» и <наименование организации> принять меры к расчистке проезжих частей дворов придомовых территорий домов <адрес> <адрес> от снега,

 с ликвидацией скользкости и коллейности; в силу ст.212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.

 В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО3 требования поддержал по изложенным основаниям. Иск уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации МО «<адрес>» и <наименование организации> по непринятию мер по зимней уборке территорий домов <адрес> <адрес>. Обязать <наименование организации> принять меры к расчистке проезжих частей придомовых территорий домов <адрес> от снега, с ликвидацией скользкости и коллейности. Администрацию МО <адрес> обязать комиссионно проконтролировать выполнение этой работы <наименование организации>. В соответствии со ст.212 ГПК РФ, решение привести к немедленному исполнению.

 Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО4 иск в отношении Администрации МО «<адрес>» не признал. Суду пояснил, что согласен с доводами о том, что уборка придомовых территорий, в том числе домов <адрес> ведется ненадлежащим образом. Но не согласен с тем, что Администрация

 не организовала и не контролирует вопросы благоустройства, в частности, по очистке придомовых территорий от снега. <наименование организации> специально создавалось муниципальным учреждением <наименование организации> для осуществления обслуживания, содержания и ремонта жилого фонда, внешнего благоустройства. Необходимая техника у <наименование организации> для этого имеется. Устав <наименование организации> предусматривает, что благоустройство является одним из видов его деятельности. Администрация МО «<адрес>» рамках своих полномочий контролирует эти вопросы, но вмешиваться в хозяйственную деятельность не может. Согласно ст.36 ЖК РФ - придомовая территория жилых домов является общим имуществом собственников многоквартирных домов. Размежевание земельных участков придомовых территорий было произведено еще в ДД.ММ.ГГГГ году, когда жилой фонд передавался от <наименование организации> городу, земельные участки стоят на кадастровом учете. Внутриквартальные проезды к подъездам жилых домов относятся к придомовым территориям. <наименование организации>, как управляющая организация, заключила договоры на обслуживание жилого фонда с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, в том числе спорных. Граждане, проживающие в этих домах, оплачивают содержание придомовой территории, оплата поступает в <наименование организации>, и работы по расчистке придомовых территорий должны быть выполнены <наименование организации>. Для расчистки других территорий города, в том числе проезжих частей городских дорог создано МБУ <наименование организации> Иск прокурора в части понуждения <наименование организации> произвести расчистку проезжих частей придомовых территорий поддерживает.

 Представитель <наименование организации> МО «<адрес>» ФИО5 суду пояснил, что согласен с иском прокурора в той части, что дороги в <адрес> в плохом состоянии. Но в отношении <наименование организации> иск не признает, считает его ненадлежащим ответчиком, потому что специализированной организацией по содержанию (в том числе расчистке от снега) проезжих частей всех городских дорог является специализированное предприятие «<наименование организации>». Администрация МО «<адрес>» не обеспечивает финансирование <наименование организации> по расчистке и содержанию доро<адрес>, что содержание всех автомобильных дорог, в том числе внутриквартальных проездов должно финансироваться из городской казны. Согласно закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» - к дорожной деятельности относится и содержание дорог. Считает, что организовать надлежащее содержание всех городских дорог, к которым относятся и внутриквартальные проезды, обязана Администрация МО «<адрес>». <наименование организации> получает с жильцов многоквартирных домов оплату за уборку и содержание придомовой территории, но внутриквартальные проезды не относятся к придомовым территориям, на них распространяется законодательство об автомобильных дорогах. Считает, что расчистка проезжих частей придомовых территорий от снега относится к дорожной деятельности, и не может быть возложена на <наименование организации> При выделении необходимых средств из бюджета муниципального образования, <наименование организации> готово проводить указанные работы. Не отрицает, что в размер платы для граждан за содержание жилого фонда - входит механизированная зимняя уборка проезжих частей придомовых территорий; фактически <наименование организации> проводит такую расчистку имеющимися средствами, но производить расчистку в надлежащем порядке не имеет возможности в виду отсутствия достаточных денежных средств и необходимой техники. Просит в удовлетворении иска в отношении <наименование организации> отказать.

 Выслушав доводы сторон, пояснения свидетеля ФИО6, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

 Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ - собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

 Исходя из требований ч.2.3 ст.161 ЖК РФ - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п.п. «г» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года - содержание общего имущества включает в себя: в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества. Согласно п. 16 тех же Правил - надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Порядок технического обслуживания и содержания жилищного фонда регламентирован «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя РФ № 170 от 23.09.2003 года; разделом 3 которых регламентировано содержание придомовых территорий. Пунктами 3.6.1 и 3.6.2 Правил предусмотрено, что уборка придомовой территории, а именно: уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Места, недоступные для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами.

      В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> выборочно проводилась проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства: с участием зам.прокурора <адрес>, начальника ОГИБДД по <адрес>, зам.директора <наименование организации> В ходе проверки было установлено, что дворовые территории домов <адрес> не очищены от снега и наледи. На проезжей части дворовых территорий, на всей протяженности, имеются снежные и ледяные образования, высота которых превышает 20 см, что существенно затрудняет движение транспортных средств и граждан, в том числе жильцов указанных домов ( л.д.9).

 Земельные участки, отведенные под дома <адрес> стоят

 на кадастровом учете под № согласно кадастровому плану ( л.д.10-13); внутриквартальные проезды – подъезды к жилым домам входят в придомовые территории.

 В соответствии с п.25 ст.38 Устава МО «<адрес>» в полномочия Администрации МО «<адрес>» входит организация благоустройства города (л.д.72-79)

 Согласно Уставу <наименование организации> МО «<адрес>», утвержденному приказом МУ

 <наименование организации> ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных видов деятельности предприятия является осуществление эксплуатации, обслуживания, содержания и ремонта жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства; организация предоставления коммунальных услуг гражданам; благоустройство, озеленение и очистка городских территорий ( л.д.18-29 ).

 В соответствии с п.п.3.1, 3.2 Правил по обеспечению санитарного содержания и благоустройства территорий МО «<адрес>», утвержденных решением <адрес> городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.33-61), с целью обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий <адрес> они закрепляются за предприятиями и организациями: территории многоквартирных домов - за ЖК, ЖСК,ТСЖ… или организациями, уполномоченными обслуживать жилищный фонд. <наименование организации> в настоящее время является управляющей организацией всех многоквартирных жилых домов <адрес>, что подтвердили стороны в судебном заседании. Порядок уборки территорий <адрес> в зимний период закреплен в разделе № указанных выше Правил. Пунктом 6.2 предусмотрено, что все предприятия, в ведении которых находятся здания, сооружения, места с массовым пребыванием людей, обязаны проводить очистку от снега и льда занимаемых и прилегающих территорий. Внутридворовые тротуары, пешеходные дорожки, проезды и отмостки должны быть очищены от снега и наледи до состояния, обеспечивающего свободный и безопасный проход граждан ( п.6.12 л.д.45-46).

 На л.д. 132-142 имеется перечень движимого имущества, переданного <наименование организации> на баланс, в том числе бульдозера, тракторов, погрузчика. Представитель <наименование организации> не отрицает, что техника для уборки территорий имеется, но ее недостаточно ( л.д.148).

 В судебном заседании исследовался Устав МБУ <наименование организации> утвержденный постановлением Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ

 ( л.д.86-95), согласно которому предметом деятельности организации являются благоустройство и озеленение территорий <адрес>, ремонт и содержание автомобильных дорог. Постановлением Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ для «<наименование организации>» утверждена спецификация уборочных площадей, в том числе межквартальных, внутриквартальных автодорог ( л.д.96-99), из которой усматривается, что внутриквартальные проезды – подъезды к жилым домам, в указанную спецификацию не входят.

 Спецификация уборочных площадей придомовых территорий всех жилых многоквартирных домов <адрес>, в том числе проезжих частей придомовых территорий, разработана согласно землеустроительным делам ( л.д.104-108), и имеется у <наименование организации>, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.149-153).

 Ответчиком <наименование организации> суду представлены копии типовых договоров управления многоквартирными домами, которые заключены с собственником муниципального жилого фонда, и гражданами – собственниками жилых помещений в многоквартирных домах ( л.д. 121-127). Пунктами 2.1.1 ( л.д.121) п. 3.1.1 ( л.д.126) договоров предусмотрено, что <наименование организации> обязано осуществлять управление общим имуществом в интересах собственника…в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм… Содержать строение, его инженерное оборудование, придомовую территорию и элементы благоустройства в соответствии с требованиями Правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В Приложении № к договору имеется перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, в который входит: уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома; в том числе сдвижка и уборка снега, ликвидация наледи ( л.д.127 об.). На л.д.128-131 представлен реестр квартир, находящихся в муниципальной собственности в домах <адрес>; остальные квартиры находятся в собственности граждан.

 Согласно расчету содержания жилого фонда на ДД.ММ.ГГГГ год, который <наименование организации> представляет как обоснование для утверждения размера платы (тарифов) за жилое помещение для граждан, проживающих в <адрес>, в том числе граждан-собственников жилых помещений, в указанный расчет входит механизированная зимняя уборка проезжих частей придомовых территорий ( л.д.143-147), в том числе спорных домов. Размер платы для граждан за жилое помещение утверждается <адрес> городским Советом с учетом указанного вида работ ( л.д.100-103), данного факта ответчики в судебном заседании

 не отрицали. Согласно решению <адрес> городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ

 (л.д.112-113) размер платы за жилое помещение для собственников, которые на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы, устанавливается в таком же размере, как для нанимателей жилых помещений.

 Свидетель ФИО6, ведущий специалист-экономист Администрации МО «<адрес>», суду пояснила, что механизированная зимняя уборка проезжих частей придомовых территорий входит в расчет оплаты содержания жилых помещений для граждан. Собственники оплачивают жилые помещения по тем же тарифам, по которым рассчитываются наниматели жилых помещений, а не утверждают тарифы на общих собраниях, такое решение приняла управляющая компания <наименование организации> для всех жителей действуют одинаковые тарифы.

 Первоначально <наименование организации> проводила зимнюю уборку всего города, в том числе дорог, но после создания МБУ «<наименование организации>» МБУ были переданы работы по расчистке городских дорог и территорий, а расчистка придомовых территорий осталась у <наименование организации>

 Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве долевой собственности общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен дом. В придомовые территории жилых домов <адрес> <адрес>, стоящие на кадастровом учете, входят внутриквартальные проезды; уборка которых от снега и наледи, в соответствии с требованиями Правил и норм, указанных в решении, возложена на управляющую компанию, которой является <наименование организации> Суд считает, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, предусмотренные нормами и правилами, договорами, должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме. В данном же случае, механизированная зимняя уборка проезжих частей придомовых территорий жилых домов, в том числе спорных, предусмотрена и в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, которые оплачивают жильцы этих домов <наименование организации> Фактически расчистка от снега проезжих частей внутриквартальных проездов, в том числе на придомовых территориях жилых домов № управляющей компанией <наименование организации> производится, этого факта не отрицал представитель управляющей компании, но не надлежащим образом. Поэтому суд считает, что надлежащим ответчиком, исходя из требований прокурора, является <наименование организации>; и считает необходимым обязать его произвести расчистку проезжих частей внутриквартальных проездов придомовых территорий домов <адрес> <адрес> от снега и наледи. Решение обратить к немедленному исполнению в силу ст.212 ГПК РФ; поскольку при затягивании исполнения решения суда, его исполнение может оказаться невозможным в виду погодных условий.

 Отсутствие в достаточном количестве необходимой техники для производства расчистки снега не может служить основанием для освобождения управляющей компании от своих обязательств. Решение указанных вопросов относится к хозяйственной деятельности <наименование организации>. Доводы представителя <наименование организации> о том, что очистка внутриквартальных проездов придомовых территорий от снега относится к дорожной деятельности, и поэтому должна быть возложена на Администрацию МО «<адрес>», опровергаются изложенными в решении

 нормативными актами и доказательствами.

 Поскольку контроль за выполнением работ, возложенных на <наименование организации>» по решению суда, будет осуществляться в установленном порядке службой судебных приставов,

 в требовании истца о возложении контроля за выполнением указанных работ на Администрацию МО «<адрес>» необходимо отказать.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд -

 Р Е Ш И Л:

 Иск прокурора <адрес> удовлетворить частично: обязать <наименование организации> произвести расчистку проезжих частей внутриквартальных проездов придомовых территорий домов <адрес> <адрес> от снега и наледи, обратив решение в этой части к немедленному исполнению.

 В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд в апелляционном порядке; но подлежит немедленному исполнению в указанной части.

 Судья: Казак С.А.