ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2014 от 30.05.2014 Урмарского районного суда (Чувашская Республика)

 2-197/ 2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 мая 2014 года пос. Урмары

 Урмарский районный суд Чувашской Республики

 под председательством судьи Соловьевой К.А.,

 с участием пом. прокурора Урмарского района Исаевой К.Р.,

 при секретаре Кузьминой С.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

 прокурора Урмарского района к МУП «Комбинат бытового обслуживания населения» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Урмарского района обратился в суд с иском к ответчику по тем мотивам, что МУП «Комбинат бытового обслуживания населения» нарушает требования законодательства об охране окружающей среды. Основным видом деятельности предприятия является пошив, ремонт одежды и обуви, производство спецодежды, фотоуслуг, представление парикмахерских услуг, услуг по ремонту сложной бытовой техники, теле–,видео–,аудио-радиоаппаратуры, часов, по химчистке, вязанию, изготовление памятников, венков, оказание услуг проката, посреднических услуг юридическим и физическим лицам, торгово-закупочная деятельность и внешнеэкономическая деятельность. Образованные отходы скапливаются, а в последующем размещаются на полигоне твердых бытовых отходов п.Урмары. Между МУП УР «Комбинат бытового обслуживания» и ООО «Водоканал» заключались договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов. Согласно актам выполненных работ за период с июля по декабрь 2012 года администрацией ООО «Водоканал» вывезено и размещено на полигоне ТБО п. Урмары 10,5 куб.м. мусора и ТБО, образованных в процессе деятельности МУП УР «Комбинат бытового обслуживания», с января по декабрь 2013 года – 14,25 куб.м. мусора и ТБО. По состоянию на 09.04.2013 года администрацией МУП «Комбинат бытового обслуживания населения Урмарского района» не составлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2012 года, а также 1-4 кварталы 2013 года. Предприятием плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды не внесена. Просит обязать ответчика произвести и заполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2012 года, а также за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2013 года и представить в Приволжское управление Федеральной службы по экологическому надзору в сфере природопользования по ЧР в 15-дневный срок.

 В судебном заседании пом. прокурора Урмарского района Исаева К.Р. иск прокурора поддержала в полном объеме по указанным в нем основаниям.

 Представитель МУП «Комбинат бытового обслуживания населения» в лице его директора Илларионова С.В. иск прокурора признал, поясняя, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду составлен, но плата пока не внесена, обязуются внести указанную плату в ближайшее время.

 Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в связи с его обоснованностью по следующим основаниям.

 Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

 В соответствии со ст. 16 Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

 -выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

 -сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

 -загрязнение недр, почв;

 -размещение отходов производства и потребления;

 -загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

 -иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

 Перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно п.9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ.

 Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

 Расчет платы представляется плательщиками в Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия.

 В соответствии со ст.ст. 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных районов и подлежит зачислению в указанные бюджеты по нормативам 20, 40 и 40 процентов, соответственно.

 Согласно п.3 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8.08.1992 N 632 (далее - Порядок), плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

 В соответствии с п.4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

 Согласно п.5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

 В силу п.6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

 В соответствии с Порядком заполнения и представления формы Расчета
платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 23.05.2006 N459, Расчет платы за негативное воздействие на окружающую
среду заполняется предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

 Расчет платы представляется плательщиками в Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия.

 Как показала проверка, проведенная 09 апреля 2014 года, прокуратурой района, ответчик осуществляет деятельность по пошиву и ремонту одежды, представление парикмахерских услуг и др. В процессе осуществления хозяйственной деятельности общества образуется мусор, твердые бытовые отходы производства и потребления. Образованные отходы скапливаются, а в последующем размещаются на полигоне твердых бытовых отходов пос. Урмары. Между МУП УР «Комбинат бытового обслуживания» и ООО «Водоканал» заключались договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов. Согласно актам выполненных работ за период с июля по декабрь 2012 года администрацией ООО «Водоканал» вывезено и размещено на полигоне ТБО п.Урмары 10,5 куб.м. мусора и ТБО, образованных в процессе деятельности МУП УР «Комбинат бытового обслуживания», с января по декабрь 2013 года – 14,25 куб.м. мусора и ТБО. По состоянию на 09.04.2013 года администрацией МУП «Комбинат бытового обслуживания населения Урмарского района» не составлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2012 года, а также 1-4 кварталы 2013 года. Предприятием плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды не внесена._

 Отсутствие Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и неуплата ее природопользователями влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на проведение мероприятий по ее защите от негативного воздействия.

 Также статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 197 - 199 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

 Обязать администрацию муниципального унитарного предприятия Урмарского района «Комбинат бытового обслуживания населения» произвести и заполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2012 года, а также за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2013 года, и представить сведения в Приволжское управление Федеральной службы по экологическому надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в течение 15-дней.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца после его вынесения.

 Председательствующий                     К.А.Соловьева