ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2015 от 17.03.2015 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело №2-197-2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Губаха 17.03.2015 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,

при секретаре Н.Б.Никулиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселькова М.П. к администрации городского округа «Город Губаха», муниципальному унитарному предприятию «Горнолыжный центр Губаха» об обязании прекратить право хозяйственного ведения на жилое помещение,

,

УСТАНОВИЛ:

Кисельков М.П. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха», муниципальному унитарному предприятию «Горнолыжный центр Губаха» (МУП «Горнолыжный центр Губаха») об обязании прекратить право хозяйственного ведения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, указав, что он проживает в указанной квартире, которую администрация города передала ему в собственность в порядке приватизации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ года, однако он не может зарегистрировать свое право на это жилое помещение, так как здание по вышеуказанному адресу находится в хозяйственном ведении МУП «Горнолыжный центр Губаха», в связи с чем Управление Росреестра по Пермскому краю отказало ему в регистрации права собственности со ссылкой на ст. 295 ГК РФ, которой установлено, что собственник, передав в хозяйственное ведение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия. При таких обстоятельствах ответчики должны прекратить право хозяйственного ведения на его квартиру.

В судебное заседание истец Кисельков М.П.и его представитель Яковлева З.Н. не явились, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали.

Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Когтева Е.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, представила письменные возражения, суть которых сводится к тому, что муниципальное образование городской округ «Город Губаха» является собственником общежития, расположенного по адресу: <адрес>, которое находится в хозяйственном ведении МУП «Горнолыжный центр Губаха», поэтому в силу п.1 ст.295 ГК РФ и Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» администрация города не вправе изымать имущество из хозяйственного ведения этого унитарного предприятия, поскольку это возможно лишь в случае егореорганизации или ликвидации по решению собственника.

Аналогичную позицию выразил представитель МУП «Горнолыжный центр Губаха» Гудыменко С.В. в представленных суду письменных возражениях, заявив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 294 Гражданского кодекса РФ указано, что муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п.1). Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п.2).

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Статьей 235 Гражданского кодекса РФ, посвященной основаниям прекращения права собственности, предусмотрено, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (абз.9 п.2).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (ч.1). Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3).

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании распоряжения Правительства Пермского края от 16.10.2012 года № 179-рп «О передаче имущества в муниципальную собственность», приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 26.10.2012 года №СЭД-31-02-1072 «О передаче имущества в муниципальную собственность» из состава казны Пермского края в муниципальную собственность Губахинского муниципального района было передано здание общежития по адресу: <адрес> Постановлением администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 28.12.2012 года № 1276 указанное здание было включено в состав муниципальной казны Губахинского муниципального района и передано на праве хозяйственного ведения МУП «Горнолыжный центр Губаха», при этом целевое назначение использования здания не определено. На основании договора №11 на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенного 17.03.2014 года между администрацией городского округа «Город Губаха» и Кисельковым М.П., последнему передано в собственность жилое помещение - <адрес> однако в государственной регистрации права собственности на это имущество истцу было отказано.

Это подтверждается, кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.

В ответе прокурора г.Губаха от 03.04.2013 года №125-ж-2013 на заявление Яковлевой З.Н. указано, что на основании распоряжения Правительства Пермского края от 16.10.2012 года №179-рп «О передаче имущества в муниципальную собственность», приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 26.10.2012 года №СЭД-31-02-1072 «О передаче имущества в муниципальную собственность» из состава казны Пермского края в муниципальную собственность Губахинского муниципального района было передано здание общежития по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Губахинского муниципального района от 28.12.2012 года №1276 указанное здание было включено в состав муниципальной казны Губахинского муниципального района и передано на праве хозяйственного ведения МУП «Горнолыжный центр Губаха», целевое назначение использования этого имущества не определено.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 01.04.2013 года и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.02.2015 года № 59/004/2015-64 следует, что общежитие (жилой дом) по адресу: г.Губаха, пр.Октябрьский, 17, является собственностью муниципального образования городской округ «Город Губаха» и с 01.04.2013 года находится в хозяйственном ведении МУП «Горнолыжный центр Губаха».

Из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что администрация городского округа «Город Губаха» безвозмездно передала в собственность Киселькову М.П. комнату <адрес>.

Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю от 16.05.2014 года № 04/0104/2014-547.840 следует, что Киселькову М.П. отказано в государственной регистрации права собственности на комнату <адрес> так как в соответствии с имеющейся актуальной записью указанная комната расположена в здании общежития, которое находится в хозяйственном ведении МУП «Горнолыжный центр Губаха», поэтому выдавшее заявителю правоустанавливающий документ муниципальное образование «Город Губаха» не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества в силу п.1 ст.295 ГК РФ, ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При оценке совокупности исследованных доказательств, суд учитывает следующее.

По смыслу нормативных положений п. 3 ст. 299, ст.217 и 235 Гражданского кодекса РФ в их взаимосвязи, прекращение права хозяйственного ведения обусловлено исключительно наступлением юридически значимых событий (фактов), которые в исследуемом случае связаны с приватизацией истцом жилого помещения в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Из этого следует, что принятия специального решения о прекращении права хозяйственного ведения в отношении жилого помещения истца не требуется, поскольку указанное право прекращается в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ) в связи с принятием собственником решения о передаче жилого помещения в собственность Киселькова М.П.

Возражения ответчиков являются необоснованными, поскольку в соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется как уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами местного самоуправления, так и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, заключение договора от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче в собственность ФИО1 жилого помещения по адресу: <адрес> прекращает право хозяйственного ведения МУП «Горнолыжный центр Губаха» на спорное жилое помещение с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, что свидетельствует о неверном выборе истцом способа защиты своих жилищных прав.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Киселькову М.П. в иске к администрации городского округа «Город Губаха», муниципальному унитарному предприятию «Горнолыжный центр Губаха» об обязании прекратить право хозяйственного ведения на <адрес>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья