ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2016 от 01.03.2016 Дудинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2016 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Кузнецовой О.В.,

при секретаре Ивлевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-197 по иску Бойко <данные изъяты> Дьяков <данные изъяты> в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 к Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании отказа об исключении из списка граждан незаконным, восстановлении в очередности и возложении обязанности по выдаче свидетельства,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Бойко А.Ф., Дьякив Т.В. обратились в суд с иском в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 к Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании отказа об исключении из списка граждан незаконным, восстановлении в очередности и возложении обязанности по выдаче свидетельства, мотивируя тем, что Бойко А.Ф. является участником Мероприятия 12. Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края), в рамках подпрограммы 4. «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 -2017 годы, являющейся приложением №6 к государственной программе Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №514-п (ред. от 29.12.2014., (далее Мероприятие 12). Социальная поддержка оказывается гражданам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края и выезжающим в другие районы Красноярского края, вставшим на учет, но не успевшим получить государственную помощь в соответствии с законом Красноярского края от 21.12.2010 №11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края». Трудовой стаж Бойко А.Ф. составляет более 35 лет. Истец Бойко А.Ф. проживает постоянно по адресу: <адрес> по договору социального найма, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве членов её семьи, с ней проживают дочь – Дьякив <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ р., внучка – ФИО3ДД.ММ.ГГГГр., внук -ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ р. С 26.06.2004 г. Бойко А.Ф. является пенсионером по старости, в 2014 году выразила желание реализовать свое право на получение социальной выплаты для приобретения жилья на территории Красноярского края. 07.05.2014 г. в адрес истца Бойко А.Ф. направлен отказ за в предоставлении социальной выплаты ей и членам ее семьи, а также письмо от 14.05.2014 г. об исключении Бойко А.Ф. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Красноярского края в 2014 году. Считают данный отказ и исключение Бойко А.Ф. из списка получателей социальной выплаты в 2014 году незаконным и необоснованным. Обязательными условиями получения социальных выплат по указанной программе является: отсутствие жилых помещений за пределами районов отселения; не получение безвозмездной помощи за счет средств бюджетов разных уровней в связи с переселением; передача гражданами и членами их семей, с учетом которых осуществляется расчет размера социальной выплаты, жилых помещений в собственность поселений и (или) городских округов по последнему месту жительства и (или) расторжения договоров социального (коммерческого) найма. Жилых помещений на праве собственности за пределами районов отселения, а также иного права постоянного пользования жилыми помещениями, Бойко А.Ф. и члены её семьи по настоящее время, не имели и не имеют. Безвозмездную помощь за счет средств бюджетов разных уровней, либо за счет средств организаций в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Бойко А.Ф. и члены её семьи не получали. От подписания соглашения, о безвозмездной передачи в собственность поселения и расторжения договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, истцы и члены их семьи, не отказывались. Пунктом «к» статьи 10 Закона, исключение из списка граждан, предусмотрено в случае отчуждения жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину, включенному в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, и (или) членам его семьи и подлежащих передаче в собственность поселения или городского округа по последнему месту жительства, в течении одного года до подачи заявления на выдачу свидетельства, повлекшего ухудшение жилищных условий. Согласно норм Жилищного кодекса РФ к ухудшению жилищных условий можно отнести перечень определенных намеренных действий: вселения иных лиц, порча жилого помещения, незаконное переустройство, перепланировка т.д., в результате которых, они могут быть признаны ухудшающими. Действий, направленных на намеренное ухудшение условий проживания в квартире, являющейся последнем местом жительства и подлежащей передаче в собственность соответствующего поселения, Бойко А.Ф. и члены её семьи не совершали. В соответствии со статьёй 20 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Данный факт может быть подтвержден документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. На основании выписки из копии паспорта Бойко А.Ф., Дьякив Т.В., свидетельства о регистрации ФИО4, последнее место жительства претендентов, с учетом которых осуществляется расчет размера социальной выплаты, является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.При принятии решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, отделом по миграционной и жилищной политике Администрации муниципального района, неправомерно было внесено жилое помещение находящееся в районе отселения по адресу: <адрес>, в состав имущества подлежащего передаче в собственность поселения. Однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая Дьякив Т.В. ФИО9 на праве общей совместной собственности, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, была реализована другому лицу, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю №24 от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9 не является членом семьи в качестве участника программы, претендующим на предоставление социальной выплаты. Отчуждение (продажа) собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, не повлекло к ухудшению жилищных условий Бойко А.Ф. по адресу: <адрес>, а также к ухудшению жилищных условий членов её семьи. Квартира расположенная по адресу: <адрес> не являлась последним местом жительства члена семьи Бойко А.Ф. - Дьякив Т.В., и соответственно не могла подлежать передаче в собственность поселения, при условии предоставления социальной выплаты. Истцы просят признать отказ об исключении Бойко А.Ф, Дьякив Т.В., ФИО4 из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья на территории Красноярского края незаконным и необоснованным. Обязать ответчиков включить Бойко А.Ф. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, восстановить Бойко А.Ф. в очереди на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на территории Красноярского края. Возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Красноярского края по выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты Бойко А.Ф. для приобретения жилья на территории Красноярского на семью из трех человек.

В судебном заседании истцы Бойко А.Ф. и Дьякив Т.В. участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с невозможностью явиться в судебное заседание из <адрес>.

Представитель ответчика Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Волощук Л.А., действующая на основании доверенности участия в судебном заседании не принимала, представив возражение относительно заявленных требований с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из возражения следует, что ответчик не согласен с требованиями истца по следующим основаниям. Законом Красноярского края от 21.12.2010 №11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края». Администрация муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 №11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края». Объем переданных государственных полномочий определен в статье 2 Закона №11-5582. Перечень оснований, по которым граждане исключаются из списка граждан, имеющих право на получение социальных на приобретение жилья на территории Красноярского края в соответствии с Законом №11-5580, предусмотрен статьей 10 Закона №11-5580. К данным основаниям, в частности, относятся: отчуждение жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину, включенному в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, и (или) членам его семьи и подлежащих передаче в собственность поселения или городского округа по последнему месту жительства, в течение одного года до подачи заявления на выдачу свидетельства, повлекшего ухудшение жилищных условий. Как следует из материалов дела, Бойко А.Ф. была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат с 24.12.2007 г. По состоянию на 01.01.2014 г. в вышеуказанном списке, Бойко А.Ф. стояла под первым номером очереди. 20.02.2014 г. Бойко А.Ф. представила заявление и пакет документов на выдачу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Красноярского края. Состав семьи Бойко А.Ф.–3 человека: -Бойко <данные изъяты> -заявитель; - Дьякив <данные изъяты> - дочь заявителя; - ФИО4 –внук заявителя. При запросе сведений содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлено, что 23.10.2013 г. Дьякив Т.В. совершила намеренные действия по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения произвела, подлежащего передаче в собственность поселения по последнему месту жительства, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от 07.05.2014 г. Бойко А.Ф. было предложено получить в 2014 г. свидетельство без учета дочери Дьякив Т.В. Внук Бойко А.Ф. –ФИО4 не может учитываться при расчете суммы социальной выплаты, так как несовершеннолетние дети регистрируются и проживают по месту жительства своих родителей или одного из них. В связи с тем, что родители ФИО4 не могут получить социальную выплату в соответствии с Законом №11-5580, то соответственно и ФИО4 не может учитываться при расчете суммы социальной выплаты с Бойко А.Ф. в 2014 году. Решением комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от 14.05.2014 г. Бойко А.Ф. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи с отчуждением членом семьи Дьякив Т.В. жилого помещения, подлежащего передаче в муниципальную собственность, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного года до подачи заявления на выдачу свидетельства. Кроме того, истцами пропущен трехмесячный срок, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ для обжалования решения принятого 14.05.2015г. Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края участия в судебном заседании не принимал, представив письменные возражения относительно заявленных требований и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Из возражений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края следует, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований Закона №11-5580 от 21.12.2010 г. в течение года до подачи заявления на выдачу свидетельства, членом семьи Дьякив Т.В. получателя социальной выплаты Бойко А.Ф. произведено отчуждение жилого помещения, подлежащего передаче в муниципальную собственность. По этой причине Бойко А.Ф. не может быть включена в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего севера и приравненные к ним местности не позднее 01 октября 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Право на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Красноярского края установлено Законом Красноярского края от 21.12.2010 г. №11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края».

В рамках указанного Закона постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. №514-п утверждена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2014 -2016 годы.

Как установлено, 24.12.2007 г. Бойко А.Ф. была включена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера. По состоянию на 01.01.2014 г. Бойко А.Ф. в списке значилась под первым номером. 20.02.2014 г. Бойко А.Ф. представила заявление и пакет документов на выдачу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Красноярского края на состав семьи из трех человек: - Бойко А.Ф. – участник программы; члены семьи участника программы- дочь Дьякив Т.В. и внук ФИО4

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен пунктом 21 постановления Правительства №879.

К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений: приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 21.12.2010 г. №11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края», социальные выплаты предоставляются гражданам при условии передачи ими и членами их семей, с учетом которых осуществляется расчет размера социальной выплаты, жилых помещений в собственность поселений и (или) городских округов по последнему месту жительства и (или) расторжения договоров социального (коммерческого) найма.

В соответствии с подпунктом «к» статьи 10 Закона №11-5580 гражданин исключается из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в случаях: отчуждения жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину, включенному в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, и (или) членам его семьи и подлежащих передаче в собственность поселения или городского округа по последнему месту жительства, в течение одного года до подачи заявления на выдачу свидетельства, повлекшего ухудшение жилищных условий.

Как установлено, из сведений содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним член семьи участника программы Бойко А.Ф., - Дьякив <данные изъяты>, 23.10.2013г. произвела отчуждение имевшегося у неё в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем письмом от 07.05.2014 г. отдел по миграционной и жилищной политике Администрации муниципального района предложил Бойко А.Ф. получить свидетельство о социальной выплате без учета члена семьи, на что она не согласилась. Решением комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от 14.05.2014 г. Бойко А.Ф. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

При таких обстоятельствах, суд полагает решение комиссии от 14.05.2014 г. законным и обоснованным, поскольку факт отчуждения членом семьи Бойко А.Ф. – Дьякив Т.В. имевшегося в ее собственности жилого помещения следует расценивать как действие, направленное по ухудшению своих жилищных условий, совершенное с намерением приобретения права на получение социальной поддержки.

Истцами необоснованно заявлены требования в интересах несовершеннолетних детей ФИО16и ФИО17

Согласно пунктов 114, 115, 116 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 г. №288, несовершеннолетние дети регистрируются и проживают по месту жительства родителей или одного из них.

Из материалов дела видно, что Бойко А.Ф., Дьякив Т.В. и ФИО4 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Поскольку мать несовершеннолетнего ФИО19 –Дьякив Т.В. не имеет права на получение социальной выплаты в связи с отчуждением жилого помещения, следовательно, и ФИО4 не учитывается при расчете суммы социальной выплаты. Несовершеннолетняя ФИО3 не входила в состав семьи Бойко А.Ф. на предоставление социальной выплаты. 20.02.2014 г. Бойко А.Ф. представляла заявление и пакет документов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Красноярского края на состав семьи из трех человек: Бойко А.Ф., ее дочь – Дьякив Т.В., и внук –ФИО4

Как установлено, Бойко А.Ф. было предложено получить субсидию на одного человека без членов семьи, на что последняя отказалась, вновь встать на учет истица Бойко А.Ф. также не намеривается, требуя восстановить её в очередности на дату подачи первоначального заявления и выдать сертификат на семью из трех человек.

При таких обстоятельствах заявленные требования о признании решения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о снятии Бойко А.Ф. с учета на получение социальной выплаты, признании права на получение государственного жилищного сертификата о наложении на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предоставить ей жилищный сертификат на семью из трех человек являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Необоснованна ссылка представителя ответчика Администрации ТДНМ района в отзыве, на положения ст. 219 КАС РФ о применении срока давности для обращения в суд, так как между сторонами имеется спор о праве на получение жилищной субсидии, поэтому спорные правоотношения рассматриваются в исковом порядке с применением норм ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Бойко <данные изъяты>, Дьякив <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований заявленных в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 к Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании решения об исключении из списка граждан имеющих право на получение жилищных субсидий, обязать выдать жилищный сертификат отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья О.В. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2016 года