ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2016 от 18.11.2016 Суда района имени Полины Осипенко (Хабаровский край)

Дело № 2-197/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2016 г. с. имени Полины Осипенко

Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в составе:

судьи Табакова Е.А., при секретаре судебного заседания Ботникове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о взыскании денежного поощрения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 с учетом дополнения, заявленного истцом в судебном заседании, просит обязать ответчика выплатить ей единовременное денежное поощрение в размере 15 месячных должностных окладов с учетом районного коэффициента и соответствующей надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, связанное с выходом на муниципальную пенсию. Свои доводы мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность <данные изъяты>, уволилась по собственному желанию в связи с выходом на муниципальную пенсию (стаж муниципальной службы составляет более 23 лет, ранее замещала должность государственной гражданской службы). Согласно Положению о поощрении и награждении муниципальных служащих муниципального района имени Полины Осипенко от 02 11 2007 № 110, а также Правилам внутреннего трудового распорядка Администрации, при выходе на муниципальную пенсию за выслугу ей полагается выплата единовременного денежного поощрения в размере пятнадцати месячных должностных окладов. В связи с чем, ею ДД.ММ.ГГГГ на имя главы муниципального района было подано заявление о выплате единовременного денежного поощрения. ДД.ММ.ГГГГ ею было получено заказное письмо об отказе в выплате единовременного денежного поощрения, в связи с тем, что постановление Администрации муниципального района имени Полины Осипенко от 18.03.2016 № 32 утратило силу. Во время осуществления своей трудовой деятельности в Администрации с данным постановлением под роспись ознакомлена не была.

В суд поступили возражения от представителя ответчика - и.о. главы Администрации муниципального района ФИО., в которых он просит в исковых требованиях истцу отказать. Свои возражения основывает тем, что распоряжением главы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, Истец назначен на должность муниципальной службы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ на имя главы муниципального района, Истицей подано заявление об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на муниципальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, главой муниципального района издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении ФИО1»

ДД.ММ.ГГГГ на имя главы муниципального района от Истицы поступило заявление о выплате единовременного денежного поощрения в размере 15-месячных должностных окладов, в соответствии с Положением «О поощрении и награждении муниципальных служащих муниципального района имени Полины Осипенко», утвержденным постановлением главы муниципального района от 02.1 1.2007 №110.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Единовременное денежное поощрение муниципального служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет относится к мерам поощрения муниципальных служащих и не является гарантированной выплатой.

В силу ч.2 ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальным служащим, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 №131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае», решение о применении в отношении муниципального служащего выплаты единовременного поощрения принимается представителем нанимателя (работодателем).

Постановлением главы муниципального района имени Полины Осипенко от 02.11.2007 №110 утверждено Положение «О поощрении и награждении муниципальных служащих муниципального района имени Полины Осипенко», (далее - Положение). Пунктом 1.2. Положения определено, что решение о поощрении или награждении, оформляется распоряжением главы муниципального района на основании ходатайства руководителя структурного подразделения, согласованного с заместителем главы администрации муниципального района, курирующим соответствующее структурное подразделение, и управлением делами администрации муниципального района. Ходатайство должно содержать краткую характеристику муниципального служащего с указанием конкретных заслуг и ранее примененных наград и поощрений. Поощрение и награждение может быть осуществлено по личной инициативе главы муниципального района.

В соответствии с пунктом 11.3. Правил внутреннего трудового распорядка в администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденных постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 №137, решение о поощрении или награждении муниципального служащего принимается по аналогии Положения «О поощрении и награждении муниципальных служащих муниципального района имени Полины Осипенко».

В целях привидения в соответствие нормативного правового акта главы муниципального района в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, Постановлением Администрации от 18.03.2016 №32 «О внесении изменений в постановление главы муниципального района от 28.10.2009 №137 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка в администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края в новой редакции», вышеуказанное Положение признано утратившим силу.

Пунктом 5 статьи 19 Устава муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, принятым решением Собрания депутатов муниципального района от 20 апреля 2005 №22, (далее - Устав) установлено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального района осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 32 Устава, глава является распорядителем средств бюджета муниципального района.

В связи со сложной финансовой ситуацией в бюджете муниципального района, постановлением Администрации от 22.07.2016 №147, «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка в Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденные постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 №137», пункт 11.6 (о выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему) признан не действующим с 22.07.2016года.

Доводы Истца на не ознакомление под роспись с постановлением Администрации от 18.03.2016 №32 «О внесении изменений в постановление главы муниципального района от 28.10.2009 №137 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка в администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края в новой редакции», Администрация считает необоснованными, так как в соответствии со статьей 11 главы 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», определены права муниципального служащего, одними из которых это:

-ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

- оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В исковом заявлении по делу № 2-171/2016 от 14.09.2016г., Истица указывала на то, что до муниципальной службы 22 года работала на должности государственной гражданской службе в <данные изъяты>, из которых в должности руководителя более 15 лет. При увольнении из <данные изъяты> ей была объявлена благодарность за длительную, безупречную и эффективную государственную гражданскую службу с выплатой денежной премии. На день поступления на муниципальную службу в Администрацию, Истица уже являлась пенсионером по достижению пенсионного возраста. Стаж работы Истицы в Администрации составил менее 1,5 лет. Пунктом 11.6 Правил внутреннего трудового распорядка в администрации муниципального района им. П.Осипенко Хабаровского края, утратившего силу 22.07.2016г., была предусмотрена возможность выплаты поощрения «в связи с выходом на пенсию». Минимальный стаж муниципальной службы, установленный для назначения денежного поощрения, составляет 15 лет.

В судебном заседании истица просила исковые требования удовлетворить - обязать ответчика выплатить положенное ей при выходе на муниципальную пенсию единовременное денежное поощрение в размере 15 должностных окладов. В суде пояснила, что такое поощрение ей должно было быть выплачено не по результатам эффективности работы либо иные заслуги, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей, а в связи с выходом на пенсию. Единственной причиной, ограничивающей такую выплату, могло быть наличие дисциплинарного взыскания, неснятого на момент увольнения - выхода на пенсию. Дисциплинарного взыскания истица на момент своего увольнения не имела. Считает, что принятие постановления Администрации муниципального района имени Полины Осипенко от 22.07.2016 г., которым прекращена оспариваемая выплата, связано с нежеланием выплатить именно ей денежное поощрение. Ранее работодателем на неё было наложено дисциплинарное взыскание, для того чтобы она не смогла получить поощрение, однако в судебном порядке распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания было признано незаконным и подлежащем отмене, тогда задним числом, якобы от 22.07.2016 г. было принято постановление Администрации муниципального района имени Полины Осипенко № 147.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать. Суду пояснила, что в связи со сложной финансовой ситуацией в бюджете муниципального района, постановлением Администрации от 22.07.2016 №147, «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка в Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденные постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 №137», пункт 11.6 (о выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему) признан не действующим с 22.07.2016 года.

Кроме того, выплата оспариваемого поощрения непосредственно связана с исполнением увольняемого работника своих должностных обязанностей, и может быть выплачено только по распоряжению Главы, к которому должен обратиться руководитель структурного подразделения работника, а поскольку истец сама являлась руководителем отдела, в предоставлении такого ходатайства необходимости не было. Глава в этом случае самостоятельно принимает решение о поощрении либо о не поощрении работника. При этом такое поощрение выплачивается за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречную и эффективную муниципальную службу. Поскольку наличия указанных факторов у истицы за время её работы в администрации установлено не было, представителем нанимателя было принято решение об отказе в оспариваемой выплате.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Распоряжением Главы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 назначена на должность муниципальной службы - <данные изъяты>.

Распоряжением Главы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО1 расторгнут по инициативе работника в связи с её выходом на муниципальную пенсию, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Трудовой книжкой подтверждается, что ФИО1 имеет муниципальный стаж более 23 лет, с учетом ранее замещаемой должности государственной гражданской службы в <данные изъяты>.

Из ответа начальника отдела государственной службы и кадров <данные изъяты>, а также из записи в трудовой книжки установлено, что служебный контракт с ФИО1 был расторгнут по инициативе гражданского служащего, при этом по увольнению ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, иные выплаты не производились. Записи и сведений о том, что истица из <данные изъяты> уволилась в связи с выходом на пенсию суду не представлено.

В соответствии с трудовым договором с муниципальным служащим от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края и ФИО1 (далее трудовой договор ), - на муниципального служащего распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные Законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Администрации (п. 7.2.), - администрация обязуется знакомить муниципального служащего под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (п. 8.8.), - при расторжении трудового договора муниципальному служащему предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные главой 27 Трудового кодекса РФ, а также другими нормами ТК РФ и Федеральным законом «О муниципальной службе» (15.2.4.).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" (часть 1) - за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречную и эффективную муниципальную службу предусматриваются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности;

2) выплата единовременного поощрения;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение почетной грамотой;

5) награждение в установленном порядке государственными наградами.

(часть 2) Решение о применении в отношении муниципального служащего видов поощрения, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, принимается представителем нанимателя (работодателем).

(часть 3) Муниципальными правовыми актами могут быть установлены другие виды поощрения муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ - Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (п. 11.6), утвержденного постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 г. № 137, а также в соответствии с Положением о поощрении и награждении муниципальных служащих муниципального района имени Полины Осипенко (п. 4.1), утвержденного постановлением главы муниципального района от 02.11.2007 г. № 110, - В связи с выходом на пенсию за выслугу лет муниципальному служащему на основании распоряжения главы муниципального района за счет средств фонда оплаты труда структурного подразделении, в котором муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 15 месячных окладов, при стаже муниципальной службы (приравненной к ней) свыше 20 лет.

В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края в выплате единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет ФИО1 отказано.

Рассматривая доводы представителей ответчика, изложенные в отзыве, а также озвученные в судебном заседании, о том, что постановлением Администрации от 22.07.2016 №147, «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка в Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденные постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 №137» (далее постановление № 147), пункт 11.6 о выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему, признан не действующим с 22.07.2016 года, суд считает, что действие указанного постановления не распространяется на истицу, поскольку как установлено в судебном заседании и представителем ответчика не оспаривается, трудовой договор с ФИО1 расторгнут по инициативе работника в связи с её выходом на муниципальную пенсию, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ, на основании Распоряжения Главы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. То есть постановление № 147 было подписано на следующий день после подписания распоряжения № 83 об увольнении истицы, при этом дата увольнения в этом случае значения не имеет, поскольку о самом существовании постановления № 147 ФИО1 ни на дату написания заявления на увольнение, ни на дату издания распоряжения о расторжении с ней трудовых отношений, не знала и знать не могла, поскольку на тот момент времени постановления № 147 не существовало.

Настоящим решением не разрешается спор о законности либо незаконности постановления № 147, однако очевидно, что указанное постановление по своему смыслу ухудшает правовое положение работника, вместе с тем исходя из общепринятых норм права, - постановление № 147 имеет перспективное действие и не затрагивает прав работника, ранее им приобретенных.

Рассматривая доводы представителей ответчика о применении в рассматриваемом споре положения ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Однако, настоящим решением не ставится под сомнение право органа местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда муниципальным служащим, устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения, суд лишь констатирует, что право на получение оспариваемой выплаты возникло у истицы в день подписания представителем нанимателя распоряжения о расторжении трудового договора, который указан как 21.07.2016 г., а значит до момента признания не действующим пункта 11.6 (о выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему) Правил внутреннего трудового распорядка в Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденных постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 № 137, датой вступления в силу которого определено 22.07.2016г.

Доказательств того, что администрация ознакомила муниципального служащего ФИО1 под роспись с принятым 22.07.2016 г. локальным нормативным актом - постановлением № 147, непосредственно связанными с трудовой деятельностью истицы, до издания распоряжения о её увольнении, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Рассматривая доводы представителя ответчика о том, что все поощрения, в том числе и в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, выплачиваются при условии успешного исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречной и эффективной муниципальной службы, суд установил, что такое поощрение является самостоятельным видом, и процедура его применения не связана с наличием либо отсутствием указанных выше факторов.

Так, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (п. 11.2), утвержденного постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 г. № 137, - Поощрение и награждение муниципального служащего, осуществляется по четырём самостоятельным основаниям: 1) за конкретный вклад в решение вопросов местного значения; 2) активную и эффективную профессиональную деятельность; 3) по случаю юбилейных дат; и 4) в связи с выходом на государственную пенсию.

Более того, сам отказ в выплате истице оспариваемого денежного поощрения не был связан с отсутствием таких факторов как успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречная и эффективная муниципальная служба, что следует из ответа и.о. главы администрации муниципального района ФИО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Доказательств обоснованности своих доводов в этой части, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Материалами дела установлено и представителем ответчика не оспаривается, что ФИО1 дисциплинарных взысканий на момент своего увольнения из Администрации муниципального района не имела.

Таким образом, приведенные выше нормы права, показания истицы, а также письменные доказательства свидетельствуют об обоснованности исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края выплатить в пользу ФИО1 единовременное денежное поощрение в связи с выходом на муниципальную пенсию в размере пятнадцати месячных должностных окладов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Табаков Е.А.

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2016 года.