ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2017 от 02.03.2017 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Зелюка П.А.,

при секретаре судебного заседания Головко А.А.,

с участием:

истца Трякиной Елены Николаевны,

представителя ответчика Солоповой Галины Викторовны,

действующей от имени и в интересах управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края на основании доверенности от 30 января 2017 г.,

представителя третьего лица Каплина Тимофея Анатольевича,

действующего от имени и в интересах Тимашевской районной территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на основании постановления от 15 октября 2014 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трякиной Елены Николаевны к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края о признании права на досрочное назначение пенсии,

установил:

Трякина Е.Н. подала в Тимашевский районный суд иск к УПФР в Тимашевском районе и просила: признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложив на УПФР в Тимашевском районе обязанность включить период ее работы в должностях «мастера производственного обучения» и «учителя» <данные изъяты> в период с 01 ноября 1999 г. до 13 ноября 2002 г., общей продолжительностью 3 года 13 дней, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, то есть с 14 февраля 2016 г.; взыскать с УПФР в Тимашевском районе судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 р.

Истец Трякина Е.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования и просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложив на УПФР в Тимашевском районе обязанность включить период ее работы в должностях «мастера производственного обучения» и «учителя» <данные изъяты> в период с 01 ноября 1999 г. до 13 ноября 2002 г., общей продолжительностью 3 года 13 дней, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и назначить ей указанную пенсию с момента возникновения соответствующего права, то есть с 14 февраля 2016 г., а также просила взыскать с УПФР в Тимашевском районе судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 р. При этом объяснила, что 28 октября 2015 г. она обратилась в УПФР в Тимашевском районе с заявлением о назначении ранее установленного законом возраста страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. 10 ноября 2015 г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Тимашевском районе в назначении досрочной страховой пенсии ей отказало в связи с тем, что у нее отсутствует требуемый стаж продолжительностью 25 лет. Из стажа ее работы исключен период ее работы с 01 ноября 1999 г. до 13 ноября 2002 г. продолжительностью 3 года 13 месяцев в должности мастера производственного обучения швейного производства Медведовского межшкольного учебно-производственного комбината. По мнению УПФР в Тимашевском районе продолжительность ее специального стажа, без учета указанного периода, составляет 21 год 9 месяцев 2 дня. Основанием для отказа во включении указанного период ее работы в стаж послужило то, что учреждение – «Межшкольный учебный комбинат» не поименовано разделом «Наименование учреждений» Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №1067. Считает решение УПФР в Тимашевском районе незаконным, так как данное учреждение является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования. Ее право на досрочное пенсионное обеспечение подтверждается государственной экспертизой условий труда.

Представитель ответчика Солопова Г.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. При этом объяснила, что при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в стаж педагогической деятельности включается работа только в учреждениях и в должностях, наименования которых предусмотрены списками работ, производств, процессий, должностей, специальностей и учреждений, которые расширительному толкованию не подлежат. Наименование типа учреждения, в котором работала Трякина Е.Н., не соответствует типологии, предусмотренной списками и правилами. Государственная экспертиза условий труда, на которую ссылается Трякина Е.Н., не является документом, прямо подтверждающим право на досрочное пенсионное обеспечение. Тождественности трудовой деятельности Трякиной Е.Н. той деятельности, которая порождала бы для нее право на досрочное назначение пенсии, в предусмотренном законом порядке не установлена.

Представитель третьего лица Каплин Т.А. в судебном заседании по принятию решения полагался на усмотрение суда.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, установив правоотношения сторон, определив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и закон, которым следует руководствоваться, исследовав письменные доказательства и оценив их, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» целью данного Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.

В статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что страховой пенсией является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом.

Там же указано, что страховым стажем является учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Трякина Е.Н. с 11 сентября 1997 г. застрахована в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Из содержания статьи 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что страховая пенсия по старости является одним из видов страховой пенсии, устанавливаемой в соответствии с данным Федеральным законом.

Из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

28 октября 2015 г. Трякина Е.Н., проживающая на территории Тимашевского района, обратилась в УПФР в Тимашевском районе с заявлением об установлении страховой пенсии досрочно, приложив к нему необходимые документы, в том числе и трудовую книжку <№>.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 г. постановило установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 199 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.

Пунктом 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Таким образом, Федеральный закон «О страховых пенсиях», в целях определения права на страховую пенсию, предусматривает возможность включения в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» следует, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие по состоянию на 31 декабря 2001 г. правового регулирования.

Из содержания пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» следует, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Список), и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей могут применяться за все периоды работы (деятельности) независимо от того, в какой период времени протекала работа (деятельность).

Оценка периодов трудовой деятельности может производиться как с учетом требований списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, так и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П.

При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в стаж педагогической деятельности включается работа только в учреждениях и в должностях, наименования которых предусмотрены списками, названными выше, которые расширительному толкованию не подлежат.

Согласно трудовой книжке Трякиной Е.Н. она работала с 03 сентября 1990 г. до 31 августа 2006 г. мастером производственного бучения и преподавателем в <данные изъяты>, организационно правовая форма которого с 22 апреля 2002 г. изменилась на муниципальное образовательное учреждение.

В соответствии с пунктом 3.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении пункта 1 подраздела 1 «Учебные заведения и детские учреждения» раздела 1 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пенсии за выслугу лет назначаются педагогическим работникам только межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (как учителям труда общеобразовательных школ).

Из содержания Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463) следует, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются мастера производственного обучения и преподаватели межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, и кроме того мастера производственного обучения и преподаватели внешкольных учреждений.

Из содержания Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067) следует, что право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности приобретают мастера производственного обучения и преподаватели межшкольных учебных комбинатов.

Пунктом 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067) предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком, в том числе и учебно-производственном комбинате.

Наименование типа рассматриваемого учреждения – межшкольный учебно-производственный комбинат не соответствует типологии, предусмотренной указанными выше Списком и Правилами.

Как следует из представленных письменных доказательств, УФПР в Тимашевском районе произвело оценку пенсионных прав Трякиной Е.Н. на дату ее обращения за назначением пенсии по трем вариантам: 1) стаж педагогической детальности с учетом последовательного применения норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, который составил 19 лет 5 месяцев 26 дней; 2) стаж педагогической деятельности в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который составил 13 лет 4 месяца 26 дней; стаж педагогической деятельности при условии оценки периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», который составил 22 года 2 дня.

При этом, поскольку наименование учреждения – «Межшкольный учебно-производственный комбинат» Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067, не предусмотрено, то при оценке периодов трудовой деятельности Трякиной Е.Н. из стажа педагогической деятельности исключен период с 01 ноября 1999 г. до 13 ноября 2002 г.

В связи с этим, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Тимашевском районе отказано в назначении пенсии и последующем пересмотре данного отказа.

Доводы Трякиной Е.Н. о том, что ее право на досрочное пенсионное обеспечение подтверждается государственной экспертизой труда подлежат отклонению, поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации Государственная экспертиза условий труда это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Суд соглашается с доводами УПФР в Тимашевском район о том, что целью государственной экспертизы условий труда является оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

Таким образом, поскольку тождественность профессиональной деятельности Терякиной Е.Н. в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не установлена, то ее исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Трякиной Елены Николаевны к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края о признании права на досрочное назначение пенсии отказать полностью.

Решение принято в окончательной форме 02 марта 2017 г.

Решение может быть обжаловано через Тимашевский районный суд Краснодарского края в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий П.А. Зелюка