№ 2-197/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«05» апреля 2018 года п. Зимовники
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,
при секретаре Шиленко И.В.,
с участием представителя истца Прокурора Зимовниковского района Ростовской области - старшего помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Бозоева В.П.,
представителя ответчика Администрации Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области ФИО1, представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-197/2018 по исковому заявлению Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, ФИО2 о признании торгов недействительными, признании муниципального контракта недействительным, применении последствий недействительной сделки, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ Администрации Зимовниковского сельского поселения возвратить ФИО2 автомобиль, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвратить в бюджет Администрации Зимовниковского сельского поселения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей,
установил:
Прокуратура Зимовниковского района Ростовской области обратилась в Зимовниковский районный суд Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, ФИО2 о признании торгов недействительными, признании муниципального контракта недействительным, применении последствий недействительной сделки, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ Администрации Зимовниковского сельского поселения возвратить ФИО2 автомобиль, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвратить в бюджет Администрации Зимовниковского сельского поселения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
Истец просит суд - признать муниципальный контракт №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского сельского поселения с ФИО2 не действительным. Применить последствия недействительной сделки: обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию района возвратить ФИО2 автомобиль Chevrolet Aveo; обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвратить в бюджет администрации Зимовниковского сельского поселения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении истец ссылается на то, что, Прокуратурой района, на основании решения прокурора района, проведена проверка исполнения администрацией Зимовниковского сельского поселения законодательства при осуществлении закупок для муниципальных нужд. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского сельского поселения в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.ru, в телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о закупки «поставка автомобиля Chevrolet Aveo», путем запроса котировок №. В техническом задании в качестве объекта закупки указано конкретное транспортное средство - Chevrolet Aveo, в технических характеристиках указан ряд конкретных параметров: - марка двигателя - F16D4, дополнительное оборудование аудиосистемы - 4 динамика. При указании массы приобретаемого автомобиля в техническом задании отражены практически точные параметры приобретаемого транспортного средства от 1278 кг. до 1293 кг., то есть с разницей в 15 килограмм. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в котировки от ДД.ММ.ГГГГ в связи с участием единственной заявки поступившей от ФИО2, запрос котировок по закупки №, в соответствии с ч. 6 ст. 77 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признан несостоявшимся. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 79 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрацией Зимовниковского сельского поселения с ФИО2, на основании указанного протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №) (далее по тексту - муниципальный контракт №). Наименование, количество и характеристики товара (описание объекта закупки) указаны в приложении № (техническом задании), Приложении № (спецификации). Год выпуска, характеристики и комплектация должны соответствовать техническому заданию, являющегося приложением к Контракту. Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ администраций Зимовниковского сельского поселения, во исполнение п. 3.3.-3.4 указанного муниципального контракта, в связи с его исполнением, из местного бюджета муниципального образования перечислена сумма в размере <данные изъяты> рублей на банковский счет ФИО2, которым ДД.ММ.ГГГГ предмет закупки - автомобиль «Chevrolet Aveo» передан в муниципальное образование. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сформулированы правила описания объекта закупки, позволяющие не допустить нарушение законодательства о конкуренции и ограничения потенциального круга участников торгов. Частью 2 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Согласно приведенным нормам правила описания объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. В части 2 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в том числе индивидуальных предпринимателей, и иных субъектов малого и среднего бизнеса. К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. Из указанных норм следует, что основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом существенным нарушением является отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица. Описание объекта закупки, с указанием конкретного наименования марки автомобиля, в отсутствие словосочетания "или эквивалент" и отражением конкретных параметров, противоречат требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку ограничивали количество потенциальных участников размещения заказа в силу того, что указанные параметры в своей совокупности соответствовали лишь одной марке автомобиля - Chevrolet Aveo. Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом. Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, в том числе индивидуальных предпринимателей, и иных субъектов малого и среднего бизнеса, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона N 44-ФЗ, круг которых невозможно определить (л.д.5-9).
16 марта 2018 года в судебном заседании представитель истца увеличил исковые требования и просил суд - признать торги по поставке автомобиля Chevrolet Aveo, проведенные администрацией Зимовниковского сельского поселения по закупке № с нарушением правил, недействительными; признать муниципальный контракт №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского сельского поселения с ФИО2 не действительным. Применить последствия недействительной сделки: обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Зимовниковского сельского поселения возвратить ФИО2 автомобиль Chevrolet Aveo; обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвратить в бюджет администрации Зимовниковского сельского поселения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (л.д.74-75).
16 марта 2018 года от ответчика ФИО2 поступило возражение на заявленные исковые требования, согласно которого ФИО2 заявленные исковые требования не признает, полагает прокурор не является заинтересованным лицом, имеющим право на оспаривание муниципального контракта, о каких либо нарушениях при заключении контракта ему известно не было. Считает, что возврат сторон в первоначальное положение невозможен, поскольку с момента передачи транспортного средства им пользовался ответчик Зимовниковского сельское поселение, и с учетом пробега и износа автомобиль не может соответствовать состоянию на момент передачи, следовательно его стоимость значительно снизилась (л.д.71-73).
29 марта 2018 года от представителя ответчика Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области поступил отзыв на исковые требования, согласно которого, Администрация Зимовниковского сельского поселения заявленные исковые требования не признает. Полагает, что прокурор при обращении с настоящим иском не указан конкретное муниципальное образование, в интересах которого предъявлен иск. В исковом заявлении прокурор не указывает, в чем заключается нарушение публичных интересов. Кроме того, в случае удовлетворения требований муниципальному образованию будет нанесен большой ущерб, так как необходимо будет снять автомобиль с регистрационного учета, оплатить государственную пошлину, провести новые торги, поставить приобретенный по торгам другой автомобиль на учет, опять оплатить государственную пошлину, застраховать автомобиль, находится длительный период времени без транспортного средства, что приведет к увеличению дополнительных расходов и нарушению публичных интересов. Также поясняют, что, транспортным средством пользовались на протяжении 5-ти месяцев. На момент передачи автомобиля он не имел повреждений, после передачи автомобиля Администрация Зимовниковского сельского поселения несла расходы по содержанию автомобиля, в процессе эксплуатации автомобиль получил повреждения лакокрасочного покрытия, треснула левая фара, имеются повреждения лобового стекла (л.д.86-87).
В судебном заседании представитель истца Прокурора Зимовниковского района Ростовской области - старший помощник прокурора Зимовниковского района Ростовской области Бозоев В.П., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что как в первоначальных заявленных исковых требованиях, так и в заявлении об увеличении исковых требований имеется опечатка о возврате автомобиля в Администрацию района, правильно следует читать в Администрацию Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области. Основанием для проведения проверки является решение Прокурора Зимовниковского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки было установлено, что торги проведенные по поставке автомобиля Chevrolet Aveo», по закупке № проведены с нарушением правил и как следствие муниципальный контракт заключенный между ответчиками по купле продаже транспортного средства Chevrolet Aveo», № следует признать недействительным. Так, в техническом задании в качестве объекта закупки указано конкретное транспортное средство - Chevrolet Aveo, в технических характеристиках указан ряд конкретных параметров: - марка двигателя - F16D4, дополнительное оборудование аудиосистемы - 4 динамика. При указании массы приобретаемого автомобиля в техническом задании отражены практически точные параметры приобретаемого транспортного средства от 1278 кг. до 1293 кг., то есть с разницей в 15 килограмм. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Согласно приведенным нормам правила описания объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержится законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. В данном случае существенным нарушением является отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результате торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица. Описание объекта закупки, с указанием конкретного наименования марки автомобиля, в отсутствие словосочетания "или эквивалент" и отражением конкретных параметров, противоречат требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку ограничивали количество потенциальных участников размещения заказа в силу того, что указанные параметры в своей совокупности соответствовали лишь одной марке автомобиля - Chevrolet Aveo. Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области ФИО1 заявленные прокурором исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, по основаниям изложены в раннее представленном письменном отзыве. Суду пояснил, что решением Собрания Депутатов Зимовниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ были предусмотрены денежные ассигнования в сумме <данные изъяты> на приобретение автомобиля в бюджете Зимовниковского сельского поселения. Извещение о проведении запроса котировок было размещено ДД.ММ.ГГГГ, в последствии было размещено изменения извещения о проведении запроса котировок ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от ДД.ММ.ГГГГ, информация о признании запроса котировок признана несостоявшейся, в виду участия только одной заявки ФИО2, с которым в последствии был заключен муниципальный контракт.
В судебном заседании ответчик ФИО2 заявленные прокурором исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, по основаниям изложены в раннее представленном письменном отзыве. Суду пояснил, что, с его стороны никаких нарушений действующего законодательства не было, если в настоящее время стороны возвращать в первоначальное положение, то у него не имеется денежных средств для возврата в бюджет Администрации Зимовниковского сельского поселения.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, и изучив материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Прокурорской проверкой установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского сельского поселения в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.ru, в телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о закупки «поставка автомобиля Chevrolet Aveo», путем запроса котировок № (л.д.11-18).
В техническом задании в качестве объекта закупки указано конкретное транспортное средство - Chevrolet Aveo, в технических характеристиках указан ряд конкретных параметров: - марка двигателя - F16D4, дополнительное оборудование аудиосистемы - 4 динамика. При указании массы приобретаемого автомобиля в техническом задании отражены практически точные параметры приобретаемого транспортного средства от 1278 кг. до 1293 кг., то есть с разницей в 15 килограмм (л.д.56-58).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в котировки от ДД.ММ.ГГГГ в связи с участием единственной заявки поступившей от ФИО2, запрос котировок по закупки №, в соответствии с ч. 6 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признан несостоявшимся (л.д.49-50).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 79 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрацией Зимовниковского сельского поселения с ФИО2, на основании указанного протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №) (далее по тексту - муниципальный контракт №).
Согласно п.1.1.-1.2,4.6 муниципального контракта № поставщик - ФИО2, обязуется поставить и представить заказнику - администрации Зимовниковского сельского поселения легковой автомобиль Chevrolet Aveo, а заказник обязуется принять и оплатить на условиях, предусмотренных контрактом, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении поставщика), документацией о закупке, заявкой Поставщика.
Наименование, количество и характеристики товара (описание объекта закупки) указаны в приложении № (техническом задании), Приложении № (спецификации) (л.д.25,26).
Год выпуска, характеристики и комплектация должны соответствовать техническому заданию, являющегося приложением к Контракту.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ администраций Зимовниковского сельского поселения, во исполнение п. 3.3.-3.4 указанного муниципального контракта, в связи с его исполнением, из местного бюджета муниципального образования перечислена сумма в размере 450 000 рублей на банковский счет ФИО2, которым ДД.ММ.ГГГГ предмет закупки - автомобиль «Chevrolet Aveo» передан в муниципальное образование (л.д.42).
В части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного Кодекса.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сформулированы правила описания объекта закупки, позволяющие не допустить нарушение законодательства о конкуренции и ограничения потенциального круга участников торгов.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно приведенным нормам правила описания объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В части 2 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в том числе индивидуальных предпринимателей, и иных субъектов малого и среднего бизнеса.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
В силу ч. 1-2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов, если были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Из указанных норм следует, что основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения.
При этом существенным нарушением является отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результате торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
В силу положений ст. 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (п.1).
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными.
В силу требований п. 8 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создания дискриминационных условий.
Описание объекта закупки, с указанием конкретного наименования марки автомобиля, в отсутствие словосочетания "или эквивалент" и отражением конкретных параметров, противоречат требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку ограничивали количество потенциальных участников размещения заказа в силу того, что указанные параметры в своей совокупности соответствовали лишь одной марке автомобиля - Chevrolet Aveo, а указание на наличие марки двигателя F16D4, 4 динамиков USB, раскладывающегося заднего сидения в пропорции 60/40 соответствовали только автомобилю принадлежащему ФИО2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, в том числе индивидуальных предпринимателей, и иных субъектов малого и среднего бизнеса, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона N 44-ФЗ, круг которых невозможно определить.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, понуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Доводы ответчиков о том, что у прокурора не имелось правовых оснований обращаться в суд с настоящим исковым заявлением суд находит несостоятельными, поскольку в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц.
Данное исковое заявление подано прокурором в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, круг лиц которых определить не представляется возможным. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящий иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что муниципальный контракт №, от ДД.ММ.ГГГГ заключен между ответчиками, по правилам закупки у единственного участника, указание конкретной марки транспортного средства и технические характеристики именно транспортного средства принадлежащего ФИО2, способствовало преимущественному положению единственного поставщика и лишило возможности других субъектов реализовать свое право на заключение контракта, в связи с чем спорный договор является ничтожной сделкой, нарушающей установленный законом явно выраженный запрет.
Кроме, того судом обращено внимание, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которым муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества ФИО2, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, суд приходит к выводу, о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований в полном объеме.
Кроме того, данное обращение заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2.202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и с целью недопущения ограничений или устранений конкуренции при проведении торгов, создание равных условий для всех участников.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, ФИО2 о признании торгов недействительными, признании муниципального контракта недействительным, применении последствий недействительной сделки, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ Администрации Зимовниковского сельского поселения возвратить ФИО2 автомобиль, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвратить в бюджет Администрации Зимовниковского сельского поселения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, удовлетворить.
Признать торги по поставке автомобиля Chevrolet Aveo, проведенные администрацией Зимовниковского сельского поселения по закупке № с нарушением правил, недействительными.
Признать муниципальный контракт №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского сельского поселения с ФИО2 не действительным.
Применить последствия недействительной сделки.
Обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Зимовниковского сельского поселения возвратить ФИО2 автомобиль Chevrolet Aveo.
Обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвратить в бюджет администрации Зимовниковского сельского поселения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд, через Зимовниковский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 9 апреля 2018 года.
Председательствующий судья А.Ю.Зотова