ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2021 от 03.06.2021 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-197/2021

УИД: 66RS0036-01-2021-000114-62

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2021 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года г. Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Кужаковой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Струкова Юрия Николаевича, Дубровина Александра Васильевича, Шишкиной Татьяны Юрьевны, Решетиловой Надежды Григорьевны, Полякова Романа Валерьевича, Кадировой Марии Валерьевны, Артемовой Татьяны Александровны, Вохмяниной Людмилы Юрьевны, Щибрик Сергея Аркадьевича, Михайловой Веры Александровны, Денисовой Людмилы Алексеевны, Никулиной Любови Федоровны, Елкина Виталия Михайловича, Черноусовой Веры Васильевны к администрации Кушвинского городского округа о признании объектов инфраструктуры бесхозными, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с заявлением к администрации Кушвинского городского округа о признании объектов инфраструктуры бесхозными, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявления указано, что истцы являются жильцами домов, расположенных в г. Кушва по адресам: <адрес>. В период с декабря 1993 года по 1997 год истцы получили квартиры в этих домах от муниципального образования город Кушва (далее – МО «город Кушва»). Квартиры получили эти благоустроенные квартиры со всеми коммуникациями (водоснабжение, водоотведение, отопление водное с АГВ (аппарат газовый водонагревательный), электроснабжение и газоснабжение). Указанные дома в соответствии с законодательством являются многоквартирными и содержат в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. В подвалах данных многоквартирных домов объединены системы водоснабжения обеих квартир в одну (в дом входит одна труда от сети холодного водоснабжения). Система водоотведения обеих квартир объединены в один сточный коллектор (одна труба выходит из дома в колодец с канализационной трубой). На момент приемки домов МО «город Кушва» все инженерные коммуникации имелись.

Постановлением главы администрации города Кушвы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акты государственной комиссии о приемке в эксплуатацию указанных выше одноэтажных двухквартирных жилых домов от ОАО «ГБРУ». Этими е постановлениями указанные жилые дома являются муниципальной собственностью, принадлежат администрации города Кушва.

Согласно пояснениям, данным заместителем директора по капитальному строительству Гороблагодатского управления (1991 – 2004 годы) по строительству двухквартирных домов <адрес>, в период 1993 – 2000 годы поэтапно были построены и сданы в эксплуатацию дома по <адрес> При приемке жилых домов были выполнены согласно проектной документации все архитектурно-строительные работы, благоустройство, инженерные коммуникации, то есть подведено централизованное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Отопление осуществляется автономно каждой квартиры двухконтурными водогрейными газовыми котлами. Силами жильцов домов никакие работы самостоятельно не проводились и не финансировались.

На момент приемки данных домов МО «город Кушва» имелись ванные комнаты с установленными и работающими смесителями воды и ваннами с канализацией, туалетные комнаты с установленными и работающими унитазами, на кухне имелись раковины с канализацией, установленные и работающие смесители воды. В технических паспортах на момент приемки данных домов МО «город Кушва» указано, что система отопления во всех вышеуказанных квартирах водяное с АГВ – вода в системе отопления, которая и играет роль теплоносителя, должна быть в системе отопления откуда-то взяться, а других источников воды в домах нет, что также указывает, что имеется централизованное водоснабжение. Жители указанных домов не осуществляли самостоятельное подключение к магистральным сетям холодного водоснабжения (системе централизованного водоснабжения) и к централизованной канализации (системе централизованного водоотведения), на момент приемки домов МО «город Кушва» все инженерные коммуникации имелись. Истцы заехали в квартиры в зимний период. Отопление в домах было с помощью водного с АГВ. Другого отопления в домах не предусмотрено. Водоснабжение и водоотведение имелось.

Позднее данные квартиры были переданы истцам в собственность администрацией г. Кушва в соответствии с договорами о приватизации. Инженерные сети и коммуникации в собственность частным лицам не передавались.

В силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты инженерной инфраструктуры жилого фонда подлежат передаче в муниципальную собственность.

Кроме того, на перекрестке <адрес> на водоотводе, относящемуся к сети водоснабжения, о которой идет речь, к дому по <адрес> сооружен колодец с пожарным гидрантом. В данном районе других жилых строений не было. Водопроводных сетей ранее не было. Этот факт подтверждает, что строительство велось не частными лицами, и данная сеть магистральная (пожарные гидранты устанавливаются на магистральных централизованных сетях водоснабжения). Данный пожарный гидрант эксплуатировался до 2010 года, табличка о его месте нахождения была размещена на стене магазина «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>. В настоящее время колодец с пожарным гидрантом никем не обслуживается, заполнен водой.

До постройки указанных одноэтажных двухквартирных домов на их месте были поля (пустырь), никаких построек, водопроводных и водоотводящих сетей не было. Следовательно, сети водоснабжения и водоотведения были построены специально для данных домов. Дополнительных источников водоснабжения (водоразборных кранов, колонок, скважин) в данном районе нет (ближайшая колонка находится более чем в 500 м от домов). Выгребные ямы для канализационных стоков в указанных домах отсутствуют и е предусмотрены.

Согласно заключенным договорам истцы производят оплату за водоснабжение и водоотведение в полном объеме в соответствии с установленными тарифами, в том числе и за техническое обслуживание сетей.

Во время аварий на указанных сетях водоснабжения или на сетях водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Истцам приходится своими силами производить ремонтные работы, в том числе и за свой счет.

ДД.ММ.ГГГГ истцы направили обращение главе Кушвинского городского округа о признании сетей водоснабжения и сетей водоотведения, расположенных по адресам: <адрес>, бесхозными, на которое был получен ответ о самовольном подключении указанных домов к сетям.

Прокуратурой г. Кушва 03.03.2020 главе Кушвинского городского округа было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйной вещи – водопроводных сетей к жилым домам <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа было направлено предложение о внесении сетей водоснабжения и водоотведения по указанным домам в нормативные документы, на что был получен ответ о том, что данная водопроводная сеть является частной.

В то же время инженерные сети находятся на территории муниципального образования, они подключены к домам и согласно правилам, а также договорам водоснабжения, водоотведения, предоставления коммунальных услуг исполнители должны обеспечивать надлежащую эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт магистральных сетей и оборудования (основной водовод, место врезки и до запорной арматуры потребителя, которая находится на вводе в дом (внутри жилого многоквартирного дома)).

Сети холодного водоснабжения обеспечивают питьевой водой указанные жилые дома, обеспечивают системы отопления теплоносителем (водой). В случае бесконтрольного существовали они являются источником опасности, могут представлять угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе и на территории Кушвинского городского округа. Отсутствие технического обслуживания указанных сетей водоснабжения и сетей водоотведения нарушает права истцов на благоприятные условия проживания. Указанные сети не являются частными, в настоящее время собственника не имеют.

Истцы просят признать сети водоснабжения, подходящие к домам <адрес>, бесхозными; признать сети водоснабжения, отходящие от домов <адрес>, бесхозными; обязать администрацию МО «город Кушва» принять меры по постановке на учет бесхозных сетей водоснабжения и сетей водоотведения по указанным адресам и осуществлять обслуживание указанных сетей до признания на них права собственности.

Определением суда от 03.02.2021 заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело, в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Свердловской области, Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Определением от 02.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истцов, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Решетилова А.Г., Шишкин Н.Л., Шишкина О.Н., Спицына Е.А., Черноусова Т.Г., Елкина Г.Г., Струкова (Гордейчук) Е.Ю., Полякова Е.Н.; в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Кушвинского городского округа (далее – КУМИ КГО) и муниципальное унитарное предприятие Кушвинского городского округа «Водоканал» (далее – МУП КГО «Водоканал»).

Определением от 14.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истцов, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Михайлов С.А.

Информация о рассмотрении дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.

Представитель Управления Росреестра по Свердловской области /-/, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том л. д. 68), просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л. д. 67).

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом /-/, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том л. д. 95), просила рассмотреть дела в ее отсутствие (том л. д. 94).

Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, муниципальное унитарное предприятие Кушвинского городского округа «Водоканал» о причинах неявки своих представителей в судебное заседание суд не уведомили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Истец Никулина Л.Ф. просила рассмотреть дело в ее отсутствие (том № 3 л. д. 32).

Истцы: Артемова Т.А., Щибрик С.А., Денисова Л.А., третьи лица: Решетилова А.Г., Шишкина О.Н., Спицына Е.А., Черноусова Т.Г., Струкова (Гордейчук) Е.Ю., Полякова Е.Н.; представитель КУМИ КГО в судебное заседание не явились. Представитель КУМИ КГО просил рассмотреть дело в его отсутствие (том № 3 л д. 94). Остальные лица о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в его отсутствие не просили.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1642-О-О указано, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и в соответствии со ст. ст. 2, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся сторон.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области /-/ в отзыве указала, что Управление оставляет вопрос об удовлетворении требований о признании объектов инфраструктуры бесхозными, возложении обязанности на администрацию Кушвинского городского округа совершить определенные действия на усмотрение суда. В случае удовлетворения требований Управлением будут проведены регистрационные действия на основании решения суда в общем порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ (том № 3 л. д. 67).

До судебного заседания от представителя ответчика /-/, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том л. д. 168), поступил отзыв, в котором указано следующее.

Организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения населения отнесена федеральным законодателем к вопросам местного значения городского округа. Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды сточных вод».

Исковые заявления должны рассматриваться во взаимосвязи с положениями указанных нормативных актов и постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

На территории Кушвинского городского округа организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения населению до 04.03.2020 являлось ООО «Родник», в настоящее время данные услуги оказывает МУП КГО «Водоканал».

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Как указано в ч. 7 ст. 13 Федерального закона № 416-ФЗ, местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что передача вышеуказанных жилых домов гражданам осуществлялась Гороблагодатским рудоуправлением в период 1994 – 1997 годы, на отношения, связанные с холодным водоснабжением и водоотведением распространяются также Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.

По информации, предоставленной ранее ООО «Родник», водопроводная сеть к указанным жилым домам расположена на территории земельных участков собственников указанных жилых домов, что исключает ее обслуживание. Водопроводная сеть к указанным жилым домам не является бесхозяйной, а является внутридомовой инженерной системой, поскольку была сооружена для обслуживания жилых домов по <адрес> и расположена в пределах границ земельных участков под жилыми домами. Данная водопроводная сеть является частной, так как не входит в состав централизованной системы холодного водоснабжения Кушвинского городского округа, в связи с чем не обслуживалась ООО «Родник» и не подлежит обслуживанию МУП КГО «Водоканал», поскольку не входит в зону ответственности водоснабжающей организации. Следовательно, собственники указанных жилых домов обязаны за счет собственных средств содержать и эксплуатировать частную водопроводную сеть до границы эксплуатационной ответственности – водопроводного колодца по <адрес> в <адрес>. Вместе с тем собственники указанных жилых домов фактически пытаются самоустраниться от обязанности по содержанию и эксплуатации частной водопроводной сети и возложить ее на орган местного самоуправления. Поскольку указанная водопроводная сеть расположена в пределах границ земельных участков под жилыми домами, она в силу прямого указания закона не отвечает признакам бесхозяйного имущества.

Отсутствие у водопроводной сети собственника не является безусловным основанием для понуждения администрации Кушвинского городского округа к совершению действий по постановке ее на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи (том л. д. 98 – 103).

От третьего лица Юсуповой (Решетиловой) А.Г. поступили письменные пояснения, в которых указано, что в 1993 года от государства была получена квартира по адресу: <адрес>. В квартире были все коммуникации: газоснабжение (отопление осуществлялось водогрейным газовым котлом), электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. В 1995 году администрацией города Кушва квартира была передана в собственность в соответствии с договором . Инженерные сети и коммуникации в собственность не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения или водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы своими силами, за свой счет имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том л. д. 8)

Третье лицо Елкина Г.Г. в отзыве указала, что в 1997 году они получили благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>. В квартире были все коммуникации: газоснабжение (отопление осуществлялось водогрейным газовым котлом), электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. В 2001 году квартира была передана им в собственность администрацией г. Кушва в соответствии с договором . Инженерные сети и сети водоснабжения, водоотведения им не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения и водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 10).

Третье лицо Полякова Е.Н. в отзыве указала, что в 1994 году они получили благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, от государства. В квартире были все коммуникации: газоснабжение (отопление осуществлялось водогрейным газовым котлом), электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. В 2004 году квартира была передана им в собственность администрацией г. Кушва. Инженерные сети водоснабжения и водоотведения им не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения и водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 12).

Третье лицо Михайлов С.А. в отзыве указал, что в 1997 году они получили благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, от государства. В квартире были все коммуникации: газоснабжение (отопление осуществлялось водогрейным газовым котлом), электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. В 2004 году квартира была передана им в собственность администрацией г. Кушва в соответствии с договором . Инженерные сети и коммуникации в собственность не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения и водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 18).

Третье лицо Шишкин Н.Л. представил отзыв, в котором указал, что в 1994 году они получили благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, от государства. В квартире были все коммуникации: газоснабжение (отопление осуществлялось водогрейным газовым котлом), электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. ДД.ММ.ГГГГ квартира была передана им в собственность администрацией г. Кушва. Инженерные сети и коммуникации в собственность не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения и водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 22).

Третье лицо Струкова (Гордейчук Е.Ю.) в письменном заявлении указала, что в 1994 году получили благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, от государства. В квартире были все коммуникации: газоснабжение (отопление осуществлялось водогрейным газовым котлом), электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. Администрацией города Кушва квартира была передана в собственность в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ. Инженерные сети и коммуникации в собственность не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения или водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 24).

Третье лицо Спицына (Колегова) Е.А. в отзыве указала, что в 1997 году получили благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, от государства. В квартире были все коммуникации: водоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение. В апреле 2006 года администрацией г. Кушва квартира была передана в собственность, инженерные сети и коммуникации им не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения или водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 37).

Третье лицо Шишкина О.Н. в отзыве указала, что в декабре 1993 года они получили от государства благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>. В квартире были все коммуникации: водоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение. В ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Кушва квартира была передана в собственность, инженерные сети и коммуникации им не передавались. Во время аварий на сетях водоснабжения или водоотведения происходят споры относительно принадлежности данных сетей. Им приходится производить ремонтные работы имущества, принадлежащего Кушвинскому городскому округу, за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по данному адресу бесхозными и обязать администрацию муниципального образования город Кушва осуществлять обслуживание указанных сетей (том № 3 л. д. 57).

Третье лицо Черноусова Т.Г. в отзыве указала, что на основании ордера от администрации <адрес> ее мамой и бабушкой Черноусовой В.В. было получено жилое помещение по адресу: <адрес>. В жилом доме на момент заезда были проведены все коммуникации: газ, электричество, водоснабжение (холодное) и канализация (водоотведение). На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «город Кушва» часть дома была передана Черноусовой Т.Г. в собственность. Инженерные сети и коммуникации в собственность не передавались. Проживающая по данному адресу Черноусова ВА.В. исправно оплачивает все счета за водоснабжение и водоотведение за жилое помещение по указанному адресу по настоящее время. Со слов последней участились аварии на сетях водоснабжения. Ей и соседям по поселку приходится ликвидировать и ремонтировать за свой счет. Просит признать сети водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>, бесхозными; принять меры по постановке на учет бесхозных сетей водоснабжения и водоотведения и осуществлять их обслуживание до признания на них права собственности (тои № 3 л. д. 78).

КУМИ КГО предоставил отзыв, в котором указал, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в отзыве администрации Кушвинского городского округа (том № 3 л. д. 94).

В судебном заседании истцы Струков Ю.Н., Дубровин А.В., Решетилова Н.Г., Поляков Р.В., Вохмянина Л.Ю., Михайлова В.А., Елкин В.М., Черноусова В.В. заявленные исковые требования поддержали.

Истец Шишкина Т.Ю. заявленные исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что в соответствии с законодательством жителями спорных домов были заключены договора на водоснабжение и водоотведение: с 2014 года с ООО «Чистая Вода», с 2005 года с ООО «Водолей», с 2006 года с МУП «Коммунэнерго», с 2007 года с ООО «Система водоснабжения г. Кушва», с 2008 года с МУП «Коммунэнерго». В разделе обязанностей сторон в договорах указано, что организация обязана своевременно устранять неисправности в сетях водоснабжения, находящихся на обслуживании у организации. В 2015 году энергоснабжающей организацией было ООО «Родник». Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 544 эксплуатационная ответственность делится от точки присоединения общего домового прибора учета с водопроводной семью входящий многоквартирный дом. В 2020 году энергоснабжающей организацией было МУП КГО «Водоканал. Границей эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения является колодец присоединения водоснабжающего коллектора к сети водоотведения по адресу: <адрес>. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации публичный сервитут устанавливается для использования земельного участка в следующих целей: для размещения водопроводных сетей, систем водоснабжений, ремонта сетей, которые находятся в аренде у муниципального образования. В письмах, полученных от муниципального образования, указывалось, что водопроводные сети, проходящие от колодца, расположенного по адресу: <адрес>, являются частными и находятся в собственности домов по адресам: <адрес>. В тоже время домовладение, находящиеся по адресу: <адрес>, принадлежит Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа. С момента постройки домов указанное жилое помещение сдается по договору социального найма. Все сети коммуникаций по данному адресу принадлежат КУМИ КГО. Таким образом, водопроводная сеть, проходящая от <адрес> до <адрес>, должна быть собственностью администрации Кушвинского городского округа. Как следует из писем администрации Кушвинского городского округа, сеть, отходящая от помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит администрации Кушвинского городского округа. Просит признать указанные в иске сети бесхозными.

Представитель ответчика /-/, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Суду пояснила, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку сети и как отходящие, так и подходящие являются собственностью истцов. Было подключение к магистральному водопроводу, а все, что идет под магистральным водопроводом, является собственностью истцов. С 1993 года истцы пользуются данными сетями, обслуживали и эксплуатировали их, платили деньги в ресурсоснабжающим организациям в связи с тем, что они несут бремя содержания имущества, которое, однако, просят признать бесхозным. Истцы ссылаются на схему сетей, которая имеется в материалах дела, но она подтверждает планирование строительства сетей, но не их расположение. Факт наличия сетей ничем не подтвержден, договоры не подтверждают наличие сетей. Есть основная магистраль, есть точка врезки в него. Квартиры переданы в собственность граждан по договору приватизации, однако это не говорит о том, что данная сеть должна обсуживаться в казне Кушвинского городского округа.

Третье лицо Шишкин суду пояснил, что в момент сдачи и приемки дома составляется акт и утверждается генеральный план, дом принимается приемной комиссией, где и хранятся все документы. Считает, что они не виноваты, если организация потеряла документы. Исковые требования поддерживает.

Третье лицо Михайлов суду пояснил, что с исковыми требованиями он согласен, все документы были переданы.

Третье лицо Елкина Г.Г. исковые требования поддержала. Дополнительно пояснить ничего не пожелала.

Свидетель /-/ суду пояснил, что в 1990 году жители высказали просьбу выстроить им дома. Построили коттеджи, это те дома, о которых идет спор. По программе Рудоуправления было заложено построить 12 коттеджей для работников предприятия. Стройматериалы на дома получали взамен на щебень. Дома строил ООО «Рудник», финансирование осуществляло НТМК. Строительство велось на основании проекта. Задача /-/ была построить и передать дома в эксплуатацию, всю техническую документация о передал в бухгалтерию Рудоуправления. При принятии жилого фонда комиссия проверяла их соответствие строительным, пожарным, санитарным требованиям. Затем эти документы передавался в жилищно-коммунальный отдел. Куда потом были переданы документы, ему не известно. Схема водоснабжения была. Все дома были с сетями. После сдачи домов никто самостоятельно в сети не врезался. Сети врезались в основной водопровод, от точки врезки вода распределяется по всем домам. Сети водоснабжения и водоотведения собственникам жилых помещений не передавались.

Заслушав истцов, третьих лиц, представителя ответчика, свидетеля, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности городского поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Также в части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

При этом частью 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселения, городского округа возложена обязанность осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Из анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, части 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что органы местного самоуправления городского округа, поселения обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Решением Думы Кушвинского городского округа от 24.11.2014 № 304 утверждено Положение «О порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Кушвиннского городского округа». Согласно пункту 1.4 указанного Положения оформление документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Кушвинского городского округа, постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятия в муниципальную собственность Кушвинского городского округа бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет КУМИ КГО. Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (его территориальные отделы) (п. 1.5). Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан на основании заявлений (обращений) (п. 2.1). На основании поступившего заявления (обращения) по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Комитет осуществляет проверку - проверку поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного; сбор необходимой документации и подачу ее в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (его территориальные отделы) в целях постановки на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного; подготовку документов для принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность Кушвинского городского округа в соответствии с действующим законодательством (п. 2.2).

Если в результате проверки собственник объекта недвижимого имущества не будет установлен, Комитет: обеспечивает в установленном порядке работу по проведению технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и изготовлению технического и кадастрового паспортов на объект (п. 2.5.1); готовит пакет документов, необходимый для постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, и направляет его в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (его территориальные отделы). Расходы на подготовку документов (инвентаризация объектов недвижимости, межевание земельных участков, получение информации о наличии либо отсутствии сведений о собственниках объектов недвижимости) производятся за счет средств бюджета Кушвинского городского округа (п. 2.5.2).

Бесхозяйный объект недвижимого имущества учитывается в реестре неявленного бесхозяйного недвижимого имущества (далее - Реестр), ведение которого осуществляется Комитетом, с даты постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (его территориальных отделах) до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект (п. 4.1).

Основанием для включения бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Реестр является соответствующее постановление администрации Кушвинского городского округа (п. 4.2).

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Согласно п. 1 вышеуказанного приложения к таким объектам относятся, в том числе объекты жилого фонда (том № 2 л. д. 66 – 70).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Благоустроенным жилым фондом являются объекты жилой застройки, оборудованные централизованными системами тепло- и энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения (вне зависимости от этажности и наличия мусоропроводов)

В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее – Положение о государственном учете жилищного фонда), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, согласно пункту 12 которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Частью 4 и 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора Гороблагодатского рудоуправления обратился к председателю Кушвинского горисполкома с заявлением об отводе земельного участка для строительства 10 коттеджей в районе <адрес> (том № 1 л. д. 213).

Согласно акту обследования и выбора участка для строительства от декабря 1993 года комиссия провела обследование и выбор участка для строительства 10-ти одноэтажных двухквартирных домов в <адрес>. На выбранном земельном участке площадью 2,3 га водоснабжение от городских сетей, сбор канализационных стоков – городской коллектор, источник теплоснабжения – газовые котлы, источники электроснабжения – городские сети, строительство будет осуществляться подрядным способом. Комиссия пришла к выводу, что по всем показателям выбранный участок пригоден для строительства одноэтажных двухквартирных жилых домов (том № 1 л. д. 214).

В материалы дела представлены Основные показатели по технико-экономической характеристике жилых домов и зданий общественного назначения по <адрес> в <адрес>, согласно которым в каждом жилом доме две трехкомнатные квартиры, сметная стоимость наружных инженерных сетей (водопровод, канализация, дороги и др.). – 5,18 х 3 (том № 1 л. д. 215), а также Объектная смета на строительство одноэтажного двухквартирного жилого дома с трехкомнатными квартирами <адрес>, согласно которой учтены затраты на проведение внутренних сантехнических работ (хозпитьевой водопровод, канализация), на строительство наружных сетей водопровода и канализации (том № 1 л. д. 216 – 218), и Сводный сметный расчет стоимости строительства восьми одноэтажных двухквартирных жилых домов с трехкомнатными квартирами в <адрес>, в котором также в перечне работ и затрат учтены расходы на затраты на наружные сети водопровода, наружные сети канализации (том № 1 л. д. 219 – 221).

Из анализа указанных документов следует, что спорные жилые дома возводились на земельном участке, специально отведенном под строительство жилых домов, при наличии подвести от городской сети к строящимся зданиям сетей водоснабжения, сбор канализационных стоков был запланирован в городской коллектор. На строительство сетей водоснабжения и водоотведения как снаружи строящихся домов, так и внутри них в смету были запланированы расходы.

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-26674676 сооружение коммунального хозяйства – водопровод 1958 года строительства, место положения: <адрес>, протяженностью 2 759 м, находится в собственности Кушвинского городского округа (том № 2 л. д. 198 – 200).

В материалы дела предоставлены Выписка из Реестра муниципальной собственности Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (том л. д. 166), а также Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-27644701 (том л. д. 167 – 169), согласно данным которых сооружение коммунального хозяйства – самотечный коллектор, 1992 года строительства, место положения: <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 808 м, находится в собственности Кушвинского городского округа.

Как установлено судом, постановлением главы администрации Кушвинского городского Совета народных депутатов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов государственной комиссии о приемке в эксплуатацию объектов жилья» по итогам работы государственных комиссий, назначенных распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акты государственных комиссий о приемке в эксплуатацию, в том числе, одноэтажных двухквартирных жилых домов в <адрес> Гороблагодатского рудоуправления (том л. д. 9).

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.1996 № 93-п «О разграничении собственности на территории Свердловской области» в муниципальную собственность города Кушва переданы дома по адресам: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 1993 (том л. д. 211 – 212).

В Приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации содержится перечень государственных предприятий, государственного имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Кушвы, в числе которых указаны объекты инженерной инфраструктуры (Перечень утвержден Главой администрации города Кушвы ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер СОКУГИ: от ДД.ММ.ГГГГ), Гороблагодатское РУ (том л. д. 183).

Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче ОАО «Гороблагодатское рудоуправление» жилого фонда и газопровода в муниципальную собственность», в соответствии с которым Комитету по управлению имуществом постановлено принять по актам приема – передачи от ОАО «ГБРУ» жилой фонд общей площадью 3.231,7 кв.м, в том числе коттеджи: <адрес>, и наружный газопровод к коттеджам. Комитету по управлению имуществом передать жилой фонд общей площадью 3 231,7 кв.м комитету коммунального хозяйства, наружный газопровод к коттеджам согласно ст. 609 ГК в аренду ОАО «Кушвамежрайгаз» с последующим переходом права собственности на это имущество путем выкупа (том л. д. 10, том л. д. 188).

Согласно выписке от 20.03.20021 одноэтажный крупнопанельный жилой дом по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 1997, находится в муниципальной собственности (том л. д. 11).

Согласно техническим паспортам на спорные жилые помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, 2001 год (том л. д. 16 – 45, 92 – 124) в жилых домах водяное отопление от АГВ, водопровод – трубы чугунные, ванна с горячим водоснабжение – чугунная эмалированная, канализация – центральный коллектор.

В материалы дела ответчиком представлена схема водоснабжения и водоотведения улиц <адрес> по состоянию на 2021 год, согласно которой от центральной магистрали к каждому спорному жилому помещению подходят сети водоснабжения и водоотведения (том л. д. 128 – 130).

Указанная схема соотносится с Планом коммуникаций строящихся десяти жилых домов ГБРУ на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том л. д. 62).

Также в материалы дела представлен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого /-/ в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 41,4 кв.м по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, печное отопление, пользование муниципальным жилым помещением. Характеристика предоставляемого жилого помещения, его техническое состояние, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения (п. п. 1, 2договора, том л. д. 1 – 6). Согласно дополнительному соглашению к указанному договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ его нанимателем является Кодирова М.В. (дочь умершей /-/) (том л. д. 7). Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение в квартире есть водяное отопление от АГВ, чугунные трубы водопровода, чугунная ванна, а также канализация (том л. д. 113 – 118).

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» указано, что любое жилое помещение, для того чтобы оно считалось благоустроенным, должно отвечать следующим техническим и физическим параметрам:

- жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);

- инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилом помещении, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;

- наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60%, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха;

- жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств;

- в жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ.

Следовательно, КУМИ КГО, являясь наймодателем, по договору социального найма предоставил благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, в том числе, имеющие необходимые системы водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в материалы дела представлены ордера, а также договоры передачи домов (части домов) в собственность граждан, согласно которым Советом народных депутатов г. Кушва, а впоследствии городской администрацией передавали изначально по договору социального найма (том № 3 л. д. 16 – 17, 23, 26, 27, 38, 43 – 51 ), а затем в собственность граждан доли жилого дома, но не передавали какие-либо инженерные коммуникации (том № 1 л. д. 222 – 223, 228, 232, 238, том № 2 л. д. 11, 14, 20, 26 – 27, 31, 35, 39, 46, 56 – 57, 115). Вместе с тем согласно представленным в материалы дела квитанциям собственниками спорных жилых помещений на регулярной основе производилась оплата услуги водоснабжения и водоотведения (том № 2 л. д. 55, 101 том № 3 л. д. 15, 22, 25, 29 – 30, 31, 34, 39, 41 – 42, 58), что в свою очередь свидетельствует о наличии технической возможности подачи воды в спорные жилых помещения и отвода канализационных стоков. Доказательства обратного ответчиком также не представлены.

В судебном заседании истец Шишкина Т.Ю. ссылалась на наличие заключенных собственниками спорных жилых помещений и организациями водоснабжения договоров, в соответствии с которыми в жилые помещения осуществлялась поставка питьевой воды и отведение сточных вод. Вместе с тем в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» заключение подобных договоров возможно только при наличии к тому технической возможности.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что к моменту сдачи спорных жилых домов в эксплуатацию в них имелись и к ним были подведены сети водоснабжения и водоотведения, что свидетельствовало о благоустроенности данных домов.

Возражая против исковых требований, ответчик в нарушение положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил ни одного доказательства того, что в спорных жилых домах на момент их ввода в эксплуатацию сети водоснабжения и водоотведения отсутствовали, что они были возведены нанимателями жилых помещений, а впоследствии и их собственниками самостоятельно, а не при строительстве жилых домов.

Наличие у кого-либо права собственности на спорные объекты недвижимости (сети водоснабжения и водоотведения) суду не представлены и в материалах дела отсутствуют.

Доказательства того, что спорные сети возводились на личные денежные средства жителей спорных домов, суду также не представлены.

В то же время судом установлено, что путем эксплуатации выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения обеспечиваются водоснабжение и водоотведение семи жилых домов в <адрес>, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, при этом водопроводные и канализационные сети непосредственно присоединены к объектам недвижимости (жилым домам).

Принимая во внимание, что отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации, а администрация г. Кушва на протяжении более двадцати лет мер к включению сетей водопровода и водоотведения в перечень бесхозяйных объектов не принимает, суд приходит к выводу о возможности удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Доводы представителя ответчика об отсутствии исполнительной съемки наружных инженерных сетей, их инвентаризации судом отклоняются, поскольку выполнение указанных действий не предусмотрено при возбуждении процедуры определения бесхозяйного имущества ни Положением от ДД.ММ.ГГГГ, ни действующим законодательством, и не может служить основанием освобождения от исполнения муниципальной функции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Струкова Юрия Николаевича, Дубровина Александра Васильевича, Шишкиной Татьяны Юрьевны, Решетиловой Надежды Григорьевны, Полякова Романа Валерьевича, Кадировой Марии Валерьевны, Артемовой Татьяны Александровны, Вохмяниной Людмилы Юрьевны, Щибрик Сергея Аркадьевича, Михайловой Веры Александровны, Денисовой Людмилы Алексеевны, Никулиной Любови Федоровны, Елкина Виталия Михайловича, Черноусовой Веры Васильевны к администрации Кушвинского городского округа о признании объектов инфраструктуры бесхозными, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать сети водоснабжения, обслуживающие дома, расположенные по адресам: <адрес>, бесхозными.

Возложить на администрацию Кушвинского городского округа обязанность принять меры по постановке сетей водоснабжения, обслуживающих дома, расположенные по адресам: <адрес>, на учет как бесхозяйное имущество и осуществлять обслуживание указанного имущества до признания на него права собственности в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Кушвинский городской суд.

Судья Туркина Н.Ф.