Дело № 2-197/2021
55RS0009-01-2021-000169-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года р.п. Большеречье
Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего Костючко Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Малининой Т.М.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Петровской О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шпилевского Александра Степановича к ООО «Магнит» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шпилевский А.С. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Магнит» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что региональный оператор «Магнит», по договоренности с чиновниками, осуществляет вывоз ТКО в Большереченском районе, за оказанную так называемую федеральную услугу взимает огромные деньги. В платежных квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг наименование данной услуги указано как «обращение с ТКО», т.е. это транспортирование, обезвреживание, захоронение. Указывает, что в квитанции должно указываться наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги. Однако, квитанции, которые получает он, данным требованиям не соответствуют. В связи с чем, считает их фиктивными, пригодными для коррупционных схем, приводящими к бесконечному росту тарифа. Данные действия ответчика считает незаконными, вводящими его в заблуждение, оскорбляющими и унижающими.
На основании изложенного, просит суд взыскать с ООО «Магнит» компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика ООО «Магнит» Касаева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не участвовала, будучи уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представила отзыв на заявленные требования, в котором указала, что ООО «Магнит» было выбрано региональным оператором по обращению с ТКО на основании конкурсного отбора, проведенного в порядке Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 №881. В связи с чем, между ООО «Магнит» и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Свою деятельность по обращению с ТКО на территории г.Омска и Омской области ООО «Магнит», как региональный оператор, осуществляет с 01.04.2019 года. Основанием для начисления истцу платы за «обращение с ТКО» является заключенный между региональным оператором и физическим лицом договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления предусмотрена п.5 ст.30 ЖК РФ, п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.8 (1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами). Начисление платы за обращение с ТКО производится в соответствии с тарифами, утвержденными РЭК Омской области. В компетенцию регионального оператора не входит обязанность разъяснения тарифов. С составляющими единого тарифа на услугу «Обращение с ТКО» можно ознакомиться на официальном сайте органа регулятора – РЭК Омской области. «Обращение с ТКО», согласно Постановления Правительства №354, внесено в разряд коммунальных услуг. Расчет, начисление и выставление в квитанциях платы для потребителей (физических лиц) регионального оператора ООО «Магнит» осуществляется соответствующим образом. С 01.04.2019 года ООО «ОЭК» по поручению регионального оператора ООО «Магнит» на основании заключенного агентского договора в г.Омске и Омской области ведет абонентскую работу и выставляет плату за «Обращение с ТКО» в едином платежном документе. В Большереченском муниципальном районе Омской области, в т.ч. в с.Красный Яр, транспортирование ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министерства природы и экологии Омской области. Нарушение схемы потоков является недопустимым для регионального оператора. В этой связи, определение объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, участвующих в процессе обращения с твердыми коммунальными отходами на территории конкретной зоны деятельности регионального оператора, осуществляется на этапе формирования Территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, и изменениию по решению регионального оператора не подлежат. Согласно Приложению №12-1 к действующей Территориальной схеме, под № указана площадка временного накопления ТКО в Большереченском районе – №, <адрес> Также указала, что моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан, в других случаях, т.е. при нарушении имущественных прав граждан, компенсация морального вреда допускается, если это специально предусмотрено законом. Применительно к рассматриваемому спору возможность взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда законом прямо не предусмотрена. ЖК РФ, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений. Доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, носящих неимущественный характер, при которых возможна компенсация морального вреда, истцом не представлено. В связи с чем, просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу ст. 2 указанного Федерального закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 указанного Федерального закона определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В судебном заседании установлено, что по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, ООО «Магнит» было выбрано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, в связи с чем между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец Шпилевский А.С. проживает в <адрес>.
В процессе жизнедеятельности истца безусловно образуются твердые коммунальные отходы.
Частью 1 ст. 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вышеприведенными нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Жилищного кодекса РФ на истца, как на собственника жилого помещения, возложена обязанность заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовую форму договора на своем официальном сайте и в газете «Омский вестник» ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ООО «Магнит» осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории Омской области как региональный оператор, оно оказывает услуги вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником и, как следствие, вправе требовать оплаты оказанных услуг.
Расчет услуги производится на основании нормативов и тарифов, утвержденных РЭК Омской области.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 №24/13 утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит".
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 №61/27 также утверждены нормативы накопления ТКО юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в зависимости от осуществляемого вида деятельности.
Транспортирование ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39 (ред. от 23.10.2020) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области».
Согласно приложению № к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области определено место (площадка) временного накопления ТКО в Большереченском районе по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, координаты месторасположения земельного участка. на котором размещается ПВН (широта/долгота) - <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом, законом установлен исчерпывающий перечень оснований для компенсации морального вреда, ответственность за моральный ущерб безусловна лишь для случаев его причинения действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, чего в данном случае судом не установлено, к иным случаям, в соответствии с которыми указанная компенсация подлежит возмещению, изложенные истцом обстоятельства не относятся, доказательств причинения морального вреда истцом суду не представлено.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку факт нарушения личных неимущественных прав Шпилевского А.С. со стороны ООО «Магнит» не доказан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о компенсации морального вреда применительно к положениям ст. 151 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Шпилевского Александра Степановича к ООО «Магнит» о взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.С. Костючко