ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-197/2021 от 23.06.2021 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-197/2021

УИД 02RS0002-01-2021-000183-56

Категория 2.209

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Ватутиной А.А.,

при секретаре Каташевой С.М.,

помощник судьи Ахметова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации к Управлению образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о возмещении имущественного ущерба, причиненного федеральному бюджету,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации обратился в суд к Управлению образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о возмещении имущественного ущерба, причиненного федеральному бюджету, о взыскании ущерба в размере 9 613 048 рублей 47 копеек в пользу федерального бюджета Российской Федерации, мотивируя требования тем, что прокуратурой Республики по поручению Генеральной прокуратуры РФ №73/2-1936-2019 от 02.12.2019 в декабре 2019 года организованы надзорные мероприятия по обращению заместителя руководителя Федерального казначейства ФИО1 о результатах плановой выездной проверки исполнения Управлением образования администрации МО «Кош-Агачский район» средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий по повышению устойчивости жилых домов, объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Проверка была проведена Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай (далее – УФК по РА) и им в деятельности Управления образования были установлены существенные нарушения бюджетного законодательства, допущенные при строительстве «Средняя общеобразовательная школа на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района». Нарушения выразились в оплате фактически не выполненных работ на общую сумму 3 797 тыс. руб.; по завышению стоимости на 3 097,8 тыс. руб.; производстве работ, не соответствующих качеству и требованиям пожарной безопасности – 240,4 тыс. руб.; оплате работ и оборудования, не подтвержденных исполнительной документацией на сумму 801,5 тыс. руб. По выявленным нарушениям УФК по РА в Управление образования были внесены предписания: №77/18-34/2005 от 12.07.2019 о применении штрафных санкций за нарушение по закупкам на общую сумму 1 676 407,07 руб.; №77-19-34/2004 от 12.07.2019 о возмещении в срок до 01.03.2020 в федеральный бюджет 5 545 306,43 руб. в связи с допущенными нарушениями по оплате фактически выполненных работ; работ по завышенной стоимости и не соответствующих качеству и требованиям пожарной безопасности; №77-19-34/2004 от 12.07.2019 об установке до 02.03.2020 дизельной электростанции, предусмотренной проектной документацией, а также направлено информационное письмо №77-19-26/2000 от 12.07.2019 по факту оплаты работ и оборудования, не подтвержденных исполнительной документацией, на 801,5 тыс. руб. Прокурорской проверкой установлено, что Управлением образования представление УФК по РА №77-19-34/2013 от 12.07.2019 рассмотрено и удовлетворено, за отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц заказчика руководитель МУ «Централизованная бухгалтерия учреждения образования» привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом достаточные меры для устранения нарушения приняты не были. Проверкой исполнения вышеуказанных предписаний органа внешнего финансового контроля установлено, что в проекте бюджета МО «Кош-Агачский район» на 2020 и плановый 2021 и 2022 в нарушение ст.ст. 14, 65 БК РФ не были заложены расходы на возмещение в срок до 02.03.2020 в федеральный бюджет 5,5 млн.руб., выплаченных Управлением образования за невыполненные подрядчиком работы, в связи с этим прокуратурой района 10.12.2019 главе МО «Кош-Агачский район», представившему на рассмотрение районного Совета депутатов проект бюджета, объявлено предостережение о недопустимости нарушения бюджетного законодательства. Кроме того, выявлено бездействие Управления образования в период с июля по ноябрь 2019 года по исполнению предписания УФК по РА №77/19-34/2005 от 12.07.2019 по взысканию в федеральный бюджет 1,7 млн. руб. штрафных санкций за нарушение по закупкам. В установленный срок до 03.12.2019 указанная сумма в бюджетную систему РФ не поступила. Претензии подрядчикам (исполнителям) муниципальным заказчиком были направлены только 29.11.2019. Меры по взысканию суммы неустойки в судебном порядке Управление образования не приняло. В связи с не поступлением в федеральный бюджет денежных средств в размере 1,7 млн.руб. прокуратурой района 11.12.2019 главе МО «Кош-Агачский район» было внесено представление, которое было удовлетворено. 05.02.2020 Управление образования обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к ООО «Гранит» о взыскании 1 757 578 руб. в связи с завышенной стоимостью в результате замены материалов; средства, израсходованные за фактически невыполненные строительные работы, на общую сумму 3 358 830 руб.; штрафные санкции в сумме 1 089 806 руб.; использование материалов, несоответствующих качеству, в сумме 240 358, 74 руб. 03.12.2020 Арбитражный суд Республики Алтай оставил без рассмотрения иск Управления образования, поскольку оно не представило доказательств для подтверждения своей позиции и не обеспечило явку представителя в суд. На основании изложенного, полагает, что вышеуказанные действия (бездействия) должностных лиц Управления образования причинили вред Российской Федерации в размере 9 613 048,47 руб. Просит взыскать с Управления образования МО «Кош-Агачский район» ущерб в размере 9 613 048,47 руб., причиненный его незаконными действиями (бездействиями) при исполнении муниципального контракта от 22.08.2017 №0377300007117000028, от 29.06.2017 №0377300007115000046, от 07.12.2015 №0377300007115000082, в пользу федерального бюджета Российской Федерации.

Определением суда от 17.03.2021 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «Гранит», Общество с ограниченной ответственностью «СМУ-07», Муниципальное казенное учреждение «Строй-Проект» муниципального образования «Кош-Агачский район».

Определением суда от 23.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «СМУ-07» ФИО2

В судебном заседании помощник прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Яндикова Н.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления образования МО «Кош-Агачский район» ФИО3 возражал относительно заявленных требований, полагал, что оснований для удовлетворения не имеется, полагал, что расчеты, произведенные УФК по РА неверные. Указал, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09.04.2021 с Управления образования МО «Кош-Агачский район» в пользу ООО «Гранит» по муниципальному контракту от 29.06.2015 №0377300007115000046 взыскана задолженность в размере 3 822 930 рублей 50 копеек, также пояснил, что МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» произвело выплату пени за нарушение при исполнении муниципального контракта от 22.08.2017 №0377300007117000028.

Представители Управления Федерального Казначейства по Республики Алтай, ООО «Гранит», МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район», ООО «СМУ-07», конкурсный управляющий ООО «СМУ-07» ФИО2, в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

29.06.2015 Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» и ООО «Гранит», руководствуясь нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.06.2015 №0377300007115000046 заключили муниципальный контракт №0377300007115000046.

Предмет контракта – выполнение работы по строительству средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского в соответствии с проектно-сметной документацией, Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, графиком производства работ, строительными нормами и правилами (п. 1 контракта).

Согласно п. 2.1 контракта, стоимость работ составляет 217 961 270 рублей 00 копеек.

Настоящим контрактом не предусмотрена возможность авансирования (п. 2.4 контракта).

Место выполнения работ: территория муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай, в с. Теленгит-Сортогой, расположенного в 7,0 км. от районного центра с. Кош-Агач. Площадка строительства размещена в северной части с. Теленгит-Сортогой, в 40,0 м. к северу от жилого дома по ул. Новая, 10. Сроки (периоды) выполнения работ: не позднее 10.06.2017 с даты, заключения контракта (п.п. 3.1, 3.2 контракта).

Заказчик обязуется в сроки и в порядке, предусмотренные настоящим контрактом принять у подрядчика выполненные работы по акту приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (п. 4.3 контракта).

Из п. 4.9 контракта следует, что заказчик вправе требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков.

В случае просрочки исполнения подрядчиком, обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 9.2.1 контракта).

В силу п. 9.2.3 контракта штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 и составляет 0,5% от цены контракта 1 089 806 рублей 35 копеек.

В период времени с 02.04.2019 по 25.06.2019 Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай проведена выездная проверка Управления образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай, предоставление и использование субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и системы жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Объектом проверки явились работы по строительству объекта «Строительство средней общеобразовательной школы на 161 учащихся с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» в рамках муниципального контракта от 29.06.2015 №0377300007115000046; строительству объекта «Строительство спортивного ядра в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» в рамках муниципального контракта от 22.08.2017 №0377300007117000028.

По результатам выездной проверки руководителем проверочной (ревизионной) группы Контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республики Алтай 25.06.2019 составлен акт выездной проверки.

Из указанного акта следует, что в ходе проведенной проверки выполнения работ по объектам капитального строительства: «Строительство средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» установлены следующие нарушения: приняты к учету первичные учетные документы, содержащие недостоверные данные и не соответствующие по техническим характеристикам проектной документации (лист 1, 2 шифр 45-01-10-ИОС 1.3), а именно: в акте о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.12.2016 № 52 (позиция № 4 на сумму 1 589 880,00 руб.) указан дизель генератор марки ТСС АД-60С-Т400-2РМ11 с двигателем TSS Disel и генератором TSS-SA-60, мощностью 160 кВт, фактически на объекте установлен дизель генератор с двигателем ЯМЗ-236 и генератором STAMFORD 80 kW, мощностью 80 кВт. В период проведения проверки объектом контроля не были представлены материалы согласования замены дизель-генератора ТСС АД-60С-Т400-2РМ11 (в комплектации: двигатель TSS Disel, генератор TSS-SA-60) на дизель генератор в комплектации: двигатель ЯМЗ-236, генератор STAMFORD 80 kW, откорректированная в установленном порядке сметная документация, на приобретение и установку дизель-генератора в комплектации: двигатель ЯМЗ-236, генератор STAMFORD 80 kW. Управлением образования МО «Кош-Агачский район» за счет федерального бюджета платежным поручением от 21.12.2016 №607008 оплачены завышенные стоимости выполненных работ в результате замены материалов в сумме 1 589 880 рублей, согласно акту о приемке выполненных работ №2-КС от 30.12.2016 №52. В ходе проведения проверки установлено, что стоимость материальных ресурсов в позициях 18, 20, 21, 22, 23,24, 25, 27, 30, 31, 33 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 29.01.2016 №18 в рамках муниципального контракта от 29.06.2015 №0377300007115000046 определена на основании коммерческих предложений. Учитывая наличие в сборнике ТССЦ-2001 Республики Алтай прямых расценок ни примененные материальные ресурсы 18, 20, 21, 22, 23,24, 25, 27, 30, 31, 33 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 29.01.2016 №18, их стоимость должна определяться по соответствующей расценке ТССЦ – 2001 Республики Алтай. Определение стоимости материальных ресурсов по коммерческим предложениям привело к завышению стоимости выполненных работ по строительству объекта «Строительство средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» в рамках муниципального контракта от 29.06.2015 №0377300007115000046 на 1 080 591 рубль. Управлением образования муниципального образования «Кош-Агачский район» оплата произведена за счет средств федерального бюджета. В ходе проведения сверки и определения фактического наименования видов и объемов работ, выполненных подрядчиком – ООО «Гранит», принятых по актам о приемке выполненных работ заказчиком – Управлением образования МО «Кош-Агачский район» в рамках муниципального контракта от 29.06.2015 №0377300007115000046 «Строительство средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» установлено следующее: не выполнены работы по установке решеток на слуховые окна в количестве 11 шт.; не выполнены работы по установке стенки шведкой размерами 1580х3000х2500 в количестве 1 шт.; не выполнены работы по металлической ограды территории школы в количестве 675,7 м; не выполнены работы по окраске эмалью ПФ-115 металлоконструкций ограждения территории школы, артскважены в количестве 1551,59 кв.м. Таким образом, подрядчиком ООО «Гранит» предъявлены, а заказчиком Управлением образования МО «Кош-Агачский район» приняты фактически не исполненные работы на общую сумму 3 358 830 рублей, оплата произведена за счет средств федерального бюджета по платежным поручениям от 15.03.2016 №814725, от 17.06.2016 №149214, от 08.08.2016 №270123, от 21.12.2016 №606961, от 21.12.2016 №606960 согласно актам о приемке выполненных работ №КС-2 от 29.01.2016 №17, от 31.05.2016 №26, от 01.07.2016 №31, от 30.12.2016 №54, от 30.12.2016 №55. В ходе проверки установлена замена материалов и оборудования, а именно: позициями 45, 46 о приемки выполненных работ формы 30.12.2016 №40 в рамках муниципального контракта учтено выполнение работ по монтажу водонагревателей «Аристон» емкостью 100 л в количестве 12 шт. и водонагревателей «Аристон» емкостью 50 л в количестве 4 шт. В ходе проведения контрольного обмера и натурального осмотра отдельных видов и объемов принятых и оплаченных работ за 2016 год по муниципальному контракту от 29.06.2015 №0377300007115000046, отраженных в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, установлено, что фактически выполнен монтаж водонагревателей марки «Garanterm» емкостью 100 л в количестве 12 шт. и водонагревателей марки «Garanterm» емкостью 50 л в количестве 4 шт. замена марки водонагревателей привела к завышению стоимости выполненных работ на 167 698 рублей. Заказчиком приняты и оплачены за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 22.12.2016 №610514 завышенная стоимость выполненных работ в сумме 167 698 рублей по акту о приемке выполненных работ КС-2 от 31.12.2016 №40. Позицией 7 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.12.2016 №55 учтено выполнение работ по установке горок нержавеющих высотой 1,5м в количестве 2 шт. В ходе проведения контрольного обмера и натурального осмотра отдельных видов и объемов принятых и оплаченных работ за 2016 год, отраженных в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, установлено, что фактически выполнена установка горок высотой 0,5 м в количестве 2 шт. Замена конструкций горок привела к завышению стоимости выполненных работ на 36 910 рублей. В результате замены конструкции горок меньшего размера, заказчиком Управлением образования МО «Кош-Агачский район» оплачены за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 21.12.2016 №606960 завышенная стоимость выполненных работ в сумме 36 910 рублей по акту о приемке выполненных работ КС-2 от 30.12.2016 №55. Позицией 40 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.12.2016 №48, позицией 51 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.12.2016 №45 учтено выполнение работ по установке люков чугунных тяжелых в количестве 10 шт. В ходе проведения контрольного обмера и натурального осмотра отдельных видов и объемов принятых и оплаченных работ за 2016 год, отраженных в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, установлено, что фактически выполнена установка люков из полимерных материалов в количестве 10 шт. Замена люков чугунных на люки из полимерных материалов привела к завышению стоимости выполненных работ на 18 120 рублей (с учетом НДС). Суммарное завышение стоимости выполненных строительных работ в результате замены материалов и оборудования составляет 222 729 рублей (с учетом НДС). Визуальным осмотром объекта «Строительство средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» в рамках государственного контракта от 29.06.2015 №0377300007115000046, установлено следующее: трещины в асфальтобетонном покрытии проездов и площадок, провалы в основании покрытия; трещины на поверхностях стен и перегородок; приточная система не эксплуатируется, внутри приточной камеры хранятся санитарно-технические приспособления; в помещении вентакамеры приточной системы П1 складируется мебель. Объектом контроля не представлены документы, подтверждающие претензионную работу с подрядчиком в рамках гарантийного обслуживания по п. 5.19 муниципального контракта от 29.06.2015 №0377300007115000046. Заказчик Управление образования МО «Кош-Агачский район» не предъявил штрафных санкций в виде фиксированной суммы в размере 0,5 процентов от цены контракта или в сумме 1 089 806 рублей по выявленным фактам ненадлежащего исполнения подрядчиком ООО «Гранит» предусмотренных обязательств, а именно: сдача работ без подтверждения исполнительной документации. В ходе проверки экспертами ООО «Научно-технический центр ЭксиМ», специалистами электротехнической лаборатории проведена экспертиза использованных строительных материалов для огнезащитной обработки деревянных конструкций крыши на объекте: «Строительство средней общеобразовательной школы на 161 учащихся с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай в рамках муниципального контракта от 29.06.2015 № 0377300007115000046». По результатам экспертизы сделан вывод о несоответствии деревянных конструкций крыши II группе огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний» и неэффективности использованных материалов для огнезащитной обработки деревянных конструкций крыши объекта. Стоимость строительных материалов, признанных по результатам настоящей экспертизы несоответствующими, составила 240 358 рублей 74 копейки. Управлением образования муниципального образования «Кош-Агачский район» приняты и оплачены платежными поручениями от 19.11.2015 № 539809, от 19.11.2016 № 539810 за счет средств федерального бюджета в сумме 240 358 рублей 74 копейки выполненные строительные работы согласно актам о приемке выполненных работ № 2-КС от 28.10.2015 № 7, от 29.10.2015 № 8, от 31.12.2016 № 59, которые не соответствуют качеству, примененных строительных материалов по защите деревянных конструкций от воздействия огня в случае пожара и не соответствуют нормам по обеспечению пожарной безопасности.

Также из акта выездной проверки от 25.06.2019 следует, что в проверяемом периоде на исполнении находился Муниципальный контракт от 07.12.2015 №0377300007115000082 (далее Контракт от 07.12.2015), заключенный по итогам открытого конкурса на оказание услуг строительного контроля по объекту капитального строительства: «Средняя общеобразовательная школа на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» (протокол от 25.11.2015 № 2). Вышеуказанный муниципальный контракт от 07.12.2015 № 0377300007115000082 заключен между Управлением образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», в лице начальника Управления ФИО4, именуемый в дальнейшем «Муниципальный заказчик» и Муниципальным казенным учреждением «Строй-Проект» муниципального образования «Кош-Агачский район», в лице директора ФИО5, именуемый в дальнейшем «Исполнитель». В период проведения плановой проверки в Управлении МО «Кош-Агачский район» в рамках выездной проверки предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай на основании приказа от «18» апреля 2019 года № 59 «О проведении встречной проверки» проводилась встречная проверка в Муниципальном казенном учреждении «Строй-Проект» муниципального образования «Кош-Агачский район». Результаты встречной проверки в МКУ «Строй-Проект» оформлены актом встречной проверки в Муниципальном казенном учреждении «Строй-Проект» муниципального образования «Кош-Агачский район» от 20.05.2019. Заключенным Контрактом от 07.12.2015 предусмотрены: согласно п. 1.2. Контракта от 07.12.2015, объемы и сроки услуги, оказываемые Исполнителем, требования к оказываемой услуге, требования к результатам оказываемой услуги определены в Техническом задании (Приложение № 1 к Контракту). Пунктом 2.1. Контракта от 07.12.2015 общая стоимость услуги составляет 2 250 000,00 руб. Пунктом 2.3. финансирование Контракта от 07.12.2015 осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пунктом 2.5. Контракта от 07.12.2015 цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объемов и качества оказываемой услуги и иных условий Контракта. Пунктом 2.6. Контракта от 07.12.2015 финансирование затрат на исполнение обязательств Исполнителя и расчеты с Исполнителем осуществляются Муниципальным заказчиком пропорционально выполненным объемам работ (2,14% от стоимости выполненных строительно-монтажных работ). Окончательный расчет осуществляется после подписания акта приемки объекта капитального строительства до 31.12.2017. Пунктом 2.7. Контракта от 07.12.2015 авансовый платеж не предусмотрен. Пунктом 3.4. Контракта от 07.12.2015 срок окончания оказания услуги: не позднее 10.06.2017. Пунктом 4.1.7. Контракта от 07.12.2015 в соответствии с условиями Контракта от 07.12.2015 и сроком оказания услуги Исполнитель обязан передать Муниципальному заказчику по акту сдачи-приемки оказанной услуги результаты услуги, выполненной в полном объеме. Пунктом 4.1.8. Контракта от 07.12.2015 Исполнитель обязан производить приемку фактически выполненных объемов работ по объекту на основании актов выполненных работ, вести учет объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ по объекту. Проверять достоверность документов, предъявляемых к оплате. Пунктом 4.1.11. Контракта от 07.12.2015 Исполнитель обязан производить контроль выполненных работ по объекту, согласно техническому заданию. Пунктом 5.2. Контракта от 07.12.2015 предусмотрено, после оказания этапа услуги Исполнитель предоставляет Муниципальному заказчику результат услуги в виде отчета о проделанной работе с приложением подтверждающих документов. Акты выполненных работ Исполнителя подписываются Муниципальным заказчиком только после предоставления отчета. Пунктом 5.3. Контракта от 07.12.2015 приемка услуги осуществляется в 10-дневный срок, при отсутствии замечаний Муниципальный заказчик подписывает акт сдачи-приемки оказанной услуги. Пунктом 5.5. Контракта от 07.12.2015 предусмотрено, что подписанный Муниципальным заказчиком и Исполнителем акт сдачи-приемки оказанной услуги и предъявленный Исполнителем счет (счет-фактура) на оплату цены Контракта являются основанием для оплаты оказанной услуги. Пунктом 5.7. Контракта от 07.12.2015 датой завершения услуги считается дата подписания обеими сторонами акта о приемке оказанных услуг. При осуществлении строительного контроля на МКУ «Строй-Проект» согласно заключенному муниципальному контракту от 07.12.2015, приказом директора возложены функции технического надзора над объектами социальной сферы. В соответствии с условиями выше заключенного Контракта от 07.12.2015 МКУ «Строй-Проект» представляет Муниципальному заказчику Управлению образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» следующие документы приемки и сдачи оказанной услуги: акт приемки объекта капитального строительства, окончательный расчет осуществляется после подписания (п.2.6 Контракта от 07.12.2015); акт сдачи-приемки оказанной услуги результаты услуги, выполненной в полном объеме (пункт 4.1.7. Контракта от 07.12.2015); акт выполненных работ, ведение учета объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ по объекту (пункт 4.1.8. Контракта от 07.12.2015); отчет о проделанной работе с приложением подтверждающих документов, акты выполненных работ (пункт 5.2. Контракта от 07.12.2015); акт сдачи-приемки оказанной услуги (пункт 5.3. Контракта от 07.12.2015). Согласно п. 4.3.1 Контракта от 07.12.2015, Заказчик Управление обязан осуществить приемку оказанной услуги (ее результатов), а также отдельных этапов оказанной услуги, предусмотренных п.1.1 Контракта от 07.12.2015. В ходе проверки Управлением представлен Акт о приемке законченного строительством объекта от 29.08.2016, что подрядчиком ООО «Гранит» произведено строительство по объекту «Средняя общеобразовательная школа на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» на основании разрешения строительства от 28.05.2015 №RU305-006, выданный администрацией МО «Кош-Агачский район» начало строительных работ от 01.07.2015, окончание 29.08.2016. Согласно вышеуказанному Акту о приемке законченного строительством объекта от 29.08.2016, ООО «Гранит» предъявлен к приемке объект от 29.08.2016 № 1. В ходе проведения плановой выездной проверки в Управлении образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» была проведена встречная проверка в МКУ «Строй-Проект» по исполнению Контракта от 07.12.2015, по представлению документов о подтверждении проведения строительного контроля, обоснованности проведения строительного контроля, правильности и обоснованности представления к оплате счетов за контрольные услуги. В ходе проведения встречной проверки в МКУ «Строй-Проект» документы по исполнению Контракта от 07.12.2015: акты сдачи-приемки, оказанной услуги результаты услуги, выполненной в полном объеме, акт выполненных работ, ведение учета объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ по объекту, отчеты о проделанной работе с приложением подтверждающих документов, акты сдачи-приемки оказанной услуги, акта о приемке оказанных услуг проверке не представлены. Управлением образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» при отсутствии достоверной информации о ходе исполнения обязательств, результатов оказания услуг, предусмотренных муниципальным контрактом, также при отсутствии подтверждающих документов на оказание услуг строительного контроля (отчета о проделанной работе, акта сдачи-приемки оказанной услуги) в 2016 году произведена предварительная оплата услуги строительного контроля по объекту капитального строительства: «Средняя общеобразовательная школа на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» платежным поручением от 16.08.2016 № 287755 в сумме 438 189,69 руб. согласно счету на оплату от 09.08.2016 № 2 за счет средств федерального бюджета. Согласно Контракту от 07.12.2015 Управлением образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» за счет средств федерального бюджета оплачены за строительный контроль по объекту «Средняя общеобразовательная школа на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» по следующим документам: платежное поручение от 14.12.2015 № 602323 в сумме 1 800 000,00 руб., счет-фактура от 09.12.2015 № 1 на сумму 1 811 810,31 руб. за строительный контроль; платежное поручение от 16.08.2016 № 287755 в сумме 438 189,69 руб., счет-фактура от 09.08.2016 № 2 на сумму 438 189,69 руб. за строительный контроль. Пунктом 8.1. муниципального контракта от 07.12.2015 предусмотрено ответственность сторон: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в котором стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и указанным контрактом. Пунктом 8.5. муниципального контракта от 07.12.2015 предусмотрено штрафы начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и составляет 10% от цены контракта 2 250 000,00 руб. или в сумме 225 000,00 руб. Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» не воспользовался правом о предъявлении штрафных санкций в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов от цены контракта или в сумме 225 000,00 руб. по выявленным фактам ненадлежащего исполнения исполнителем МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» обязательств, предусмотренных, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.

Кроме того, из акта выездной проверки усматривается, что было проверено исполнение условий муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 на выполнение работ по строительству спортивного ядра в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай. Выполнение работ по объекту «Строительство спортивного ядра в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» осуществлялось на основании муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028, заключенного между Управлением образования администрации МО «Кош-Агачский район», и обществом с ограниченной ответственностью «СМУ-07». Общая стоимость работ по муниципальному контракту от 22.08.2017 № 0377300007117000028 составляет 6 764 421,00 рубль (с учетом НДС). В соответствии с пунктом 5.2 муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 подрядчик обязан выполнить все строительно-монтажные работы в полном объеме и в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом от 22.08.2017 № 0377300007117000028, и сдать объект заказчику. В соответствии с пунктом 3.2 муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 срок завершения работ на объекте определен не позднее 15.09.2017. В ходе проверки объектом контроля представлен Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 27.10.2017 № 40. Согласно данного Акта, а также первичной учетной документации работы на объекте «Строительство спортивного ядра в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» выполнялись в период с 01.09.2017 по 30.10.2017. Следовательно, подрядчиком нарушен пункт 5.2 муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 в части сроков выполнения работ на 46 календарных дней. Объектом контроля не были представлены материалы претензионной работы (письма, претензии) в отношении подрядчика ООО «СМУ-07», касающиеся ненадлежащего исполнения обязательства по муниципальному контракту от 22.08.2017 № 0377300007117000028, не принимались меры. Общая сумма пени за 46 календарных дней просрочки окончания выполнения работ составляет 23 379,99 руб. Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» не воспользовался правом направить подрядчику ООО «СМУ-07» требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в сумме 23 379,99 руб. за нарушение конечного срока выполнения работ на 46 календарных дней (расчет в акте указан). Визуальным осмотром объекта «Строительство спортивного ядра в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» в рамках муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 установлено, что расположение спортивного ядра на земельном участке, а также покрытие площадок, входящих в состав спортивного ядра, не соответствует проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 24.10.2014 № 04-1-5-0061-14. Проектной документацией (шифр 45-01-10-ПЗУ) предусмотрено покрытие площадок из песчано-щебеночной смеси тип III). Фактически покрытие площадок выполнено из резиновой крошки. Также, в составе спортивного ядра выполнена площадка для игры в минифутбол, которая не предусмотрена проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 24.10.2014 № 04-1-5-0061-14. Не выполнено устройство площадки для игр детей дошкольного возраста, предусмотренной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 24.10.2014 № 04-1-5-0061-14. Таким образом, в нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса, работы по строительству спортивного ядра на участке средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 30 мест в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай выполнены не в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 24.10.2014 №04-1-5-0061-14. Пунктом 9.1. муниципального контракта 22.08.2017 № 0377300007117000028 предусмотрена ответственность сторон: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в котором стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и указанным контрактом. Пунктом 9.2.3. муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 предусмотрено, что штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063. Управление образования МО «Кош-Агачский район» не воспользовался правом, установленным пунктами 9.1., 9.2.3. муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 о предъявлении штрафных санкций в виде фиксированной суммы в размере 5 процентов от цены контракта или в сумме 338 221,05 руб. по выявленным фактам ненадлежащего исполнения подрядчиком ООО «СМУ-07» обязательств, а именно сдача работ без подтверждения исполнительной документации.

Согласно данному акту, объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего акта.

Акт выездной проверки от 25.06.2019 вручен начальнику Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» 26.06.2019, о чем имеется его подпись.

Материалы дела не содержат сведений о том, что со стороны Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» поступали письменные возражения относительно акта выездной проверки от 25.06.2019.

По результатам проведенной проверки Управление Федерального казначейства по Республики Алтай на имя начальника Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» направлено предписание от 12.07.2019 №77-19-34/2013 о рассмотрении информации о выявленных нарушениях, а также о необходимости принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 15.08.2019 (указано нарушение в денежном выражении 38 478 601 рублей 38 копеек, муниципальный контракт от 29.06.2015 № 0377300007115000046).

Из ответа начальника Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» от 15.08.2019 №2052 следует, что представление рассмотрено, требования признаны обоснованными, действительно были нарушены положения действующих нормативных правовых актов. К руководителю МУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» было применено дисциплинарное взыскание в форме замечания.

Также в адрес начальника Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» направлены предписания от 12.07.2019: №77-19-34/1997 о принятии мер по устранению нарушения п. 1.1 муниципального контракта от 29.06.2015 № 0377300007115000046 в части установки дизельной электростанции предусмотренной проектной документацией, лист 1, 2 шифр 45-01-10-ИОС 1.3 в срок до 02.03.2020 (нарушение в денежном выражении (причиненный ущерб) 1 589 880 рублей); №77-19-34/2005 о взыскании пени, штрафов в общей сумме 1 676 407 рублей 04 копейки, в том числе: с ООО «Гранит» в сумме 1 089 806 рублей, с ООО «СМУ-07» в сумме 361 601 рублей 04 копейки, с МКУ «Строй-Проект» в сумме 225 000 рублей, в срок до 03.12.2019; №77-19-34/2004 о возврате в федеральный бюджет денежных средств в сумме 5 545 306 рублей 43 копейки в срок до 01.03.2020.

Тот факт, что Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» согласилось с установленными в ходе выездной проверки нарушениями, указанными выше, подтверждается тем, что 05.02.2020 Управление образование администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковыми требованиями к ООО «Гранит» о взыскании основных средств в сумме 1 589 880 рублей (дизельная электростанция) в связи с завышенной стоимостью в результате замены материалов согласно п. 1 Предписания Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, средства, расходованные за фактически не выполненные строительные работы на общую сумму 3 358 830 рублей согласно п. 1 Предписания УФК по РА от 12.07.2019 №77-19-34/2004, основные средства завышенной стоимостью выполненных строительных работ в результате замены марок водонагревателей в сумме 167 698 рублей согласно п. 3 Предписания УФК по РА от 12.07.2019 №77-19-34/2004, штрафные санкции в сумме 1 089 806 рублей согласно п. 2 Предписания УФК по РА от 12.07.2019 №77-19-34/2005, основные средства, в результате использования материалов по коммерческим ценам в сумме 1 080 591 рублей согласно п. 7 Предписания УФК по РА от 12.07.2019 №77-19-34/2004, использование материалов несоответствующие качеству в сумме 240 358 рублей 74 копейки согласно п. 6 Предписания УФК по РА от 12.07.2019 №77-19-34/2004.

Требования по существу не были рассмотрены, в связи с тем, что представитель истца, чья явка была признана обязательной, не явился в судебные заседания 08.10.2020, 05.11.2020. Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 03.12.2020 исковое заявление Управления образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» к ООО «Гранит» оставлено без рассмотрения.

В связи с неисполнением предписаний Управления Федерального казначейства по Республики Алтай прокуратура Республики Алтай обратилась с указанным иском.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

По общему правилу п. п. 1 и 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Пунктом 4 ст. 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с названным Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу статьи 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).

По смыслу положений ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств должен обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 4 ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Согласно п. п. 3 и 7 ст. 306.2 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 2.1 статьи 266.1 настоящего Кодекса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению данного нарушения.

Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По смыслу п. 3 данной статьи нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из информации представленной Управлением Федерального казначейства по Республики Алтай от 16.06.2021 следует, что финансовые нарушения составили в общей сумме 8 606 984 рублей 47 копеек. В указанной информации отражены нарушения и суммы указанные в акте выездной проверки от 25.06.2019.

В ходе судебного заседания представитель ответчика не отрицал тот факт, что при строительстве средней общеобразовательной школы на 161 учащихся с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай имелись нарушения, указанные в акте выездной проверки от 25.06.2019.

В ходе судебного заседания, стороной ответчика не представлено суду документов о том, что замена дизель-генератора, замена марок водонагревателей, замена конструкций горок меньшего размера, замена люков чугунных на люки из полимерных материалов, были согласованы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что со стороны Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» произошло завышение стоимости принятых и оплаченных работ.

В ходе судебного заседания представитель ответчика возражал относительно заявленных стороной истца сумм, суд неоднократно откладывал судебное заседание для предоставления стороной ответчика своих расчетов, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика расчеты представлены не были.

Из решения Арбитражного суда Республики Алтай от 09.04.2021 по исковому заявлению ООО «Гранит» к Управлению образования администрации муниципального образования «Кош-Агачской район» о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 29.06.2015 № 0377300007115000046, оставленного без изменения Седьмым Арбитражным апелляционным судом от 16.06.2021 следует, что сума выполненных работ по муниципальному контракту от 29.06.2015 № 0377300007115000046 составила 205 312 351 рублей 50 копеек, а со стороны Управления произведена оплата на сумму 201 489 421 рублей. В связи с чем суд пришел к выводу о взыскании с Управления образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» в пользу ООО «Гранит» сумму задолженности в размере 3 822 930 рублей 50 копеек.

Суд полагает, что решение Арбитражного суда Республики Алтай не является преюдициальным по данному гражданскому делу, так как в рамках данного дела рассматривается вопрос об эффективности использования бюджетных средств, нецелевом использовании бюджетных средств.

В рамках рассмотрения дела Арбитражным судом Республики Алтай назначена строительно-техническая экспертиза об оценке стоимости выполненных работ по спорному контракту.

Согласно заключению эксперта №826-20-ПЭ от 22.12.2020, выполненного ООО «Профит Эксперт»: общая стоимость фактически выполненных работ по объекту исследования – здания средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой, Кош-Агачского района, Республики Алтай, составляет 205 312 351 рубль 50 копеек. Стоимость не выполненных работ, либо работ с заменой примененных материалов, указанных в акте: не полная обработка деревянных конструкций крыши огнезащитными составами (50% от указанного объема в акте). Стоимость не выполненных работ и материалов по данной позиции составляет 249 647 рублей 64 копейки. На уличных площадках выполнен монтаж горок высотой 0,9 м., вместо указанных в акте высотой 1,5 м. Стоимость работ и материалов, указанных в акте составляет 114 576 рублей 54 копейки. Стоимость фактически выполненных работ и материалов составляет 77 989 рублей 18 копеек. Стоимость работ и материалов, превышающих фактические, по позиции «Трубы стальные квадратные (ГОСТ 8639-82) 80ммх80мм…» составляет 209 270 рублей 42 копейки. Стоимость работ и материалов, превышающих фактические, по позиции «Установка металлических оград по железобетонным столбам…», составляет 1 164 540 рублей 64 копеек.

При этом, из экспертного заключения не следует, что экспертом устанавливалась стоимость работ связанных с заменой дизель-генератора, заменой марок водонагревателей, замена люков чугунных на люки из полимерных материалов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что разница произведенной оплатой за монтаж горок и фактически выполненными работами составляет 36 587 рублей 36 копеек.

В ходе судебного заседания, стороной ответчика было заявлено ходатайство о проведении по делу строительно-технической экспертизы.

В судебном заседании установлено, что по факту нарушений при строительстве здания МКОУ «Теленгит-Сортогойская» и детского сада Отделением МВД России по Кош-Агачскому району проводится предварительная проверка. Вся документация, связанная со строительством Средней общеобразовательной школы на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай изъята правоохранительными органами.

Согласно ответу Отделения МВД России по Кош-Агачскому району по данному материалу предварительной проверки 19.12.2019 назначено проведение строительно-технической экспертизы в ЭКЦ МВД по Республике Алтай, результаты которой до настоящего времени не готовы, в связи с очередностью и значительным объемом предоставленных материалов, требующих длительного исследования (последнее продление срока проведения экспертизы до 30.04.2021).

22.06.2021 судом повторно был направлен запрос в Отделение МВД России по Кош-Агачскому району о предоставлении документов, связанных с финансированием объекта капитального строительства МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ» при исполнении муниципального контракта от 29.06.2015 № 0377300007115000046 – проектно-сметную документацию, бухгалтерские документы.

Согласно предоставленному ответу от 23.06.2021 – запрашивая проектно-сметная и бухгалтерская документация по объекту строительства МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ» находится в ЭКЦ МВД по Республике Алтай, в связи с чем не представляется возможным представить.

В связи с отсутствием проектно-сметной документацией, финансовых документов в ходатайстве о проведение строительно-технической экспертизы отказано. Иных доказательств, стороной ответчика не представлено.

Таким образом, суд исходя из установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу, что Управлением образования администрации МО «Кош-Агачский район» неэффективно использованы бюджетные средства, оплачены завышенные стоимости выполненных работ, приняты и оплачены строительные работы, не соответствующие качеству, а также приняты фактически невыполненные строительные работы на сумму 6 930 254 рубля 79 копеек.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по исполнению контракта от 29.06.2015 № 0377300007115000046 Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» должно было принять меры гражданско-правовой ответственности в виде взыскания штрафа к организации, допустившей нарушение условий муниципального контракта. Непринятия указанных мер ведет к ненадлежащему обеспечению ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, а также нарушает общественные интересы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» в пользу федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию сумма в размере 1 089 806 (штраф 5% от цены контракта).

Также в ходе судебного заседания установлено, что Управлением образования администрации МО «Кош-Агачский район» при отсутствии достоверной информации о ходе исполнения обязательств, результатов оказания услуг, предусмотренных муниципальным контрактом, также при отсутствии подтверждающих документов на оказание услуг строительного контроля (отчета о проделанной работе, акта сдачи-приемки оказанной услуги), 16.08.2016 №287755 согласно счету на оплату от 09.08.2016 №2 за счет средств федерального бюджета произведена оплата услуг строительного контроля по объекту капитального строительства: «Средняя общеобразовательная школа на 161 учащегося с пристроенным детским садом на 24 места в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай» по муниципальному контракту от 07.12.2015 №0377300007115000082 в размере 438 189 рублей 69 копеек.

Указанные денежные средства подлежат взысканию с Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» в пользу федерального бюджета Российской Федерации.

При этом, суд полагает, что требование о взыскании с ответчика сумму в размере 225 000 рублей, являющейся мерой ответственности по муниципальному контракту от 07.12.2015 №0377300007115000082, удовлетворению не подлежит, поскольку из материалов дела следует, что указанная сумма на основании предписаний УФК по РА №77-19-34/2005 от 12.07.2019, перечислена платежным поручением №549860 от 14.07.2020.

Также истец просит взыскать с ответчика штрафные санкции по муниципальному контракту от 22.08.2017 № 0377300007117000028 на выполнение работ по строительству спортивного ядра в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай в размере 23 379 рублей 99 копеек - за нарушение конечного срока выполнения работ на 46 дней, 338 221 рубль 05 копеек – за некачественное выполнение работ, сдача работ без исполнения исполнительной документации (цена контракта 6 764 421 рубль х5%).

Факт согласия с данным нарушением подтверждается тем, что 14.04.2021 Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО «СМУ-07» требования о взыскании задолженности по акту Управления Федерального казначейства по Республике Алтай в размере 361 601 рублей 04 копейки.

Не принятие Управлением образования администрации МО «Кош-Агачский район» мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания штрафа к организации, допустившей нарушение условий муниципального контракта, привело к ненадлежащему обеспечению ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, а также к нарушению общественных интересов.

В связи с чем суд приходит к выводу, что штрафные санкции за ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта от 22.08.2017 № 0377300007117000028 в размере 361 601 рублей 04 копейки подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации с Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район».

Требование истца о взыскании с ответчика по муниципальному контракту от 29.06.2015 № 0377300007115000046 суммы в размере 801 455 рублей - необоснованно приняты строительные работы, не подтвержденные исполнительной документацией по акту о приемке выполненных работ, удовлетворению не подлежат, поскольку из положений п. 4 ст. 270.2 БК РФ следует, что основанием для обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации является неисполнение предписаний.

Из имеющихся в деле предписаний Управления Федерального казначейства по Республики Алтай не следует, что ответчику было предписано произвести возврат в федеральный бюджет денежные средства в размере 801 455 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 50 108 рублей 31 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с Управления образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» в доход бюджета Российской Федерации денежные средства в размере 8 381 661 рубль 83 копейки за незаконные действия (бездействия) при исполнении муниципальных контрактов от 29.06.2015 № 0377300007115000046, от 22.08.2017 № 0377300007117000028, от 07.12.2015 №0377300007115000082.

В удовлетворении требований заместителя прокурора Республики Алтай о взыскании с Управления образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» в доход бюджета Российской Федерации денежные средства в размере 1 026 777 рублей 64 копейки, отказать.

Взыскать с Управления образования администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» в пользу бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 108 рублей 31 копейку.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья А.А. Ватутина

Мотивированное решение составлено 30 июня 2021 года.