Дело № 2-79/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 01 ноября 2017 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Краснопеева А.В.,
при секретаре Мироновой В.И.,
с участием:
помощника прокурора Центрального округа г. Краснодара Калюжной М.А.,
представителя истца администрации муниципального образования город Краснодар Каплун Ж.П., действующей на основании доверенности,
ответчика Лукьяненко Л.И.,
представителя ответчика адвоката Лопатиной Н.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения № адвокатского кабинета Лопатиной Н.В. КККА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Краснодар к Лукьяненко Л. И. об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, выселении из жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, взыскании с администрации муниципального образования город Краснодар выкупной цены стоимости квартиры и доли земельного участка, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с иском к Лукьяненко Л.И. об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, выселении из жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, взыскании с администрации муниципального образования город Краснодар выкупной цены стоимости квартиры и доли земельного участка, снятии с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы следующим.
На основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилого фонда от 15.12.2010 № 5-08/Ц администрацией муниципального образования город Краснодар издано постановление от 03.02.2011 № 710 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирных домов по ул. Красноармейской, 89 литеры «Г», «Г1», «г», «г1», «г2», «гЗ», «под/Г», «под /Г1», «Д», «Д1», «д», «д1» в городе Краснодаре», которым, многоквартирный дом по ул. Красноармейской, 89 литеры «Г», «Г1», «г», «г1», «г2», «гЗ», «под/Г», «под/ Г1», «Д», «Д1», «д», «д1» признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.05.2013 № 3190 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2013-2014 годы» утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, жильцы которых подлежат переселению в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В указанный перечень включен и аварийный многоквартирный дом по ул. Красноармейской, 89 литеры «Г», «Г1», «Д», «Д1».
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.03.2013 № 1729 «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по ул. Красноармейской, 89, 91, 93 в Центральном внутригородском округе города Краснодара» (в редакции постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 05.02.2015 № 379) изъяты для муниципальных нужд жилые помещения в многоквартирном доме по ул. Красноармейской, 89, в том числе и жилые помещения квартиры № 2, расположенной по указанному адресу.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.08.2012 № 7265 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Центральном внутригородском округе города Краснодара» изъят для муниципальных нужд земельный участок в Центральном внутригородском округе города Краснодара, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1403 кв.м, по <адрес>.
Собственником квартиры № 2 по <адрес> является Лукьяненко Л.И.
Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар ДД.ММ.ГГГГЛукьяненко Л.И. предложено переселение в двухкомнатную квартиру муниципального жилищного фонда № общей площадью 65,3 кв.м, расположенную по <адрес>, на 9 этаже, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме этого, администрацией муниципального образования город Краснодар Лукьяненко Л.И. предложены иные варианты переселения в благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда, но после осмотра данных жилых помещений Лукьяненко Л.И. выразила письменный отказ от вселения в них, что подтверждается заявлениями от 24.01.2014, 18.03.2014, 14.08.2015.
На основании отчета ООО «Центр поддержки бизнеса» выкупная стоимость квартиры и земельного участка ответчика по состоянию на 07.09.2015 составила 2 336 000 рублей, величина убытков, причиненных собственнику помещения его изъятием – 6 000 рублей, всего 2 342 000 рублей.
Администрацией муниципального образования город Краснодар 11.02.2016 в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд - <адрес> и 56/1000 доли земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером №, общей площадью 1403 кв.м, предметом которого является выплата Лукьяненко Л.И. возмещения за указанное недвижимое имущество в размере 2 342 000 (два миллиона триста сорок две тысячи) рублей, копия отчета №.26 от ДД.ММ.ГГГГ, а также копия кадастрового паспорта земельного участка по указанному адресу.
Ответчик 19.05.2016 сообщила, что отказывается от заключения с администрацией муниципального образования город Краснодар соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества - <адрес>.
В связи с недостижением соглашения в досудебном порядке администрация муниципального образования город Краснодар предъявила в суд настоящий иск. Просит изъять для муниципальных нужд недвижимое имущество - <адрес> 56/1000 доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес>; выселить Лукьяненко Л. И. из <адрес>; прекратить право собственности Лукьяненко Л. И. на <адрес>, общей площадью 37,4 кв.м; признать право собственности за администрацией муниципального образования <адрес> общей площадью 37,4 кв.м, а также на соответствующую долю земельного участка; взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Лукьяненко Л. И. выкупную цену в размере 2 342 000 (два миллиона триста сорок две тысячи) рублей с учетом стоимости земельного участка, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд согласно отчету №.26 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр поддержки бизнеса» об определении выкупной стоимости объекта недвижимого имущества - <адрес>; снять с регистрационного учета Лукьяненко Л. И., зарегистрированную по месту жительства по адресу: <адрес>; обязать управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю снять Лукьяненко Л. И. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила свои требования, просила изъять для муниципальных нужд недвижимое имущество - квартиру № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара; выселить Лукьяненко Л. И. из квартиры № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес> внутригородском округе города Краснодара; прекратить право собственности Лукьяненко Л. И. на квартиру № 2 общей площадью 37,4 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара; признать право собственности за администрацией муниципального образования город Краснодар на квартиру № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара»; взыскать с администрации муниципального образования <адрес> в пользу Лукьяненко Л. И. выкупную цену в размере 2 342 000 (два миллиона триста сорок две тысячи) рублей с учетом стоимости земельного участка, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд согласно отчету №.26 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр поддержки бизнеса» об определении выкупной стоимости объекта недвижимого имущества - <адрес>; снять с регистрационного учета Лукьяненко Л. И., зарегистрированную по месту жительства по адресу: <адрес>; обязать управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю снять Лукьяненко Л. И. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>; указать в решении, что оно является основанием для государственной регистрации права собственности администрации муниципального образования город Краснодар на квартиру № 2, общей площадью 37,4 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
В судебном заседании представитель истца Каплун Ж.П. дополненные требования поддержала, суду дала пояснения в целом аналогичные изложенным в иске доводам и обстоятельствам. Просила требования удовлетворить.
Ответчик Лукьяненко Л.И. против удовлетворения заявленных требований возражала, просила применить к правоотношениям последствия пропуска трехлетнего срока исковой давности.
Представитель ответчика адвокат Лопатина Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований, просила применить к спорным правоотношениям последствия пропуска трехлетнего срока исковой давности. Также указала, что в Постановлениях администрации МО город Краснодара от 04.03.2013 №1729, от 23.05.2013 № 3451, от 28.08.2012 № 7265 и от 14.04.2014 № 2306 с приложением списков «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по ул. Красноармейской 89, 91, 93 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, в списке жилых помещений об изъятии для муниципальных нужд по <адрес>, фамилия «Лукьяненко Л. И.» и номер квартиры «2» отсутствуют. Акт межведомственной комиссии является незаконным и нарушает ее права собственника, а также иных граждан-собственников квартир жилого дома литер «Г», которые не только не давали свое согласие на признание жилого дома аварийным, но даже не были уведомлены о существовании такого постановления от 17.08.2010 № 6153, что нарушает ст. 32 п. 10 ЖК РФ.
Порядок признания аварийным и подлежащим сносу жилого дома литер «Г» по ул. Красноармейской в городе Краснодаре не соблюдался. МОП г. Краснодар была нарушена процедура изъятия спорного земельного участка.
Также указала, что предложенная истцом выкупная цена не соответствует действительной стоимости изымаемого имущества, и просила учесть, что данная квартира является единственным жильем Лукьяненко Л.И.
Помощник прокурора Калюжная М.А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Суд, выслушав мнения сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учитывая заключение прокурора по делу, приходит к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ).
Жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд обеспечиваются в порядке, определенном ст. 32 ЖК РФ.
На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.ч. 6, 7 ст. 32 ЖК РФ).
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Как было установлено в судебном заседании и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, Лукьяненко Л.И. является собственником квартиры № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
На основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилого фонда от 15.12.2010 № 5-08/Ц администрацией муниципального образования город Краснодар издано постановление от 03.02.2011 № 710 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирных домов по <адрес> литеры «Г», «Г1», «г», «г1», «г2», «гЗ», «под/Г», «под /Г1», «Д», «Д1», «д», «д1» в городе Краснодаре», которым, многоквартирный дом по <адрес> литеры «Г», «Г1», «г», «г1», «г2», «гЗ», «под/Г», «под/ Г1», «Д», «Д1», «д», «д1» признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.05.2013 № 3190 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2013-2014 годы» утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, жильцы которых подлежат переселению в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В указанный перечень включен и аварийный многоквартирный дом по <адрес> литеры «Г», «Г1», «Д», «Д1».
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.03.2013 № 1729 «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по ул. Красноармейской, 89, 91, 93 в Центральном внутригородском округе города Краснодара» (в редакции постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 05.02.2015 № 379) изъяты для муниципальных нужд жилые помещения в многоквартирном доме по <адрес>, в том числе и жилые помещения квартиры № 2, расположенной по указанному адресу.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.08.2012 № 7265 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Центральном внутригородском округе города Краснодара» изъят для муниципальных нужд земельный участок в Центральном внутригородском округе <адрес>, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1403 кв.м, по <адрес>.
Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар ДД.ММ.ГГГГЛукьяненко Л.И. предложено переселение в двухкомнатную квартиру муниципального жилищного фонда № общей площадью 65,3 кв.м, расположенную по <адрес>, на 9 этаже, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также администрацией муниципального образования город Краснодар Лукьяненко Л.И. предложены иные варианты переселения в благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда, но после осмотра данных жилых помещений Лукьяненко Л.И. выразила письменный отказ от вселения в них, что подтверждается заявлениями от 24.01.2014, 18.03.2014, 14.08.2015.
На основании отчета ООО «Центр поддержки бизнеса» выкупная стоимость квартиры и земельного участка ответчика по состоянию на 07.09.2015 составила 2 336 000 рублей, величина убытков, причиненных собственнику помещения его изъятием – 6 000 рублей, всего 2 342 000 рублей.
Администрацией муниципального образования город Краснодар 11.02.2016 в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд - <адрес> и 56/1000 доли земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером №, общей площадью 1403 кв.м, предметом которого является выплата Лукьяненко Л.И. возмещения за указанное недвижимое имущество в размере 2 342 000 (два миллиона триста сорок две тысячи) рублей, копия отчета №.26 от ДД.ММ.ГГГГ, а также копия кадастрового паспорта земельного участка по указанному адресу.
Ответчик 19.05.2016 сообщила, что отказывается от заключения с администрацией муниципального образования город Краснодар соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества - <адрес>.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 г. № 17-О и др.).
В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 – 10 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В этой связи, при установленных обстоятельствах, с учетом вышеназванных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14 нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных, муниципальных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения должно исполняться в разумные сроки. В такие сроки должна быть определена рыночная стоимость жилья и земельного участка, и должно быть заключено соглашение о выкупной цене имущества.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 20.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Ответчик не согласилась с предложенной администрацией муниципального образования город Краснодар выкупной стоимостью, ссылаясь на отчет ООО «Экспресс оценка» об оценке рыночной стоимости <адрес>, в г. Краснодаре и земельного участка по указанному адресу, принадлежащих Лукьяненко Л.И., от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого рыночная стоимость квартиры составляет 1 195 000 рублей, земельного участка 3 214 000 рублей, итого – 4 409 000 рублей.
Из пояснений сторон установлено, то между истцом и ответчиком не заключено до настоящего времени соглашение о порядке и сроках выплаты возмещения, размере денежного возмещения за изымаемое жилое помещение.
Для определения стоимости жилого помещения и земельного участка ответчика и возможных убытков, в связи с необходимостью применения специальных познаний судом назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ЭПБ ГАРАНТ».
Экспертное исследование было проведено с составлением заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, однако его данные не соответствуют обстоятельствам дела и вопросам, поставленным перед экспертом.
Так, в перечне вопросов, поставленных перед экспертом на ст. 4 экспертного исследования (том 2 л.д. 6) имеются ошибки в указании размера доли земельного участка и размере общей площади, принадлежащего Лукьяненко Л.И. Кроме того, имеются несоответствия в указании адреса местонахождения земельного участа ответчика (том 2 л.д. 13).
В связи с чем указанное заключение эксперта суд не может признать относимым и допустимым доказательством по делу, содержащим достоверные сведения относительно исчисления указанных величин.
В связи с выявленными несоответствиями, по ходатайству помощника прокурора, по делу назначена повторная товароведческая экспертиза для разрешения указанных выше вопросов, проведение которой поручено ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
О времени и месте проведения судебной экспертизы 01.09.2017 в 12:00 часов ответчик была извещена, что подтверждается ее личной росписью на справочном листе дела.
Как усматривается из сообщения о невозможности дать заключение эксперта по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ, в назначенное время Лукьяненко Л.И. не предоставила эксперту доступ к объекту исследования.
Согласно ч. 3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В связи с тем, что Лукьяненко Л.И. намеренно производились действия, препятствующие проведению экспертного исследования для определения стоимости жилого помещения и земельного участка ответчика и возможных убытков, суд считает возможным вынести решение суда на основании данных представленного истцом отчета ООО «Центр поддержки бизнеса» №.26 об оценке выкупной стоимости объекта недвижимого имущества – квартиры № 2, общей площадью 37,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
При указанных обстоятельствах суд полагает взыскать в пользу ответчика с администрации муниципального образования город Краснодар выкупную цену изымаемого имущества в размере 2 342 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.
В связи с удовлетворением исковых требований после выплаты администрацией муниципального образования город Краснодар указанного размера возмещения за жилое помещение, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, право собственности ответчика на указанное имущество подлежит прекращению с регистрацией права муниципальной собственности на изымаемое имущество.
При вынесении решения суд отклоняет доводы предстовителя ответчика о том, что в Постановлениях администрации МО город Краснодара от 04.03.2013 №1729, от 23.05.2013 № 3451, от 28.08.2012 № 7265 и от 14.04.2014 № 2306 с приложением списков «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по ул. Красноармейской 89, 91, 93 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, в списке жилых помещений об изъятии для муниципальных нужд по <адрес>, фамилия «Лукьяненко Л. И.» и номер квартиры «2» отсутствуют, так как о вынесении указанных постановлений ответчику было известно, на момент их вынесения и позднее законность данных постановлений ею не оспаривалась.
Также являются несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что акт межведомственной комиссии является незаконным и нарушает права ответчика как собственника, а также иных граждан, так как собственники квартир жилого дома литер «Г» не только не давали свое согласие на признание жилого дома аварийным, но даже не были уведомлены о существовании такого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, порядок признания аварийным и подлежащим сносу жилого дома литер «Г» по <адрес> не соблюдался. МОП г. Краснодар была нарушена процедура изъятия спорного земельного участка по следующим основаниям.
О наличии указанного постановления ответчик была своевременно извещена истцом, данный акт Лукьяненко Л.И. не оспаривался. Кроме того, ответчик не является лицом, уполномоченным на защиту прав иных собственников жилого дома литер «Г» по <адрес>.
Доводы ответчика об истечении срока исковой давности для предъявления в суд искового требования являются необоснованными по следующим основаниям.
Как предусмотрено ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.08.2012 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1403 кв.м, по <адрес> внутригородском округе г. Краснодара является действующим по настоящее время.
Как усматривается из материалов дела, проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд направлен истцом Лукьяненко Л.И. 11.02.2016, вручено ответчику 25.02.2016, согласно уведомления о вручении, ответчик 19.05.2016 сообщила, что отказывается от заключения соглашения с истцом.
Таким образом, срок давности для подачи искового заявления администрацией муниципального образования город Краснодар не пропущен.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования город Краснодар к Лукьяненко Л. И. об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, выселении из жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, взыскании с администрации муниципального образования город Краснодар выкупной цены стоимости квартиры и доли земельного участка, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд недвижимое имущество - квартиру № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
Выселить Лукьяненко Л. И. из квартиры № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
Прекратить право собственности Лукьяненко Л. И. на квартиру № 2 общей площадью 37,4 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
Признать право собственности за администрацией муниципального образования город Краснодар на квартиру № 2, общей площадью 37,4 кв.м, по ул. Красноармейской, 89 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара».
Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Лукьяненко Л. И. выкупную цену в размере 2 342 000 (два миллиона триста сорок две тысячи) рублей с учетом стоимости земельного участка, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд согласно отчету №.26 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр поддержки бизнеса» об определении выкупной стоимости объекта недвижимого имущества - <адрес>.
Снять с регистрационного учета Лукьяненко Л. И., зарегистрированную по месту жительства по адресу: <адрес>.
Обязать управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю снять Лукьяненко Л. И. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности администрации муниципального образования город Краснодар на квартиру № 2, общей площадью 37,4 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, 56/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара А.В. Краснопеев