ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1980/2021 от 08.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2020-000768-68

Дело №2-1980/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 08 июня 2021 года

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебных заседаний ФИО2,

с участием:

истца ФИО3,

представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД ФИО6, действующей на основании доверенности №124 от 03.02.2021г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО8 к Государственному Учреждению – Отделению пенсионного Фонда России по Республике Дагестан (далее – ГУ-ОПФР по РД) о признании действий в части уменьшения размера федеральной социальной доплаты незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 01.01.2020 года согласно ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к ГУ-ОПФР по РД с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что он является получателем пенсии по старости. Размер его пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил 6965,05 рублей, размер федеральной социальной доплаты - 2173,73 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ была произведена индексация размера выплачиваемой ему пенсии на 6,6%, однако размер его пенсии в целом не увеличился, поскольку ГУ-ОПФР по РД уменьшил размер его федеральной социальной доплаты ровно на сумму индексации пенсии по старости.

Истец считает данные действия ответчика незаконными, поскольку они противоречат положению ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В соответствии с приведенной нормой размер федеральной социальной доплаты не подлежал уменьшению в связи с увеличением размера пенсии.

В судебном заседании ФИО1 иск в полном объеме поддержал и просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая, что незаконность действий органов пенсионного фонда в части уменьшения федеральной социальной доплаты с 2173 рублей 73 копеек до 1714 рублей 95 копеек в связи с индексацией страховых пенсий с ДД.ММ.ГГГГ следует из невыполнения требований, предусмотренных законодательством. Так, согласно абзацу 10 пункта 21 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты размер федеральной социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, (пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии- пп. 1 п.6 Правил).

Также, согласно последнему предложению ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи (пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости - п.1 ч.2 ст.12.1).

Изменения в ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» были внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Согласно п.2 статьи 3 указанного закона, действие положений статьи 12.1 в редакции этого же закона распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4 статьи 3 этого же Федерального закона, суммы денежной выплаты, причитающейся пенсионерам с ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанные в соответствии с частью 8.2 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда РФ не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Из этой нормы закона следует действие внесенных изменений с ДД.ММ.ГГГГ.

Именно следуя этим нормам закона был изменен размер федеральной социальной доплаты. Так, до внесения изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» размер социальной доплаты составлял 1714 рублей 95 копеек, как следует из справки ОПФР по РД от ДД.ММ.ГГГГ. А после внесения изменений, размер федеральной социальной доплаты был изменен на прежний уровень, предшествующей индексации пенсии, то есть ее размер составлял 2173 рублей 73 копеек, как следует из справки о выплатах от 05.08. 2020 года.

Полагает, что вышеуказанные изменения в законе распространяются и на индексацию пенсий с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно размер федеральной социальной доплаты должен составлять 2173 рубля 73 копеек и величина пенсионной выплаты должна была увеличиться на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, как и объявлял Пенсионный фонд РФ.

На основании изложенного, ФИО1 просит суд признать действия ГУ-ОПФР по РД в части уменьшения размера федеральной социальной доплаты незаконными и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также взыскать 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по РД ФИО4 просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что индексация пенсии истца и установление суммы федеральной социальной доплаты были проведены в соответствии с нормами Федерального закона от. ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также Правил обращения за Федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, действовавшими в 2017 г. с момента подачи заявления истцом о назначении пенсии. Изменения в Федеральный закон №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на которые ссылается истец и, которыми, по его мнению, должны были руководствоваться ГУ-ОПФР по РД при назначении ФСД, были введены в действие в 2019 году и не предусматривают действие на правоотношения, возникшие ранее.

Допрошенная в суде главный специалист-эксперт ОНПП Управления в <адрес>ФИО5 показала, что расчет ФСД у пенсии Г’аджиева И.Г. на 2020 производился по следующей схеме: из размера пенсии с учетом индексации в январе 2020 г. на 6,6 %, что составило 7.424,79 рублей, из которой отнимается предыдущий размер 6.965,05 рублей для установления суммы доплаты к пенсии в связи с индексацией. Затем из прожиточного минимума на 2020 г., что составляет 8.680 рублей, отнимается проиндексированный размер пенсии на 2020 г.: 8.680 – 7.424,79 = 1.255,21 руб. (размер ФСД без учета индексации. Размер ФСД к пенсии истца на январь 2020 г.составил: 1.255,21 (ФСД без учета индексации) + 459,74 (размер индексации) = 1.714,95 (общий размер доплаты на 2020 г.)

Считает, что размер ФСД к пенсии истца ФИО1 установлен ГУ-ОПФР по РД верно, произведен в соответствии с нормами законодательства РФ.

Заслушав истца ФИО1, представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО4, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ч. 1 ст. 12.1 которого предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Кассационным определением Пятого Кассационного Суда Общей Юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Отменяя решения первой и апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал, что суд первой инстанции не проверил правильность расчета и не предложил ответчику представить мотивированный расчет федеральной социальной доплаты, в связи с индексацией имевшей место ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение определения Пятого Кассационного Суда Общей Юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ судом истребован мотивированный расчет федеральной социальной доплаты истца ФИО1, в связи с индексацией имевшей место ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленному на запрос суда расчету ГУ-ОПФР по РД сообщило, что прожиточный минимум для пенсионера на 2020 г. в <адрес> согласно Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в РД на 2019 г. для определения социальной доплаты к пенсии» составил 8 680 руб., расчет ФСД у пенсии ФИО1 на 2020 производился по следующей схеме: из размера пенсии с учетом индексации в январе 2020 г. (6965,05*6,6 %=7424,79 руб.) отнимается предыдущий размер (6965,05 руб.), 7424,79 - 6969,05 = 459,74 - сумма доплаты к пенсии в связи с индексацией. Затем из прожиточного минимума на 2020 г. (8680 руб.) отнимается проиндексированный размер пенсии на 2020 г.: 8680 - 7424,79 = 1255,21 руб. (размер ФСД без учета индексации (согласно п. 8.2 ст. 12.1 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) Таким образом, размер ФСД к пенсии истца на январь 2020 г. составил: 1255,21 (ФСД без учета индексации) + 459,74(размер индексации) = 1714,95 ( общий размер доплаты на 2020 г.)

Прожиточный минимум пенсионера в <адрес> на 2021 г. составляет 9020 руб. согласно Закону РД от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ст. 1 Закона РД «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в РД на 2021 г для определения социальной доплаты к пенсии», ФСД производится по следующей схеме: из размера пенсии с учетом индексации на 2021 г. (7424,79* 6,3 = 7892,57 руб.) отнимается предыдущий размер (7424,79 руб.) 7892,57 - 7424,79 = 467,78. Затем из прожиточного минимума на 2021 г. (9020 руб.) отнимаем проиндексированный размер пенсии 2021 г.: 9020 - 7892,57 = 1127,43 (размер ФСД без учета индексации (согласно п. 8.2 ст. 12.1 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) Размер ФСД к пенсии истца на январь 2021 г. составил: 1127,43 + 467,78 = 1595,21 (размер ФСД на 2021 г.)

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» действие положений статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно указанные новые положения закона применимы к правоотношениям истца и ответчика относительно перерасчета ФСД в 2020 г.

Вместе с тем, при произведении расчета представленного ответчиком не принято во внимание, что согласно ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи.

Как следует из ч. 8.1. ст. 12.1 вышеуказанного закона размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.

Таким образом, размер федеральной социальной доплаты истца после установления подлежал пересмотру в случае изменения величины прожиточного минимума.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости. С ДД.ММ.ГГГГ истцу также производится выплата федеральной социальной доплаты.

На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составил 6.965,05 руб., размер федеральной социальной доплаты – 2.173,73 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ в России произведена индексация пенсий по старости на 6,6 %, однако размер пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ не изменился, поскольку рост его пенсии по старости сопровождался уменьшением федеральной социальной доплаты на соответствующую сумму. Таким образом, общий размер выплачиваемых истцу сумм с ДД.ММ.ГГГГ не изменился.

Согласно представленной справке о выплатах ФИО1 размер федеральной социальной доплаты истца с ДД.ММ.ГГГГ по 01.10.2019гг. составил 2.173,73 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. – 1.714,95 рублей.

Между тем, судом установлено, что величина прожиточного минимума пенсионера в <адрес> с 2018 г. по 2021 г. составляла 8.860 рублей, то есть на момент произведения перерасчета ФСД ФИО1 в 2020 г. размер величины прожиточного минимума не менялся по отношению к предыдущему году и не ФСД не подлежала перерасчету в связи с индексацией пенсии на 6,6%, поскольку пунктом 8 статьи 12.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрен пересмотр установленного размера социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО1, в связи с чем действия ГУ-ОПФР по РД в части уменьшения размера федеральной социальной доплаты ФИО1 в 2020 году надлежит признать незаконными с возложением обязанности произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом также ставится вопрос о возмещении государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, уплаченная истцом ФИО1 государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного Фонда России по <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного Фонда России по <адрес> в части уменьшения размера федеральной социальной доплаты ФИО1 в 2020 году.

Обязать Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного Фонда России по <адрес> произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Взыскать с Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного Фонда России по <адрес> в пользу ФИО1 возмещение расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Х.М. Магомедова