ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1982/2018 от 25.06.2018 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Дорохиной И.В.,

при секретаре Бочковой М.И.,

с участием:

представителя истца старшего помощника прокурора Паученко Т.И.,

представителя ответчика ООО «Черноголовка» ФИО1,

представителя третьего лица НП «Квартал Палас Якушово» ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Черноголовка» о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности Общества,

установил:

Ногинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Черноголовка» о приостановлении деятельности, указав, что Городской прокуратурой по обращению Депутата Совета депутатов МО «Городской округ Черноголовка» ФИО3, по заданию прокуратуры Московской области проведена проверка исполнения ООО «Черноголовка» природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Установлено, что Общество на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с некоммерческим партнерством по благоустройству земельных участков «Квартал Палас-Якушово», осуществляло деятельность по добыче общераспространенных ископаемых - песков строительных, на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», расположенном по адресу: <адрес> вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.

Пунктом 1.4 Договора определено целевое использование земельного участка - геологическое изучение, разведка и добыча общераспростаненных полезных ископаемых (песок).

Согласно акту приема-передачи имущества из некоммерческого партнерства по благоустройству земельных участков «Квартал Палас- Якушово» от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок был передан ИП ФИО4, который, в свою очередь, произвел его межевание на два земельных участка с кадастровыми номерами , площадью <данные изъяты> кв.м, и площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 зарегистрировал право собственности на земельные участки.

Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП ФИО4 (арендодатель) и ООО

«Черноголовка» (арендатор), последнему предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>

Пунктом 1.4 Договора определен конечный результат деятельности -создание рыбонагульных прудов с видом разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством экологии и природопользования Московской области, ООО «Черноголовка» имеет право на пользование недрами - на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении «Черноголовка-2», площадью 80,01 га.

В соответствии с пунктом 2.3 условий лицензии до начала работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, Недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельных участков для разведки и добычи, обязан осуществлять разведку и добычу на оформленных земельных участках, допускающих их использование по целевому назначению.

В нарушение указанного пункта ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ООО «Черноголовка» не осуществило перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую использование земельного участка для целей недропользования, в связи с чем Министерство экологии и природопользования Московской области в адрес нарушителя внесло предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени указанное предписание не исполнено, срок устранения нарушений законодательства не продлевался.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Из статьи 12 Закона следует, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представлении геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрена обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого- токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий иди земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу ч. 1 ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст.ст. 42, 78 Земельного кодекса РФ ограничен его целевым назначением.

В связи с этим, полагает, что осуществление деятельности по добыче песков строительных на земельных участках, относящихся к категориям сельскохозяйственного назначения, и имеющих вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства без перевода в иную категорию, противоречит требованиям ст.ст. 42, 78 Земельного кодекса РФ, и нарушает такой принцип земельного законодательства как приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, а также принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, что в свою очередь затрагивает права неопределенного круга лиц, поскольку регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемой в качестве важнейшей составной части природы.

Проверка показала, что ООО «Черноголовка» на земельном участке с кадастровым номером до ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых – песков строительных, после ДД.ММ.ГГГГ осуществляет аналогичную деятельность, но на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

При этом в соответствующую категорию и вид разрешенного использования до настоящего времени земельный участок не переведен.

Данное обстоятельство препятствует разработке полезных ископаемых, следствием чего является нарушение недропользователем лицензионных условий.

Использование ООО «Черноголовка» земель сельскохозяйственного назначения с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с категорией земель сельскохозяйственного назначения противозаконно.

Таким образом, ООО «Черноголовка» допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием.

По фактам выявленных нарушений городской прокуратурой в отношении генерального директора ООО «Черноголовка» ФИО5 и юридического лица (ООО «Черноголовка») ДД.ММ.ГГГГ возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административных материалов постановлениями межмуниципального отдела по г. Электросталь и Ногинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области перечисленные выше лица привлечены к ответственности в виде административных штрафов.

Кроме того, постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Черноголовка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, с назначением штрафа в размере <данные изъяты>.

По фактам выявленных нарушений городской прокуратурой генеральному директору ООО «Черноголовка» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам контрольных проверок, проведенных городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требования, изложенные в представлении об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, обществом не исполнены.

На момент проверок на земельном участке с кадастровым номером в дальнейшем с кадастровым номером ООО «Черноголовка» осуществляло добычу полезных ископаемых – песка строительного.

Требования, изложенные в представлении городской прокуратуры, ООО «Черноголовка» во внесудебном порядке не удовлетворены.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием

эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч. 2 ст. 1065 ГКРФ).

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российское Федерации, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, земельного законодательства может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Просит суд (с учетом уточнения иска):

Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Черноголовка» по добыче нерудных материалов на основании лицензии на земельном участке с кадастровым номером категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», расположенном по адресу: <адрес>

Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Черноголовка» по добыче нерудных материалов на основании лицензии на земельном участке с кадастровым номером , в границах которого расположено месторождение «Черноголовка-2», площадью 80,01 га.

Старший помощник прокурора Паученко Т.И. в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Черноголовка» ФИО1 исковые требования не признала, представила письменные возражения, просит отказать в удовлетворении требований по изложенным в них основаниям, поскольку требования прокурора не направлены на защиту прав неопределенного круга лиц и в случае приостановления деятельности ООО «Черноголовка» окружающей среде может быть причинен больший вред, чем указано истцом.

Представитель третьего лица НП «Квартал Палас-Якушово» ФИО2 возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просит в иске отказать.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании требования поддержала, пояснила суду, что ответчиком постоянно производятся работы по добыче песка, что нарушает права жителей Черноголовки, поскольку на предоставленной обществу земле должны выращиваться сельскохозяйственные культуры. Просит удовлетворить требования прокурора.

Третье лицо ИП ФИО4, представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Городской прокуратурой по обращению Депутата Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Черноголовка» ФИО3 по заданию прокуратуры Московской области проведена проверка исполнения ООО «Черноголовка» природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Установлено, что Общество на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с некоммерческим партнерством по благоустройству земельных участков «Квартал Палас-Якушово», осуществляло деятельность по добыче общераспространенных ископаемых - песков строительных, на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», расположенном по адресу: <адрес> вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.

Пунктом 1.4 Договора определено целевое использование земельного участка - геологическое изучение, разведка и добыча общераспростаненных полезных ископаемых (песок).

Согласно акту приема-передачи имущества из некоммерческого партнерства по благоустройству земельных участков «Квартал Палас- Якушово» от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок был передан ИП ФИО4, который, в свою очередь, произвел его межевание на два земельных участка с кадастровыми номерами , площадью <данные изъяты> кв.м, и , площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 зарегистрировал право собственности на земельные участки.

Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП ФИО4 (арендодатель) и ООО

«Черноголовка» (арендатор), последнему предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>

Пунктом 1.4 Договора определен конечный результат деятельности -создание рыбонагульных прудов с видом разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством экологии и природопользования Московской области, ООО «Черноголовка» имеет право на пользование недрами - на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении «Черноголовка-2», площадью 80,01 га.

В соответствии с пунктом 2.3 условий лицензии до начала работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, Недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельных участков для разведки и добычи, обязан осуществлять разведку и добычу на оформленных земельных участках, допускающих их использование по целевому назначению.

В нарушение указанного пункта ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ООО «Черноголовка» не осуществило перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую использование земельного участка для целей недропользования, в связи с чем Министерство экологии и природопользования Московской области в адрес нарушителя внесло предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени указанное предписание не исполнено, срок устранения нарушений законодательства не продлевался.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Из статьи 12 Закона следует, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представлении геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого- токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу ч. 1 ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст.ст. 42, 78 Земельного кодекса РФ ограничен его целевым назначением.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Черноголовка» на земельном участке с кадастровым номером до ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых – песков строительных, после ДД.ММ.ГГГГ осуществляет аналогичную деятельность, но на земельном участке с кадастровым номером категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

При этом в соответствующую категорию и вид разрешенного использования до настоящего времени земельный участок не переведен, что не оспаривается представителем ответчика.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктами 1 и 2 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки.

Как следует из части 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно части 1 статьи 78 названного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами (свидетельством о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, арендатору земельных участков) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в статье 2 которого закреплено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Виды разрешенного использования категории земель населенных пунктов конкретизированы в статье 85 ЗК РФ.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок.

При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Спорный земельный участок имеет категорию "земли сельскохозяйственного производства", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного назначения", в соответствии с договором аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ конечным результатом деятельности Арендатора является создание рыбонагульных прудов с дальнейшим видом использования земельного участка как «земли сельскохозяйственного назначения».

Добыча песчаного грунта осуществляется неразрывно в составе комплекса работ по строительству водоема, носит попутный характер как один из этапов работ, поскольку сформировать чашу пруда без выемки грунта невозможно.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно нормативной совокупности положений пункта 1 ст. 41 и подпункта 3 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, имеют право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами.

В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

В пункте 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года N 446 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, к которому также отнесена продукция рыболовства, пчеловодства, шелководства, биопродукция.

Пунктом 4.3 приложения к приказу Минсельхоза России от 31 марта 2011 года N 86 установлено, что земли, на которых расположены рыбоводные пруды, в основном относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а инфраструктура рыболовных хозяйств является составной частью агроландшафтов, способствующей эффективному использованию земельных ресурсов сельскохозяйственных территорий. В отличие от других видов рыболовства, где используется только один природный ресурс - вода, в сельскохозяйственном рыболовстве используется земля и вода. Пруд - это земля сельскохозяйственного назначения под водой.

Кроме того, согласно указанному пункту приложения к приказу Минсельхоза России от 31 марта 2011 года N 86 по технологии пруд после 3-х лет выращивания рыбы обязательно должен выводиться на летование - вода спускается, и ложе засеивается сельхозкультурами.

Таким образом, строительство нагульных рыбоводных прудов на спорном участке, а также последующая его эксплуатация после завершения строительства, не противоречит категории и виду разрешенного использования земельного участка.

Изложенное свидетельствует о том, что земельный участок используется обществом по целевому назначению.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе, в связи с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Из представленного представителем ответчика дополнения к проекту разработки и рекультивации месторождения «Черноголовка-2» следует, что такой проект имеется, согласован Министром экологии и природопользования Московской области ДД.ММ.ГГГГ, им предусмотрена, в то числе, биологическая рекультивация нарушенных земель (том 2 Дополнения к проекту).

Суд также учитывает, что прямая обязанность по временному переводу земель из категории сельскохозяйственного назначения в иную на период строительства водного объекта (рыбонагульного пруда) законодателем не предусмотрена, положениями ст. ст. 77, 78 ЗК РФ установлено, что водные объекты размещаются на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, лицензионные условия, а также требования статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают указанную обязанность общества.

Довод истца, что в нарушении условий лицензии обществом на спорном земельном участке ведется разработка карьера в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийного материала, отклоняется судом как не обоснованный и документально не подтвержденный.

Как указывалось ранее и не опровергнуто истцом, на спорном участке общество осуществляет не целевую промышленную добычу песка, а строительство рыбоводного нагульного пруда, что влечет объективную необходимость выемки и вывоза песчаного грунта как сопутствующего этапа строительных работ.

ООО «Черноголовка», являющееся арендатором указанного участка, ведет работы, предусмотренные лицензией на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ МСК техническим проектом разработки и рекультивации земельных участков, горноотводным актом, утвержденных и выданных Министерством экологии и природопользования Московской области. Имеющиеся документы и выполняемые работы соответствуют действующему законодательству.

В соответствии с заключенным договором аренды ООО «Черноголовка» (арендатор) приняло в аренду указанный земельный участок с целью строительства рыбоводных прудов с попутной добычей песка в соответствии с разработанным и утвержденным рабочим проектом строительства и эксплуатации рыбоводного пруда. Проектом предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, которая включает в себя рекультивацию земель, охрану атмосферного воздуха от загрязнения, охрана поверхностных вод и т.д.

Таким образом, с учетом целевого назначения передачи обществу земельного участка по договору аренды для строительства рыбоводных нагульных прудов; утвержденного в установленном порядке проекта разработки и рекультивации месторождения «Черноголовка-2»; положений ст. ст. 77, 78 ЗК РФ, предусматривающих размещение водных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, в данном конкретном случае, поскольку обществом осуществляется не промышленная добыча песка, а строительство рыбоводных нагульных прудов, а обратного истцом не доказано, оснований для удовлетворения требований о приостановлении деятельности ООО «Черноголовка» не имеется.

Кроме того, из содержания искового заявления и объяснений прокурора следует, что приостановление деятельности ООО "Черноголовкае" по добыче нерудных металлов направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется указанными в этой статье способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Данная статья не содержит указания на такой способ защиты нарушенного права как приостановление деятельности. В то же время восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является самостоятельным способом защиты гражданских прав.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что приостановление деятельности по добыче нерудных металлов само по себе не направлено на устранение выявленного нарушения права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено:

П. 24. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).

В качестве нарушения прав неопределенного круга лиц истцом указана опасность причинения вреда окружающей среде в будущем.

В п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).

При указанных обстоятельствах суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Черноголовка» о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности Общества отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: