ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1982/2021 от 11.01.2022 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

36RS0001-01-2021-002518-14

Дело № 2-34/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2022 года г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа: в составе председательствующего Касаткиной Е.В.

при секретаре Зятикове А.В.

с участием представителей: истца по доверенности и ордеру адвоката Рыжкова И.А.,

ответчика Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов по доверенностям ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов, ФИО4 о признании недействительным решения высшего органа общественной организации,

у с т а н о в и л:

Истец обратился с иском к ответчикам и просит признать недействительными решения 17 отчетно-выборной конференции Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов от 18 декабря 2020 года, принятые по итогам заочного голосования делегатов, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, как принятые с нарушением требований закона и Устава "Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов" (т. 1 л.д. 242-243 уточненный иск).

Требования мотивированы тем, что истец является членом Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов с 13.06.1991 года, почетным членом организации с 17.03.2005 года на основании решения Совета организации № ..... от ДД.ММ.ГГГГ.

18.12.2020г. в форме заочного голосования была проведена 17 очередная отчётно-выборная конференция ВРОООиР.

На повестку были поставлены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции конференции.

Принятые на конференции решения истец считает недействительными, ввиду отсутствия необходимого кворума, нарушения порядка проведения собрания.

В судебное заседание истец не явился, о слушании дела уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его представитель уточненные требования поддержал (т. 3 л.д. 40).

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения требований, представляли письменные возражения, объяснения, пояснения (т.1 л.д. 100-103, т. 2 л.д. 1-2, т. 3 л.д. 33-34)

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику ВРОООиР.

Выводы суда основаны на следующем.

Согласно Уставу в редакции от 12.05.2016 года Воронежская региональная общественная организация охотников и рыболовов (ВРОООиР сокращенное наименование) является добровольным некоммерческим корпоративным объединением граждан и юридических лиц на основе общности интересов в охоте и рыбной ловле, стрелково-охотничьем и рыболовном спорте для защиты этих интересов и достижения общих целей.

ВОООиР является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между членами ВОООиР в качестве их доходов.

Пунктом 1.9 Устава предусмотрено, что организация является региональной общественной организацией. Территориальная сфера деятельности организации – Воронежская область, где в соответствии с действующим законодательством созданы входящие в ее состав структурные подразделения организации – районные общественные организации охотников и рыболовов (далее РОООиР), действующие согласно Положению о них и настоящему Уставу, либо действуют на основании собственного Устава, не противоречащего положениям настоящего Устава (т.1 л.д.15-35, 103-131).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация (ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно - ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).

В соответствии с п.5.1. Устава ВРОООиР органами управления организации являются: Конференция, Совет, Председатель Совета организации.

Высшим органом организации является Конференция (п. 5.2 Устава).

В работе Конференций Организации участвуют делегаты, избранные в этом качестве на общих собраниях (конференциях) структурных подразделений Организации, в состав которых входят первичные охотничье-рыболовные коллективы, а так же юридических лиц – членов Организации (п.5.2.2. Устава).

18.12.2020 года в форме заочного голосования (посредством заполнения бюллетеней) была проведена 17 очередная отчётно-выборная конференция ВРОООиР, решения которой оформлены протоколом от 23.12.2020 (т. 1 л.д. 158-161).

Согласно абз.2 п. 5.2.3. Устава делегаты, избранные на отчётно-выборную Конференцию организации, принимают участие на ежегодных очередных (внеочередных) Конференциях организации - сохраняют свои полномочия до очередной отчётно-выборной Конференции организации (т. 1 л.д. 114).

Истец правильно ссылается на отсутствие кворума на 17-ой конференции.

Установлено, лица, принявшие участие в качестве делегатов в конференции избирались для участия в предшествующей ей 16-ой отчетно-выборной конференции, проводившейся 12.05.2016 года (т.2 л.д. 29-250).

Соответственно, исходя из положений п.5.2.3 Устава, лица, принявшие участие в 16-ой конференции, не избранные вновь делегатами на конференциях РОООиР (районных конференциях) и ВГОООиР (конференции г. Воронежа) на 17-ю конференцию, не имели полномочий в ней участвовать и принимать решения.

В силу п. 5.2.4. Устава Конференция Организации правомочна, если на заседании присутствует более половины избранных делегатов (т. 1 л.д. 114).

Ввиду указанных обстоятельств кворума на конференции не было, решения ее ничтожны.

В соответствии со ст. 181.5 ГК Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Вопросами повестки дня конференции были:

1. Утверждение отчета о финансово-хозяйственной деятельности общества за 2016- 2020гг.

2. Утверждение отчета ревизионной комиссии за 2016-2020 гг.

3. Избрание единоличного исполнительного органа - председателя ВРОООиР на новый срок. Согласно протоколу №22 заседания Совета ВРОООиР от 13.11.2020г. выдвинута кандидатура ФИО4, указанная кандидатура внесена в бюллетень для голосования.

4. Избрание коллегиального исполнительного органа - Совета ВРОООиР на новый срок.

5. Избрание членов контрольно-ревизионной комиссии ВРОООиР на новый срок.

Конференцией приняты решения: по первому вопросу: проголосовало: «За» 63, «Против» 0, «Воздержалось» 2,

по второму вопросу: Проголосовало: «За» 63, «Против» 0, «Воздержалось» 2,

по третьему вопросу: Проголосовало: «За» 62, «Против» 1, «Воздержалось» 2,

по четвертому вопросу: Об избрании в члены Совета ВРОООиР следующих кандидатур (списком): Проголосовало: «За» 61, «Против» 2, «Воздержалось» 2,

по пятому вопросу: Об избрании в члены контрольно-ревизионной комиссии ВРОООиР следующих кандидатур (списком): Проголосовало: «За» 62, «Против» 0, «Воздержалось» 3.

Истец обоснованно ссылается на принятие решений с существенными нарушениями.

Уставом организации не предусмотрено проведение отчетно-выборной конференции путем проведения заочного голосования.

Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В пункте 4.1 указанной статьи закона указано, что правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым - девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

Таким образом, обоснованы доводы истца о незаконности принятия путем заочного голосования решений об утверждении отчетов ревизионной комиссии за 2016-2020г., о финансово-хозяйственной деятельности общества за 2016 - 2020г..

В силу ст.181.4 ГК Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Согласно разъяснениям п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).

К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

Истец обоснованно ссылается на нарушение его прав, как участника организации, на изучение, обсуждение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности избранными в установленном Уставом порядке делегатами высшего органа управления организации.

В этой связи несостоятельны доводы представителей ответчиков о злоупотреблении правом истцом, так как он не являлся делегатом конференции.

В пункте 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 также указано, что если лицо, которое могло повлиять на принятие решения, влекущего для такого лица неблагоприятные последствия, обратилось с иском о признании решения недействительным по основаниям, связанным с порядком его принятия, то в случае подтверждения оспариваемого решения по правилам пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ, заявленный иск удовлетворению не подлежит.

Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено последующим решением собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда (п. 2 ст. 181.4 ГК РФ).

На выводы суда об удовлетворении иска не может повлиять то обстоятельство, что 21.12.2021 года была проведена Конференция ВРОООиР, на которой приняты решения о подтверждении оспариваемых решений 17-ой Конференции (т. 3 л.д. 54-56).

Решения 17-ой Конференции ничтожны по признаку отсутствия кворума.

В пункте 108 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным, за исключением случаев, когда такое последующее решение принято после признания судом первоначального решения собрания недействительным, или когда нарушение порядка принятия выразилось в действиях, влекущих ничтожность решения, в частности решение принято при отсутствии необходимого кворума (пункт 2 статьи 181.5 ГК РФ).

К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).

В пункте 118 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 разъяснено, что если гражданско-правовое сообщество представляет собой юридическое лицо, то оно является ответчиком по иску о признании решения недействительным.

В иске к ФИО4 должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными (ничтожными) решения 17 отчетно-выборной конференции Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов от 18 декабря 2020 года, принятые по итогам заочного голосования делегатов, оформленные протоколом от 23 декабря 2020 года.

В иске к ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий Е.В. Касаткина

Решение принято в окончательной форме 18.01.2022 года

36RS0001-01-2021-002518-14

Дело № 2-34/2022