Дело № 2-1983/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 12 августа 2013 года
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Юрьева А.К.,
при секретаре Тепляковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по Санкт-Петербургу о взыскании суммы излишне уплаченного налога, обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, просит взыскать с ответчика денежную сумму в размере 3605 рублей в возмещении излишне уплаченной суммы транспортного налога, расходы по оплате пошлины в сумме 200 рублей, а также обязать ответчика применять при расчете транспортного налога налоговую базу – 100 л.с. Требования мотивированы тем, что в 2012 году истец получил налоговое уведомление от МИФНС № по Санкт-Петербургу № на оплату транспортного налога за 2011 год и перерасчет его за 2009 и 2010 годы на сумму 6005 рублей в отношении автомобиля «Форд Фокус», VIN №, приобретенного истцом 28.03.2006. При этом расчет налога, а также его перерасчет произведены исходя из налоговой базы 101 л.с. по налоговой ставке 35 рублей за 1 л.с. Истец в установленный срок оплатил начисленные суммы, однако считает требование налогового органа неправомерным, поскольку согласно паспорту транспортного средства на автомобиль №, выданному Северо-Западной акцизной таможней 18.03.2006, мощность двигателя составляет 100 л.с. Эта же мощность указана в свидетельстве о регистрации транспортного средства №. Истец полагает, что в случае расхождения сведений о мощности двигателя, предоставленных налоговому органу органами ГИБДД, сведениям, содержащим в технической документации на автомобиль, во внимание должны были приниматься сведения из технической документации, как это прямо предусмотрено приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177. В этой связи истец полагает, что из-за неверно примененной налоговой базы, а, соответственно, и налоговых ставок, им переплачен в бюджет транспортный налог в сумме 3605 рублей.
В суд явился истец, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в суд явился, иск не признал, указав на то, что в соответствии с п.п.1 и 3 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, а также его доплата истцу исчислены на основании сведений о мощности двигателя, поступивших из органов ГИБДД, по ставкам, установленным ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 487-53 «О транспортном налоге». Согласно действующему ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин» мощность измеряется в ватах, а при переводе во внесистемную единицу «лошадиная сила» применяется следующее правило: «735.499 Вт = 1 л.с.», поэтому двигатель мощностью в 74 кВт в лошадиных силах имеет мощность 100,61. Из ПТС автомобиля истца следует, что мощность двигателя равняется 74 кВт, что больше 100 л.с., поэтому сообщенная органами ГИБДД мощность двигателя в 101 л.с. для исчисления транспортного налога является правильной (л.д. 25-27).
Третье лицо – Центральная акцизная таможня, являющаяся правопреемником Северо-Западной акцизной таможни, выдавшей паспорт транспортного средства на а/м «Форд Фокус», VIN №, - просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, ввиду уничтожения за истечением сроков хранения документов, на основании которых выдавался ПТС и указывалась в нем мощность двигателя, подтвердило только факт выдачи ПТС с указанием в нем мощности двигателя в кВт – 74, в л.с. – 100.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец с 28.03.2006 является собственником автомобиля а/м «Форд Фокус», VIN №, 2006 года выпуска.
МИФНС № по СПб в адрес истца было направлено требование № на оплату транспортного налога за 2011 год и доплате его за 2009 и 2010 годы в связи с перерасчетом на общую сумму 6005 рублей в отношении автомобиля «Форд Фокус», VIN №. При этом расчет налога, а также его перерасчет произведены исходя из налоговой базы 101 л.с. по налоговой ставке 35 рублей за 1 л.с. Истец в установленный срок произвел оплату начисленных сумм.
Указанные выше обстоятельства не оспаривались обеими сторонами, подтверждены документально (л.д. 9, 11-14, 34).
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу требований ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Как предусмотрено п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Исходя из положений п.4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 3 статьи 363 НК РФ определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), в частности: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.
В соответствии с п. 2 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года № 487-53 "О транспортном налоге" налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются также с учетом мощности двигателя: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.
Таким образом, для определения налоговой базы необходима информация о мощности двигателя.
В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 29.08.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"), зарегистрированным в Минюсте РФ 30.12.2008 № 13051, изменение регистрационных данных в паспортах транспортных средств отнесено к компетенции регистрационных подразделений ГИБДД МВД России.
При этом согласно п. 33, 39 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 сведения о мощности двигателя заполняются на основании Одобрения типа транспортного средства, Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
В соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 в случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.
По настоящему делу паспорт транспортного средства - автомобиля «Форд Фокус», VIN №, а также и свидетельство о его регистрации содержат сведения о мощности двигателя как в лошадиных силах - 100 л.с., так и в киловаттах - 74 кВт.
Между тем, количество лошадиных сил определяется исходя из такого показателя мощности двигателя как ватты, поскольку именно данные параметры являются первичными при определении мощности двигателя.
Этот вывод вытекает из межгосударственного стандарта ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 04.02.2003 N 38-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта", принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и введенный в действие для применения в Российской Федерации с 01.09.2003. Этим ГОСТом определено, что мощность измеряется в ваттах; при переводе во внесистемную единицу "лошадиная сила" применяется следующее правило "735.499 Вт = 1 л.с." (Таблица 3 и Приложение В данного ГОСТа). Таким образом, если двигатель имеет мощность 74 кВт, то его мощность в лошадиных силах будет равна 100,61, при округлении ее до целых величин она будет составлять 101 л.с.
В письмах ЗАО "Ф" от 01.06.2007 в адрес начальника УГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, от 19.04.2011 в адрес УФНС по Санкт-Петербургу (л.д. 15) пояснено, что в паспортах транспортных средств, выданных до 11 мая 2007 года на выпускаемые предприятием ЗАО "Ф» (<адрес>) на автомобили Форд "Фокус" была допущена техническая ошибка в данных, касающихся мощности двигателя; для автомобилей с типом двигателя HWDA/HWDB в ПТС указывалась мощность двигателя 74 кВт/100 л.с., где значение 100 л.с. является неточным. Данная техническая ошибка возникла при переводе мощности из единиц измерения "кВт" во внесистемные единицы измерения "лошадиные силы" (л.с.) При переводе использовалось значение "британской лошадиной силы", принятое в Европейских странах 1 л.с. = 0,746 кВт. В России в соответствии с ОКЕИ принято значение "лошадиной силы" равное 1 л.с. = 0,736 кВт. С 11 мая 2007 года при выдаче ПТС на автомобили Форд "Фокус" с типом двигателя HWDA/HWDB указывается корректное значение мощности 74 кВт/100,64 л.с.
Эти же сведения при производстве по делу в адрес суда подтвердило ООО «С» в письме от 06.06.2013.
Из материалов дела следует, что принадлежащий истцу автомобиль имеет тип двигателя HWDB, год выпуска - 2006 год, организация изготовитель ЗАО "Ф" (Россия), ПТС выдан 18.03.2006 (л.д. 34).
В этой связи суд полагает, что требование истца о возврате излишне уплаченной суммы налога и обязании ответчика производить расчет налога с учетом мощности двигателя 100 л.с., нельзя признать правомерным. Налоговый орган обоснованно произвел расчет налога с учетом ставки, предусмотренной для мощности двигателя, превышающей 100 л.с
Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что мощность двигателя составляет менее 74 кВт (до 73.55 кВт = до 100 л.с.), тогда как ПТС содержит информацию о мощности двигателя - 74 кВт. Представленные истцом сведения из ООО «Р» не содержат данные о мощности двигателя автомобиля в Ватах.
Оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации у суда не имеется. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах отсутствуют. Расчет количества лошадиных сил произведен регистрирующим органом с учетом данных, содержащихся в ПТС о количестве кВт; расхождения в данных ПТС о количестве лошадиных сил и кВт являются устранимыми путем вышеуказанного расчета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по Санкт-Петербургу о взыскании суммы излишне уплаченного налога, обязании совершения определенных действий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2013.
Судья А.К.Юрьев